Повторение и обобщение по теме "Устное народное творчество" Урок литературного чтения 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Чиркова Ольга Васильевна

Урок закрепления знаний по теме "Устное народное творчество"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Повторение и обобщение по теме «Устное народное творчество» 2 класс «Школа России»

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 частях – М.: Просвещение, 2017

Урок закрепления знаний

Цель урока : актуализировать знания учащихся о видах устного народного творчества, изученных в разделе. Умение читать выразительно текст, различать жанры художественной литературы, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

Этапы урока

Ход урока

Методы и приёмы работы учителя и учащихся

1.Организационный момент (мотивация)

Приветствие.

 

Дети встают, приветствуют, садятся.

2.Сообщение темы и целей урока

Закончили изучение раздела «Устное народное творчество»

Разъяснение значения каждого слова.

-Кто из вас запомнил значение слов?

 Устное- создавалось до появления письменности, передавалось из уст в уста, от одного рассказчика к другому.

Народное-авторство произведений не установлено, пересказывали на свой лад, каждый мог добавить что-то своё.

Творчество –талантливые люди сочиняли эти произведения, фантазировали, проявляли творчество.

Учебник, с.13 (обсуждение, фронтальная работа с обучающимися)

3.Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы повторим, какие же Виды устного народного творчества мы уже изучили.

Сегодня задания на цветных карточках.

Задание на листке: будем заполнять кластер, отмечать виды УНТ, которые уже знаешь

4.Основная часть

4.1.Песня

Русские народные песни о природе.

В лирических песнях народ воспевал красоту природы.

-Какое дерево самое любимое у русского народа? Берёза. В тетради мы писали, как ласково называет народ берёзу – берёзонька, рябину-

рябинушка,иву- ивушка

Колыбельные песни «Баю, баюшки баю, Не ложися на краю..»

Учебник, с.16 – чтение песен о берёзе и рябине.(индивидуальная работа)

Помним, что читать надо плавно, напевно, как песню

Отметим в кластере песня

Прочитаем хором по памяти

4.2.Пословица

Русский народ ценил в человеке лучшие качества : трудолюбие, умение дружить, честность, любовь к Родине. Наблюдая за природой и жизнью человека, люди делали выводы, давали мудрые советы.

-Кто скажет, как называются такие мудрые народные выводы и советы?

Так рождались русские народные пословицы.

Русские пословицы – меткие мудрые выражения.

Найдите пословицу о труде.

(Чтобы хорошо выполнить работу или задание, надо потратить много времени и усердия, а на отдых останется всего час, но зато ты будешь доволен хорошим результатом)

Учебник, с.26-27. Задание на карточке «Пословицы рассыпались. Собери их» (работа по карточкам, проверка после выполнения)

Читают пословицы. Оранжевые карточки с пословицами.(индивидуальная работа)

Находят пословицу о труде (обсуждение смысла пословицы)

Находим в кластере слово пословица

4.3.Потешка

Наш народ хорошо и много трудился на своей земле., но и отдыхать любил так же хорошо, задорно и весело. Люди сами придумывали себе развлечения, например Потешки.

-От какого слова протешка? (потешать, развлекать)

Повернитесь друг к другу «Ладушки» (работа в парах)

Учебник, с.20 потешки.

Жёлтые карточки с текстами потешек. (индивидуальная   работа )

Кластер, отмечаем слово «потешка»

4.4.Прибаутка

Прибаутки читают по ролям, развлекая и забавляя слушателей.

Учебник, с.21, выразительно читать прибаутки.(работа в парах)

Кластер, отмечаем слово «прибаутка»

Физминутка  «Как живёшь?»

Ученица проводит физминутку-прибаутку

4.5.Небылица

Что такое небылица? То, чего не бывает, фантазия, вымысел, перевёртыши

Учебник, с.23

Выразительное чтение на листочках (индивидуальная работа)

Голубые карточки с текстами небылиц.  

Кластер, отмечаем слово «небылица»

4.6.Считалка

Дети помогали взрослым в труде, умели косить траву, ходили за водой, топили русскую печь, но и очень любили играть, как все дети!

 Чтобы выбрать водящего и не поссориться, что придумывали дети?

Кто помнит считалочку и посчитает ребят в классе. Индивидуальные выступления детей с классом.

Учебник, с.22, выразительно читать считалки.

Кластер, отмечаем слово «считалка»

4.7.Скороговорка

Дети поиграли, сели на лавочку отдохнуть.

На розовом листочке у детей написано предложение.

-Что это? Скороговорка. Такой набор звуков, который мешает говорить плавно, надо постараться, чтобы не сделать ошибок.

Дети соревнуются в чтении скороговорок

Выразительное чтение с листка.

Розовый листок со скороговорками.(индивидуальная работа учащихся)

Кластер, отмечаем слово «скороговорка»

4.8.Сказка

Долгими зимними вечерами любили дети слушать Сказки.

Это самый любимый вид устного творчества.

-Почему?

Учебник, с.63 выделить в сказке Зачин, концовку и присказку.(работа со страницами  учебника)

4.9.Книжная выставка

Обратить внимание на детские книжки, где мы можем прочитать эти замечательные произведения.

Рассматривание книжной выставки на доске.

5.Итог урока.

   Вывод.

-Посмотрите, как много мы повторили видов устного творчества.

-Назовите виды устного народного творчества, которые мы с вами сегодня повторили.

-О творчестве какого народа мы говорили?

(Речь русского народа яркая, образная, певучая, поэтическая. Мы продолжаем изучать и активно пользоваться богатым запасом русского поэтического языка, чтобы наша речь всегда была яркой, правильной, красивой.)

Завершить выбор видов устного народного творчества в кластере (самооценка)

6.Рефлексия

-Кому урок запомнится?

-Кто из вас понял, что может самостоятельно назвать  виды устного народного творчества?

7.Организационный момент

Дети, урок закончен

       Приложение

  1.  Вспомни произведения устного народного творчества.  Какие тебе знакомы?

               

  1. Пословицы рассыпались. Собери их. 

3.Небылицы

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть,

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны в бабах

На пожар спешат.

Из-за лесу, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на собачках

По поднебесью, братцы,

Медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Милых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят

4.Потешки

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся, -

Маму, дочка, слушайся.

Шла лисичка по мосту.

Несла вязанку хворосту,

Вытопила баньку, Выкупала Ваньку,

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

Вова, Вова-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается:

---Это, бабушка, не я!

Это кошечка твоя!

Ах ты, совушка-сова,

Ты, большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела –

Во траву свалилася,

В яму покатилася!

5.Скороговорки

Сшила Саша Саньке шапку.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

Два щенка, щека к щеке щиплют щётку в уголке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литератрурного чтения Сказки народные и литературные 2 класс

На данном уроке сопоставляются сказка В.И. Даля "Девочка-снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

Обобщение по разделу "Страна детства". Литературное чтение. 4 класс. УМК "Школа России"

•Задания для команд использовались с интернет портала Pro Школу.ru (презентация Никандровой А. Л. по теме «Страна далекого детства»)...

Обобщение по разделу "Страна детства". Литературное чтение. 4 класс. УМК "Школа России"

К конспекту урока прилагаются задания для команд. Для конспекта урока использовала материал коллег с портала "Про школу точка ру"...

Обобщение по разделу "Страна детства". Литературное чтение. 4 класс. УМК "Школа России"

К конспекту урока прилагаются задания для команд. Для конспекта урока использовала материал коллег с портала "Про школу точка ру"...

Повторение и обобщение изученного «Чему мы научились во 2 классе»

Урок   построен в необычной форме  и  посвящён прошедшему времени году – лету. Выполняя задание,  откроется  часть картинки и учащиеся прочтут  летнюю примету. ...

Урок обобщения и систематизации знаний по литературному чтению «Сказы Павла Петровича Бажова» , 4 класс

Урок для 4 класса. Обобщение и систематизация знаний о сказах П.П.Бажова...