«Волшебные фигуры: шахматные истории от бабушек и дедушек»
план-конспект занятия (2 класс)
· Актуальность социальной проблемы: Сегодня существует заметный разрыв между поколениями. Дети мало общаются со старшими в неформальной обстановке, а пожилые люди, особенно одинокие, часто чувствуют себя ненужными. Их богатый жизненный опыт остается невостребованным. Данное занятие призвано мягко и естественно восполнить этот пробел.
· Выбор формы: Занятие построено в формате «гостевого мастер-класса» или «творческой гостиной». Это оптимально для детей 8-9 лет, так как:
· Смена деятельности (рассказ, игра, творчество) удерживает внимание.
· Создает безопасную, почти домашнюю атмосферу, а не атмосферу строгого урока.
· Позволяет вовлечь детей, которые совершенно не знакомы с шахматами, через сказку, игру и общение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
занятия для 2-3 классов
«Волшебные фигуры: шахматные истории от бабушек и дедушек»
1. Краткое обоснование выбора темы и формы мероприятия
· Актуальность социальной проблемы: Сегодня существует заметный разрыв между поколениями. Дети мало общаются со старшими в неформальной обстановке, а пожилые люди, особенно одинокие, часто чувствуют себя ненужными. Их богатый жизненный опыт остается невостребованным. Данное занятие призвано мягко и естественно восполнить этот пробел.
· Выбор формы: Занятие построено в формате «гостевого мастер-класса» или «творческой гостиной». Это оптимально для детей 8-9 лет, так как:
· Смена деятельности (рассказ, игра, творчество) удерживает внимание.
· Создает безопасную, почти домашнюю атмосферу, а не атмосферу строгого урока.
· Позволяет вовлечь детей, которые совершенно не знакомы с шахматами, через сказку, игру и общение.
2. Конкретные цели и задачи мероприятия
Цель: Создание условий для межпоколенческого взаимодействия через знакомство с основами шахматной культуры, развитие социального интеллекта младших школьников и профилактика одиночества пожилых людей.
Задачи:
· Образовательные:
· Познакомить детей с шахматной доской, названиями и внешним видом фигур.
· В игровой форме дать первое представление о ходе пешки, ладьи, слона.
· Воспитательные:
· Воспитывать уважение к старшему поколению, умение слушать и задавать вопросы.
· Развивать эмпатию, внимательное отношение друг к другу (дети-гости, дети-дети).
· Социально-значимые:
· Организовать позитивное, доверительное общение между учениками и пожилыми людьми.
· Дать возможность старшему поколению почувствовать свою значимость, передавая опыт.
· Создать повод для дальнейшего общения ребенка с бабушкой/дедушкой дома.
3. Методы и технологии вовлечения учащихся, родителей, администрации и общественности
· Для учащихся:
· Сторителлинг: Знакомство с фигурами через сказку, которую рассказывает приглашенный гость.
· Игровые технологии: Дидактические игры («Угадай фигуру на ощупь», «Расставь войско на доске»), подвижная игра «Живые шахматы» с простыми ролями (пешки по прямой, ладьи по линии).
· Творческая мастерская: Раскрашивание гипсовых или картонных заготовок шахматных фигур.
· Для родителей:
· Заблаговременное приглашение (через дневники, чаты) с просьбой помочь связаться с бабушками/дедушками или найти желающих поучаствовать.
· Фотоподборка «Моя семья играет в игры» для мини-выставки в классе.
· Для администрации школы:
· Презентация плана с акцентом на преемственность поколений и профилактику девиантного поведения через положительный пример старших.
· Привлечение для приветственного слова в начале занятия.
· Для общественности:
· Партнерство с Советом ветеранов или территориальным центром социального обслуживания для приглашения активных пенсионеров, чьи внуки могут быть уже взрослыми или жить далеко.
4. Планируемые образовательные, воспитательные и социально значимые результаты
· Образовательные: Дети узнают и безошибочно показывают шахматные фигуры, знают их названия и основные правила хода для 2-3 фигур.
· Воспитательные: Учащиеся демонстрируют навыки вежливого диалога, проявляют интерес к рассказам гостей. Снижается уровень тревожности перед изучением новой сложной игры.
· Социально-значимые: Установлены первые позитивные контакты. Дети уходят с занятия с личным подарком-фигурой, которую можно показать дома, и темой для разговора с родными. Пожилые участники получают заряд энергии, чувствуют свою востребованность.
5. Ресурсное обеспечение проекта
· Материально-техническое:
· Большая демонстрационная шахматная доска с фигурами.
· 10-15 обычных шахматных наборов для работы в парах.
· Карточки с изображениями фигур.
· Материалы для творчества: гипсовые или плотные картонные заготовки фигур, краски (гуашь), кисточки, стаканчики-непроливайки.
· Проектор для показа изображений или короткого мультфильма о шахматах.
· Кадровые:
· Классный руководитель (организатор и модератор).
· Педагог дополнительного образования (или библиотекарь) для помощи.
· Волонтеры из старших классов для помощи с организацией творческого процесса.
· Партнёры:
· Совет ветеранов района / Территориальный центр соцобслуживания населения.
· Дом творчества (может помочь с материалами или советами по росписи).
· Родительский комитет класса (помощь в организации чаепития после основной части).
6. Оценка эффективности проведённого мероприятия
· Методы оценки:
1. Наблюдение: Фиксация активности детей, их вовлеченности в диалог, эмоциональной атмосферы.
2. Беседа-рефлексия: В конце занятия вопросы к детям: «Что запомнилось больше всего?», «Какую фигуру вы раскрасили и почему?», «О чем вы спросите бабушку/дедушку дома про шахматы?».
3. Обратная связь от гостей: Устный опрос пожилых участников об их впечатлениях.
4. Анализ продуктов деятельности: Фотографии раскрашенных фигур, которые показывают старание детей.
· Критерии успеха: Высокий эмоциональный фон, желание детей продолжить общение, положительные отзывы гостей, интерес детей к шахматным фигурам на последующих уроках.
7. Перспективы распространения опыта на другие учреждения и территории
1. Методический кейс: Создание подробного конспекта занятия с приложениями (шаблоны фигур, карточки для игр) для передачи коллегам из других школ.
2. Сетевое взаимодействие: Организация аналогичных встреч между классом другой школы и советом ветеранов другого района.
3. Дальнейшее развитие: Это занятие может стать отправной точкой для создания в школе клуба «Шахматные поколения», где пожилые люди будут помогать детям осваивать азы игры на постоянной основе, что решит проблему нехватки кадров-педагогов.
4. Публикация: Размещение сценария и отчета о мероприятии на сайте школы и в сообществе В Контакте
Разработали: Масканова Альбина Александровна, Савенкова Ирина Алексеевна
МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза И. Ф. Алтухова» , Курская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник для бабушек и дедушек
Очень скоро 1 октября. У нас стало традицией приглашать бабушек и дедушек на праздничный концерт. Дети и родители вместе поют, танцуют, инсценируют и дарят маленькие сувениры бабушкам и дедушкам....
День бабушек и дедушек
На классный час приглашаются бабушки и дедушки. Им выдаются пригласительные, сделанные детьми в школе. Звучат стихи и песни для бабушек. Затем конкурсная программа и вручение подарков, сделанных своми...
праздник для бабушек и дедушек.
Открытый классный час "День пожилых людей" Цели: воспитывать уважение к бабушкам и дедушкам; пропаганда семейных ценностей; сближение семьи и школы....
Вечер бабушек и дедушек
Внеклассное мероприятие. Можно использовать ко Дню пожилых людей....

Презентация "Игры наших бабушек и дедушек"
Презентация. Проект "Игры наших бабушек и дедушек" .Выполнил ученик 1 класса Крупнов Алексей....

Литературный час "Уважайте бабушек, уважайте дедушек" ко Дню пожилых людей
Литературный час "Уважайте бабушек, уважайте дедушек" (ко Дню пожилых людей)Данный сценарий поможет при подготовке и проведении классного часа или библиотечного занятия, посвященного Дню пожилых людей...
