«Волшебные фигуры: шахматные истории от бабушек и дедушек»
план-конспект занятия (2 класс)

 

 

· Актуальность социальной проблемы: Сегодня существует заметный разрыв между поколениями. Дети мало общаются со старшими в неформальной обстановке, а пожилые люди, особенно одинокие, часто чувствуют себя ненужными. Их богатый жизненный опыт остается невостребованным. Данное занятие призвано мягко и естественно восполнить этот  пробел.

· Выбор формы: Занятие построено в формате «гостевого мастер-класса» или «творческой гостиной». Это оптимально для детей 8-9 лет, так как:

  · Смена деятельности (рассказ, игра, творчество) удерживает внимание.

  · Создает безопасную, почти домашнюю атмосферу, а не атмосферу строгого урока.

  · Позволяет вовлечь детей, которые совершенно не знакомы с шахматами, через сказку, игру и общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_v_shkole.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 занятия для 2-3 классов

«Волшебные фигуры: шахматные истории от бабушек и дедушек»

1. Краткое обоснование выбора темы и формы мероприятия

· Актуальность социальной проблемы: Сегодня существует заметный разрыв между поколениями. Дети мало общаются со старшими в неформальной обстановке, а пожилые люди, особенно одинокие, часто чувствуют себя ненужными. Их богатый жизненный опыт остается невостребованным. Данное занятие призвано мягко и естественно восполнить этот  пробел.

· Выбор формы: Занятие построено в формате «гостевого мастер-класса» или «творческой гостиной». Это оптимально для детей 8-9 лет, так как:

  · Смена деятельности (рассказ, игра, творчество) удерживает внимание.

  · Создает безопасную, почти домашнюю атмосферу, а не атмосферу строгого урока.

  · Позволяет вовлечь детей, которые совершенно не знакомы с шахматами, через сказку, игру и общение.

2. Конкретные цели и задачи мероприятия

Цель: Создание условий для межпоколенческого взаимодействия через знакомство с основами шахматной культуры, развитие социального интеллекта младших школьников и профилактика одиночества пожилых людей.

Задачи:

· Образовательные:

  · Познакомить детей с шахматной доской, названиями и внешним видом фигур.

  · В игровой форме дать первое представление о ходе пешки, ладьи, слона.

· Воспитательные:

  · Воспитывать уважение к старшему поколению, умение слушать и задавать вопросы.

  · Развивать эмпатию, внимательное отношение друг к другу (дети-гости, дети-дети).

· Социально-значимые:

  · Организовать позитивное, доверительное общение между учениками и пожилыми людьми.

  · Дать возможность старшему поколению почувствовать свою значимость, передавая опыт.

  · Создать повод для дальнейшего общения ребенка с бабушкой/дедушкой дома.

3. Методы и технологии вовлечения учащихся, родителей, администрации и общественности

· Для учащихся:

  · Сторителлинг: Знакомство с фигурами через сказку, которую рассказывает приглашенный гость.

  · Игровые технологии: Дидактические игры («Угадай фигуру на ощупь», «Расставь войско на доске»), подвижная игра «Живые шахматы» с простыми ролями (пешки по прямой, ладьи по линии).

  · Творческая мастерская: Раскрашивание гипсовых или картонных заготовок шахматных фигур.

· Для родителей:

  · Заблаговременное приглашение (через дневники, чаты) с просьбой помочь связаться с бабушками/дедушками или найти желающих поучаствовать.

  · Фотоподборка «Моя семья играет в игры» для мини-выставки в классе.

· Для администрации школы:

  · Презентация плана с акцентом на преемственность поколений и профилактику девиантного поведения через положительный пример старших.

  · Привлечение для приветственного слова в начале занятия.

· Для общественности:

  · Партнерство с Советом ветеранов или территориальным центром социального обслуживания для приглашения активных пенсионеров, чьи внуки могут быть уже взрослыми или жить далеко.

4. Планируемые образовательные, воспитательные и социально значимые результаты

· Образовательные: Дети узнают и безошибочно показывают шахматные фигуры, знают их названия и основные правила хода для 2-3 фигур.

· Воспитательные: Учащиеся демонстрируют навыки вежливого диалога, проявляют интерес к рассказам гостей. Снижается уровень тревожности перед изучением новой сложной игры.

· Социально-значимые: Установлены первые позитивные контакты. Дети уходят с занятия с личным подарком-фигурой, которую можно показать дома, и темой для разговора с родными. Пожилые участники получают заряд энергии, чувствуют свою востребованность.

5. Ресурсное обеспечение проекта

· Материально-техническое:

  · Большая демонстрационная шахматная доска с фигурами.

  · 10-15 обычных шахматных наборов для работы в парах.

  · Карточки с изображениями фигур.

  · Материалы для творчества: гипсовые или плотные картонные заготовки фигур, краски (гуашь), кисточки, стаканчики-непроливайки.

  · Проектор для показа изображений или короткого мультфильма о шахматах.

· Кадровые:

  · Классный руководитель (организатор и модератор).

  · Педагог дополнительного образования (или библиотекарь) для помощи.

  · Волонтеры из старших классов для помощи с организацией творческого процесса.

· Партнёры:

  · Совет ветеранов района / Территориальный центр соцобслуживания населения.

  · Дом творчества (может помочь с материалами или советами по росписи).

  · Родительский комитет класса (помощь в организации чаепития после основной части).

6. Оценка эффективности проведённого мероприятия

· Методы оценки:

  1. Наблюдение: Фиксация активности детей, их вовлеченности в диалог, эмоциональной атмосферы.

  2. Беседа-рефлексия: В конце занятия вопросы к детям: «Что запомнилось больше всего?», «Какую фигуру вы раскрасили и почему?», «О чем вы спросите бабушку/дедушку дома про шахматы?».

  3. Обратная связь от гостей: Устный опрос пожилых участников об их впечатлениях.

  4. Анализ продуктов деятельности: Фотографии раскрашенных фигур, которые показывают старание  детей.

· Критерии успеха: Высокий эмоциональный фон, желание детей продолжить общение, положительные отзывы гостей, интерес детей к шахматным фигурам на последующих уроках.

7. Перспективы распространения опыта на другие учреждения и территории

1. Методический кейс: Создание подробного конспекта занятия с приложениями (шаблоны фигур, карточки для игр) для передачи коллегам из других школ.

2. Сетевое взаимодействие: Организация аналогичных встреч между классом другой школы и советом ветеранов другого района.

3. Дальнейшее развитие: Это занятие может стать отправной точкой для создания в школе клуба «Шахматные поколения», где пожилые люди будут помогать детям осваивать азы игры на постоянной основе, что решит проблему нехватки кадров-педагогов.

4. Публикация: Размещение сценария и отчета о мероприятии на сайте школы и  в сообществе В Контакте

Разработали: Масканова Альбина Александровна, Савенкова Ирина Алексеевна

МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза И. Ф. Алтухова» , Курская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник для бабушек и дедушек

Очень скоро 1 октября. У нас стало традицией приглашать бабушек и дедушек на праздничный концерт. Дети и родители вместе поют, танцуют, инсценируют и дарят маленькие сувениры бабушкам и дедушкам....

День бабушек и дедушек

На классный час приглашаются бабушки и дедушки. Им выдаются пригласительные, сделанные детьми в школе. Звучат стихи и песни для бабушек. Затем конкурсная программа и вручение подарков, сделанных своми...

праздник для бабушек и дедушек.

Открытый классный час "День пожилых людей" Цели: воспитывать уважение к бабушкам и дедушкам; пропаганда семейных ценностей; сближение семьи и школы....

Вечер бабушек и дедушек

Внеклассное мероприятие. Можно использовать ко Дню пожилых людей....

Презентация "Игры наших бабушек и дедушек"

Презентация. Проект "Игры наших бабушек и дедушек" .Выполнил ученик 1 класса Крупнов Алексей....

Литературный час "Уважайте бабушек, уважайте дедушек" ко Дню пожилых людей

Литературный час "Уважайте бабушек, уважайте дедушек" (ко Дню пожилых людей)Данный сценарий поможет при подготовке и проведении классного часа или библиотечного занятия, посвященного Дню пожилых людей...