«День Героев Отечества»
план-конспект занятия (4 класс)

Коротаева Анастасия Александровна

создание благоприятных условий для  представлений о подвиге и героизме, проявляемых людьми разных возрастов и профессий, обсуждение мотивов совершения мужественных и отважных поступков; воспитание позитивного отношения к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, самоотверженность и патриотизм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_geroev_otechestva.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Тема: «День Героев Отечества»

Цель: создание благоприятных условий для  представлений о подвиге и героизме, проявляемых людьми разных возрастов и профессий, обсуждение мотивов совершения мужественных и отважных поступков; воспитание позитивного отношения к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, самоотверженность и патриотизм.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать патриотизм, уважение к истории и героическому прошлому России, формировать чувство гордости за свою страну, её защитников и историческое наследие, развивать нравственные качества: смелость, ответственность, взаимовыручку, уважение к старшим, воспитывать чувство благодарности к современным военнослужащим, выполняющим свой долг.

Развивающие: развивать познавательный интерес к истории России через интерактивные формы работы, развивать логическое и стратегическое мышление в процессе выполнения командных заданий, совершенствовать навыки коммуникации, работы в команде, умения договариваться и слушать друг друга, развивать творческие способности через написание писем.

Образовательные: Познакомить учащихся с историческими личностями — героями России, способствовать усвоению ключевых исторических событий, формировать представление о военных профессиях, родах войск, основах логистики и стратегии, обучить навыкам расшифровки информации, составления планов, командного решения задач.

Уровень достижения воспитательных результатов: 3 уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Планируемые результаты:

Личностные:  проявление эмоционального отклика и уважения к героям прошлого и настоящего, чувства гордости за свою страну, формирование первичных ценностных представлений о добре, смелости, помощи, верности Родине, развитие способности к сопереживанию, осознание себя как части коллектива, понимание важности взаимопомощи.

Метапредметные:

  1. Познавательные: умение владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей, овладение навыками смыслового чтения и работы с информацией, делать выводы в результате совместной работы.
  2. Коммуникативные: умение грамотно формулировать свои мысли и чувства по теме, договариваться и приходить к общему мнению в ходе обсуждения, работать в команде.
  3. Регулятивные: УМЕНИЕ принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её достижение, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, развивая тем самым самостоятельность и личную ответственность.

Предметные: Знание имён и основных заслуг национальных героев: Александр Невский, Александр Суворов, Георгий Жуков, Понимание в общих чертах ключевых событий военной истории России, связанных с этими героями: Ледовое побоище, непобедимость Суворова, Победа в Великой Отечественной войне, умение объяснить простыми словами понятия: «герой»«подвиг»«Отечество»«патриот»«ветеран», представление о качествах защитника Родины: смелость, ум, дисциплина, готовность помочь, любовь к своей стране, приобретение первоначального опыта социально-значимой деятельности: создание коллективного письма-благодарности солдатам как конкретный добрый поступок.

Форма проведения: беседа с элементами игры

Виды деятельности обучающихся на мероприятии: фронтальная беседа, групповая работа, игровая деятельность, выполнение заданий в рабочих листах, рефлексия.

Методы:

Активные: эвристическая беседа, проблемное изложение.

Интерактивные: мозговой штурм, ролевая игра, групповая дискуссия.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Ведущий:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о мужестве, о смелости, о долге. О людях, чьи имена навсегда вписаны в историю нашей страны золотыми буквами. Сегодня — 9 декабря День Героев Отечества.
Давайте начнем нашу встречу с небольшого видеосюжета. Посмотрите, какая наша Родина красивая, большая и мирная. И так было не всегда.» Подумайте что для вас значит «Родина»?

На экране включается заранее подготовленный видеоряд (1,5–2 минуты).

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ


Ведущий:
«Ребята, что для вас значит слово «Родина»?

Примерные ответы детей:

  • «Мой дом, семья.»
  • «Город, где я родился.»
  • «Страна, где говорят по-русски.»

Ведущий:
«Да, это и наш дом, и улица, на которой мы живем, и наш город, и вся наша огромная страна. Это место, где говорят на родном языке, где твои друзья и семья.
А что может угрожать Родине?»

Примерные ответы:

  • «Война.»
  • «Враги.»
  • «Беда.»

Ведущий:
«Верно. И тогда на ее защиту всегда вставали самые смелые, самые сильные духом люди — Герои. И сегодня мы с вами не просто будем слушать, а сами попробуем понять, каково это — быть командой, быть смелым и находчивым, как настоящие защитники!
Вот наш план на сегодня:

  1. Мы отправимся в путешествие по времени и встретимся с тремя великими героями России.
  2. Проверим свои силы в «Школе молодого бойца» — вас ждут интересные командные испытания.
  3. И в завершение — создадим своими руками добрые письма для современных защитников.
    Готовы? Тогда начинаем!»

4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ИНТЕРАКТИВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ГАЛЕРЕЯ ГЕРОЕВ»

Ведущий: «Отправляемся в путешествие во времени! Нас ждут встречи с удивительными людьми.»

1. Александр Невский (3 минуты)
Слайд 2: портрет.


«Первый наш гость из далекого 13 века. Встречайте — князь Александр Ярославич! Представьте: ему всего 20 лет, почти как старшему брату некоторых из вас. А на Русскую землю уже напали грозные враги — рыцари-крестоносцы. Они были закованы в железо с головы до ног, сильные и уверенные в себе. Но наш князь не растерялся! Он придумал блестящий план.
Ребята, как вы думаете, где произошла главная битва? Подсказка на карте!»
Слайд 3: карта с озером.

Дети: «На озере! На льду!»

Ведущий: «Да, на льду Чудского озера! Весной лед еще тонкий. Какую же хитрость применил Александр?»

Дети: «Заманил их на тонкий лед!»

Ведущий: «Абсолютно верно! Тяжелые доспехи врагов потянули их на дно. Эта битва вошла в историю как «Ледовое побоище». А князь получил почетное имя — Невский. Запомним его главное качество: не сила, а ум и смекалка!

2. Александр Суворов (3 минуты)
Слайд 4: портрет и цитата.
«А теперь перенесемся в XVIII век.

Может кто-то узнал нашего героя?

Ответы детей: .....

Перед вами генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Легендарный полководец, который не проиграл НИ ОДНОГО сражения! Он был необыкновенным человеком: вставал на заре, обливался холодной водой, много учился и так же учил своих солдат. Он брал неприступные крепости, потому что его армия была самой выносливой и подготовленной. Он любил говорить: «Солдат — не кукла!». Это значило, что солдат должен уметь всё.
Ведущий: «Молодцы! Какое же главное качество Суворова?»

Дети: «Дисциплина! Тренировка! Забота о солдатах!»

Ведущий: «Верно: воля, дисциплина и забота о своих солдатах!»

3. Георгий Жуков и герои ВОВ

Слайд 5: портрет Жукова.


«Самой страшной и великой проверкой для нашего народа стала Великая Отечественная война. Главным «маршалом Победы» называют Георгия Константиновича Жукова. Он разрабатывал самые важные операции под Москвой, Сталинградом, Берлином.

Слайд 6: коллаж детей-героев.

Но героями были не только генералы. Посмотрите на эти лица. Это ваши ровесники. Они стали разведчиками, подрывниками, помогали раненым в госпиталях. Они совершали подвиги, потому что любили свою Родину.

4. Игра «Найди пару»
Слайд 7: имена и достижения.
«Проверим, насколько вы были внимательными путешественниками во времени! Нужно соединить героя с его знаменитым делом или званием. Кто готов выйти к доске?»

Дети выходят, соединяют.

Ведущий: «Отлично! Все пары найдены верно!

КОМАНДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ «ШКОЛА МОЛОДОГО БОЙЦА»

Ведущий: «А теперь — самое интересное! Настало время проявить свои навыки. Мы разделимся на три дружины! Пусть ваша команда быстро выберет себе название, связанное с нашей темой! (Дает 30 секунд). Отлично! За каждое выполненное задание команда будет получать звезду.»

Испытание 1: «Секретный шифр» (4 минуты)
«Разведчику часто нужно прочитать секретное донесение! Ваша задача — расшифровать код. Время пошло!»
Дети работают.
«Время вышло! слово Команда «1», какое у вас?»

Капитан команды 1: «У нас слово «Отечество», , «подвиг»!

Ведущий: что для вас значит слово герой и подвиг?

Ответы детей:

Ведущий: Герой — это человек, выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью, совершающий подвиг.

Подвиг  — это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок.

- Команда «2», какое у вас слово?

Капитан команды 2: «У нас слово «герой» «патриот»!

Ведущий: что для вас значит слово «герой», «патриот»!?

Ответы детей:

Ведуший: Отечество  — это родная страна, место, где человек родился, вырос и с которым связан через культуру, традиции и историю.

Патриот — человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Капитан команды 3: «У нас слово «ветеран», «Родина»!

Родина — это место, родное для человека: село, город, страна, где он родился, вырос, где жили его предки.

Ветеран — это опытный воин, участник многих боёв

Ведущий: «Молодцы! Звезда вам!»

Испытание 2: «Полевая кухня»
Слайд 8: изображения продуктов.
«Солдату нужно быть сильным и здоровым. Ваша задача: выбрать 5 самых полезных продуктов для воина. Начали!»

Список продуктов:

  1. Гречка 
  2. Рис 
  3. Картофель
  4. Морковь
  5. Лук репчатый
  6. Капуста 
  7. Тушёнка (консервированное мясо)
  8. Макароны твёрдых сортов
  9. Хлеб чёрный / сухари
  10. Яблоки 
  11. Сыр твёрдый
  12. Чипсы
  13. Конфеты шоколадные
  14. Газировка (кола, лимонад)
  15. Пирожное
  16. Сосиски 
  17. Сгущённое молоко (консервы)
  18. Чай в пакетиках
  19. Сушёные фрукты (курага, изюм)
  20. Печенье галетное

Ответы детей:

Вариант 1: Гречка + тушёнка + лук + морковь + хлеб.

Вариант 2: Рис + сыр + яблоки + сухари + чай.

Вариант 3: Макароны + тушёнка + лук + яблоки + галетное печенье.


После времени команды зачитывают списки.

Ведущий: «Отлично! Еще одна звезда за знание основ здорового питания!»

Испытание 3: «Военная логистика»


«Внимание, командиры! Ваше новое задание — логистика. Перед вами карта с препятствиями.
У вас есть набор карточек. Ваша задача за 4 минуты всем штабом (командой) принять два решения:

  1. Выбрать ОДИН главный вид транспорта для всего отряда. Положите эту карточку рядом с картой.
  2. Выбрать всего 5 САМЫХ НУЖНЫХ предметов из остальных карточек, которые помогут преодолеть именно эти препятствия. Отложите их рядом.

Обсуждайте, спорите, договаривайтесь! Почему вы выбрали именно это? Начали!»

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ «ВОЕННАЯ ЛОГИСТИКА»

Категория: ТРАНСПОРТ

  1. КОННИЦА
    (изображение лошади)
  2. ЛАДЬИ
    (изображение лодки/плота)
  3. ПЕШИЙ СТРОЙ
    (изображение идущих ног или человека с рюкзаком)

Категория: СНАРЯЖЕНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ

  1. САПЁРНЫЕ ЛОПАТЫ
    (изображение лопаты)
  2. ПОНТОНЫ (для моста)
    (изображение секции моста или плота)
  3. КАМУФЛЯЖНЫЕ СЕТКИ
    (изображение сетки с листьями)
  4. БИНОКЛИ
    (изображение бинокля)
  5. АПТЕЧКИ
    (изображение аптечки или красного креста)
  6. ВЕРЁВКИ
    (изображение катушки с верёвкой или узла.

Категория: ПРИПАСЫ

  1. СУХОЙ ПАЁК
    (изображение консервной банки и сухарей)
  2. ТЁПЛАЯ ОДЕЖДА
    (изображение куртки или шапки)
  3. ФЛЯГИ С ВОДОЙ
    (изображение фляги или капли воды)


Ведущий: «Время вышло! Команда «1», ваш план?»

Капитан команды: «Мы выбрали пеший строй, взяли понтоны, лопаты, камуфляж, аптечку и сухой паек.»

Ведущий: «Блестяще! Звезда вам!»

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 ТВОРЧЕСКИЙ ФИНАЛ. ПИСЬМО СОЛДАТУ

Ведущий: «Ребята, мы вспомнили героев прошлого. Но и сегодня, прямо сейчас, наши защитники несут свою службу. Они стоят на посту, охраняют наши границы. Сегодня мы можем сказать им «спасибо» — написав письма в госпиталь. Ваше письмо станет для солдата самым дорогим подарком.»

Слайд 10: шаблон письма. Раздача бланков.
«Пишите самое главное, что идет от сердца.»

ЗДРАВСТВУЙ, СОЛДАТ!

· МЕНЯ ЗОВУТ... Я УЧУСЬ В ... КЛАССЕ.

· СПАСИБО ТЕБЕ ЗА ТО, ЧТО... (ТЫ ЗАЩИЩАЕШЬ НАС, ТЫ СМЕЛЫЙ)

· Я ЖЕЛАЮ ТЕБЕ... (ЗДОРОВЬЯ, УДАЧИ, МИРНОГО НЕБА)

· НАРИСУЙ ЧТО-ТО ДОБРОЕ (СОЛНЫШКО, СЕРДЦЕ, ГОЛУБЯ МИРА).


«Время подходит к концу. Теперь соберем все письма в наш почтовый ящик. Обещаю, что все ваши весточки дойдут до наших защитников!»

Ведущий: «Какие вы молодцы! Вы сегодня проделали огромную работу: были историками, разведчиками, стратегами, певцами. Герой — это не только тот, кто совершает подвиг в бою. Это тот, у кого доброе сердце, кто помнит историю, кто умеет работать в команде. Вы все сегодня были немножко героями.


«И особая благодарность нашей самой дружной команде «Богатыри»! Им — почетные грамоты!»

Итоговая рефлексия:


«Ребята, давайте по кругу скажем ваши впечатления от занятий»

Дети: Мне понравилось писать письмо солдату

Мне понравилось как мы работали в команде и были сплоченными.

Ведущий: «Спасибо! Наша встреча подошла к концу. Будьте достойны памяти героев! До новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День героев Отечества

Презентация к классному часу, посвященному ко Дню героев Отечества. Этот день отмечается 9 декабря....

Презентация День героев Отечества

Презентация  посвещена Дню Героя Отечества.  В ней рассказывается  о жителях Чебулинского района, Кемеровской области, участниках Великой Отечественнолй войны,  получивших высокое ...

Классный час "День Героев Отечества"

Классный час о земляках-героях Отечества...

разработка классного часа на тему: "День Героев Отечества"

На классном часе дети знакомятся с героями Отечества, начиная от Александра Невского и заканчивая героями современности....

03. Классный час "День Героев Отечества. Наши земляки - герои".

  Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, чувства гордости и уважения к историческому прошлому нашей Родины; расширить знания учащихся о героических страницах истории нашего Отече...

Беседа с детьми старшей группы «День Неизвестного солдата» и «День Героев Отечества»

Цель: Увековечивание памяти, воинской доблести и бессмертный подвиг российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами, чьё имя ост...