Календарно-тематический план реализации программы «Юный волонтер»
календарно-тематическое планирование (2, 3, 4 класс)

Шандер Анна Сергеевна

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.

Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел. В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.  

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план реализации программы «Юный волонтер»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.

Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел. В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.  

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Цель программы: создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Задачи программы:

- сформировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

- сформировать позитивные установки учащихся на добровольческую деятельность;

- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

- создать условия для реализации каждым учеником собственной гражданской позиции;

- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности. Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях. Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Реализация программы предполагает использование разнообразных форм взаимодействия педагогов и учащихся (рис.1).

Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Рисунок 1 - Формы  взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы

Раздел 1 - Волонтерское движение в России.

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Тренинги данного раздела помогут обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 2 -  Участие в благотворительных акциях.

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Кроме того, в программе заложены тематические направления воспитания основ патриотизма, для каждого из которых предусмотрены определенные формы работы:

1. Направление «Я и моя семья».

Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости и ответственности за свою семью;

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы работы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

2. Направление «Я и мой поселок».

Цель: воспитание у учащихся любви к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю своей малой Родины;

2. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного края.

Формы работы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники к Дням воинской славы,  устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Направление « Я – гражданин России».

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;

3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы работы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4. Направление «Я и моя Губерния».

Цель: воспитание у учащихся любви к своей области.

Задачи:

1. Изучать историю Самарской области.

2.  Собрать материал на тему «Народы Самарской области».

Формы работы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по краеведческой тематике, праздники к Дням воинской славы,  встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. В программе предусмотрена комбинация занятий и акций по данным направлениям на протяжении всего учебного года.

Важным моментом в процессе реализации программы является организация работы с родителями. Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота своей страны. Поэтому успех в воспитании основ патриотизма зависит и от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы:

1. Составление родословной  «Пишем родословную своей семьи».

2. Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

3. Сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной  войне.

4. Круглый стол «Загляните в семейный альбом».

Календарно-тематический план реализации программы «Юный волонтер» представлен в Приложении Г.

В процессе реализации программы дети активно участвуют в поздравительных акциях, при этом подарки и открытки изготавливаются ими собственноручно на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Реализация программы предполагает достижение следующих результатов:

- приобретение знаний о своей малой родине, позитивное отношение к ней;

- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- повышение уровня психологической комфортности педагогического взаимодействия в системе «ученик-учитель»

- освоение умения организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий, нуждающихся в помощи;

- формирование чувства отзывчивости, готовности прийти на помощь и действовать при этом бескорыстно.

Таким образом, программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы «Юные волонтёры» обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы, обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Календарно-тематический план реализации программы «Юный волонтер»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма контроля

1

Волонтерское движение в России.

8

Тренинг – 1

Проект – 1

Анкетирование - 1

2

Участие в благотворительных акциях.

26

Изготовление поделок – 13

Трудовые дела – 6

Проект – 1

Акции – 6

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема учебного занятия

Кол-

во

часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть

занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся

Практическая часть

занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся

1

Вводный урок. Волонтерское

движение. «Спешите делать добрые дела!»

1

Участие в беседе

Просмотр видеофильмов, обсуждение

2

Изготовление открытки для пап «С Днём работника леса»

1

Участие в беседе

Изготовление открытки

3

Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека

1

Участие в беседе

Изготовление открытки

4

Поздравление пожилых людей  с Днём пожилого человека

1

Выступление детей

5

Изготовление букета ромашек из бумаги для ветерана Великой Отечественной войны и работников тыла.

1

Участие в беседе

Изготовление подарка

6

Поздравление  работников тыла с Днем пожилого человека.

1

Выступление детей, вручение подарков.

7

Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю

1

Участие в беседе

Изготовление закладки

8

Поздравление библиотекаря школы с Днём школьных библиотек

1

Выступление детей, вручение подарков школьному библиотекарю

9

13 ноября – Всемирный день доброты «Наши добрые дела»

1

Участие в беседе

Просмотр видеофильмов, обсуждение

10

Ремонт книг для детей 1 класса.

1

Участие в беседе

Ремонт книг

11

Акция «Вахта памяти». Уборка памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него

1

Участие в беседе

Уборка памятника и территории от снега

12

Изготовление для мам подарков к Дню матери

1

Участие в беседе

Изготовление подарка

13

Изготовление подарков к Дню инвалида.

1

Участие в беседе

Изготовление подарков, выступление детей и вручение подарков

14 - 15

Конкурс поделок «Подарок деду»

2

Участие в беседе

Изготовление поделок

16

Изготовление новогодних игрушек из бумаги для школьной новогодней ёлки

1

Участие в беседе

Изготовление новогодних игрушек

17

К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой»

1

Участие в беседе

Развешивание кормушек и кормление птиц

18

Права и обязанности

волонтера

1

Участие в беседе

Просмотр Интернет ресурсов, обсуждение

19

Расчистка игровой площадки  от снега

1

Участие в беседе

Уборка снега с игровой площадки

20

17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг “Доброта как Солнце”

1

Участие в беседе

Выполнение тренинга

21

Изготовление открыток для ветерана Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днём защитника Отечества

1

Участие в беседе

Изготовление открыток

22

Поздравление ветерана Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днём защитника Отечества

1

Выступление детей, вручение подарков ветерану и труженикам тыла

23

Изготовление подарков для тружениц тыла к Дню 8 Марта

1

Участие в беседе

Изготовление подарков

24

Поздравление тружениц тыла  с Днём 8 Марта

1

Выступление детей, вручение подарков труженицам тыла

25 - 26

Проект. Разработка "Паспорта

Волонтера" или визитки "Ты хочешь стать волонтером?",

кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10

заповедей волонтера"

или "права волонтера"

2

Участие в беседе

Выполнение проекта

"Паспорт

Волонтера"

27

2.04 - Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки

1

Участие в беседе

Ремонт книг

28

12.04 - Международный день милосердия. “Будьте

милосердным”

1

Участие в беседе

Просмотр видеофильмов,

чтение художественных произведений, обсуждение

29

Проектирование действий по

благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица»

1

Участие в беседе

Составление плана действий

30

Трудовой десант

1

Участие в уборке территории

31

Участие к акции «Ветеран живёт рядом».

1

Выступление детей, поздравление ветерана

32 - 33

КТД Оформление и распространение электронных листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты

2

Участие в беседе

Создание листовок, развешивание их на улицах посёлка

34

Могу ли я быть волонтером?

(анкетирование)

1

Выполнение анкеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации программы воспитания (1 год)

План реализации программы воспитания по направлениям (1 год)...

План реализации программы воспитания (2 год)

План реализации программы воспитания по направлениям (2 год)...

План реализации программы воспитания (3 год)

План реализации программы воспитания по направлениям (3 год)...

План реализации программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образовани...

Программа "Юный волонтер"

Программа внеурочной деятельности «Юный волонтёр» социально-педагогической направленности для обучающихся 10-14 лет....

Календарно-тематическое планирование кружка внеурочной деятельности «Юный математик» 2022-2023

Календарно-тематическое  планирование  кружка внеурочной деятельности «Юный математик»...

Календарно-тематическое планирование. План работы с родителями и план работы с обучающимися 3 класс.

Календарно-тематическое планирование.  План работы с родителями и план работы с обучающимися 3 класс....