Педагогические условия формирования письменной связной речи у младших школьников
статья
Педагогические условия формирования письменной связной речи у младших школьников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия формирования письменной связной речи у младших школьников
Основная задача обучения русскому языку – развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального обучения. Учитель, обучающий детей русскому языку, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит детей грамотно говорить и писать, правильно и ясно выражать свои мысли.
Что такое развитие речи? По-разному решают этот вопрос методисты и учителя-практики. Равенский Ю.И. и Капинос В.И. считают, что речь развивается спонтанно, сама собой, по мере обогащения сознания ребенка разнообразными представлениями и понятиями, по мере расширения жизненного опыта ребенка. Поэтому нет нужды в специально организованном обучении .
По мнению Афониной Н.Г. развивать речь – это значит обучать детей связному выражению мыслей в устной и письменной форме, следовательно, надо писать больше изложений и сочинений, показывая приемы их составления.
Политова Н.И. и Приступа Г.Н. предъявляют к школьному обучению требование – развивать у детей умение свободно, гладко, по возможности красиво говорить и писать о разных предметах и явлениях жизни; от школы требуется, чтобы она не связывала речь специальным образом, а предоставляла свободу речевому творчеству детей; нет нужды, например, в специальных темах для сочинений: пусть ребята пишут том, что хотят и как хотят.
Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.
1. Усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений, известных ему слов, которых он в своей дошкольной практике совсем не употреблял. Должен знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях, усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.
2. Усвоения навыков чтения и письма – важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.
3. Совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.
Для реализации этих аспектов нужна планомерная работа учителя и учащихся, с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием как общей, «большой» перспективной цели (которая обобщенно может быть определена как «хорошая речь»), так и частных «малых» целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию речи. Развитие речи имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них – это упражнение в связной речи (рассказы, пересказы, изложения и т.д.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения и т.п.
В методике наименование «связная речь» употребляется в трех значениях: 1) связная речь – процесс, деятельность говорящего, пишущего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию связной речи.
Правильность грамматическая (главным образом, правильное построение предложений), орфографическая и пунктуационная. Умение грамотно, с точки зрения норм литературного языка оформить свою речь – один из основных признаков развитой речи.
Ясность речи – ее доступность для понимания другими людьми, вредят ясности слова и выражения, нарочито придуманные или взятые из какого-либо произведения «для красоты слога», для украшения.
Чистота речи - отсутствие «паразитических слов» (значит; так сказать; как его), ненужных иностранных слов, неправильно понятых терминов, грубых слов (например: волынить, бузить, башка, морда и тому подобное).
Точность речи - умение передать свою мысль, рассказать о каком-либо случае, описать предмет или явление в соответствии с действительностью; умелый выбор слов для точной передачи действительности; выбор из ряда синонимов наиболее подходящих для данных целей.
Выразительность речи - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя или читателя.
Богатство (относительное) языковых средств, для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения в небольшом отрезке текста и тех же слов и конструкций.
Говоря об «обучении письменной речевой деятельности», мы будем подразумевать: во-первых, обучение младших школьников письменной речи, как способу выражения собственной мысли, своих личных впечатлений и переживаний увиденного и услышанного.Во-вторых, обучение письменной речевой деятельности означает обучение созданию литературного грамотного авторского текста.
Особенно трудно при обучении связной письменной речи научить ребенка тому, как построить свою речь, какими средствами донести до слушателей (читателей) свой замысел. При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопрос: как свяжете между собой части рассказываемого? Как свяжете два предложения? Какие слова надо заменить, чтобы в тексте не было повторения одного и того же слова?
Объектом исследования педагогов является речь как предмет обучения, именно поэтому они, как правило, говорят о «развитии речи. Вопросы содержания работы по развитию связной речи младших школьников, в том числе и письменной, мы хотим сначала рассмотреть с позиции дидактической теории, разработанной И.Я. Лернером.
Итак, первый элемент – это знания. Теоретические знания, усваиваемые учениками младших классов в прочесе работы по развитию письменной связной речи – это главным образом знания о способах деятельности, о том, что и как надо делать, чтобы раскрыть тему и основную мысль высказывания, как собирать и систематизировать материал к письменным работам, как правит написанное и т.д. Специфика этих знаний в их направленности на овладение коммуникативными умениями.
Кроме того, ученики начальных классов усваивают языковой фактический материала (слова, служащие средствами связи между самостоятельными предложениями); знания об отношении к различным явлениям жизни и к людям, т.к. анализируют и создают тексты, в которых отражаются эти знания и определенные понятия.
Второй элемент – это умения и навыки, формируемые в процессе работы по развитию письменной связной речи младших школьников, имеют свои особенности. Создавая письменную работу, младшие школьники используют усвоенные ранее способы речевой деятельности применительно к предложенной учителем теме высказывания. Рассматривая умения и навыки интеллектуального характера, поскольку они связаны с овладением способами речевой деятельности. Среди коммуникативных умений есть специфические (например, умение совершенствовать написанное), умение выделять существенные и несущественные признаки в описываемом предмете, отличать главное от второстепенного (в содержании излагаемого материала), умение обобщать, делать выводы и т.д. Третий элемент – нормы отношения к миру (нравственные, эстетические и т.д.) усваиваются в процессе работы над различными по тематики текстов. Если открыть любую программу для начальной школы русского языка раздел развитие речи, то можно проследить, что здесь формируется оценочно-эмоциональное отношение к животными (описание животного), к предметам мир родной природы и к миру вещей – творениям рук человека (описание бытовых предметов природы), осмысливаются нравственно-эстетические нормы (элементарные рассуждения о поведении людей, рассказы о себе, своих поступках), к научным знаниям (рассуждение типа «Зачем человеку музыка».
Итак, из всего вышесказанного можно выделить следующие педагогические условия формирования письменной связной речи младших школьников:
1.Учить детей собирать материал к письменным работам.
2.Обеспечить учащихся богатым языковым материалом.
3.Учить детей совершенствовать написанное.
4.Создать такие условия, при котором у ребенка возникло бы желание выразить свои чувства самому, а не чувства учителя или товарища.
Рамзаева Т.Г. выделяет следующие педагогические условия формирования письменной связной речи у младших школьников:
- потребность высказываться;
- наличие содержания материала;
- хорошая речевая среда.
Потребность высказываний является первым условием возникновения и развития речи учащихся младших классов. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, педагогическим условием развития речи учащихся являются создание ситуации, вызывающих у школьников потребность высказываний, желание и необходимость что-то высказать письменно.
Написание содержания материала, т.е. о чем нужно написать – второе условие любого речевого высказывания. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богата и насколько подготовлен материал. Следовательно, следующим педагогическим условием развития речи учащихся является тщательная забота о материале для речевых упражнений, о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной. Итак, рассмотрев педагогические условия формирования письменной связной речи младших школьников, мы увидели их разнообразие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические тренинги по формированию связной речи у младших школьников. От прилагательных к рассказам-описаниям.
Пособие включает логопедические тренинги трёх уровней сложности по развитию связной описательной речи у младших школьников....

Формирование связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Дети в наше время стали очень мало читать, тем самым не происходит как такового развития речи и словарный запас их становится очень бедным и пассивным. В статье предложены методы и формы р...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...

Формирование связной речи у младших школьников с ОНР посредством технологии развития критического мышления
Статья посвящена проблеме формирования связной речи у учащихся с ОНР и использованию в коррекционно-развивающем обучении технологии развития критического мышления, которая представл...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»
Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

Изложение как средство развития связной речи у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Осмысливается роль изложения в развитии связной речи школьников. Представлены различные классиикации изложения. Описаны изложения с точки зрения их влияния на мыслительную деятельность учащихся....
