Отчет по самообразованию по теме «Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект»
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Львова Татьяна Евгеньевна

В становлении личности каждого члена общества школа играет ведущую роль. В школьной жизни центральное место занимает урок. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. В данном отчете рассматриваются способы, позволяющие получить воспитательный эффект от любого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию на тему: «Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект»

учителя начальных классов МБОУ СОШ №101 Львовой Татьяны Евгеньевны

ВВЕДЕНИЕ

В становлении личности каждого члена общества школа играет ведущую роль. В школьной жизни центральное место занимает урок. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Таким образом, учителю небезразлично, на каком материале он решает задачи обучения, развития и воспитания. Содержание многих учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста. Воспитание на уроке – это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. Воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, особенно в начальной школе, когда формируются основные ценности и установки личности ребенка. Уроки в начальной школе — это не только передача знаний, но и возможность влиять на развитие нравственных качеств, социальных навыков и эмоционального интеллекта учащихся. В данном отчете рассматриваются способы, позволяющие получить воспитательный эффект от любого урока.

Цель: выявление эффективных методов интеграции воспитательных моментов в учебный процесс начальной школы.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы воспитания в начальной школе.

2. Рассмотреть методы интеграции воспитательных аспектов в содержание уроков.

3. Привести практические примеры успешной реализации воспитательных целей.

4. Разработать рекомендации для учителей по повышению воспитательного эффекта урока.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретические основы воспитания в начальной школе

Воспитание в начальной школе охватывает несколько ключевых аспектов:

  • Моральное воспитание: формирование у детей представлений о добре и зле, честности, уважении к другим.
  • Социальное воспитание: развитие навыков общения, сотрудничества и ответственности за свои поступки.
  • Эстетическое воспитание: привитие чувства прекрасного через искусство и литературу.

Методы интеграции воспитательных моментов в урок

Для достижения воспитательного эффекта на уроках можно применять следующие методы:

  • Проектная деятельность: совместные проекты помогают развивать командные навыки и ответственность.
  • Дискуссии и обсуждения: вовлечение учащихся в обсуждение моральных и этических вопросов помогает развивать критическое мышление и формировать собственные взгляды.
  • Ролевые игры: помогают детям понять социальные роли и развивают эмпатию.
  • Интеграция предметов: сочетание различных учебных предметов (например, литературы и искусства) для обсуждения общих тем, связанных с моралью и этикой.
  • Включение сюжетных рассказов и обсуждений, отражающих нравственные темы.
  • Организация коллективных игр и заданий, развивающих умения сотрудничать и уважать друг друга.
  • Формирование атмосферы доверия и поддержки, что стимулирует социально-эмоциональное развитие.

Практические примеры воспитательного эффекта на уроках в начальной школе

  • Урок чтения: чтение рассказа о дружбе с последующим обсуждением, почему важно быть добрым и помогать друзьям.
  • Урок окружающего мира: изучение правил дорожного движения с воспитанием ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
  • Математика: решение задач в парах, развивающее умение работать в команде и уважать мнение другого.
  • Технология: совместное оформление класса к празднику или мероприятию, формирование чувства коллективной ответственности и гордости за результат.

Рекомендации для учителей по повышению воспитательного эффекта на уроках

  1. Использовать групповые формы работы.
  2. Обращать внимание на социальный опыт обучающихся.
  3. Поощрять учеников за проявление положительных качеств.
  4. Создавать атмосферу доверия и уважения в классе.
  5. Регулярно проводить рефлексию, обсуждая с учениками их эмоции и мысли по поводу пройденного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическая работа по теме самообразования подтвердила, что воспитательный эффект является неотъемлемой и управляемой составляющей любого урока в начальной школе. Ключевым условием стало не добавление специальных «воспитательных мероприятий», а целенаправленное использование методического и личностного потенциала самого учебного процесса.

Конкретные приемы, успешно опробованные на практике:

  • организация работы в парах и малых группах с распределением ролей и последующей рефлексией: «Как мы работали? Удалось ли нам договориться?»;
  • правило "Речевого этикета": обязательное использование детьми в беседе «Я с тобой согласен, потому что...», «Я вижу по-другому, потому что...». Это воспитывает уважение к чужой точке зрения;
  • создание ситуаций нравственного выбора на уроках литературного чтения и окружающего мира: анализ поступка героя через вопросы «А как бы поступил ты?», «Что такое справедливость в этой ситуации?»;
  • обращение внимания на социальный опыт обучающихся: на уроке математики решаем задачи о расчете бюджета, денежных средств; на уроке русского языка разбираем текст о помощи бездомным животным. Это показывает практическую и гуманистическую значимость знаний;

Используя разнообразные методы и подходы, педагоги могут эффективно интегрировать воспитательные элементы в учебный процесс, что позволит создать гармоничную и всесторонне развитую личность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Морозова Д. А., Теория и методика воспитательной работы : учебное пособие / Д. А. Морозова. – Челябинск : Педагогика, 2019.

2 Степанов П. В., Воспитание на уроке: методика работы учителя : методическое пособие / П. В. Степанов. – Москва : Педагогика, 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано...

Отчет по самообразованию по теме: «Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе»

Данная тема актуальна, так как в настоящее время в мире повышается насыщенность информацией. Актуальной задачей школы становится развитие у учащихся умений самостоятельно отбирать и оценивать получаем...

Отчет по самообразованию на тему :«Технология групповой работы на уроках в начальной школе».

Отчет по самообразованию на тему«Технология групповой работы на уроках в начальной школе»....

Отчет по самообразованию на тему: "Использование проблемных заданий на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся".

Современная общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а развивать функционально грамотную личность, которая способна использовать, приобрет...

Отчет по самообразованию по теме: "Организация исследований по окружающему миру в начальной школе"

Отчет по самообразованию по теме: "Организация исследований по окружающему миру в начальной школе"...

Отчет по самообразованию по теме: «Использование динамических пауз на уроках математики с целью укрепления здоровья младших школьников»

Отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: "Использование динамических пауз на уроках математики с целью укрепления здоровья младших школьников"...

Текст выступления по теме: "Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект"

Текст выступления по теме: "Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект"...