ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «ИГРА КАК ЖИЗНЬ»
методическая разработка (4 класс)

Моя роль классного руководителя заключается в воспитании учеников и развитии необходимых жизненных компетенций.  Я считаю, что необходимо сформировать личность каждого ребенка таким образом, чтобы он уверенно ориентировался в окружающем мире, был способен принимать осознанные решения и строить успешную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_prosveshcheniya_rossiyskoy_federatsii.docx506.77 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования Ивановской области

Савинский муниципальный район

МКОУ Горячевская СШ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ШАЙЛИНОЙ ГУЗЕЛЬ ГАЛИЕВНЫ

д. Горячево, 2025

Визитная карточка

Ф.И.О.

Шайлина Гузель Галиевна

Дата рождения

19 марта 1968 год

Место работы, должность

Учитель начальных классов МКОУ Горячевской СШ

Классный руководитель 2,4 классов

Домашний адрес, телефон, сот. тел.

д. Горячево, ул. Цветочная, д 18, кв.8,

+79203409341

Сведения об образовании

Высшее, ГОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы, 2007 год, специальность по диплому «Биология», квалификация-учитель биологии.

Стаж работы в системе образования, в данной должности

Педагогический стаж- 38 лет

В должности - 4

Квалификационные категории

Высшая

Сайт педагога

http://www.nsportal.ru

Формы повышения квалификации за последние 5 лет (дата, место, тема)

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ивановской области «Университет непрерывного образования и инноваций» - ГАУДПО ИО «Университет непрерывного образования и инноваций», 2025

Тема профессионального портфолио

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «ИГРА КАК ЖИЗНЬ»

Эффективность работы классного руководителя во многом определяется способностью сформировать организованное, развитое и сплочённое детское сообщество.

Моя роль классного руководителя заключается в воспитании учеников и развитии необходимых жизненных компетенций.  Я считаю, что необходимо сформировать личность каждого ребенка таким образом, чтобы он уверенно ориентировался в окружающем мире, был способен принимать осознанные решения и строить успешную жизнь.

Классный руководитель — это человек, который должен уметь всё: быть отличным психологом, воспитателем, учителем, организатором и даже второй мамой.

Цель моего воспитания - вывести в жизнь достойных граждан, которые пойдут по жизни с высоко поднятой головой уверенным шагом.

Задачи:

- Создать условия для гармоничного развития личности, способствующей удачной адаптации в обществе, построению конструктивных взаимоотношений с людьми разных поколений и культур.

- Научить детей жить в гармонии с окружающим миром, сохраняя спокойствие, веру в себя и уверенность в грядущем.

Актуальность внедрения воспитательной практики.

  1. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (в рамках национального проекта «Образование»). Реализуется с 2021 по 2024 год. Направлен на укрепление воспитательной составляющей системы образования, развитие духовно-нравственных и интеллектуальных качеств у детей, расширение их участия в патриотических мероприятиях.
  2. Комплекс мер по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи до 2028 года (утверждён распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2025 г. №2970-р).

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «ИГРА КАК ЖИЗНЬ»

Суть практики:

 2025 год в России Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2025 №28.объявлен Годом защитника Отечества. 

Решение принято в целях сохранения исторической памяти, в ознаменование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в благодарность ветеранам и для признания подвига участников специальной военной операции.

Воспитательная практика «Игра как жизнь» направлена на формирование у учащихся патриотического сознания, гражданской ответственности, любви к Родине и уважения к традиционным ценностям через игровые ситуации, основанные на событиях Великой Отечественной войны.

Практика включает серию игр, каждая из которых посвящена ключевым событиям Великой Отечественной войны:

«Московский щит» (битва за Москву, осень-зима 1941 г.);

«Ноябрьские события 1941 г.» (блокада Ленинграда);

«Великая битва» (Сталинградская битва);

«Уральская сталь на Курской дуге» (Курская дуга и начало боевого пути Уральского добровольческого танкового корпуса);

«Знамя Победы» (Битва за Берлин). 

В играх ученики сталкивались с ситуациями, не имеющими однозначного решения. Это ставила их перед нравственным выбором, что укрепляет патриотические ценности и развивала чувство ответственности. 

Механизмы воздействия

  1. Погружение в историю. Игры воссоздают реальные исторические контексты, позволяя ученикам ощутить себя частью событий. Это формирует сопричастность к минувшему и понимание значимости подвига предков.
  2. Нравственный выбор. Ситуации, где нет чётких результатов, учат принимать решения, основанные на моральных принципах и гражданском долге.
  3. Развитие эмпатии. Через игровые роли участники переживали о судьбах людей военного времени, что воспитывает уважение к жертвам и подвигам.
  4. Командная работа. Игры часто требуют общих действий, что развивает навыки сотрудничества и социальной ответственности.

Преимущества метода

Активное обучение. Игра как форма деятельности естественна для подростков, что повышает вовлечённость и эффективность усвоения материала.

Формирование soft skills. Развиваются критическое мышление, умение анализировать ситуации, коммуникативные навыки.

Связь с реальностью. Исторические сюжеты помогают осмыслить современные вызовы и роль гражданина в обществе.

Сравнение с другими методами патриотического воспитания

Метод

Преимущества

Ограничения

Тематические мероприятия (праздники, линейки)

Создают торжественную атмосферу, укрепляют коллективные ценности

Часто носят формальный характер, низкая вовлечённость

Экскурсии и музеи

Живой контакт с историей, визуализация событий

Ограничены географией, требуют логистики

Социальные проекты

Практическая направленность, развитие инициативы

Зависит от мотивации участников

«Игра как жизнь»

Сочетание погружения в историю, нравственного выбора и командной работы

Требует тщательной подготовки, может быть сложен для восприятия

Рекомендации по внедрению

Адаптация под возраст. Для младших школьников можно упростить сюжеты, добавить элементы квеста.

Интеграция с уроками. Связь игр с тематикой истории и обществознания усилит образовательный эффект.

Рефлексия. После игр важно обсуждать с участниками их решения и эмоции, чтобы закрепить ценностные ориентиры.

Вовлечение родителей. Совместные мероприятия (например, создание макетов военных событий) укрепят семейные связи и патриотические чувства.

Практика «Игра как жизнь» демонстрирует, как игровой формат может стать мощным инструментом воспитания, сочетая образовательный процесс с формированием ключевых социальных ценностей.

Итог

Сплочённый коллектив — не статичное состояние, а динамический процесс, требующий постоянной работы. Его зрелость проявляется в:

  • способности самостоятельно ставить цели;
  • готовности поддерживать «слабых» членов группы;
  • умении конструктивно критиковать и принимать критику;
  • гордости за общие достижения.

Результат воспитательной работы: двое учеников (Телин Дмитрий и Телин Максим) стали участниками конкурса Всероссийской молодежной акции «Наши семейные книги памяти».

- Сертификат Всероссийской молодежной акции «Наши семейные книги памяти», г. Москва, 2025 (сбор материала и выступление об участниках ВОВ)

- Публикация авторского материала в периодическом сборнике учебно- методических материалов центр развития образования, творчества и культуры «Радуга- талантов. РФ», Эхо войны и память сердца, г. Москва, 2025 (Свидетельство)

Таким образом, классный руководитель, выстраивая систему коллективной деятельности, не просто «организует досуг», а создаёт среду для личностного роста каждого ребёнка — через взаимодействие, творчество и ответственность.

Краткий анализ воспитательной практики

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Управление знаниями;

2. Сохранность традиций, формирование характера;

3. Ресурсы начального общего образования;

4.Государственно-общественный характер управления.

1. Снижение уровня чтения исторической литературы;

2. Снижение интереса к жанру исторических фильмов.

Возможности

Угрозы

1.Участие в конкурсах;

2. Посещение музея;

3. Выпуск стен газет;

4. Оформление окон Победы.

В некоторых семьях не сохранился архивный материал  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе как средство формирования патриотического сознания подрастающего поколения

Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать...

«Социальный проект «Десант добра» как средство формирования гражданской инициативы и гражданской ответственности детей и подростков»

Проект направлен на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе....

Краеведение как один из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его лучших людях,...

Формирование у обучающихся уважительного отношения к национальным героям российского народа. Образовательная игра «Будем в армии служить, будем Родину хранить»

Гражданин и патриот своей Родины – человек, который сможет реализовать себя в современном обществе, чувствует неразрывную связь со своим Отечеством, готов взять на себя ответственность за судьбу своей...