Статья Как мотивировать учеников активно участвовать в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и научно-исследовательских конференциях.
методическая разработка
Как же помочь ученикам увидеть массу возможностей в участии в олимпиадах и научных конференциях? В этой статье я расскажу о том, как вдохновить учеников принять участие в олимпиадах и конкурсах и извлечь из этого максимум пользы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 496.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Как мотивировать учеников активно участвовать в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и научно-исследовательских конференциях.
Учитель начальных классов Морева Ирина Робертовна
Сейчас сложно представить современного успешного человека без знаний и опыта, приобретенных с детства. В школьные годы ребенок начинает приспосабливаться к учебному процессу и осваивать его структуру. Как раз в этот период у ребенка формируется такое личностное качество, как упорство. Это помогает ему добиваться поставленных целей. Поэтому педагогу следует с особым вниманием отнестись к процессу формирования учебной мотивации у детей в школьный период.
В основе каждого действия лежит мотивация. В психологии термин «мотивация» определяется как комплекс побуждающих факторов, которые характеризуют степень активности личности. К побуждающим факторам относятся: стимулы, мотивы и ситуативные факторы, которые являются маркером повседневного поведения человека.
Главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Для успешного развития способностей необходимо постоянное стимулирование познавательной деятельности ребёнка, его активное включение в различные виды предметной деятельности.
В процесс обучения и воспитания широко внедряется практика проведения разнообразных образовательных конкурсов и олимпиад, которые не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют познавательную активность, инициативность, самостоятельность обучающихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой. Участие в предметных конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности.
Олимпиады, конкурсы, НОУ — это не только возможность показать свои знания, но и шанс для учеников развивать навыки, которые пригодятся им в будущем. Однако часто школьники не решаются участвовать в олимпиадах из-за страха перед сложностью задач или недостатка мотивации.
Конкурсы и олимпиады – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности педагога. Когда школьник участвует в предметных олимпиадах и конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка характеризует не только работу педагога, но и образовательного учреждения в целом.
Возможности, предоставляемые предметными конкурсами, – это, прежде всего, возможность получить новые знания, выходящие за рамки школьной программы. Подготовка к олимпиаде и участие в ней оказывается весьма полезной не только в плане углубления знаний по предмету.
Успешное выступление на олимпиаде требует хорошего интеллектуального уровня, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации.
Проведение олимпиад и конкурсов способствует выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширению кругозора, обогащению словарного запаса, развитию мотивации к изучению предметов, повышению уровня учебных достижений, самоутверждению учащихся. Происходит социальная адаптация детей во время проведения конкурсов, общения со сверстниками.
Как же помочь им увидеть в этом процессе не только вызов, но и массу возможностей? В этой статье я расскажу о том, как вдохновить учеников принять участие в олимпиадах и конкурсах и извлечь из этого максимум пользы.
1. Покажите реальную пользу участия
Одним из эффективных способов мотивировать учеников — это показать, какие реальные преимущества они могут получить от участия в олимпиаде. Объясните, что олимпиады развивают не только знания, но и важные навыки: аналитическое мышление, умение работать в условиях ограниченного времени, стрессоустойчивость. Участие в олимпиаде также может сыграть важную роль при поступлении в вузы, так как победители часто получают бонусы или преимущества на вступительных экзаменах.
2. Создайте атмосферу поддержки
Иногда ученики боятся участвовать в олимпиадах из-за страха неудачи или критики. Чтобы преодолеть этот барьер, важно создать дружелюбную и поддерживающую среду. Учитель может организовать подготовительные занятия, где ученики смогут работать в командах, обсуждать сложные задания и поддерживать друг друга. Возможность чувствовать себя частью команды, где каждый помогает и мотивирует, может значительно снизить уровень тревожности. Участие в олимпиадах — ответственный процесс, вызывающий у детей стресс. Научите школьников проще относиться к неудачам, вместе выработайте тактику борьбы с волнением. Всегда показывайте, что вы верите в своих подопечных, уважаете и поддерживаете их, даже если результаты олимпиад не такие высокие, как хотелось бы.
3. Приведите примеры успеха
Истории успеха вдохновляют! Расскажите своим ученикам о реальных примерах школьников, которые через участие в олимпиадах достигли значимых успехов: поступили в престижные вузы, нашли своё призвание или добились карьерного роста. Это могут быть как известные примеры, так и истории бывших учеников вашей школы. Когда подростки видят, что участие в олимпиадах приносит реальную пользу, это становится для них мощным стимулом.
4. Используйте геймификацию
Для современных учеников важно, чтобы процесс подготовки к олимпиаде был увлекательным. Включите в подготовку игровые элементы: соревнования между классами, викторины с наградами, различные челленджи. Ученики с удовольствием принимают участие в играх, особенно если видят возможность проявить себя в творческой и дружеской обстановке. Можно также создавать рейтинги прогресса, где каждый может увидеть свои успехи.
5. Обратите внимание на личные достижения
Не все ученики стремятся стать победителями, и это нормально. Для многих важен сам процесс участия, личный рост и ощущение прогресса. Поощряйте их, хвалите за усилия и достижения, даже если они не привели к призовому месту. Участие в олимпиаде — это возможность расширить границы собственных возможностей, и признание этого прогресса со стороны учителя будет важным стимулом для будущих попыток.
6. Организуйте систему поощрений
Награды и призы — это хороший дополнительный стимул. Организуйте внутришкольные олимпиады или этапы подготовки с символическими наградами: дипломами, медалями или даже подарками. Это поможет ученикам почувствовать ценность их усилий. Кроме того, можно организовать награждение лучших участников на общешкольной линейке или мероприятии, что придаст соревнованию особый статус. Можно сделать рейтинговую систему среди учеников класса «Наш путь к успеху». В течении учебного года все интеллектуальные и творческие конкурсы, олимпиады и акции отмечаются пунктами на карте. Все участники и победители отмечаются баллами, в конце учебного года подводится итог, победители ни все участники награждаются.
7. Развивайте в детях уверенность
Для некоторых учеников самым большим барьером на пути к участию в олимпиаде становится отсутствие уверенности в своих силах. Важно объяснить, что участие — это уже успех, и даже если они не станут победителями, это даст им ценный опыт и поможет стать сильнее. Помогите ученикам поверить в себя, подкрепляя их усилия позитивной обратной связью и поддержкой.
8. Советуйте детям учебную литературу
Составьте перечень сайтов, пособий и иных ресурсов, необходимых для подготовки к конкретному предмету. Сборники должны включать в себя теорию и практику, чтобы школьники могли закреплять изученное. Помогайте с выбором темы научного исследования, подготовкой презентации и выступления.
9. Заручитесь поддержкой родителей.
Поддержка родителей – очень важное условие мотивации школьника. Веселее провожать ребёнка в учебное заведение, радостнее встречать, больше расспрашивать о товарищах по классу, об успехах и неудачах, быть ребёнку другом и соучастником учебного процесса, стремиться помогать учителю превращать учение в радостный процесс. Всё, что делает ребёнок в школе, родителям должно быть важно и дорого. Все мы прекрасно понимаем, что мотивация учебной деятельности – чуть ли не первый шаг на долгом, тернистом пути обучения. Это применимо не только к вопросу о конкурсах, но и вообще к любому учебному или внеучебному действию.
10. Научите ребенка адекватно воспринимать как победу, так и поражение
Задача учителя не просто мотивировать ребенка на участие в конкурсе, главное научить его адекватно воспринимать как победу, так и поражение. Настраивая своих учеников на конкурс всегда проговариваю: «Главное не медаль за первое место, главное своя внутренняя, пусть даже маленькая, победа. Победа над собой». Мои ученики всегда с удовольствием участвуют в конкурсах, радуются как своим, так и чужим успехам. Я стараюсь мотивировать своих учеников к участию в конкурсах, т.к. вижу в этом дополнительную возможность развития их творческого потенциала и личностного становления.
Участие в конкурсах даёт учащимся возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретается бесценный опыт публичных выступлений. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от взрослых. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь ребенку получить позитивный опыт.
Выводы
Чтобы заинтересовать детей в олимпиадах, нужно рассказывать им о практической пользе интеллектуальных соревнований, быть всегда открытыми к диалогу и задействовать в педагогической деятельности все инструменты, позволяющие привить школьникам любовь к учебе.
Мотивация учеников к участию в олимпиадах — это комплексный процесс, который требует от учителя внимательного подхода и творческих решений. Важно, чтобы учащиеся видели в олимпиадах не только соревновательный элемент, но и возможность для саморазвития, личного роста и успеха. Поддерживайте их на этом пути, создавайте условия для позитивного опыта, и тогда участие в олимпиадах станет для них не только интересным вызовом, но и важным этапом в образовательной жизни.
Олимпиада — это шаг в будущее, и каждый ученик может пройти его с уверенностью и радостью!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях
Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...
Итоги участия учеников 4М класса в научно - исследовательском конкурсе " Леонардо".
Материал отражает сформированность у учащихся метапредментных действий ( познавательных УУД) : пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах, пользовать...

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )
Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...

Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "Коронавирус:реалии"
Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "КОРОНАВИРУС: РЕАЛИИ"...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...

сборник статей V Международного научно-исследовательского конкурса, Состоявшегося 25 ноября 2023 г. в г. Пенза
Настоящий сборник составлен по материалам V Международного научноисследовательского конкурса «МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: К ВЕРШИНАМ ПОЗНАНИЯ», состоявшегося 25 ноября 2023 г. в г. Пенза. В сб...

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ 2023 Сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса, состоявшегося 3 декабря 2023 г. в г. Петрозаводске
Настоящий сборник составлен по материалам IV Международного научноисследовательского конкурса НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ 2023, состоявшегося 3 декабря 2023 года в г. Петрозаводске (Россия). В сборнике рассматрива...

