Ориентировка в пространстве как один из составляющих факторов формирования зрительного гнозиса
статья по логопедии

          В данной работе нам хотелось бы поделиться опытом работы с детьми по устранению оптической дисграфии, обусловленной нарушением зрительно - пространственных представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

            В настоящее время значительно возросло число учащихся, письмо которых характеризуется большим количеством ошибок. При этом в категорию «неуспевающих» по русскому языку детей часто попадают и такие школьники, которые систематически занимаются в классе и дома, достаточно уверенно воспроизводят орфографические правила, не имеют выраженных отклонений со стороны нервно-психического и соматического здоровья, и  тем не менее в их письме изобилуют стойкие и разнообразные по видам ошибки.

          Опыт нашей работы показывает, что в настоящее время возросло количество учащихся, в письме которых появляются ошибки в виде замен букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Этот вид нарушений выделяется как оптическая дисграфия [О.И.Токарева, Л.Г.Парамонова, Р.И.Лалаева и др]. Оптическая дисграфия  не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей с самым высоким уровнем развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии [Л.Г.Парамонова, 2006г].

              Исследование проводились на базе ГОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» в 2018-2020 учебном году с целью выявления особенностей пространственного восприятия у учащихся младших классов с оптической дисграфией..

              В исследовании принимали участие 180 человек, 117 из них учащиеся второго класса, 45 чел. – третьего класса, 18 человек – четвертого класса.

              В целом исследование разделено на 3 этапа:

- первый этап был направлен на изучение и анализ научно-методической литературы и изучение контингента испытуемых детей;

- второй этап был направлен на выявление особенностей пространственного восприятия у детей путем проведения комплекса специально разработанных нами заданий;

- третий этап включал в себя анализ полученных результатов.

Данные анализа результатов второго этапа исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Состояние пространственного восприятия

у учащихся 2-4 классов начальной школы, %

Параметры анализа состояния пространственного восприятия

            Экспериментальные группы

Второй класс

Третий класс

Четвертый класс

Ориентировка в схеме собственного тела

(называние части тела «покажи где?)

84%

51%

44%

Ориентировка в схеме собственного тела (ответ на вопрос о части тела «что у тебя вверху?»)

84%

51%

-

Ориентировка в направлениях пространства

84%

40%

  28%

Ориентировка в пространстве относительно себя

65%

33%

-

Ориентировка на листе бумаги

70%

55%

38%

Понимание употребления сложных предлогов из-за, из-под

78%

51%

-

          Исследования показали, что у учащихся вторых классов преобладают ошибки в ориентировке собственного тела, направлениях пространства и употреблении сложных предлогов, которое составляет 84% - 78%, ошибки в ориентировке в пространстве относительно себя и ориентировка на бумаге составило немного меньше ошибок 65% и 70%.

          Обследование выявило, что данные категории учащихся нуждаются в логопедической помощи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает у учащихся стойкое специфическое нарушение оптического характера  и  приводит к затруднениям в процессе обучения.   Зачастую такие дети оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

          У учащихся третьих классов количество ошибок на ориентировку в собственном теле, в пространстве и в употреблении сложных предлогов снизилось до 51%, а в четвертом классе ориентировка в собственном теле снизилась до 44%, в направлениях пространства – до 28%, ориентировка на листе бумаги – до 38%. Такие ошибки, как ориентировка в пространстве относительно себя и употребление сложных предлогов исчезли вовсе.

          В данной работе нам хотелось бы поделиться опытом работы с детьми по устранению оптической дисграфии, обусловленной нарушением зрительно - пространственных представлений. Формирование пространственных ориентировок проводится по следующей системе коррекционно-развивающей работы:

  1. Обучение ориентировки в схеме собственного тела;
  1. Ориентация в сторонах собственного тела;
  2. Ориентировка в правом и левом направлении пространства;
  3. Ориентировка в пространстве в зеркальном отображении;
  1. Обучение определению отношения между предметами;
  2. Обучение определению местоположения и удаленности предметов в пространстве;
  1. Определение местоположения предмета в пространстве;
  2. Определение удаленности предмета в пространстве;

4.       Обучение ориентировки на плоскости.

. В нашей работе мы используем следующее перспективное планирование, в котором выделены следующие направления работы:

  • формирование ориентировки в пространстве или на местности, в процессе дидактических игр и игровых упражнений;
  • формирование ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование ориентировки на плоскости или на листе бумаги;
  • формирование ориентировки на противоположном предмете.

Основываясь на данном перспективном плане, мы предлагаем примерное тематическое планирование по преодолению особенностей пространственного восприятия у учащихся 2-4 классов с оптической дисграфией.

  Тематический план занятий по формированию пространственного            восприятия.

Название темы

Количество

занятий

Содержание (примеры игр и упражнений)

1.

Формирование ориентировки в пространстве

10

Дидакт.игры: «Найди свое сердце».

Цель: уточнить понятие слева.

«Добавь слово». Цель: развитие ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.

Игра с мячом, взрослый загадывает: «Справа у тебя…, Спереди у тебя…»

2

Формирование ориентировки в схеме собственного тела

6

Дидакт.игры «Покажи правильно», «Посмотри на себя и скажи..» Цель: Развитие ориентировки в схеме собственного тела.

3.

Формирование ориентировки на плоскости или на листе бумаги

10

Дидакт. игры «Найди по описанию» Цель: развитие внимания, пространственного восприятия. Детям раздаются карточки с изображением геометрических фигур, дети по словесной инструкции находят нужную «Обведи по контуру», «Веселые клеточки» Цель: развитие ориентировки в пространстве. Дети по словесной инструкции выполняют задание на листе бумаги в клетку.

4.

формирование ориентировки на противоположном предмете

6

, Дидакт. игры: «Маша-растеряша» Цель: познакомить с пространственными отношениями предметов, с помощью предлогов «на», «под», «рядом», «у». проводится игра в виде кукольного театра. «Светофор» Цель: познакомить с пространственными отношениями предметов, выраженными с помощью наречий «сверху», «снизу», «слева», «на середине», «справа».

Итого

32

Многочисленные исследования, посвященные различным аспектам формирования ориентировки в пространстве у детей позволяют рассматривать ее как системное, постепенно формируемое образование, имеющее универсальное значение для психики ребенка в целом [Б.Г.Ананьев, О.И.Галкина, Р.И.Говорова, Е.Ф.Рыбалко]. Таким образом, своевременная коррекция пространственно-временных представлений благоприятно влияет на динамику устранения специфических ошибок

               Список литературы.

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 2003.
  2. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6 -7 лет. - М., Творческий центр «Сфера», 2004г.
  3. Лалаева Р.И. Логопедия: Методическое наследие. / Под ред. Волковой Л.С.: В 5 кн. – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия.
  4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы для развития ориентировки в пространстве.

Данные схемы разработаны для учащихся имеющих затруднения в ориентировке в пространстве. Следуя в заданном учителем направлении по клеточкам, ребёнок в игровой форме запоминает основные направления: в...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Что такое инклюзивное образование? В данной статье я постаралась ответить на вопрос, который, по моим убеждениям, является  одним из главных:взаимодействие "простых" и "непростых"....

"Семейная школа" как фактор формирования образовательного пространства школы

Отчёт учителей начальных классов о взаимодействии семьи и школы...

Краеведение как один из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его лучших людях,...

Развитие зрительного гнозиса в обучении чтению и письму.

Тщательная отработка усвоения гласных и согласных букв предусмотрена при ярко выраженных  нарушениях слуховой  акустической дифференциации, а также при несформированности языкового ана...

Развитие межполушарного взаимодействия - один из факторов формирования функциональной грамотности.

laquo;Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы, задачами ко...