ПРИМЕНИЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
материал на тему

Мария Сергеевна Загородняя

 Данная статья раскрывает потенциал применения здоровьесберегающих технологий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagorodnyaya_34.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНИЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

И КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Загородняя Мария Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34

с углубленным изучением отдельных предметов»

«Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.»[1-8 с.] ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных.  Результатом решения этой задачи  должно стать  создание комфортной развивающей образовательной среды.

 Поданным независимых исследований 42% детей приходят в школу с нарушениями здоровья, 36% имеют проблемы в общении, у 56% не развита познавательная деятельность.

Главная цель моей работы с детьми – формировать познавательную и коммуникативную  деятельность младших школьников при этом сохранять и укреплять их здоровье.

Актуальность опыта В связи с переменами, происходящими в современном обществе, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.

Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.

Внедрение нестандартных физминуток способствует вербальному и невербальному общению между детьми, ориентирует их на партнера по общению, удовлетворяет потребность ребенка в общении со сверстниками. Также обеспечивает условия для  успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирования компетентностей в любой предметной области.

Научная основа опыта.При разработке теоретических основ исследования были рассмотрены:

- труды исследователей и педагогов по вопросам развития познавательной и коммуникативной  деятельности младших школьников(Агафонова И.Н., Гришанова И.А., Щукина Г.И., Буткин Г.А)

- труды по теоретико-методологическим основам сохранения, укрепления и развития здоровья Н.К.Смирнов, О.В.Петров, В.В.Серикова, А.К Стрельниковой.

Наличие инновационной составляющей в деятельности педагога направлено на достижение коммуникабельных, познавательных, метапредметных и предметных результатов сохранение и укрепления здоровья. Эффективность результатов достигается за счёт особой организации образовательного процесса.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Во время уроков вместо обычных физминуток применялись упражнения для снятия  психоэмоционального напряжения:            

«Не боюсь»

В ситуации трудной задачи дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:

Я скажу себе, друзья,

Не боюсь я никогда

Ни диктанта, ни контрольной,

Ни стихов и ни задач,

Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурлив,

Просто не люблю я страх,

Я держу себя в руках.

«Успокоение»

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

         А себя лишь одного!

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В своей работе я часто применяю кинезиологические упражнения. Они стимулируют творческую деятельность, помогают мобилизоваться учащимся перед интенсивной умственной нагрузкой. Применение данных  упражнений позволяет улучшить у  ребенка память, внимание, речь, снижает утомляемость, повышает работоспособность, активизирует интеллектуальную деятельность.     Используемые  упражнения способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга.

Наибольшей популярностью среди  обучающихся пользовалась дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.

Особенность данной методики состоит в том, что  резкие и короткие (как хлопок) вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой.

- Повороты. Методические рекомендации по выполнению: поворачивать голову вправо-влево в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом, короткий, как укол, шумный выдох.

- «Ушки». Методические рекомендации по выполнению:  покачивать головой, как будто кому-то приговаривая шепотом: «Ай-ай-ай, как не стыдно!». Следить за тем, чтобы не было поворота, так как при этом работает другая группа мышц. Правое ухо приближается  к правому плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны.

Для решения проблем в общении используются групповые формы организации физминуток (в парах, микрогруппах),  проведение подвижных перемен (коллективные игры)

Системность в работе педагога, оптимальность выбора форм и методов работы. 

 В своей работе я систематически  применяю комплексы   различных физминуток, подвижные перемен, что  благотворно влияют на развитие коммуникативной и познавательной деятельности.

Ведущая педагогическая идея заключается в определении методов и приемов внедрения  здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс как одного из факторов формирования познавательной и коммуникативной деятельности.

        Результативность деятельности. Благодаря внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, уровень заболеваемости в сравнении с другими 1 классами находится на низком уровне. Результат мониторинга сформированности познавательной и коммуникативной деятельности младших школьников показал, что, у 100% обучающихся преобладают учебные мотивы, 78% участвуют в олимпиадах и конкурсах разного уровня, лишь у 1 (4%) обучающегося  в недостаточной мере развиты коммуникативные навыки.

Познавательная и коммуникативная деятельности  тесно взаимосвязаны. Младшим школьникам очень важно делиться своими знаниями, особенно, когда они получены самостоятельно. После того, как обучающиеся овладели  основами здоровьесберегающих технологий, в целях развития  познавательной и коммуникативной деятельности младших школьников, им предлагалось  выполнить творческие задания:

- составить свой распорядок дня;

- придумать свою «Минутку здоровья»;

- составить листовку « Если хочешь быть здоров…»;

- подобрать  литературные произведения, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Презентацию своего труда ребята всегда проводили перед всем классом.

Также было проведено родительское собрание, на котором учениками была презентована памятка для родителей по укреплению и сохранению здоровья детей.

Логическая завершенность описываемого опыта работы.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс необходимо, т.к. это благотворно влияет на укрепление здоровья обучающихся. Они являются одним из факторов формирования познавательной и коммуникативной деятельности младших школьников. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий будут ощутимыми, только в том случае, если педагог будет неукоснительно следовать методическим рекомендациям автора, применять их систематически , а не от случая к случаю.

Библиографический список

  1. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. - СПб., 2003.
  2. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.
  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб: Речь, 2005.
  4. Смирнов, Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе [Текст] / Н.К.Смирнов. //Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.
  5. Серкиков, В,В.. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики [Текст]/ Сериков, В.В.  М.; Просвещение, 2007.
  6. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М.: Учпедгиз, 2006. 
  7. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта.  В основе каждого учебного проекта лежит некая п...

Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»

Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности....

Работа с художественными и мультипликационными фильмами как фактор формирования духовно- нравственных ориентиров младшего школьника.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проекты в начальной школе как один из способов формирования УУД в условиях реализации ФГОС....

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.

Актуальность   выбранной  нами  темы   связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...