Внеурочное мероприятие на тему: «Символы России и малой родины»
классный час

Тришина Оксана Павловна

      Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Одна из основных ценностей: патриотизм — любовь к Родине.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_simvoly_rossii_i_maloy_rodiny.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:


     Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Одна из основных ценностей: патриотизм — любовь к Родине.
     Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина. Любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине. Патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
     В сфере патриотического воспитания занятия направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных результатов: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, техно- логиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и при- родному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Проведено  занятие, раскрывающее ценность патриотизма.

Внеурочное мероприятие на тему:

«Символы России и малой родины»

Разработала: Тришина О.П. учитель начальных классов.

Форма проведения: этическая беседа

Цель:

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства;
  • формирование у обучающихся исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны.
  • Способствовать формированию уважительного отношения к общегосударственной символике и символике Республики Бурятии.

Задачи:
- формировать ответственность за судьбу Родины; прививать любовь и уважение к Родине, испытывать чувство гордости за свою страну, проявлять уважение к одноклассникам;
- расширять кругозор учащихся;
- развивать умение делать выводы, обобщать):  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение формулировать познавательную цель;
- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

                                                                           Ход занятия:

«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы

переменить Отечество или иметь другую историю,

кроме истории наших предков».

А. С. Пушкин.

На экране тема и эпиграф:
Родина, милая Родина! Нам ведь не жить без тебя.

Учитель: Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о символах нашей страны, и нашей малой Родины: флаге, гербе и гимне.

Обратимся к словарю. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

Учитель: Как называется государство, в котором мы живем? 

Учитель: А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились(родина)

Обратимся к Большому толковому словарю

РОДИНА, -ы; ж. 1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. Наша р. Россия. Р. Пушкина, Толстого. Любовь к родине. Защита родины. Измена родине. Тоска по родине. Жить вдали от родины. Трудиться на благо родины. Вернуться на родину. / О месте, где человек родился, где живут его родные и близкие. Малая р. Поехать к себе на родину в Красноярский край. 2. Место происхождения кого-, чего-л., возникновения чего-л. Индия - родина шахмат. СССР - родина космонавтики.

Вот как писал о родине в годы Великой Отечественной войны поэт Константин Симонов.

Выразительно читает заранее подготовленный обучающийся.

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

1941 г. ,

Беседа о республике.

- Как называется республика, где мы живем? ( Республика Бурятия)

Гимн - один из официальных государственных символов Российской Федерациисамая главная песня нашей страны, ее должны знать каждый человек, который живет в России и не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением. Музыку к нашему гимну написал композитор Александр Александров, а слова, известный поэт Сергей Михалков. Послушайте, пожалуйста, музыку Гимна России. Пожалуйста,  встаньте, потому что гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству, к своей Родине. (Звучит Гимн Российской Федерации).

А теперь  послушаем слова нашего гимна (читаю текст гимна).

 (Звучит государственный гимн Республики Бурятия, автор Д.З. Жалсараева)

Таежная, озерная, степная,

Ты добрым светом солнечным полна.

Цветущая от края и до края,

Будь счастлива, родная сторона.

Цветущая от края и до края,

Будь счастлива, родная сторона.

Брусничный дух, черемухи дыханье,

Лилового багульника настой.

Я не дышу, а пью благоуханье

Моей земли, равнинной и лесной.

Я не дышу, а пью благоуханье

Моей земли, равнинной и лесной.

Прими, земля, сыновнее спасибо,

Святой водой Аршана угости,

Чтоб я обрел невиданную силу

Для дальнего нелегкого пути.

Чтоб я обрел невиданную силу

Для дальнего нелегкого пути.

С тобой, земля, мы слиты воедино,

Моею стала и судьба твоя.

Поклон тебе от сердца, край родимый,

Любимая Бурятия моя!

Поклон тебе от сердца, край родимый,

Любимая Бурятия моя!

О, Мать-земля!

Слова учителя:

Мы живём в России, в республики Бурятия

     Наша республика большая и очень красивая, в ней проживают люди многих национальностей. Каждый народ создаёт и уважает национально-государственную символику. Единство культур и истории каждой страны на общем языке её символов. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, его цели, принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы

Символы государства выражают особенности исторического пути страны, её отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на символы государства во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, её народу.

Учащийся:

   Гимн Республики Бурятия — музыкально-поэтическое произведение, один из государственных символов Республики Бурятия наряду с флагом и гербом.

Основой гимна послужила «Песня о родной земле», текст которой был написан Дамбой Жалсараевым (перевод на русский язык выполнен О. Дмитриевым), музыка — Анатолием Андреевым.

Гимн принят Законом Республики Бурятия «О Государственном гимне Республики Бурятия» от 20 апреля 1995 года N121-I.

Скажите, в каких случаях исполняют Гимн нашей республики? А как принято слушать Гимн? (стоя, мужчины без головных уборов)

Герб.

Слова учителя 

Герб – это символический опознавательно -правовой знак, составленный, изобразительно оформленный и утверждённый согласно строго определённым правилам.

Основная функция герба заключается в том, что он служит постоянным отличительным определителем – знаком – человеку, роду, региону, городу, государству, обществу или учреждению.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Зачем же нашей стране герб?  Герб устанавливают на границе. Размещают его на специальных столбах на границе и в местах, для того, чтобы проехать на территорию нашей страны. Все люди, которые приезжают из других стран, видят наш герб.

Давайте рассмотрим монеты, что на них изображено? Как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются? Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке - копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змея.

Ребята, давайте сравним современные рубли и копейки, монетки советских времен. Чем похожи эти монеты, а чем отличаются? Герб нужен государству для того, чтобы мы не путали  монеты своей страны с другими иностранными. Также герб нужен  на печатях, которые подтверждают важность документов. У каждого города существует свой герб.

Опишите современный герб Бурятии; из каких частей он состоит, что они символизируют?

Учащиеся:

  Герб Республики Бурятия представляет собой геральдический щит традиционной формы, на котором размещен трехцветный круг (сине-бело-желтый цвета национального флага). В верхней части круга - золотое соембо - традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре круга - одинаковой ширины сине-белые полосы - волны Байкала, а также светло-зеленого и темно-зеленого фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента "хадак" - символ гостеприимства народа Бурятии. Центральная часть хадака служит основанием герба. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы ее ниспадают по обе стороны герба над его основанием.

С 01.01.2000 герб размещается на щите традиционной геральдической формы, а с хадака убраны надписи Республика Бурятии на русском и бурятском языках.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Вопросы детям:

1. Какие ещё символы государства кроме герба, вам известны?

2. Какие цвета сочетаются на полотнище флага Бурятии?

3. Объясните значение цветов флага?

Учитель: Флаг нашей страны, также имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать как можно больше воинов для защиты своей земли. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения священных знаков. Так появилось слово знамя. Петр I во время северной войны дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг. И до сих пор цвету флага придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Белый, синий и красный цвета отвечали народным приметам, представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Флаг России (Государственный Российской   Федерации) — один из официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.

Отгадаете загадку:

                                                                 У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг-

С ветром гонит прочь тревоги

Сине-бело-желтый …..» ФЛАГ

Учащиеся:

     Флаг Республики Бурятия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос: верхней синей цвета, составляющей две четверти ширины, средней белого цвета, составляющей одну четвертую ширины и нижней желтого цвета, составляющей одну четвертую ширины флага. В левом верхнем углу синей части полотнища флага на расстоянии одной четверти длины флага от древка изображен желтым цветом традиционный символ Бурятии (соембо), представляющий собой изображение луны, солнца и очага в следующей последовательности: внизу серп луны, над ним круг солнца, а над ними изображение очага из трех языком пламени. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

         Синий — национальный цвет у бурят, олицетворяет исторические корни и культурные связи народов Бурятии, а также нерушимость и верность.

         Белый — символ высоких нравственных начал, счастья, спокойствия, благополучия, мира, единства и целостности. Сочетание синего и белого говорит о том, что Бурятия — часть Российской Федерации.

         Желтый (золотой) подчеркивает духовное начало (верующие буряты в Забайкалье исповедуют ламаизм — разновидность северного буддизма, символ цвета которого — желтый, золотой), желтый говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании.

Бурятское соембо состоит из трех элементов: луны, солнца и огня снизу вверх. Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг, он — символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний — современное, третий — будущие поколения. Вместе языки пламени говорят о непрерывности и преемственности истории. С солнцем связаны представления об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Луна у монгольских и тюркских народов почиталась как главное светило, эти народы усматривали в ней таинство, так как луна была хозяином ночью.

Государственный флаг является официальным государственным символом республики.

Практическая работа учащихся

Детям предлагается раскрасить шаблон флага Бурятии (повторите порядок следования цветов на полотнищах).

Анкета:

Назовите государственные символы Республики Бурятии?

  1. Флаг
  2. Герб
  3. Гимн
  4. _______________________________
  5. Затрудняюсь ответить

Какие чувства Вы испытываете, когда видите государственную символику Республики Бурятии?

  1. Гордость, восхищение
  2. Симпатию
  3. Безразличие, никаких чувств
  4. Раздражение
  5. Другое
  6. Затрудняюсь ответить

Где Вы в своем городе/поселке видите флаг, герб и слышите гимн Республики Бурятии?

  1. На улицах (рекламные щиты, плакаты)
  2. На общественных мероприятиях
  3. Радио, телевидение
  4. В государственных учреждениях
  5. В ВУЗах и СУЗах
  6. В газетах
  7. В магазинах
  8. На одежде (значки, наклейки и т.д.)
  9. Другое__________________________
  10. Затрудняюсь ответить

Скажите, пожалуйста, часто ли Вы слышите исполнение Государственного Гимна?

  1. Каждый день
  2. Несколько раз в день
  3. Очень редко
  4. Вообще не слышал
  5. Затрудняюсь ответить

Знаете ли Вы государственный Гимн Республики?

  1. Да
  2. Нет 
  3. Затрудняюсь ответить 

Если Вы не знаете текста Гимна РК, то в чем причина?

  1. Сложный текст
  2. Мелодия сложна в исполнении
  3. Не знаю, где взять текст
  4. Не считаю необходимым
  5. Учил раньше, но сейчас не помню
  6. Другое
  7. Затрудняюсь ответить

Подведение итогов

Ребята, сегодня на уроке мы поговорили о символах нашей страны, и нашей малой Родины: флаге, гербе и гимне. Ко всем символам, любого государства надо относиться с уважением, чтить их  память. Как вы думаете, почему мы должны уважать наши символы? 

Мы граждане большой,  красивой и сильной страны.  Мы гордимся ее заслугами и достижениями. Переживаем вместе с ней  горе и радости. Мы будем стараться сделать  нашу Родину еще богаче и сильнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – отчёт в 1 классе по окружающему миру по теме «Презентация проектов «Моя малая родина»» (УМК «Школа России»»)

Технологическая карта урока - отчета в 1 классе по окружающему миру по теме "Презентация детских проектов "Моя малая родина""...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Моя малая родина"

Рабочая программа предназначена для внеурочной деятельности по духовно-нравтсенному направлению "Моя малая родина". 3 класс...

Программа внеурочной деятельности в 1-4 кл. Моя малая родина Республика Марий Эл

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о воспитании настоящего гражданина россиянина. Новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриоти...

Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» .

САХАЛИНЯ живу у самого начала,Здесь начало дня и край страны...

Внеклассное мероприятие на тему "Символы России. Флаг и герб".

Материал знакомит детей с историей флага России и другими символами государства....

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «Символы России»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов            по теме «Символы России»...

Внеурочное мероприятие на тему:«С малых лет к знаку ГТО!»

ГТО — это физкультурный комплекс, направленный на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины....