Главные вкладки

    "Семейная школа" как фактор формирования образовательного пространства школы
    статья по теме

    Меланченко Ольга Борисовна

    Отчёт учителей начальных классов о взаимодействии семьи и школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_semi_i_shkoly.docx18.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    "Семейная школа" как фактор формирования образовательного пространства  школы

    В начальных классах МБОУ СОШ №5 г. Гулькевичи  реализуется проект «Семейная школа» как фактор формирования образовательного пространства школы».  Добиться успеха в формировании нового образовательного пространства можно было только с помощью родителей. Для этого и был разработан наш проект.

    Цель проекта: создать условия для формирования нового образовательного пространства в школе через объединение учащихся, учителей, родителей младших школьников в коллектив единомышленников.

    Задачи:

    образовательные:

    - формировать личность младшего школьника с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к современной жизни;

    - создать оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;

    - приобщить детей к поиску информации из самых разных источников, включая Интернет;

    воспитательные:

    - ввести учащихся в мир общечеловеческих ценностей, формировать у них адекватное этим ценностям поведение и нравственные основы личности;

    - передавать опыт старшего поколения, воспитывать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи;

    - формировать  положительное  отношение, уважение  к семьям одноклассников;

    - способствовать установлению отношений в духе доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, формированию коллектива;

    развивающие:

    - обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей учащихся в различных видах деятельности;

    - формировать у учащихся эмоционально-нравственную отзывчивость;

    - помочь приобрести навыки коллективного общения, умение работать в команде;

    - обеспечивать совершенствование отношений в звеньях: «ученик – учитель», «ученик – ученик»,  «родитель – учитель»,  «родитель – ученик»;

     - помочь школьникам  приобрести опыт публичных выступлений, ведения дискуссий, стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.

    Обоснование темы проекта:

    Народная мудрость гласит: «Крепка семья – сильна Россия». Главный талант крепкой семьи – это способность любить: любить друг друга, любить окружающих, любить жизнь. Самодостаточные семьи отличаются способностью притягивать к себе людей, понимать чужую боль, сопереживать и сочувствовать.

    Л.Н. Толстой писал: « Люди как реки: у каждого своё русло, свой исток». Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад, основываться которые должны на самоотдаче, любви, заботе и понимании друг друга.

    Семейный мир для любимых героев Толстого – мир детства. Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек,- это, по убеждению Толстого, и есть сердцевина нравственности, суть прекрасного в человеке.

    Если сравнить семейные ценности трёх последних веков с ценностями современности, то напрашивается вывод, что раньше семья воспитывала истинные, необходимые человеку нравственные ценности. Сегодня же гражданский институт разваливается, так как семья больше не воспитывает чувства патриотизма, стремления к улучшению жизни общества, а также таких важных качеств, как честность, порядочность, открытость, доброта, милосердие и многое другое, что в прошлые века было неотъемлемой частью каждого человека и всего общества в целом.

    Большая часть проблем школьника родом из семьи, её климата, стиля взаимоотношений. При всей своей любви к ребёнку родители часто не знают его и не могут понять. Поэтому работа с родителями учащихся становится всё более востребованной и школой, и самими взрослыми.

    Анализ исходной ситуации:

    Вместе со сменой поколений меняется и отношение к окружающему миру, в том числе и к семье. Сегодня она не играет столь важной роли, то есть не воспитывает необходимые качества, такие, как благородство, честность, порядочность, достоинство, справедливость и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Это говорит об отсутствии воспитания, должного влияния родителей на формирование мировоззрения своих детей. Именно поэтому в своём проекте мы хотим привлечь внимание общественности к этой проблеме, показав значимость семьи в современном мире через призму поколений, тесную связь семьи и школы.

    Проблемы, на решение которых направлен проект:

    - разрушение семьи как ячейки общества;

    - утрата влияния семьи на формирование личности ребёнка как гражданина;

    - ослабление связей семьи и школы.

    Объект исследования:

     - совместная работа семьи и школы по воспитанию и развитию младших школьников.

    Предмет преобразования:

      - формы и содержание деятельности начальной школы в рамках всестороннего развития младших школьников.

    Условия реализации проекта:

    - установление на самых ранних ступенях обучения тесных контактов с семьями младших школьников;

    - оказание родителям в случае необходимости помощи со стороны учителей и психолога;

    - наряду с традиционными формами обучения и воспитания широкое использование инновационных технологий, рассчитанных на выстраивание взаимоотношений через общение, культуру и любовь;

    - организация творческого поиска, постоянный анализ опыта работы, совершенствование и оценивание с позиций системного понимания обучения и воспитания;

    - совершенствование профессионального мастерства педагогов.

    Этапы реализации проекта:

    Пропедевтический _        2012 год        

    -  изучить состояние взаимоотношений ученических коллективов с родителями учащихся;

    -  проанализировать воспитательную работу с семьями, ее характерные особенности;

    - разработать проект совместной деятельности семьи и школы по формированию личности младшего школьника;

    -  оценить потребность в использовании данной модели;

    -  выявить источники сопротивления (риски);

    Информационно-аналитический _        2013-2014  учебный год        

    - показать, как можно организовать совместную деятельность в естественных условиях школьного процесса;

    - провести диагностическое исследование состояния взаимоотношений в семьях учащихся, обработать результаты;

    -  определить уровень деятельности классных родительских комитетов;

    -  проанализировать полученные данные;

    -  выявить и продемонстрировать неудовлетворенности текущим состоянием (проблемы);

    -  принять решение о внедрении модели в работу;

    Организационно-исполнительский _        2014-2015  учебный год

    - разработать алгоритм деятельности педагога по формированию нового образовательного пространства в школе;

    - апробировать систему совместных мероприятий

    -  апробировать средства поддержания и сохранения психологического комфорта;

    -  активизировать познавательную деятельность школьников;

    -  систематизировать работу с детьми различного интеллектуального уровня;

    Контрольно-диагностический _        2015-2016  учебный год

    -  провести повторную диагностику уровня взаимоотношения семьи и школы;

    -  дать полный анализ полученных результатов;

    -  продумать и систематизировать коррекционную работу         

    Возможные риски при реализации проекта:

    - отсутствие методической базы          

    - загруженность педагогического коллектива основной работой          

    - психологическая неготовность к принятию идеи, отсутствие мотивации        

    Формы и содержание совместной деятельности школы и родителей:

    1.        Создание портфолио учащегося использованием  данных о семье.        

    2.        Совместные концерты художественной самодеятельности, посвящённые  75-летию Кубани,  Дню матери,  Дню Победы, Последнему  звонку.

    3.        Мероприятия «Семейные традиции и праздники», «Заглянем в семейный альбом», «Семья талантами богата», «Династии в профессии».        

    4.        Создание проектов «Корни моей семьи», «Наши имена», «Что означают наши фамилии», «Кем я горжусь в моей семье».        

    5.        Родительские собрания «Секреты семейной любви».        

    6.        Анкетирование «Знаем ли мы друг друга?»        

    7.        Праздник «Наш класс – дружная семья».        

    8.        Индивидуальная работа педагогов и психолога школы с учащимися и их родителями.        

    9.        «Ярмарка вопросов и ответов»- психологический практикум.        Психолог

    10.        Тренинги «Мы все родом из детства», «Семейные советы».        Психолог

    11.        Мозговой штурм «Дети и деньги», «Компьютер и ребёнок: за и против».        Психолог

    12.        Акции милосердия «Вера, надежда, любовь»        

    13.        Патронат неблагополучных семей        

    14.        Школьная ярмарка

    Ожидаемые результаты:

    - повышение интереса родителей к обучению младших школьников, заинтересованность их происходящим в школе, привлечение к сотрудничеству;

    - рост интеллектуального потенциала учащихся, расширение возможностей для творческого развития личности учащихся, реализации их интересов, укрепление веры в собственные силы;

    - повышение значимости семьи в учебно-воспитательном процессе;

    - укрепление внутрисемейных связей, связей семьи и школы;

    - повышение навыков работы с информацией, культуры чтения, формирование умения поиска информации в сети Интернет;

    - установление гуманных отношений, партнёрского сотрудничества всех участников образовательного процесса;

    - активизация участия младших школьников (2 -4 классов) в международных олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру»;

    - активизация участия детей в школьных олимпиадах, предметных неделях, « книжкиной неделе»;

    - апробация новых форм и методов воспитательной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.

    Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности»....

    Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности.

    Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности....

    Организация учебного пространства в современной школе как один из факторов успешности образовательного процесса.

    Статья посвящена проблеме организации учебного пространства в современной школе. Освещается опыт зарубежных стран и возможности его применения в российской школе....

    Стили семейного воспитания как фактор формирования самооценки младших школьников.

    Аннотация. В статье автор рассматривает проблему формирования самооценки  младших школьников и  влияние на нее такого фактора как стиль  семейного воспитания.   Ключевые слова...

    Проект «Визуализация образовательного процесса, как фактор формирования познавательного интереса и основа усвоения учебного материала обучающимися в начальной школе»

    Материалы (пояснительная записка и презентация) на муниципальный этап конкурса "Учитель года 2018" - проект «Визуализация образовательного процесса, как  фактор формирования ...

    Движение учащихся по инивидуальному маршруту как фактор развития образовательных компетенций

    Движение учащихся по индивидуальному маршруту как фактор развития образовательных компетенций....

    «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

    Одной из приоритетных задач воспитательной деятельности является охрана жизни и здоровья детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)...