Устное народное творчество -урок во 2 классе по УМК Начальная школа 21 века
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Горохова Елена Владимировна

Нетрадиционный урок был дан в рамках проведения семинара на муниципальном уровне. Дети на уроке работают фронтально, в группах и индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx27.02 КБ
Файл prezentaciya1.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.2 класс.

Тема. Устное народное творчество(обобщение)

Цели.

Обучающие:- повторить жанры устного народного творчества(УНТ); -повторить синонимичные понятия «фольклор-УНТ»; -учить анализировать, сравнивать ,высказывать свои умозаключения; учить выразительно читать произведения , передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.

Развивающие:- развивать образное мышление, -расширять словарный запас учащихся.

Воспитывающие: -прививать детям любовь к литературе, фольклору; приобщать к народным традициям русского народа.

1.Вхождение в урок.

2.Ситуация интриги, постановки учебной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке мы снова отправимся в удивительную страну, название которой вы отгадаете, решив ребусы.(СЛАЙД 1А)

А) Старинное название губ(рта),+ное =устное

Б)Синоним слова ЛЮДИ +ное= народное

В)(твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=творчество

(СЛАЙД 1Б)Устное народное творчество

Учитель: УНТ-это удивительная страна,но ей можно дать и другое название.Какое?

(ответ:ФОЛЬКЛОР) (СЛАЙД 1 В)

Учитель : Мы с вами знаем, что ФОЛЬКЛОР –это живой цветок со множеством лепестков-жанров, которые очень разнообразны: от малых до крупных.

3. Актуализация знаний.

1.Проанализируйте некоторые тексты с точки зрения жанра фольклора. И мы откроем первые лепестки нашего цветка. Сегодня мы работаем в группах, поэтому прошу подойти капитанов за заданиями.(Капитаны берут листки для обсуждения в команды 1-2минуты)

Конверт №1

  1. «Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно . всё бы хорошо, да одно горе-детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают» (сказка)
  2. «ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.»(былина)
  3. «Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.»(поговорка)
  4. -Что везёшь?

-Сено.

-Какое сено? Ведь это дрова!

-А коли видишь, так чего спрашиваешь?(шутка)

       5)        

          «А то ещё не чудо. Не диковинка,

        А были чудеса и почуднее того:

        По поднебесью медведь летит

Ушками ,лапками он помахивает,

Серым хвостиком   поправливает..»(небылица)

2.Проверка .

Дети зачитывают отрывок, учитель открывает лепестки ∆ на цветке: былина, сказка, поговорка, шутка, небылица

4.Работа над пословицами.

Учитель: Ну вот ,ребята, « Кончил дело-гуляй смело!»

Ой, ребята, что это я сказала?(Ответы- это Посолвица)∆На цветке-ПОСЛОВИЦА.

Учитель: Посмотрим ,знаете ли вы пословицы :Соедините начало и окончание пословицы.(СЛАЙД 2А)

Терпенье и труд        а не ученье-тьма.

Ученье-свет,                там и счастье.

Не спеши языком,        всё перетрут.

Труд кормит,                        торопись делом.

Где труд,                а лень портит.        

(От каждой команды выходит по одному человеку, выполняя задание)

(СЛАЙД 2Б) Читаем хором , объясняя смысл.

Учитель: Что скрывает каждая пословица?(ОТВЕТ: в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл-народная мудрость)

5.Загадка.Игра.Считалочка.

1.Конверт №2

Учитель: Чтобы открыть следующий лепесток, надо выполнить задание 2-го конверта.

(У каждой группы там разные загадки о МЕДВЕДЕ)

Учитель:Прочитайте задание. О ком идёт речь? (СЛАЙД 3) По каким признакам догадались, что это медведь?(ОТВЕТЫ) Какой жанр УНТ перед вами?(ЗАГДКА-вывешиваем лепесток)

2. ФИЗМИНУТКА-игра.

А) Учитель: Отдохнём, поиграем.( Дети встают в круг. )Надо выбрать водящего.Как это сделать?(ОТВЕТЫ: надо посчитаться)Какой жанр фольклора мы использовали для этого ?

(СЧИТАЛОЧКУ вывешиваем лепесток)

Водящему надеваем маску-медведя.

Б) Играем «У медведя во бору»

Дети:  У медведя во бору грибы ,ягоды беру.

А медведь не спит, всё на нас рычит.

Учитель:-Каким жанром фольклора мы начали игру?(ОТВЕТ: Игровым приговорм)

Лепестки: игра, игровой приговор.

6. Работа над потешкой.

1. Учитель: -Чтобы отгадать следующий жанр, надо из букв сложить слово.

Каждая команда из набора букв выкладывает слово –ПОТЕШКА.

2. Вспомним одну из них-ИНСЦЕНИРОВКА.

-Федул, чего губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Зашить можно?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.  Вывешиваем лепесток-жанр-Потешка.

7.Народная песня.

1.Поиграем в игру «Ремонт».Отремонтируйте слово.

СЛАЙД 5А -    ЧСТШК  (ОТВЕТ: частушка) СЛАЙД 5Б-с ответом.

2.Учитель:- Впервые о частушках упоминалось в 60-ые годы 19 века. Это короткая песенка быстрого темпа, которую часто исполняли (частая песня). Называли её в давние времена «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка» и по-другому. А термин «частушка» ввёл в литературу русский писатель Глеб Иванович Успенский.

-А к какому жанру мы отнесём частушку?(ОТВЕТЫ: к песне) Вывешиваем лепесток.

3. Послушаем частушки(СЛАЙД 5В)

-Чтобы печка разгорелась,

Надо жару в ней поддать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

-Эх,топни ,нога,

Топни ,правенькая,

Всё равно пойду плясать,

Хоть и маленькая.

-Если б не было воды,

Не было бы кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?!

8.Закличка.

1. Слышим колокольный звон.(СЛАЙД 6А)

Учитель: Как вы думаете, о чём может рассказать этот звон? (ОТВЕТЫ)

- Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси была и есть –встреча Весны. Ведь весна-это надежда на хороший урожай, который принесёт достаток, благополучие в дом; надежда на здоровье близких, счастье в доме. Люди зазывали к себе Весну, т.е. кликали.

2. Для того, чтобы определить название следующего жанра , выберите из родственных слов имя существительное(СЛАЙД 6Б)

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

3. Учитель: -Давайте и мы попробуем покликать Весну-добрую, радостную, солнечную, благополучную. Вы должны будете прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.

Конверт №3 (Капитаны сами выбирают себе закличку)

 Вывешиваем лепесток-закличка.

А) Ау-ау,аукаем

Весну приаукиваем:

Март,март-

Солнцу рад;

Апрель,апрель-

Откроет дверь;

Май,май-

Сколько хошь гуляй!

Ау-ау,аукаем!

Б) Ласточка,ласточка,

Милая касаточка!

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем побывала,

Весну добывала,

Несу,несу

Весну красну.

В) Синички-сестрички,

Тётки-чечётки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята-молодцы,

Воры-воробьи!

Вы на волю полетите,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей верните!

Г) Весна,весна красная!

Приди Весна с радостью;

С радостью ,с радостью

С огромной милостью.

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим.

Весна красна,на чём пришла?

На сомочке,на бороночке,

На овсяном снопочке,

На ржаном колосочке.

Д)Синички-сестрички,

Чечётки-тётки,

Куличики-мужички,

Скворцы-молодцы.

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите!

С шёлковой травой,

С жемчужной росой,

С тёплым солнышком,

С пшеничным зёрнышком! (Дети зачитывают заклички по одному)

9.Скороговорка.

Учитель: -Вы хорошо потрудились.

-А сейчас вам надо поработать группой .Надо будет быстро говорить , очень СКОРО. О чём сейчас пойдёт речь? (ОТВЕТ: о скороговорке) Вы сейчас сами будете сочинять скороговорки. ДЕТИ зачитывают полученные скороговорки. Вывешиваем лепесток.

10. Рефлексия .

-Проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ.(Капитаны выбирают листок с заданием, в котором надо соединить отрывок и жанр фольклора-Конверт №4)

Например,

А)Радуга-дуга,

  Не давай дождя,                                                        пословица

  Давай солнышко,

  Красно вёдрышко.

Потянушеньки,потягушеньки,

Поперёк толстунушеньки!

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки.                                                         сказка

А в роток говорок,

 В головку разумок.

Добры бобры идут в боры.                                                Закличка

Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич                 пестушка

женился на Елене Прекрасной,и стали они жить-поживать да

горя не знать.

Семь раз отмерь, один отрежь.                                                Скороговорка.

Б) От топота копыт пыль по полю летит.                                        Считалка

Во поле берёзка стояла,

Во поле кудрявая стояла.                                                Былина

Ой,люли,стояла,

Ой,люли,стояла!

Захотелось Илье свою силу попробовать.

Он подъехал к Оке-реке, упёрся плечом                                        скороговорка

В высокую гору, что на берегу была, и свлил

Её в реку Оку…

Раз,два,три,четыре, пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,                                                        загадка

Прямо в зайчика стреляет:

Пиф-паф! Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой…

Золотое коромысло

Над рекою повисла.                                                        Песня

В)Стучит ,бренчит по улице,

Фома едет на курице,                                                        сказка

Тимошка-на кошке,

По кривой дорожке.

Катилось яблоко

Мимо сада,мимо сада,

Мимо града.                                                                Потешка

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Свлился как снег на голову.                                                Небылица

Растёт Снегурочка не по дням, а по часам.

Что ни день-всё умнее да милее становится…                                считалка

Старину скажу стародавнюю,

Небывальщину да неслыхальщину.                                        Поговорка

Как среди моря овин горит,

А по чистому полю корабль бежит.

Г) –Ты пирог съел?

-Нет, не я!

-А вкусный был?                                                                Былина

-Очень!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,                                                                пословица

Птички летят,

Колокольчики звенят…

Верное слово молвил поповский сын-не гоже богатырю

на пиру сидеть, живот растить. Отпусти меня, князь,                        песня

в широкие степи, поглядеть, не рыщет ли враг по

родной Руси…

Родина-мать, умей за неё постоять.                                        Шутка

Я с горы на гору шла,

Я серых гусей гнала,                                                        игровой приговор

Ой-ли, ой-ли, ой-люли,

Я серых гусей гнала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

народное , + ное = устное + ное = ( твори-и )+( честь-ь )+(волк-лк)= творчество ФОЛЬКЛОР

Слайд 2

ПОСЛОВИЦЫ Терпенье и труд а не ученье-тьма. Ученье-свет , там и счастье. Не спеши языком, всё перетрут. Труд кормит, торопись делом. Где труд, а лень портит.

Слайд 3

Терпенье и труд всё перетрут. Ученье-свет, а не ученье-тьма. Не спеши языком, торопись делом. Труд кормит, а лень портит. Где труд, там и счастье.

Слайд 4

У медведя во бору грибы ,ягоды беру. А медведь не спит, всё на нас рычит.

Слайд 5

ЧСТШК ЧАСТУШКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество урок литературного чтения во 2 классе УМК 21 век

урок литературного чтения для 2 класса по УМК 21 век . может быть использован на этапе обобщения знаний по теме. разработан в форме урока - конкурса....

Устное народное творчество Кубани 3 класс

На уроке прививается интерес к истории родного края, чувство любви к малой родине....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...

Презентация по литературному чтению «Устное народное творчество» (1-2 класс)

Презентация для любого УМК. Дети в начальной школе очень любят загадки. Предлагаю свой материал – 20 загадок с ответами-иллюстрациями на 10 слайдах– для урока литературного чтения по теме ...

Проверочная работа по литературному чтению на тему "Устное народное творчество" для 3 класса.

Проверочная работа по литературному чтению составлена на тему раздела "Устное народное творчество" для учащихся 3 класса по программе "Школа России" с использованием учебного матер...

Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)

Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....