Краеведение как один из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей
консультация на тему

Тренина Наталья Анатольевна

  Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его лучших людях, тем более действенными они окажутся в воспитании любви к родной природе, к земле, уважении к традициям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon integratsiya_matematiki_i_kraevedeniya.zip21.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование краеведческих представлений у детей младшего школьного возраста средствами интегрированного обучения»

 

Учитель начальных классов

МБОУ «НОШ № 31»

.

 Тренина Наталья Анатольевна

 « Я вижу миссию учителя, прежде всего

в том, чтобы каждый мой питомец стал

                                                      верным сыном своего Отечества»

В.А.Сухомлинский                

   

2.     В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения основным результатом современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетенций в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская коммуникативная, информационная и др.

   3        Одним из способов формирования ключевых компетенций является интеграция учебных дисциплин. Тема интеграции межпредметных дисциплин актуальна, т. к. образование призвано подготовить человека к жизни, к той роли, которую он будет играть в обществе. Важно при этом сформировать осмысленное, творческое и ответственное отношение к миру и к своему предназначению в нем.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

 4.  Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита знаний».

      При интеграции уроков математики, краеведения, истории, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации на уроке и мыслительной деятельности учеников по усвоению этой информации.

 5.  Интеграция помогает учителям, работающим с обучающимися начальной школы, сделать уроки более яркими, эмоциональными, образными, помогает обогатить детей знаниями исторических событий, развивать их интерес к изучению истории родного края в дальнейшем.   Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира.

        Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение.   Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его лучших людях, тем более действенными они окажутся в воспитании любви к родной природе, к земле, уважении к традициям своего народа.

  6. Академик Д.С.Лихачёв говорил о том, что если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие,- значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

    Средствами разных учебных предметов, стремлюсь воспитать в детях любовь к Отечеству, родному Белгородскому краю, его духовным, самобытным обычаям, традициям, стремлюсь показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни Белогорья и России, значимость каждого для благополучия и процветания Родины. Воспитание любви к Родине, родному краю было бы недостаточным, если бы не привлекался краеведческий материал, связанный с историей Белгородского края.

   Приоткрыть странички исторического прошлого нашего края поможет математика.

    7. Интегрированные уроки по математике особенно актуальны, поскольку обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают неизменный познавательный интерес у учащихся. На интегрированных уроках здание математики создаётся на глазах детей и с их посильным участием, отчётливо выявляются связи математических понятий с практической деятельностью человека..

    Основной педагогической целью данных уроков является формирование интереса обучающихся  к изучению истории, особенностей родного края наряду с закреплением темы по математике проблемно-диалогическим методом.  

  8. Покажу, как я осуществляю интегральный подход на уроках математики с использованием краеведческого материала.

    При изучении тем «Нумерация многозначных чисел», «Решение задач с многозначными числами», провожу уроки – путешествия в историю родного края.

   На таких уроках я предлагаю детям решить следущие задачи:

-  В 2093 году наш город отметит своё 500-летие. В каком году он основан? Сколько лет исполнилось нашему городу в текущем году?

- В 1239 году на наш край нахлынули полчища татар. После опустошительных набегов Оскольский край, как и вся юго-восточная окраина Руси сильно опустел. Сколько лет (десятков лет, сотен лет) прошло с тех пор?

9.  - По данным 1910 года, в городе проживало 8747 русских жителей, немцев – 10, поляков – 65, евреев – 118, армян – 20, один татарин. Сколько всего жителей было в нашем городе в 1910 году?

- В городе Оскол в 1601г. насчитывалось 4603 мирных  жителя, и 1705 ратных людей, в 2016г. – 222 125 жителей. Каков прирост населения за эти годы?  

- В 1655г. город Оскол получил новое имя. В 60 верстах южнее был построен город Царёв-Алексеев, затем переименованный в Новый Оскол. Оскол стал называться Старым Осколом. Сколько лет наш город называется так?

10 - В1783 г. академик Иноходцев предположил, что в Курской губернии (в её состав ранее входила и наша область) залегают магнитные руды. Но лишь в 1959г. была добыта первая руда на Лебединском руднике. Сколько лет прошло с момента обнаружения до первой добычи?

11.- После неудачного похода в 1695г. на крепость Азов, занятую турками, Пётр I решил для нового похода весной 1696г. построить за зиму лёгкий галерный флот. Для чего собрали жителей ближайших городов. В Старом Осколе для несения охранной службы было решено оставить 15 человек, все остальные солдаты и дети боярские – 1225 человек – направились в Воронеж для постройки малых судов. Каждый человек должен был достать 10 фунтов пеньки (1 фунт – 400г) и два дуба. Какую массу пеньки и какое количество дубов должны были достать жители Старого Оскола?

 12.  По приказу Петра I большая часть служилого населения Белгородчины была мобилизована для строительства флота в Воронеж. Только по просьбе воеводы Б.П.Шереметьева для несения службы в городе Белгороде из 925 детей боярских оставлено 150, а в Старом Осколе – лишь 15 из 1240. Сколько служилых людей призвали из Белгорода и Старого Оскола? На сколько человек больше призвали из Старого Оскола, чем из Белгорода?

13. Вот, например, какие данные, и какие задачи я использовала на уроке, посвящённом Курской битве.

- С 5 июля по 23 августа 1943 года длилась Курская битва. Сколько суток? Часов?

14. - Госкомитет Обороны СССР 8 июня 1943г. принял постановление в срок с 15 июня по 15 августа, для переброски грузов к фронту, построить новую железную дорогу Старый Оскол – Ржава, протяжённостью 95км. Но уже 16 июля по этой стальной магистрали пошли первые эшелоны фронту. На сколько дней опередили график строители? Сколько суток (часов) велось строительство дороги?

15. - Старооскольские 14-16-летние девушки вписали в 1943г. своими руками в историю золотые строки. Для строительства железной дороги Старый Оскол  – Ржава, из Старого Оскола была отправлена строительная колонна. Она состояла из 1000 девчат. В тяжелейших условиях, под непрерывными бомбёжками, они вручную грузили по 120 автомашин щебня и грунта, при норме – 40. Сколько автомашин щебня и грунта нагрузили девушки за 32 дня? На сколько машин за эти дни они превысили норму?

   Конечно, бесполезно требовать от детей обязательного запоминания дат и событий. Цель уроков не в этом. Главное – дать ребёнку возможность ощутить поток времени, в котором движется человеческая цивилизация, помочь ему осознать мир не как что-то одно, раз и навсегда данное, а как плод неустанной человеческой деятельности, результат непрекращающейся борьбы сил созидания и разрушения. Эффективность урока может быть повышена, если его проведение будет приурочено к экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам города и области.

  16. При изучении темы «Величины», «Операции с величинами» в 3 - 4 дети знакомятся со старинными мерами длины, площади, массы, учатся переводить их в современные единицы измерения.

- Для оповещения и предупреждения татарских набегов построена Белгородская засечная черта, в которую вошёл город-крепость Оскол. Он был построен при царе Фёдоре Иоанновиче в 1593г. на меловых скалах, обрывающихся к бурной, многоводной и глубокой тогда реке Оскол. Крепостная стена, или острог, состояла из вертикально поставленных дубовых брёвен с заострёнными вверх концами. Длина крепости была равна 930 саженям. С трёх сторон крепость была окружена неприступным обрывом, с севера её защищал ров с водой. Узнайте, какова длина городских стен в современных мерах длины. (Длина казённой сажени равна 217см 6мм).

- Стены и башни были «срублены» из дубового леса (диаметр брёвен был около 25см) и обмазаны глиной. Лес рубили за рекой Чуфичкой, в районе современной деревни Воротниково. Местные жители для крепостных сооружений заготовили 17980 брёвен. Если бы эти брёвна выложить в один ряд, какой длины был бы настил?

- По периметру стен города располагалось 20 башен. На южной стороне находилась «отводная» башня, которая прикрывала тайник к Осколу. Тайник представлял собой вырытую галерею, в которую был уложен дубовый сруб длиною более 85 м, а высота и ширина в пределах 3 м. Галерея примыкала к колодцу, вырытому в 10 м от реки Оскол, откуда жители и гарнизон осаждённого города могли добывать воду. Найдите периметр стен галереи, их площадь.

17.- Самой мощной защитой крепости было огнестрельное оружие. Самым распространённым был «пищаль». Им называли почти всё огнестрельное оружие. Согласно дозорной книге 1615г., у защитников крепости было всего 12 пищалей. Шесть железных пищалей малого калибра, весом ядра в одну гривенку (гривенка равнялась 205г) и шесть медных – три из которых по шесть гривенок ядро, три – по четыре гривенки. Каков общий вес ядер, которые требовались лишь для одного заряда для всех пищалей?

18.  В настоящее время много внимания уделяется духовному воспитанию детей. Ведь история нашего края неотделима от истории православия. Поэтому на уроках математики  использую следующие задачи:

- 2 (15 по новому стилю) октября 1703г. Смоленская икона Пресвятой Богородицы, находящаяся над вратами крепостной стены города Белгорода, просияла неземным светом и от него сама собой зажглась свеча. Икона впоследствии прославилась многими чудесами и исцелениями. В каком году отмечалось 300-летие прославления чудотворной Белгородско-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы? Сколько лет прошло с этого дня теперь?

19.- 4 ноября во всех православных храмах нашего города проходят праздничные богослужения и крёстные ходы  с Казанской иконой Божией Матери. Это церковное торжество в честь одной из самых почитаемых на Руси икон установлено в память освобождения от польских интервентов в 1612г. Поэтому с 2005г. эта дата совпала с новым государственным праздником – Днём народного единства. В каком веке произошло сражение с поляками? Сколько лет прошло с тех пор? В каком году мы будем отмечать 400-летие освобождения от польских интервентов?

20. - В XIX веке белгородский купец Н. И. Чумичов подарил Белгородскому Свято-Троицкому мужскому монастырю колокол, весом 1100пудов. Почти такого же веса был предшественник Царь-колокола. Сколько же килограммов весил этот колокол? Сравните его вес с первым вечевым колоколом Белгорода, который установлен в 1630 году. Его вес был 75 пудов(1пуд = 16кг 380г)

- Первый Оскольский вечевой колокол, весом в 80 пудов, погиб во время пожара в 1616г., второй тоже погиб во время пожара в 1628г. В 1629г. Из Москвы был прислан новый колокол, весом в 20 пудов 20 гривенок. В 1630г., 15 июля, предупреждая о нашествии татар, в тот колокол били и он разбился. Переведите вес первого и третьего колокола в современные единицы измерения. Сравните их вес.

21. Стоить упомянуть и об меркантильном интересе наших учеников.

- Для золочения куполов храма Петра и Павла, недавно возведённого недалеко от Прохоровского поля, использованы пластинки золота. На 1м2 шло 5г золота. Каков вес золота, затраченного на золочение маковки храма, если площадь его поверхности 160м2?

  Краеведческий принцип преподавания – один из определяющих в процессе обучения истории и географии. Через краеведческий материал развивается и экологическое мышление.

  Академик Д.С. Лихачёв писал: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышает их культурный уровень. Это самый массовый вид науки».

      От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое. В том числе и благополучие семьи человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей.

   С первых дней пребывания детей в школе не упускаю возможности на любом уроке уделять время воспитанию любви и бережного отношения к природе. Получение экологических знаний способствует формированию диалектико-матеариалистического понимания природы, её особенностей, расширению кругозора, помогает понять связи программного материала с окружающей средой.

   Более доступным  для усвоения цифровой материал по экологии позволяют сделать текстовые задачи, содержащие данные экологического характера.

   Например,  интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе я провела как заочный «Поход в заповедники Белгородской области». На этом уроке обучающимися были решены следующие задачи:

- Длина заповедника «Ямская степь» 23км, его ширина на 2км меньше. Длина заповедника «Лес на Ворскле» 52км, его ширина на 31км меньше. Сравните  площади  заповедников.

   24. Одна из задач на уроке посвящённом  рекам  родного края:

-Оскол – главный левобережный приток Донца. В конце XVI – начале XVII века река была судоходна. В наше время длина реки - 472км, в пределах области – 220км. Какова протяжённость реки Оскол за пределами области?

   А такие задачи я предлагаю обучающимся на уроке – знакомстве с животным миром области:

- На территории области известно 6000 видов животных. Но лишь 1/5 часть из них – высокоразвитые, остальные относятся к беспозвоночным. Сколько видов беспозвоночных животных известно на территории Белгородской области?

- В области около 250 видов птиц. Одна ласточка за лето съедает около 700000 насекомых. Сколько насекомых съедают за лето 5 ласточек?

   При уроке – воображаемой  экскурсии в лес- Общая площадь Белгородской области 27 100 кв. км, примерно 1/10 часть от всей территории области занята лесами. Сколько гектаров леса на территории области? (Точнее 270000га).

   Говорим мы на уроках и о климате и рельефе  Белгородской области:

- Наша область находится на Среднерусской возвышенности, и её высота приподнята над уровнем моря. Самая высокая точка в Губкинском районе – 277м, в долине Северского Донца – 102м, в долине реки Оскол – 83м. На какую высоту в среднем приподнята наша область над уровнем моря? (Вы сделали расчёт по трём точкам, но учёные обследовали намного дольше точек, и выяснили, что средняя высота нашей области 200м над уровнем моря).

  25.   Наши дети живут в XXI веке. На уроках я даю задачи, из которых они узнают что-то новое о современном городе, перешагнувшем  400-летний рубеж. Для составления таких задач использую материалы статей  периодической печати.

- Руководитель клуба «Поиск» Григорьев Э.И., вместе с членами клуба уточнили и восстановили более 3000 имён погибших  героев, воевавших в наших местах. Все наши земляки, старооскольцы, а это 14 000 погибших и пропавших безвести, занесены в Книгу памяти Белгородской области. Тысячи останков героев перезахоронены в братских могилах города и района, 1300 человек – на Мемориале у Атаманского леса, из них установлены фамилии свыше 600 захороненных. Сколько неизвестных героев похоронено на Мемориале? Может быть, став старше, и вы станете членами клуба «Поиск», и с вашей помощью станут известны имена погибших.

    Проведённые занятия принесли свои плоды. Ребята не только получили интересные знания о родном крае, но у них пробудился интерес к своей малой родине, её прошлому, настоящему, будущему. Дети стали читать местную периодическую печать, книги, искать в них информацию о Белгородской области. К этой работе подключились и родители обучающихся. Они предлагают детям задачи о Белгородчине, о своей семье, ведь краеведение для каждого ребёнка  начинается с жизни его семьи, его родных и близких.  

26.

                                   Список использованной литературы:

- Белгородские святыни. Составитель Крупенков А. Н. –Белгород,   «Квант»,1995.

- Белгородской губернии – 270. Статистический сборник. – Белгород, 1997.

- Белгородский край в истории СССР. – Воронеж, Центрально-Чернозёмное книжное издательство,1982.

- Белгородская эциклопедия. Главный редактор В.В. Овчинников. – Белгород. Издательство областная типография. 2000.

- Белгородский численник – Белгород, Крестьянское дело, 1993.

- Беликова Т. П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура. – Старый Оскол,2004.

- Галимская К. География Белгородской области. – Воронеж, Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1976.

- Гладков В. Сказки старого города. – М. - Старый Оскол, 2000.

- Иванов В. Родные мотивы – Старый Оскол, «ТНТ», 2004.

- Косинов В. Здесь край мой, исток мой. Книга первая. – Старый Оскол, 2003.

- Косинов В. Мы – русские люди. – Старый Оскол, 1998.

- Милентьев Р. Городок провинциальный. (Записки старожила). – Старый Оскол,  Провинциальный город, 2005.

- Никулов А. П. Оскольский край. – Старый Оскол,1997.

- Никулов А. П.,Григорьев Э. И. Старый Оскол 1593 – 1993. – Белгород,1992.

- Патриотическое воспитание подрастающего поколения в традициях школы и православной культуры. Информационно-методический сборник. Под редакцией Черепановой Н. И., Иерея Сергия Шумских. – Старый Оскол, 2005.

- Поосколье. Под редакцией Милькова Ф. Н. – Воронеж, Воронежский университет, 1980.  

- 50 лет Белгородской области: пути созидания. По заказу администрации Белгородской области. Под редакцией Е.С.Савченко, А.Я.Зеликова, Н.Я.Шатохина, Высокопреосвященного Иоанна и др. – Белгород, Белгородская областная типография, 2004.

http://do.gendocs.ru/docs/index-331286.html?page=4

http://festival.1september.ru/articles/630640/

http://dissercat.com/catalog/pedagogicheskie-nauki/teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-po-oblastyam-i-urovnyam-ob

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/31800.html

http://gigabaza.ru/doc/66245.html

http://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6585/

http://research-journal.org/featured/pedagogy/principy-formirovaniya-uchebno-poznavatelnoj-kompetencii-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-nachalnoj-shkole/

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе как средство формирования патриотического сознания подрастающего поколения

Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать...

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Можно выделить несколько направлений внеурочной деятельности: расширение исторических знаний, приобретенных на уроках; получение новых знаний краеведческого характера....

Статья на тему «Развитие творческих способностей, как один из ведущих факторов социализации личности учащихся»

Проблема человеческих способностей вызывает огромный интерес педагогов во все времена....

Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики (зарубежный и отечественный опыт)

Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики (зарубежный и отечественный опыт)...

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия...

Ориентировка в пространстве как один из составляющих факторов формирования зрительного гнозиса

        В данной работе нам хотелось бы поделиться опытом работы с детьми по устранению оптической дисграфии, обусловленной нарушением зрительно - пространственных представл...

Формирование патриотического сознания детей с ОВЗ.Опыт образовательного учреждения, способствующий укреплению единства многонационального народа России и общественного согласия.

Раскрывается опыт работы педагога по формированию патриотического сознания детей с ОВЗ используя фольклорное народное творчество....