Устный журнал "Герои не умрут в веках..."
классный час (4 класс)

Гонтарева Марина Станиславовна

"Устный журнал", 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_geroy_ne_umryot_v_vekah.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час: «Герои не умрут в веках…»

Класс: 4

Цель: познакомить учащихся с историей праздника «День Героев Отечества»

Задачи:

формировать  у учащихся чувство патриотизма;

сохранять память о подвигах Героев Отечества;

воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: ПК, экран, проектор, колонки, презентация,                                                   

 

Ход занятия

Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами познакомимся со страницами устного журнала «Герои не умрут в веках…» (1слайд)

Введение в тему классного часа.

- Как вы думаете, почему наш журнал так называется и кому он будет посвящён?

(2-3слайд)

9 декабря наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата   была установлена в 2007 году. Появился этот праздник не случайно.

Открытие нового знания

Рассказ учителя, сопровождаемый показом презентации.

Учитель: Ребята, кто такой герой? (ответы детей)

-Прочитайте пословицу.

«Герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт».(4 слайд)

-Объясните значение этой пословицы.

(Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности)

-У каждого человека есть Родина. А как называется наша Родина?

- Что такое Отечество? (выслушать ответы детей)

Учитель: Ребята, первая страница нашего журнала рассказывает об истории праздника «День Героев Отечества» (5 слайд)

- Кто из вас знает, как наша страна называлась раньше? (выслушать ответы детей)

- Российская империя. Посмотрите, каким был флаг в то время. (6 слайд)

1ученик: Черный цвет - символ Великой державы на Востоке, символ государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ. Золотой (желтый) цвет - символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Белый цвет - цвет вечности и чистоты.

Учитель: Позже наша страна переименована в СССР или Советский Союз.

Как выглядел флаг СССР? (ответы детей)

Флаг – красное полотнище, в левом верхнем углу перекрещенные серп и молот. (7 слайд)

Учитель: В каком государстве мы живём? (Российская Федерация или Россия)

Как выглядит флаг России? Что обозначают полосы на флаге?  (ответы детей)

(8 слайд)

2 ученик: Белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство;

 синий - цвет веры и верности, постоянства;

красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Во времена Екатерины Великой. Императрица Екатерина II учредила в 1769 году  Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия для отличия офицеров за заслуги на поле боя. Новой наградой первой удостоила себя. (слайд 9, 10)

Какой же подвиг совершил Святой Георгий, об этом мы сейчас узнаем, а кто-то вспомнит.(11слайд).

3ученик: По легенде, змей (дракон) опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление Святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Учитель: Орден имел четыре степени отличия. Знаки различались размером. 

(12 слайд)

4 ученик: Орден имел 4 степени:

1-я степень: звезда на левой стороне груди и большой крест на ленте через правое плечо;

2-я степень: звезда на левой стороне груди и большой крест на шейной ленте;

3-я степень: малый крест на шейной ленте;

4-я степень: малый крест в петлице или на колодке.

Учитель: Как вы думаете, а кого награждали этим орденом?

(Воинов,  проявивших в бою доблесть и мужество.)

5ученик: За всю историю России орденом Святого великомученика и Победоносца Георгия 1 степени были отмечены 25 человек.

Звезда и крест ордена Святого Георгия 1 степени – высшая награда. Награждение орденом Святого Георгия производится только от низшей степени к высшей.

Орден Святого Георгия 4 Степени- на получение этого ордена претендовали офицеры от 25 лет службы и 18 лет службы морским офицерам. (13 слайд)

Орден Святого Георгия 3 Степени - всего удостоено около 650 человек. (14 слайд)

Орден Святого Георгия 2 Степени- всего удостоено  125 человек. (15 слайд)

Орден Святого Георгия 1 Степени - всего удостоено 25 человек. Полководцы ценили его выше всякой другой награды. (16 слайд)

Учитель: Вторая страница нашего журнала «Герои Отечества» (17 слайд)

6 ученик: Михаил Илларионович Кутузов стал первым полным кавалером этой награды, т.е отмеченным всеми четырьмя степенями ордена . (18 слайд)

Прославленный полководец, генерал-фельдмаршал, светлейший князь. Герой Отечественной войны 1812 года.

С отличием окончил артиллерийскую школу в Петербурге (1759 г.) и стал командиром роты Астраханского пехотного полка (1761 г.). Принимал участие в военных действиях в Польше в 1764—1765 гг., участвовал в русско-турецкой войне 1768—1774 гг. В 1774 г. под Алуштой Кутузов получил пулевое ранение в висок и потерял правый глаз. После лечения за границей шесть лет служил под командованием А. В. Суворова. В 1784 г. Кутузов был произведён в генерал-майоры и вышел в отставку, а в 1787 г. его назначили генерал-губернатором Крыма. Во время русско-турецкой войны 1787—1791 гг. Кутузов получил второе тяжёлое пулевое ранение в голову, отличился при штурме крепости Измаил, был отмечен высокими наградами и получил чин генерал-лейтенанта. 

7ученик: (19 слайд) Александр Васильевич Суворов получил ордена Святого Георгия от 3-й до 1-й степени. Великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере. Суворов с детских лет мечтал стать военным. Много читал, изучал военную историю.

Решив стать военным, Александр стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.

Суворов поступил в полк простым солдатом. Служа рядовым, он ничем не отличался от простых солдат: ходил в караул, ел солдатскую пищу.

Суворов считал, что нужно много тренироваться, учиться, тогда будет легче в сражении. Во время учений у Суворова солдаты получали больше ранений, чем во время сражений.

 Суворов по этому поводу говорил: «Тяжело в ученье, легко в бою».

Провёл более 60 сражений и не потерпел ни одного поражения.

Учитель: Какое высшее звание было присвоено Генерал-майору Суворову?

(Генералиссимус)

Учитель: Третья страница посвящена высшей награде нашего времени.(20 слайд)

 - В СССР орден Святого Георгия был заменён на Золотую звезду Героя.  Звание Героя Советского Союза присваивалось за совершение геройского подвига во время войны и в мирное время. (21 слайд)

- Обратите внимание на планку красного цвета.  На что она похожа?  (На флаг СССР)

- Посмотрите на экран, и скажите, как сейчас выглядит Золотая звезда Героя России? Что изменилось  по сравнению с Золотой звездой Героя Советского Союза? (Слайд №22)

- Как думаете, почему? (ответы детей- планка цвета флага современной России).

- Звание Героя Российской Федерации присваивается  за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. (23 слайд)

8 ученик: Орден Святого Георгия был восстановлен в Российской Федерации в 1992 году.

В наше время Георгиевским Крестом награждаются военнослужащие из числа солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, младших офицеров.

И в настоящее время в нашей стране чествуют героев советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия, и ордена Славы, Героев труда, героев Российской Федерации. 

Учитель: 4страница « Герои не уходят в никуда…»(24 слайд)

Так заведено на Руси, что в трудное для Родины время на её защиту становятся верные сыны и дочери…

9 ученик: (25 слайд) 23 ноября 1920 года родилась Туснолобова-Марченко Зинаида Михайловна - санитарка 849-го стрелкового полка 303-й стрелковой дивизии 60-й армии Воронежского фронта, старшина медицинской службы в отставке; инвалид Великой Отечественной войны 1-й группы.

В Красной Армии с 1942 года, окончила курсы медицинских сестёр. В действующей армии с апреля 1942 года.

Санитарка 849-го стрелкового полка рядовая Зинаида Туснолобова за 8 месяцев пребывания на фронте вынесла с поля боя 128 раненых. В феврале 1943 года в бою за станцию Горшечное Курской области была тяжело ранена, обморожена. Врачи спасли ей жизнь, но она лишилась рук и ног.

10 ученик: В мае 1944 года, когда линия фронта приблизилась к её малой родине, обратилась к воинам 1-го Прибалтийского фронта. Она просила отомстить за нее:

"Отомстите за меня! Отомстите за мой Родной Полоцк!

Пусть это письмо дойдет до сердца каждого из вас. Это пишет человек, которого фашисты лишили всего — счастья, здоровья, молодости. Мне 23 года. Уже 15 месяцев я лежу, прикованная к госпитальной койке. У меня теперь нет ни рук, ни ног. Это сделали фашисты.

В последнем бою, когда я бросилась на помощь раненому командиру взвода, ранило и меня, перебило обе ноги. Фашисты шли в контратаку. Меня некому было подобрать. Я притворилась мёртвой. Ко мне подошёл фашист. Он ударил меня ногой в живот, затем стал бить прикладом по голове, по лицу…

11 ученик: И вот я инвалид. Недавно я научилась писать. Это письмо я пишу обрубком правой руки, которая отрезана выше локтя. Мне сделали протезы, и, может быть, я научусь ходить. Если бы я хотя бы ещё один раз могла взять в руки автомат, чтобы расквитаться с фашистами за кровь. За муки, за мою исковерканную жизнь!

И я прошу вас, родные: когда пойдете на штурм, вспомните обо мне!

Вспомните — и пусть каждый из вас убьёт хотя бы по одному фашисту!".

12 ученик: Тысячи писем получила Зина в ответ. Бойцы и командиры клялись отомстить за нее. В бой пошли танки с ее именем. Летчики писали на своих самолетах: «Отомстим за Зину Туснолобову».

13 ученик: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1957 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны Туснолобовой-Марченко Зинаиде Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

14 ученик: Осенью 1965 года Международный Комитет Красного Креста наградил З.М. Туснолобову-Марченко медалью Флоренс  Найтингейл. Она стала третьей советской медсестрой, удостоенной этой почётной награды.

Скончалась 20 мая 1980 года. Похоронена в Полоцке, на Красном кладбище.

15 ученик: (26слайд) 31 августа 1999 года сержант Янина И.Ю. в составе эвакуационной группы выполняла боевое задание в районе населенного пункта Кара-махи. В период зачистки территории наши войска встретили организованное сопротивление исламистов, отчаянно сражавшихся за каждую улицу, каждый дом. Сержант Янина И.Ю., находясь на передовой, под ожесточенным огнем противника оказывала первую медицинскую помощь раненым военнослужащим, пострадавшим в ходе боя. Она, рискуя своей жизнью, пришла на помощь 15-и нашим воинам и организовала их эвакуацию в медицинский пункт временной дислокации части. При ее личном участии было совершено три рейса на бронетранспортере к линии противостояния, в результате чего 28 военнослужащих, получивших тяжелые огнестрельные ранения, были направлены в тыл, где им была оказана своевременная медицинская помощь.

16 ученик: В самый ожесточенный момент сражения, когда противник перешел в контратаку, пренебрегая опасностью, сержант Янина И.Ю. в четвертый раз устремилась на помощь ведущим бой нашим подразделениям. Организовав погрузку раненых, она, непрерывно стреляя из автомата, не давала возможности противнику вести прицельный огонь. При отходе от позиций, бронетранспортер оказался в зоне сильного гранатомётного огня. Две гранаты попали в корпус и топливный бак боевой машины, которую мгновенно охватило пламя. Помогая раненым выбраться из бронетранспортера, мужественная медсестра не смогла покинуть горящую машину...

14 октября 1999 года Ирине Яниной присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно), она навечно зачислена в списки личного состава воинской части. Янина Ирина Юрьевна - первая и единственная женщина, получившая звание Героя России за боевые действия в Кавказских войнах.

Учитель: Оськин Виктор Семёнович (27 слайд +видео).

17 ученик (28 слайд): 1-го сентября 2004 г. в г. Беслане, террористы захватили школу №1, в которой находились более тысячи человек, большинство из которых были дети. Бандиты несколько дней удерживали заложников в спортзале школы без еды и воды...

3 сентября 2004 г. начался штурм здания. Лейтенант Андрей Туркин шёл во главе своей группы. Впереди спортзал. Неудачно ухватившись за подоконник, лейтенант сорвался и упал. Из-за этой задержки на входе вместо первого номера по боевому расчёту Андрей ворвался в помещение третьим. А там, внутри, был уже сущий ад: насмерть перепуганные дети и женщины, палящие во все стороны бандиты.

18 ученик: Выскочивший из клуба дыма и пыли террорист длинной очередью ранил двоих спецназовцев и метнулся за угол. В следующее мгновение он получил свою порцию свинца, но успел бросить осколочную гранату. На занятиях по тактике в подобной ситуации следовало быстро оттягиваться назад, за укрытие. Но это на занятиях. А в реальной жизни...

Моментально приняв решение, Туркин бросился на пол, накрыв гранату собой...

Андрею было 29 лет, у него остались супруга с двумя малолетними детьми и пожилая мать.

За мужество и героизм Указом Президента Российской Федерации Андрей Алексеевич Туркин посмертно был награжден званием Героя России.

Учитель: Пятая страница журнала «Наши родные- герои!» (слайд 29).

- Слово предоставляется: …

Учитель: Шестая страница- Акция «Георгиевская лента»(30 слайд)

-Символом, который связывал   героев разных эпох, является  Георгиевская лента. (31 слайд)

19 ученик: Георгиевская лента- биколор (двуцвет) оранжевого (желтого) и черного цветов. Черный цвет означает дым, а оранжевый ( желтый) – пламя. В наше время появилась традиция, в  преддверии праздника День Победы, повязывают ленту на одежду в знак уважения, памяти.

Акция «Георгиевская ленточка»  — это общественная акция по раздаче символических ленточек, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходит с 2005 года. Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили  в 1945 году. И мы с вами 9 мая участвуем в шествии «Бессмертный полк». Каждый несет фотографию своего дедушки, прадедушки. Они тоже проявляли героизм , защищая Родину от врагов.

Итог.

Учитель: Праздник «День Героев Отечества» отмечается в нашей стране недавно, с 2007 года. Скажите, а нужен ли этот праздник нам? Почему?

-В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах мы воспитываемся. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет было много, но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли. Мы должны знать, помнить и чествовать героев нашей страны.

-Нашу Родину в разные времена защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно у них было общее.

-Что объединяло героев разных времён? (Сильная любовь к Родине).

Рефлексия.

Видеоролик « От героев былых времён».

Использованные источники

http://easyen.ru/load/kraevedene/novosibirskaja_oblast/9_dekabrja_den_geroev_otechestva/419-1-0-2223

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/02/25/klassnyy-chas-den-geroev-otechestva

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный счет для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

Устный счет для уроков математики во втором классе по УМК "Начальная школа XXI века"...

Устное народное творчество -урок во 2 классе по УМК Начальная школа 21 века

Нетрадиционный урок был дан в рамках проведения семинара на муниципальном уровне. Дети на уроке работают фронтально, в группах и индивидуально....

УМК "Начальная школа 21 века". Урок математики «Сумма трех и более слагаемых. Устные приемы вычисления». 3 класс

Цель:Познакомить учащихся с приёмами  устного сложения трех и более слагаемых.Задачи: - закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение сравнивать многозначные числа;- совершенствовать нав...

Эти песни войны не умрут никогда

Сценарий проведения конкурса военных песен. "Солдатский привал"...

Работа над устным народным творчеством по программе Начальная школа XXI века

В первом классе на уроках слушания учащиеся работают с отдельными произведениями фольклора (загадки, сказки, песенки и т. д.), во втором классе жанровый состав этих произведений расширяется, в третьем...

Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу" (УМК «Начальная школа XXI века»)

Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя - обобщение по разделу" (УМК "Начальная школа ХХI века")...

Презентация по математике на тему "Познавательные задачи для устного счёта" в 3 классе (УМК "Начальная школа 21 века")

В материале представлены задачи для отработки устных вычислительных навыков, алгоритмов решения задач и закрепления знаний, умений и навыков. Познавательные задачи содержат интересные факты, что делае...