Современные образовательные технологии как фактор формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов
статья (1 класс)

      Современная начальная школа. Что она значит для ребёнка? Это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы - умением учиться. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

      Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.                                                                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема статьи: Современные образовательные технологии как фактор формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов

Автор статьи: Смакова Зульфия Рамазановна,

учитель начальных классов МОБУ Лицей №6,

муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!»

К. Д. Ушинский

Современная начальная школа. Что она значит для ребёнка? Это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы - умением учиться. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.

Содержание функциональной грамотности младшего школьника, составляют: Читательская грамотность — способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении учебных и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность - это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Естественнонаучная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Способность объяснять природные явления

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания. · Формировать функциональную грамотность необходимо на любом уроке.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

- обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности),

- учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;

- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

- применять такие образовательные технологии, как: технология личностно-ориентированного образования;

  • технология развития критического мышления;
  • технология уровневой дифференциации;
  • технология игрового обучения;
  • технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
  • проектная деятельность;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Рассмотрим «Технологию развития критического мышления» Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Она представляет собой структуру урока, состоящую из 3 этапов: вызов, осмысление, рефлeксия.

Методические приёмы:

  • «Кластер»
  • «Мозговой штурм»или «Корзина идей»
  • «Отсроченная догадка»
  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
  • «Театрализация»
  • «Верно-неверно»
  • «Проблемный вопрос»
  • «Инсерт» или «Чтение с пометами»
  • «Дерево предсказаний»
  • «Чтение с остановками»
  • «Шесть шляп»
  • «Бортовой журнал»
  • «Ромашка Блума»
  • «Фишбоун» (рыбный скелет)
  • «Синквейн»

Рассмотрим некоторые приемы этой технологии.

  1. Приём таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал (ЗХУ)» В первую колонку пишут, что уже известно об изучаемом понятии, во вторую колонку пишут, что хотели бы ещё узнать, в конце урока заполняют третью колонку, что узнали на уроке.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

#1055;рием «Инсерт».

Применяется в основном на уроках окружающего мира. Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:

«V» – уже знал;

«+» – новое;

« – » – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

3. Приём «Верите ли вы, что…»

Рассмотрим на примере урока «Окружающий мир», 4 класс. Тема «Жизнь древних славян». Учитель читает вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а учащиеся, если верно, ставят под номером вопроса «+», если неверно – «-»» Вопросы:

… древние славяне жили в одиночку?

… богом грома и молнии у славян был Перун?

… свои дома славяне строили из камня?

… славяне носили одежду из льна и шерсти?

… славяне были хорошими земледельцами?

1 2 3 4 5

- + - + +

4. Приём «Шесть шляп».

Рассмотрим на примере урока «Окружающий мир», 3 класс. Тема «Полезные ископаемые». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека необходима добыча полезных ископаемых.

Черная. Проблема. При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке понравилось изучать полезные ископаемые и определять их свойства.

Зеленая. Творчество. Местонахождение многих ископаемых человеку еще неизвестно.

Синяя. Обобщение. Обобщают высказывания каждой группы.

5. Приём «Сводная таблица».

Рассмотрим на примере урока «Окружающий мир», 3 класс. Тема «Полезные ископаемые». Учитель спрашивает: «Какие полезные ископаемые дети знают?» Учащиеся получают образцы полезных ископаемых и выполняют практическую работу группах. Заполняют «Сводную таблицу».

6. Приём «Кластер» Это способ графической систематизации материала.

Рассмотрим на примере урока русского языка, 2 класс. Тема «Правописание заглавной буквы в фамилиях людей» и урока русского языка, 3 класс. Тема «Имя существительное» F:\Доклад педсовет\Фото\

7. Приём ТРКМ «Синквейн».

1- я строка (одно слово) - существительное, тема;

2 - я строка (два слова) - прилагательные;

3 – я строка (три слова) – глаголы;

4 – я строка – предложение из четырёх слов;

5 – я строка (одно слово) – существительное, синоним первому классу. Вывод, заключение.

Например, на уроках литературного чтения дети составляют синквейн к слову «сказка» и к разным сказочным персонажам.

#1055;риём «Инсценирование»

Может применяться на уроках литературного чтения (инсценирование произведений) и на уроках окружающего мира.

9. «Тонкие и толстые вопросы»

10. «Ромашка Блума»

Игровые технологии.

Игровые формы обучения на уроках в начальных классах – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Школьники младшего возраста любят играть. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, необходимо включить их в игру, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

К ним относятся:

  • дидактические игры,
  • задачи в стихах,
  • задачи-смекалки,
  • задачи-шутки,
  • драматизированные игры,
  • интересные факты,
  • ребусы, головоломки,
  • кроссворды и многие др.

На уроках математики в начальных классах используются игры «Кто быстрее?», «Собери снеговика», «Математический кроссворд», «Лучший счётчик», «Математический лабиринт», «Полёт в космос», «Математическая рыбалка», «Домино», «Математические раскраски» и др.

На уроках русского языка используются игры «Определи склонение имён существительных», «Найди падеж», «Мозговой штурм», «Внимательный редактор», «Найди пару», картинный словарь, «Грамматические раскраски», «Вкусная пицца», конкурс «Магистр письма» и др. Приём «Облако слов» можно использовать на уроках русского языка по теме «Части речи», «Словарные слова», «Род имён существительных» и т.д.

На уроках литературного чтения используем карточки для развития скорочтения: чтение с решеткой, чтение с окошками, чтение «зашумленного текста», чтение текста с закрытой половиной букв, чтение по спирали и т. д.

На уроках окружающего мира - игра «Узнай растение по описанию», «Домашние и дикие животные», «Времена года», филворд «Птицы», игра в паре «Органы человека», кроссворды, викторины и др.

Приём «Кубик Блума» можно использовать на разных уроках на этапе рефлeксии.

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Информационно-коммуникационные технологии

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). На уроках в начальной школе используем тренажёры, презентации, интерактивные игры, кроссворды, викторины, электронные приложения к учебникам, видеофильмы, аудиозаписи, которые помогают разнообразить урок, вызывают большой интерес и эмоциональный отклик у учащихся.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • использование готовых обучающих программ;
  • работа с ресурсами Интернет.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

  • повышает качество усвоения материала;
  • увеличивает объем использования наглядности на уроке;
  • осуществляет дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовывает одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями,
  • расширяет общий кругозор учащихся;
  • развивает творческий подход к изучаемому материалу и окружающему миру, любознательность учащихся.

Использование метода проектов.

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.

Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка, лэпбук. Например, на уроках родного русского языка создавали проект «Природный толковый словарь», который состоит из разделов «Снежные слова», «Дождевые слова», «Лесные слова», «В мире животных».

Для повторения и закрепления изученного на уроке материала в начальных классах используются различные приёмы:

-работа по карточкам, тесты, карточки – гармошки, рабочие листы, папка с памятками по русскому языку, на математике применяем такой приём- в коробочке с надписью «Я всё» лежат карточки для тех детей, которые быстро выполняют все задания по учебнику. Чтобы они не скучали, подходят, берут любую карточку с заданиями и выполняют.

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

И закончить своё выступление хочу словами:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в начальных классах»

Материал содержит информацию о том,как применение современных обучающих технологий в учебном процессе позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся....

Роль информационных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся начальных классов

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».

     В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...

Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов УВП в ходе реализации ФГОС НОО

Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов УВП в ходе реализации ФГОС НОО...

«Современные образовательные технологии как фактор повышения качества образования»

Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. В стандарте нового поколения четко обозначены требования к ре...

«Современные образовательные технологии как фактор повышения качества образования»

Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. В стандарте нового поколения четко обозначены требования к ре...