Презентация Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
презентация к уроку по зож по теме

Корьева Галина Ивановна

Презентация Здоровьесберегающие технологии при работе с компьюттером

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая профессиональная позиция педагога

Профессиональные риски педагогического труда

  • коммуникативная перегрузка,
  • сложная модель деятельности,
  • жесткий характер труда,
  • низкая экономическая защищенность и престиж профессии

Следствие - профессиональный дистресс нарушений здоровья педагога.

Здоровьесберегающая профессиональная позиция педагога

  • осознание им проблем собственного здоровья,
  • понимание зависимости здоровья от образа жизни,
  • наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению.

Болезни « платы за сочувствие»

  • Синдром хронической усталости
  • Синдром эмоционального сгорания

В системе «человек – человек»: врачи, учителя, чиновники, менеджеры, милиционеры, журналисты, продавцы

Постоянные симптомы СХУ

  • выраженная усталость,
  • желание прилечь отдохнуть в дневное время,
  • чувство разбитости, которое не проходит после ночного сна,
  • поверхностный сон с кошмарными сновидениями,
  • эмоциональная нестабильность,
  • плохое неустойчивое настроение с периодической депрессией,
  • частые простудные заболевания.  

За рубежом не исключается инфекционная природа синдрома хронической усталости.

Такой диагноз почти не ставят пациентам. Но  любое заболевание на фоне этого синдрома будет протекать тяжелее и длительнее. В таком случае больному обычно дают рекомендации по укреплению иммунной системы.

Синдром эмоционального сгорания

СЭС - это ответ организма (в форме психологической защиты) на ситуации продолжительного или постоянного стресса, чаще связанный с профессиональной деятельностью человека.

В отличие от синдрома хронической усталости рассматривается в международной классификации болезней, используется в РФ в рубрике «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

Симптомы СЭС

  • эмоциональное истощение с чувством усталости, не проходящей после ночного сна,
  • личностная отстраненность,
  • утрата эффективности и работоспособности,
  • тревога, беспокойство,
  • колебаниями настроения вплоть до состояния депрессии,
  • обострение хронических заболеваний.

Три стадии СЭС - три шага в глубины профессиональной непригодности

1) Чувства становятся приглушенными, человека одолевает депрессия, все воспринимается будто через сероватую пелену.

2) Раздражение ко всем, с кем приходится часто общаться. Сначала человек сдерживается и лишь язвит в их адрес. Однако внутреннее напряжение растет и в конце концов выплескивается на ни в чем не повинных людей.  После срыва приходят невыносимый стыд и чувство вины, однако понять причины своего раздражения "сгорающий" не может. 

3) Полный крах специалиста (утрата профессиональных ценностей; циничное отношение к людям ; безразличие к людям, работе, себе;). При большом количестве общения может возникнуть тошнота, головная боль, а после работы - апатия и бессонница. От постоянного стресса человек плохо выглядит. У одних появляется отвращение к пище, другие, наоборот, все время жуют, третьи снимают напряжение при помощи алкоголя, четвертые ищут расслабления в казино. Однако улучшение не наступает. 

Четыре распространенных и очень вредных мифа

  • «Жить надо для людей!»
  • «Если не я, то кто же?»
  • «Я должен быть для всех хорошим!»
  • «Работа превыше всего!"

Типы людей, подверженных СЭС

  • Светочи
  • Спасатели
  • Червонцы
  • Трудоголики

«Светочи»
(«Жить надо для людей»)

  • Отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи.
  • В глубине души считают себя лучше всех и никому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, но признаться в этом - выше их сил.

Советы для "светочей":

  • Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их.
  • На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что - коллеги. Гордитесь тем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой. 
  • Больше всего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько доверенных людей, которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: с этими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу о помощи.

«Спасатели»
(«Если не я, то кто же?»)

Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбрав профессию сотрудника МЧС, медсестры, социального работника. Другие спасают "на общественных началах«. Но если заглянуть поглубже, окажется, что "спасение утопающих" для них - единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими. 

Советы для "спасателей": 

  • Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.
  • Возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.
  • Лучший способ позаботиться о человеке - помочь ему понять, что он может действовать самостоятельно, и научить его необходимым для этого умениям.
  • Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавайте себе два вопроса: "Так ли уж это нужно?" и "Может, он справится сам?".

«Червонцы»
(«Я должен быть для всех хорошим»)

Мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе!

Советы для "червонцев":

Есть замечательный афоризм: "Ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!" Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на стенке.

  • Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав.
  • Научитесь говорить "нет!", не испытывая ни раздражения, ни вины. Если сделать это самостоятельно не получается, обратитесь к психологу.
  • Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгодно, - таким образом человек манипулирует вами.

«Трудоголики»
(«Работа превыше всего!»)

Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору. Особая примета: подолгу задерживаются в офисе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться. 

Советы для трудоголиков:

  • Помните: "Бессердечье к себе - это тоже увечье". Вы имеете право на свободное время! Научитесь отдыхать!
  • Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте все деловые бумаги и мысли.
  • Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.
  • Найдите себе увлечение и жестко забейте время на него в органайзер. Например: "Суббота, 19.00 - театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)". Строго контролируйте выполнение.
  • Если вы женщина, перед выходом из офиса пользуйтесь другими, более легкомысленными, чем обычные, духами: они придадут соответствующий внутренний настрой.

Боремся с синдромом эмоционального сгорания

  • Жесткое разграничение работы и остальной жизни
  • Новые впечатления
  • Терапия радостью


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимирская обл.,Вязниковский р-н. Лукновская средняя общеобразовательная школа Корьева Галина Ивановна

Слайд 2

Процесс компьютеризации населения набирает обороты. Компьютеры имеются практически во всех образовательных учреждениях нашей страны, в каждом третьем доме есть личный компьютер. Применение компьютеров приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительные мотивации у большинства учащихся к занятиям, увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление.

Слайд 3

Наряду с этим использование компьютера сопровождается воздействием на организм целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков.

Слайд 4

Ученые выделяют три основных направления, представляющих угрозу здоровью детей и подростков. Это угрозы: физическому здоровью моральному здоровью психическому здоровью

Слайд 5

Ученые убедительно доказали: большое количество часов, проведенных перед экраном монитора, рано или поздно, отзовётся расстройством нервной системы,снизит уровень иммунитета, скажется на детородной функции организма. Зарубежные ученые давно выделили признаки компьютерной -аддикции и даже говорят о следующих физических симптомах этого недуга: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; расстройство сна.

Слайд 6

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Основными физическими факторами, воздействующими на пользователей компьютеров, являются электромагнитное и электростатическое поле, шум. Дисплеи с электроннолучевыми трубками также являются потенциальными источниками рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений . Уровни шума от работающих компьютеров и периферийных устройств (принтеров) могут составлять 60-65 дБ (при гигиенической норме 50 дБ). Если компьютеры удовлетворяют Государственному стандарту РФ и имеют санитарно-эпидемиологическое заключение, то все эти излучения незначительны и не оказывают вредного воздействия на человека.

Слайд 7

Установлено, что немалое негативное влияние на пользователя оказывает напряженная зрительная работа с монитором. После длительной работы у пользователя отмечается покраснение глаз, пелена перед глазами, неясные очертания предметов, ощущение усталости, песка,жара в глазах, дискомфорт. Это состояние определяется сейчас как проявление астенопии, или компьютерного зрительного синдрома. Частота астенопии у пользователей компьютерами составляет от 10 до 40%.

Слайд 8

Основной причиной таких расстройств являются особенности зрительной работы на компьютере: она сопровождается частыми переключениями внимания с клавиатуры на экран, анализом и корректировкой воспроизводимых на экране результатов. Кроме этого напряженность зрительного анализатора обуславливается и рядом других причин: высокочастотная (50-70 Гц) дискретность изображения; необычный контраст между фоном и символами на экране монитора; дрожание или мелькание изображения; расстояние от глаз до экрана, направление взгляда не могут быть по желанию изменены и часто отличаются от условий, которые бывают при чтении печатного текста, и др.

Слайд 9

Многие исследователи при обследовании детей регистрируют значительную нагрузку на опорно- двигательный аппарат. Остисто-крестцовая мышца при работе за компьютером испытывает нагрузку на уровне 8,5%,а трапециевидная - 13,5% от произвольной максимальной силы этих мышц, что соответствует значительной нагрузке на мышечный аппарат. В совокупности с большим количеством движений руками при работе с клавиатурой (а они могут достигать нескольких тысяч за период работы) это приводит к переутомлению нервно-мышечного аппарата.

Слайд 10

Поэтому у детей, у которых еще идет формирование мышечного аппарата, выполнение большого количества локальных движений при малой общей двигательной активности вызывает замедление восстановления и изменение нормального хода восстановительного процесса. При этом неблагоприятные сдвиги суммируются, переходят в общее переутомление.

Слайд 11

Нарушения в состоянии здоровья усугубляются еще и тем, что школьники проводят за компьютерами значительное время как на уроках в школе, так и дома. В результате опроса 1000 учащихся московских школ исследователями было установлено, что активно играют в компьютерные игры 2/3 школьников (начало активности отмечается в 5-7-м классах и снижается у школьников выпускных классов).

Слайд 12

МОРАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ Не менее значителен подрыв не только физического, но и морального здоровья молодежи, которому способствуют: доступ к порнографии; Web-сайты с деструктивным содержанием (материалы расистского, человеконенавистнического содержания, вредоносные программы-вирусы-шпионы, атаки мошенников-хакеров и др.); сетевые игры с элементами насилия, способствующие повышению агрессивности.

Слайд 13

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами и видовым составом информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации. С каждым годом увеличивается число детей, которых можно отнести в группу компьютерозависимых. Компьютерная зависимость (игровая зависимость) с трудом поддается лечению, потому что является сочетанием состояния, схожего с наркоманией и навязчивыми состояниями. ВОЗ внесла компьютерную зависимость в разряд опасных психических расстройств.

Слайд 14

Больные теряют интерес ко всему, кроме своих компьютерных игр и общения в Интернете. По мнению отечественных психиатров, этим расстройством страдают 4-6% пользователей в России, причем около 70% из них - это дети и подростки. Дети становятся агрессивными, если их ограничивают в доступе к компьютеру, забрасывают учебу, у них отсутствуют другие желания и интересы, они начинают обманывать (популярная ложь - готовлюсь к контрольной) Компьютерная зависимость приводит к тому, что многие дети продолжают игру в своем воображении (во сне или в период бодрствования), вовремя не принимают пищу. У таких детей могут быть приступы страха, тревоги, навязчивые состояния, нарушения социальной адаптации (ухудшение взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами)

Слайд 15

Чаще компьютерной зависимости подвержены мальчики. Наиболее опасными для развития зависимости специалисты считают ролевые игры, особенно если сюжет их связан с насилием. Все вышесказанное требует специального регламентирования работы детей и подростков с компьютерами. Контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказывает отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья школьников и способствует развитию работоспособности, пространственной ориентации, мышления .

Слайд 16

Таким образом, система здоровьесбережения при работе с компьютером и при обучении информатике в образовательном учреждении является очень актуальным вопросом и должна стать неотъемлемым компонентом единой здоровьесберегающей среды школы.

Слайд 17

Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях. Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.4.2. 2821 – 10)

Слайд 18

НОРМЫ Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.

Слайд 19

Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально - стул с высокой спинкой и подлокотниками).

Слайд 20

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора - 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.

Слайд 21

Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21 °С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки. Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта.

Слайд 22

Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка. Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.

Слайд 23

Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах - 20 минут, 8-9-м классах - 25 минут, 10-11-м классах - 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором. Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки.

Слайд 24

Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий.

Слайд 25

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ Основными противопоказаниями к работе с компьютером у детей являются миопия высокой степени, эпилепсия и эпилептиформные приступы, заключение о возможности работы дает окулист или невропатолог. При миопии средней степени ребенок должен работать за компьютером в очках на 1-1,5 диоптрии слабее и соблюдать щадящий режим зрительной работы.

Слайд 26

ПРОФИЛАКТИКА Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые включают специальные упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы, физкультпаузы для улучшения ункционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также для мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи, ног . Полезно разглядывание стереограмм — это популярная интернет-забава, которая не только увлекательное занятие, но и даже рекомендованное людям, много времени проводящим за компьютером. Этакий спорт для глаз.

Слайд 27

Улучшить условия труда за компьютером поможет насыщение воздуха отрицательными ионами с помощью ионизатора воздуха (иначе называемых "аэроионизаторы", "Люстры Чижевского"), которые сейчас научились даже встраивать в мышь. Работая на компьютере, каждый час делайте десятиминутный перерыв, во время которого посмотрите вдаль, встаньте с кресла, сделайте комплекс упражнений или просто походите. Неплохо каждые два-три часа надевать дырчатые очки, которые снимают спазм глазных мышц.

Слайд 28

Для профилактики компьютерной зависимости необходимо ежедневное общение взрослых с детьми, ненавязчивый контроль за ними, вовлечение их в домашнюю жизнь и жизнь детского коллектива, организация досуга ребенка (спортивные секции, различные курсы, кружки). Если ребенок стремится проводить длительное время за компьютером и у него появились симптомы компьютерной зависимости, то его необходимо проконсультировать у психолога или психиатра, в специализированных реабилитационных центрах для детей и подростков или по телефонам «горячей» линии (игровая зависимость), которые есть в крупных городах.

Слайд 29

На уроках информатики –помимо соблюдений требований СанПиНа, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым темам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Учителя информатики на своих уроках максимально используют игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов.

Слайд 30

Сочетают фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с учениками, что делает разнообразным ход урока, позволяет дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на ученика, полнее и посильно использовать урочное время. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.

Слайд 31

С учащимися проводится работа по развитию критического мышления. Все учащиеся на первом занятии в компьютерном классе подробнейшим образом знакомятся с правилами по технике безопасности, им демонстрируются и разучиваются комплексы упражнений, даются рекомендации по снижению негативного воздействия ПК . Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

Слайд 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 473 с. 2. Розенблюм Ю.З., КорнюшинаТ.А., ФейгинА.А. Компьютер и орган зрения. М.: РИК ЗАО «Медицинская газета», 1998. - 22 с. 3. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10.Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы. 4. Чернозубов И.Е. Компьютер и дети. М.: Алес, 1998. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесбергающей технологии. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению...

Мультимедийный урок технологии "Практика работы на компьютере"

Технология. Практика работы на компьютере.Применение информационных технологий...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе".

Презентация состоящая из слайд-шоу из собственного опыта на тему " Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда (презентация проекта пособия)

В презентации представлен проект пособия из опыта работы учителей-логопедов Пушкинского района Санкт-Петербурга.Данное пособие адресовано учителям-логопедам специальных коррекционных и общеобразовател...

Презентация пособия "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"

В презентации представлен проект пособия из опыта работы  с ЗСТ учителей-логопедов ГБУ ДО ЦППМСП Пушкинского района г. Санкт-Петербурга....

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками» (из опыта работы).

Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками (из опыта работы)....