Работа с детьми СИПР по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни.
статья (1, 2, 3 класс)

Статья посвящена работе по формированию у детей СИПР здорового образа жизни, основ гигиенических знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с детьми СИПР по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни

   «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» — считал В. А. Сухомлинский.

   Как укрепить и сохранить здоровье детей? Когда это начинать?  Каким образом способствовать формированию здорового образа жизни у детей СИПР? Из каких компонентов складывается здоровый образ жизни ребенка?

   Укрепление и сохранение здоровья детей начинается с самого раннего детства – детский сад, начальная школа.

В качестве одной из наиболее действенных мер по сохранению и укреплению здоровья детей является обучение их основам здорового образа жизни, где ведущая роль отводится взрослым – родителям и педагогам, которым необходимо объединить усилия, чтобы достичь общей цели - помочь детям сохранить и укрепить здоровье.

Основные компоненты здорового образа жизни.

1.Рациональный режим - рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма, его восстановление и укрепление.

2.Правильное питание.

   Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

   В столовой дети получают разнообразное, сбалансированное питание. В ежедневном рационе достаточное количество свежих овощей и фруктов.

  Я на своих воспитательских занятиях знакомлю обучающихся с витаминами и продуктами питания, в которых они содержатся. Провожу беседы «Полезная и вредная еда», «Овощи и фрукты-защитники организма», «Здоровье-богатство на все времена».

   Во время завтрака, обеда совершенствую навыки аккуратного приема пищи: правильно пользоваться столовыми приборами, тщательно пережевывать пищу, есть бесшумно. Вырабатываю навыки правильной осанки.

   В группе создан «Уголок здоровья», где ребята получают знания валеологического характера. Тематика его постоянно меняется.

3.Соблюдение правил личной гигиены.

   Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

   На практических занятиях учу детей самостоятельно и правильно мыть руки и лицо, чистить зубы, насухо вытираться полотенцем. Пользоваться только своей расческой. Убирать все принадлежности для умывания на свои места. Подвожу их к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих. Провожу соревнования: «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок». Слежу, чтобы воспитанники правильно, последовательно, аккуратно  заправляли постель, соблюдали  чистоту в спальне.

   На воспитательских часах особое значение отвожу таким занятиям: «Кто живёт у тебя на руках», «В гостях у Мойдодыра», «Дороже алмаза два твоих глаза». В работе применяю  сюжетно-ролевые игры: «Причеши куклу Варю», «Волшебная щёточка», «В гостях у мастера – портного», «Утренний туалет Сони».  В своей работе использую  литературные примеры -  «Федорино  горе», «Мойдодыр», «Королева Зубная Щётка». Использую игровые приёмы, потешки, стихи: «чище мойся, воды не бойся»«тёплою водою руки чисто мою»«кусочек мыла я возьму, и ладошки им потру», «кто не чистит зубы, руки моет редко, то не будет сильным и здоровьем крепким». Дети узнают много интересного о здоровом образе жизни с помощью валеологических сказок, сюжетно-ролевой игры «Больница», чтения художественной литературы, рассматривания плакатов и книг по теме, отгадывания загадок, дидактических игр «Лабиринты здоровья», «Узнай и назови» и т.д.

Все эти мероприятия учат ребят простейшим навыкам ухода за своим телом, формируют потребность поддерживать его чистоту, закрепляют навыки самостоятельного ухода за руками, волосами, позволяют получать информацию об охране глаз, зубов, получать навыки ухода за своим внешним видом. Обучающиеся учатся видеть недостатки в своей одежде, самостоятельно их исправлять, одеваться по погоде.

4.Рациональная двигательная активность.

   Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Чтобы удовлетворить двигательную активность и потребность детей я провожу физкультминутки на самоподготовке, прыжки, спортивные, подвижные игры на свежем воздухе. Такие подвижные игры, как: «Фанты», «Прятки», «Третий лишний», «Путаница», «Пустое место», «Взятие снежного городка» давно полюбились ребятам.

В зимнее время девочки лепят из снега крепости, снежные фигуры, катаются с ледяной горки.

   Каждый год мы с ребятами развешиваем кормушки для птиц, следим за их наполняемостью кормом, расчищаем к ним дорожки от снежных заносов. Двигательный режим является обязательной составной частью режима дня и является одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, физического развития детей.

   С целью профилактики заболеваний у детей провожу беседы на тему «Грипп - это опасно», «Болезнь грязных рук», «Профилактика чесотки», «Правильное дыхание».

   Предупреждение детского травматизма – это обучение детей правилам поведения во время перемен,  при посещении спортивных кружков, на спортивных и игровых площадках, при переходе улиц и дорог, в общественном транспорте, противопожарная безопасность и т.д. В этом направлении я провожу такие мероприятия: беседа «Какие опасности подстерегают при пожаре», игра «Знай правила движения, как таблицу умножения», беседы

« Осторожно, гололед!», « Стой, бешеная собака», « О правилах поведения на спортивных площадках», разгадывание кроссвордов, конкурсы рисунков, плакатов.

5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

   Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

   Касательно психологической обстановки в младшем возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в учебном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно доверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.         На режимных моментах стараюсь обеспечить детям эмоционально-положительное состояние (спокойный тон, приветливое общение).

   Для развития психологически полноценной личности на кружке «Волшебные пальчики»  я использую всевозможные виды творчества: работа с бросовым материалом, бумагой, пластилином, бисером, тканью. Ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции.

   Очень важно найти индивидуальный подход к ребенку с ограниченными возможностями. Большей частью у таких детей отмечается повышенная возбудимость, вспышки гнева, легкая изменчивость настроения.

   Итак, процесс формирования здорового образа жизни детей связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни  осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулках, в игре, в трудовой деятельности.

Список литературы

1. Астапов, В.М. Дети с нарушениями развития / В.М. Астапов. – Флинта МПСИ, 2015. – 384 с.

2. Барабаш, О.А. Возрастная динамика формирования двигательных умений и навыков у детей и подростков с умственной отсталостью / О.А. Барабаш // Образование и наука. – № 5. – 2006. – С. 28-34.

3. Вайнер, Э.Н. Адаптивная физическая культура / Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта, 2015. –144 с.

4. Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников : автореф. дисс. …канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.П. Васильева; Гос. НИИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и Мин-ва труда и соц. развития РФ. – М., 2010. – 26 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме: «Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»

В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями:  к...

Исследовательская работа по теме:«Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»

В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается  следующими приложениями: конспе...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Современная социальная и экономическая ситуация в стране, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабил...

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

«ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.»               Выступление на ...

Технология формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни

.Цели технологии:1.     Формирование личности ребенка, стремящегося к постоянному физическому и духовному самосовершенствованию и жизненной самореализации.2....

«Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни»

В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, уче...