Выступление на семинаре по дефектологии «Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта: методы и приёмы»
материал

Ларина Елена Владимировна

Цель коррекционной работы по развитию сенсорной сферы обучающихся – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_25.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

   

ГБОУ  РМ «Инсарская  общеобразовательная школа-интернат с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление

на семинаре по дефектологии

«Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта: методы и приёмы»

Подготовила: Ларина Е.В.

Без эмоций невозможно наполнить жизнь красками. Для каждого человека это важный этап развития. А особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки, поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.

Цель коррекционной работы по развитию сенсорной сферы обучающихся – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами.

Эталоны цвета - различение цветов по принципу «такой-не такой» (предметы разных цветов сравниваются между собой с помощью прикладывания);

 зрительное соотнесение цветов (выбор цвета по образцу);

Эталоны формы - геометрические фигуры;

Целесообразно знакомить ребёнка с формами в следующем порядке: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

Выделяются следующие этапы работы:

1. Вычленение формы из множества форм. 2. Сравнение значительно отличающихся друг от друга форм. 3. Сравнение схожих форм. 4. Выбор предметов изученной формы.

 Эталоны величины. 

Эталоны вкусового восприятия. 

Для формирования эталонов цвета, формы и величины возможно использовать  нижеперечисленные дидактические игры и упражнения.

Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

При использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения - вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей.

 В своей работе использую следующие  направления работы по сенсорному воспитанию

1.Кинестетическое (тактильное)  восприятие

Это вид ощущений, который возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.

Органом осязания служит рука. Поэтому развитию тактильно-двигательных ощущений способствуют  «ручные» виды деятельности:

    лепка из пластилина;

    аппликация из разного материала (бумага цветная картон гофрированная фомиран матовая, вата, фольга); Очень полезны для детей  из «шершавой» (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную фигуру». Ребенок многократно проводит рукой по фигуре, ощупывает ее и называет.

    аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

    рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»);

    игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

    игры с пазлами;

2. Зрительное восприятие

Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее  отражается окружающий мир.

Дети с овз с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут «упустить» важные детали, не всегда точно распознают цвета и их оттенки. Занятие провожу с использованием презентации. Дети лучше усваивают информацию.  Развитию зрительного восприятия также способствуют игры с мозаикой Пазламиконструктором так как детали имеют разные формы цвет величину.

 

3. Слуховое восприятие

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.

Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.

Игры на восприятие звука дают  представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

  

Таким образом Сенсорное развитие осуществляется:

- в процессе дидактических игр и упражнений; в ходе которых формируются перцептивные действия и восприятие пространственных и качественных свойств предметов.

- в играх и упражнениях, направленных на развитие у детей социального восприятия человека, его действий, движений,  это например сюжетно – ролевые игры которые могут  быть организованы как самостоятельные занятия для формирования ролевого поведения, либо включаются в мероприятия и подвижные игры.

- В продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде;

- в непосредственном общении со взрослыми в повседневной жизни;

- на занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание);

- в индивидуальной коррекционной работе

 Учитывая психофизические особенности детей с интеллектуальными нарушениями, занятия и внеклассные мероприятия проводятся в игровой форме, используются различные дидактические игры, игровые упражнения, пальчиковые, сюжетно-ролевые и подвижные игры. 

 От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир и   безусловно будет способствовать более успешному их психическому развитию в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр как средство коррекции недостатков психического развития детей с нарушением интеллекта.

Все новое - это хорошо  забытое  старое. Арттерапия, игротерапия все чаще применяется в учебно-воспитательном процессе. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное  ненавязчивое ...

Выступление на семинаре по дефектологии «Творческий подход педагога к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с детьми ОВЗ»

   Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа...

Учебно - методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" (обучение и развитие детей с нарушением интеллекта)

Учебно-методический материал для начальной   школы  "Этикет  общения. Слова  вежливости"  представлен  из  выражений, расположенных  по темам:  "Приветстви...

«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта

Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения...

Выступление на семинаре по дефектологии «Школьное обучение и воспитание - основа коррекции, компенсации и развития детей с нарушением интеллекта»

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами, педагогами, цель: конечным продуктом нашей педагогической деятельности должен стать выпускник с высоким личностно развитым потен...