Готовность ребёнка к школе: на что обратить внимание родителям
консультация (1 класс)

Юрлова Екатерина Владимировна

Консультация для родителей будущих первоклассников. Что означает "Готовность ребёнка к школе" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole_yurlova.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребёнка к школе: на что обратить внимание родителям

Юрлова Екатерина Владимировна

учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга

имени Героя Советского Союза Г.Д. Костылева

Приближается то время, когда ваш ребенок пойдёт в 1 класс. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в 6 или 7 лет отдать его в первый класс.

Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

До школы ребенок тоже обучается, но только другими методами, чем в школе:

- используется игровой метод;

- другая нагрузка во временном плане (это не 4-5 уроков по 40 минут);

- другие требования (его не будут заставлять продолжать дело, если он устал);

- другая форма организации деятельности (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность походить, поиграть)    

Как же принимать решение о начале обучения в школе?

    1. Не забывайте, что помимо биологического есть и психологический возраст ребенка, который может существенно отличаться от него как в меньшую, так и в большую стороны.

    2. Необходимо знать о специфике школы, в которую вы хотели бы его отдать. Вполне возможно, что ребенок совершенно готов к учебе в общеобразовательной школе, но еще не является достаточно зрелым для школы с углублённым изучением.

Готовность к школе:

                      физиологическая   психологическая    познавательная

Физиологическая готовность ребенка к школе

Готовность к обучению в школе физически:

Развитие мелкой моторики

Развитие координации движения

Устойчивость к нагрузкам

Упражнения для развития мелкой моторики: лепить, раскрашивать, собирать пазлы, конструктор. Эти занятия развивают не только мелкую моторику, но и те отделы головного мозга, которые отвечают за речевое развитие ребенка, так и уровень созревания структур головного мозга.

Не спешите отдавать ребёнка в школу в 6,6 лет, даже если он обладает глубокими интеллектуальными познаниями.

Созревание лобных долей происходит ближе к семи годам и позволяет детям контролировать поведение и выдерживать длительность урока, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку.

А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать и правильно сидеть за столом.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

 Уметь общаться со сверстниками и взрослыми; не проявлять агрессии, при ссоре, уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; понимать и признавать авторитет взрослых

 Быть толерантным, адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников

 Нравственное развитие, уметь понимать, что хорошо, а что – плохо

 Уметь принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения уметь адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

 Иметь запас определенных знаний

 Уметь ориентироваться в пространстве

 Быть любознательным, стремиться к получению новых знаний

 Развитие памяти, речи, мышления соответственно возрасту.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

 Понимать важность обучения

 Наличие интереса к учению и получению новых знаний

 Способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа

 Усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность

Ребёнку нужно иметь определенный комплекс знаний и умений для успешного обучения в школе.

1.Внимание

Ребёнок должен уметь заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20минут.

Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

Уметь выполнять работу по образцу,

2.Память

В этом возрасте ребёнок хорошо рассказывает по памяти стихи, скороговорки, пословицы, сказки. Ребёнок может пересказывать текст из 4-5 предложений.

3.Мышление

Задания, с которыми должен справляться ребёнок:

-Находить лишнее слово из группы слов

-Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

-Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

-Складывать пазлы без помощи взрослого.

-Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

4.Речь

-Понимать и объяснять смысл пословиц.

-Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

-Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

Посещая уроки в первых классах, вижу с каким трудом адаптируются к школе некоторые первоклассники. У них неустойчивое внимание, неусидчивость, быстрое утомление.

Школьные психологи считают ребенка не готовым к школе, если у ребенка определяются хотя бы 4 из этих признака.

• не самостоятелен или недостаточно самостоятелен;

• не умеет слушать инструкцию педагога;

• не умеет сосредотачиваться на задании;

• у него недостаточно знаний об окружающем мире, он не умеет сравнивать, обобщать, анализировать и др.

• больше настроен на игру, чем на учение;

• слишком зажат или стеснителен, или, наоборот, слишком возбуждён и активен;

• не умеет дружить со сверстниками;

• не умеет вежливо разговаривать со взрослыми и слушать их.

А неуспеваемость и нежелание учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к обучению в школе.

Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребёнка к школе.

Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.
1. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25—30 минут (например, собирать конструктор)?
2. Говорит ли ваш ребёнок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдёт новых друзей?
3. Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?
4. Знает ли ваш ребёнок наизусть несколько стихотворений?
5. Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей ведёт себя непринуждённо, не стесняется?
6. Умеет ли ваш ребёнок изменять имя существительное по числам (например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети)?
7. Умеет ли ваш ребёнок читать без ошибок по слогам или целиком слова, состоящие из 2—3 слогов?
8. Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?
9. Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

10. Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк»)?

11. Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

12. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

13. Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом, а именно: мебель) стол, диван, стул, кресло)?

14. Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

15. Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?
16. Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Если вы утвердительно ответили на 15—16 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы утвердительно ответили на 9—13 вопросов, значит ваш ребёнок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.
           Если вы утвердительно ответили на 8 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?

Задания педагогической диагностики Как организовать  занятия с ребёнком  в домашних условияхи какова их продолжительность?Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к шко...

Готовность ребёнка к школе. Рекомендации родителям.

Данный материал поможет определить готовность ребёнка к школе и дать рекомендации родителям....

материалы для собрания с родителями будущих первоклассников " Готовность ребёнка к школе"

Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?» Это серьёзные вопросы, однако  в семье не всегда правильно относятся к их решению, считая достаточным ознакоми...

Как подготовить незрячего ребенка к обучению в школе, на что обратить внимание?

Здравствуйте, уважаемые родители! Вот уже почти 9 лет я работаю с незрячими учащимися.  Обучение  таких детей происходит по общеобразовательной программе, используются такие же учебники, ка...

Тест для родителей по определению готовности ребёнка к школе

Тест для родителей по определению готовности ребёнка к школе...

Психологическая готовность ребёнка к школе (рекомендации для родителей)

Психологическая готовность ребёнка к школе (рекомендации для родителей)         Цель: помочь родителям и их детям адаптироваться к новым школьным условиям....

Готовность ребёнка к школе: основные критерии и роль родителей в их формировании.

Рано или поздно перед  родителями встаёт вопрос "Когда отдать ребёнка в школу? Готово ли наше чадо успешно овладевать знаниями, не будет ли для него процесс обучения слишком сложным и изнурительн...