Интеллектуально-познавательная игра "Встречаем пернатых"
методическая разработка (3 класс)
Человеку свойственно особое отношение к пернатым. Ведь среди тысячи живых существ, населяющих Землю, именно птицы нашли самый убедительный ответ на вызов пространства и подарили людям вдохновляющую идею полета. С тех пор души людские обречены на то, чтобы в них никогда не угасло трепетное восхищение перед лицом чудес, открывающихся взору в мире пернатых. Сегодня окунемся в мир пернатых и посмотрим, хорошо ли вы знаете этот мир.
Деление на команды, выбор капитанов, определение названия команды. Прохождение каждого этапа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр «АНТАРЕС» ПГО
Интеллектуально-познавательная игра
«ВСТРЕЧАЕМ ПЕРНАТЫХ»
подготовила
педагог дополнительного образования
Мисливец Виктория Александровна
г. Партизанск
2024
Приветственное слово:
Человеку свойственно особое отношение к пернатым. Ведь среди тысячи живых существ, населяющих Землю, именно птицы нашли самый убедительный ответ на вызов пространства и подарили людям вдохновляющую идею полета. С тех пор души людские обречены на то, чтобы в них никогда не угасло трепетное восхищение перед лицом чудес, открывающихся взору в мире пернатых. Сегодня окунемся в мир пернатых и посмотрим, хорошо ли вы знаете этот мир.
Деление на команды, выбор капитанов, определение названия команды.
Конкурс-разминка «Загадочный сундучок».
Капитаны команд выбирают жетоны=номера загадок
1.Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
2.На шесте — дворец,
во дворце — певец,
А зовут его — ... (скворец).
3.На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.
(Цапля.)
4.Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)
5.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней? Кто же это? ... (Соловей.)
6.Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
(Кукушка.)
7.Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет
(жаворонок).
8.На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец —
Он и лётчик, и певец. (Скворец)
9.Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
10.Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
Комары её закуска.
Это птичка — … (Трясогузка)
11.Майским вечером, в прохладу,
А в июне и в жару
Вывожу свои рулады
В парке, в роще и в бору.
Эти трели, переливы
Мелодичны и красивы.
(Соловей)
12.Вот так птица — какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой!
(Лебедь)
13.Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только … (Стриж)
14.Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
15.Как флейта песня та звучит:
Её поёт «лесная» кошка.
Среди ветвей гнездо висит,
Оно похоже на лукошко.
– Дружок, подумай и скажи,
Чьи трели мне слышны в тиши?
(Иволга)
16.Спереди — шильце,
Сзади — вильце,
Сверху — черное суконце,
Снизу — белое полотенце.
(Ласточка)
17.Черный, проворный,
Кричит «крак» —
Червякам враг.
(Грач)
18.В певчем деле эта птица,
Прямо скажем мастерица,
Родственник он воробья
И напарник соловья.
(Дрозд)
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ «УГАДАЙ ПТИЦУ».
Необходимо за определенное время вписать недостающие буквы, чтобы получились названия птиц.
1.У _ К _ .
2.Г _ С _ .
3.У _ О _ .
4.Д _ О _ Д.
5.И _ О _ Г _ .
6.С _ Л _ В _ Й.
7.С _ В _ Р _ Ц.
8.Ж _ Р _ В _ Ь.
9.Л _ С _ О _ К _ .
10.Т _ Я _ О _ У _ К _ .
11.Г _ Р _ Х _ О _ Т _ А.
Угадай по описанию.
«Воздушная» птичка, в воздухе питается насекомыми, даже пьет на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах. (Ласточка)
Прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений. (Лебедь)
Птица с буровато-серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых гусениц). (Кукушка)
Красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный — у самочки, ярко-желтый — у самца. Ест червей и насекомых. Гнезда вьет в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других пернатых. (Скворец)
Черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных насекомых. (Грач)
Крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длинные, с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших болотах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями и мелкой рыбой, семенами, почками, корешками. Голос — громкий крик — курлыканье. Перелет совершает без перерыва днем и ночью. (Журавль)
Маленькая сильная птица с большой головой и коротким клювом, длинными крыльями и короткими ногами. Живет в полях, степях и пустынях. Последним улетает осенью и первым прилетает весной. Может резко взлетать и камнем падать вниз. Питается насекомыми, хлебными зернами и семенами. Хорошо поет. (Жаворонок)
Карточка – задание «четвёртый лишний».
В каждой строчке нужно вычеркнуть «лишнюю» птицу.
1.СКВОРЕЦ, СОЛОВЕЙ, СНЕГИРЬ, ЦАПЛЯ.
2.КУКУШКА, ГОРИХВОСТКА, УДОД, ДЯТЕЛ.
3. ТРЯСОГУЗКА, СОРОКА, ДРОЗД, ЖУРАВЛЬ.
4.КЛЁСТ, ИВОЛГА, ЛАСТОЧКА, УТКА.
Игра «Накорми птенца»
На «полянке ползают червяки» (нарезанные шнурки), дети при помощи «клюва» (прищепка) должны собрать червячков. Побеждает команда, собравшая наибольшее количество.
Карточка – задание «Прочти названия птицы, зачеркнув одинаково лишние буквы».
1.БУГФТБКФГА.
2.БЖЕЦУБРАТТВЕЛЦЬ.
3.ФЦУГЗАПФУЛЗЯГ.
4.ЖАУРИЖСУТР.
5.БИКРВОМЛГКБРМА.
6.АСБГКВДДОБРГЕАЦ.
Викторина «Перелётные птицы»
1.Это истинный житель лугов и степей, гор и полей. Единственное место, где не встретишь эту маленькую птичку — это леc. (жаворонок)
2.Размером птичка всего 10-15 см. Имеет очень насыщенный рыжий окрас хвоста и брюшка (отсюда название), спинка серая и у некоторых видов белый лоб. (горихвостка)
3.В отличие от большинства мелких птиц по земле передвигается не прыжками, а бегом. (трясогузка)
4.Являясь полевой птицей, устраивает гнездовье в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнездовий для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах. Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. (жаворонок)
5.Охотясь за насекомыми, быстро бегают по земле назад и вперёд и во время остановок покачивают вверх и вниз своим удлинённым хвостом (трясут гузкой). Последняя особенность объясняет название. (трясогузка)
6.Какая птица, прилетая в апреле, отвоёвывает у воробьёв домики и звонкой песней извещает всех о занятой территории? (скворец)
7.Говорят, что по полету этой птицы можно определить погоду. Кто это? (ласточка)
8.В концертах этой птицы можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, но и кваканье лягушек, рычание собак и даже скрип колеса телеги. Кто это? (скворец)
9.Какая птица – летун с мускулистой силой, машет крыльями непрерывно, но может сесть отдохнуть? (утка)
10.Какую птицу держали в клетках во времена, когда не было ни радио, ни телевизоров? (скворец)
11.Какая птица любит есть мохнатых гусениц, покрытых ядовитой «шерстью», которых не трогают другие птицы? (кукушка)
12.Яркая птичка, получившая в народе название «дикой» или «лесной» кошки. (иволга)
13.Неприметная серая певчая птичка, зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнезда строит на земле или очень низко, в кустах. (соловей)
14.Эта птица живёт на мелководье. Обитает в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Она неподвижно стоит в воде и всматривается в воду, выискивая добычу. (цапля)
15. Небольшая яркоокрашенная птица с длинным узким клювом и хохолком, иногда раскрываемым в виде веера. Много времени проводит на земле, охотясь на насекомых. (удод)
«Вернисаж»
От каждой команды выделяются по два игрока, которые должны нарисовать листовку, привлекающую людей к заботе о перелетных птицах, изготовлению скворечников.
Это венгерский кроссворд, слова в котором могут читаться как угодно – даже слева направо, сверху вниз и ломаться под прямым углом. Найди среди букв названия перелётных птиц.
Д | Р | О | З | Д | С | Т | Р | И | Ж |
Л | Д | О | Д | у | А | К | Н | И | У |
А | Ц | Е | Р | О | В | К | С | Р | Т |
С | А | С | Ж | Ь | Д | Т | А | А | К |
Т | Г | О | А | К | Е | Р | К | Д | А |
О | Л | Л | В | О | Б | Я | З | Н | Ь |
Ч | О | О | О | Н | Е | С | У | А | Л |
К | В | В | Р | О | Л | О | Г | М | В |
А | И | Е | Й | Ц | А | П | Л | Я | А |
К | У | К | У | Ш | К | А | Ж | У | Р |
Подведение итогов, определение победителей.
Заключение: Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.
Список использованной литературы
- Второв П. П., Дроздов Н. Н. Определитель птиц фауны СССР, пособие для учителей – М.: «Просвещение», 1980
- Иваницкий В. В. Я познаю мир: Птицы: Энцикл. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНА ИГРА
Интеллектуально-познавательная игра "Задача нашего века - сохранить здоровье человека" для 4 класса. Задачи этого мероприятия: повторить и закрепить правила безопасного поведения: при пожаре, в бы...
Интеллектуально-познавательная игра "Зеленая аптека"
Разговор о растениях. Загадки,игры,правила сбора лекарственных растений. Идет вместе с презентацией....
Интеллектуально-познавательная игра "Зеленая аптека"
Разговор о растениях. Загадки,игры,правила сбора лекарственных растений. Идет вместе с презентацией....

Интеллектуально –познавательная игра “Математическое лото “. 1 класс
Интеллектуально –познавательная игра “Математическое лото “. 1 класс В ходе интеллектуально – познавательной игры “Математическое лото” учащиеся в увлекательной форме узнают об областях знаний матема...
Сценарий интеллектуально – познавательного праздника в начальной школе «Нет пищи краше простой русской каши»
Целью праздника были следующие: прививать любовь детям к правильному питанию, к здоровому образу жизни, развивать кругозор,формировать навыки приготовления вкусной каши, работать над сплочением коллек...
«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»
Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...
