ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «Быть может, еда прибавляет года?»
классный час по зож (3 класс) на тему

Гусак Ольга Андреевна

Цельзанятия : объяснить значение полноценного питания для формирования детского  организма, показать пагубное влияние алкоголя на здоровье человека, воспитывать желание следовать здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_mozhet_eda_pribavlyaet_goda.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

 «Быть может, еда прибавляет года?»

учитель начальных классов

Гусак Ольга Андреевна

МБОУ СОШ № 1

ст. Ленинградская, 2012год

БЫТЬ МОЖЕТ, ЕДА ПРИБАВЛЯЕТ ГОДА?

Цель: объяснить значение полноценного питания для формирования детского  организма, показать пагубное влияние алкоголя на здоровье человека, воспитывать желание следовать здоровому образу жизни.

Ход занятия

Здоровье каждого ребенка зависит от очень многих причин,  одна из них – полноценное питание. Тема нашего внеклассного занятия «Быть может, еда прибавляет года?» содержит вопрос, на который вы ответите в конце занятия. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), содержащиеся в хлебе, молоке, масле, яйцах, различных мясных и рыбных блюдах – это строительный материал для всех тканей и органов, а также источник энергии для всех функций организма. Больше всего питательных веществ вы съедаете в обед с первыми и вторыми блюдами.

Чтение стихотворения Б. Заходера «Повар»

        Как легко приготовить обед!

        Ничего в этом трудного нет.

        Это проще простого:

        Это раз – и готово!

        (Если мама готовит обед).

        Но бывает что некогда маме,

        И обед себе варим мы сами,

        И тогда

                (Не пойму, в чем секрет!) –

           Очень трудно готовить обед!

Приготовить обед – дело непростое и довольно хлопотное. С чего следует начинать обед? С какого блюда? Кто из вас ребята знает и сумеет объяснить?

Чтобы вы догадались сами и правильно ответили на вопрос, послушайте стихотворение С. Михалкова «Овощи».

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, горох, петрушку и свеклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала;

Картошку, капусту, горох, петрушку и свеклу. Ох!

(Высказывания учащихся.)

Обед действительно нужно начинать с салатов или винегрета. Ученые установили, что овощи:  картофель, капуста,  лук, огурцы, помидоры, салат, редис, морковь, свекла – содержат не только питательные вещества, но и витамины, а также минеральные соли, клетчатку, которые помогают вашему организму  усваивать различные пищевые продукты.  Поэтому  перед обедом  очень полезны салаты из овощей, особенно из ранних – зеленого лука, редиса, салата, заправленные растительным маслом. Ранние овощи способствуют выделению  пищеварительных соков и повышению аппетита.        Но вот беда, зачастую при их выращивании используют химические вещества, способные накапливаться в растении.

Если вы не уверены в «экологической безопасности» овощей, перед варкой нужно нарезать их кусочками и на 30-40 минут залить их холодной водой. Но помимо овощей есть такой продукт, который ученые называют «самой богатой едой», без которого ни один ребенок не сможет нормально развиваться и расти.

Что полезно – всем известно.

Я ответ найду легко.

На моей любимой чашке

Нарисованы ромашки.

Ну, а в чашке…(молоко).

Правильно, это молоко! Необыкновенные свойства молока люди оценили очень давно. Около десяти тысячелетий назад они попробовали овечье и козье молоко и научились готовить из него отличные сыры. Позже приучили коров, из молока которых стали  получать вкусный творог. В Монголии из молока кобылиц научились готовить ароматный  и очень полезный напиток – кумыс. Чашей, наполненной молоком, встречали знатных и дорогих гостей. Молоко считалось особым лакомством. Уже со времен Гиппократа, жившего в Греции более двух тысяч лет назад, молоко стали назначать людям нервным, с больным желудком. Спасение в молоке ищут при лечении отравлений…

Почему же молоко так необходимо организму человека? Ваша исследовательская деятельность по этому направлению.

        1 ребенок

С древнейших времен  молоко благодаря своим ценным питательным свойствам играет важную роль в питании людей. В молоке имеются жиры, белки, молочный сахар, минеральные соли, микроэлементы, витамины А, Е, К, В(1), В(2), В(12), D.

        В молочном жире содержатся важные для организма витамины и 150 жирных кислот. Молочные жирные кислоты представляют особую ценность, так как они не могут синтезироваться в организме человека. Молочный жир, легкодоступный воздействию пищеварительного сока, хорошо переваривается.

        Существенный источник энергии для организма человека – молочный сахар (лактоза), которого нет ни в каких других продуктах.  Это единственный углевод, участвующий в синтезе белков, жиров, витаминов, ферментов. Он жизненно необходим для деятельности почти всех основных органов человека – сердца, почек, печени, головного мозга, центральной нервной системы.

        В процессе технологической переработки молока, особенно при его пастеризации, некоторые витамины частично разрушаются. Есть витамины, неустойчивые к действию воздуха и солнечного света. Поэтому молоко нельзя хранить в открытой посуде и при дневном свете.        Молоко – само по себе прекрасный продукт питания – служит сырьем для приготовления других различных молочных продуктов, в частности творога.

2 ребенок

Молочнокислые продукты можно разделить на две группы. Первая – это продукты, получаемые с помощью молочнокислого брожения. К ним относятся творог, простокваша, сметана. В этих продуктах бактерии расщепляют молочный сахар, образуя молочную кислоту. Вторая – это продукты смешанного брожения: кефир, ряженка, кумыс. В продуктах смешанного брожения образуются спирт, углекислый газ и летучие кислоты.

Молочнокислые продукты благодаря лечебным и диетическим свойствам (которые дает молочная кислота) широко используют в питании людей и кормлении животных. Они быстро усваиваются организмом.

Молочнокислые продукты применяются также в медицине. К примеру, кумыс помогает в лечении заболеваний пищеварительной системы, туберкулеза. Творог

используется в профилактике атеросклероза, а также входит в состав диетических блюд, назначаемых при болезнях печени и ожирении.

Витамины. А что такое витамины?  (Высказывания учащихся.)

3 ребенок

Витамины – это группа веществ, содержащихся в пище. Они требуются организму для поддержания жизни и здоровья. Еще в конце 18 века было обнаружено, что с помощью свежих фруктов и овощей болезнь излечивалась. Ученым понадобилось 100 лет, чтобы открыть причину этого явления: оказывается, свежие продукты содержали витамины!

Поскольку ученые в то время не знали точную химическую природу витаминов, они не давали им имена, а просто называли по алфавиту: А, В, С, D… Витамин А, полезный для глаз, кожи, зубов и костей, содержится в овощах, фруктах, яйцах, печени. В(1), полезный  для нервной системы и органов пищеварения, содержится в хлебе, кашах, свинине. В(2) содержится в молоке, зелени и нежирном мясе. Витамин С, полезный для тканей тела, костей и зубов, содержится в цитрусовых, помидоров и сырой капусте. Тяжелую болезнь – рахит – предотвращает витамин D, его часто добавляют в молоко, которое мы покупаем в магазине. Именно поэтому человеку необходимо сбалансированное питание, обеспечивающее получение всех витаминов.

  Вспомним!

                                                                  Строение

тела человека

/ \

                                                      внешнее           внутреннее                          

                                                          |                          |

                                                      части тела          органы     (Назови!)

Викторина

Выбери правильный ответ.

1.Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.

а) легкие     б) желудок    в) сердце

2.Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных внутренних органов – сердца и легких. За это его называют «командным пунктом» организма.

а) печень    б) мозг    в) кишечник

3.Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит.

а) легкие     б) мозг       в) сердце

4.В этом органе выделяется кислый сок, который способен переваривать большую часть пищи. Этот орган называют главным отделением «внутренней кухни».

а)  кишечник      б) желудок     в) печень

5.Этот орган похож на длинный извилистый «коридор». Пища в нем окончательно переваривается «превращается» в прозрачные растворы и впитывается в кровь.

а) желудок     б) печень     в) кишечник

6.Это крупный орган, имеет массу 1,5-2 кг. Хранит пол литра крови и немедленно отдает ее, когда человек потерял много крови. Самый большой склад углеводов. И если человек голодает, организм забирает их со склада. Здесь уничтожаются все микробы, попавшие в кровь, обезвреживаются  вредные отходы и яды. Прежде чем попасть в сердце, кровь обязательно проходит через этот орган.

а) легкие          б) сердце      в) печень

Вывод. Чтобы  внутренние органы были здоровыми, употребляемая пища, должна иметь высокое качество и превосходный вкус, доставлять радость и удовольствие.

        Кроме молока человеку полезны и другие напитки здоровья, например, отвар шиповника, фруктовые соки… По утрам мы часто пьем свежезаваренный ароматный чай. Но не все, наверно, знают, что  чай  не только вызывает ощущение бодрости, легкости. В нем есть витамин, который влияет на прочность наших кровеносных сосудов и их

деятельность. Специалисты также считают чай, разбавленный молоком, очень полезным диетическим напитком. Его можно пить и здоровым, и больным, особенно на ночь.  Этот напиток помогает быстрому засыпанию, способствует хорошему, крепкому сну.

        Кроме полезных напитков существуют и  вредные – пиво, вино, водка. В них содержится алкогольное вещество, которое вызывает нарушения деятельности нервной системы, головного мозга. От алкоголя страдают желудок, печень. Кроме того, он приводит к понижению содержанию витаминов и минеральных солей в организме. А это также вызывает различные заболевания. При употреблении алкогольных напитков человек ведет себя необычно: движения его размашисты и неуверенны; у него нарушается речь. Очень опасна бесконтрольность его поступков. Последствия употребления спиртных напитков бывают самые печальные.

        Алкогольные напитки вредны всем, но особую опасность представляют для детей. Употребление спиртного  даже в очень небольшом количестве – это  медленное отравление организма, а если это делают дети, то оно резко ускоряется и усиливается, и даже может наступить мгновенная смерть.

        А теперь, ребята, прочитайте этот текст и объясните его смысл.

        Ведь если б еда прибавляла года,

        Всех дольше бы жили «обжоры» тогда.         

        Съел мало – и много покоя взамен.

        Съел много – к болезням отправился в плен.

Вывод. Переедание, отсутствие меры в еде приводят к избыточному весу, ожирению. При этом в подкожной жировой клетчатке и большинстве органов отлагается избыточное количество жира, что мешает нормальной работе внутренних органов, снижает сопротивляемость детского организма различным болезням.

А теперь будьте внимательны! Вот загадки – дайте отгадки.

Его я режу на куски

И вижу  в нем пургу муки.

И слышу шум колосьев в нем,

Политых солнцем и дождем,

И аромат земли родной,

Что перепахана весной.

Лежит он на столе, дыша,

Как -  будто пахаря душа.  (Хлеб) В(1)-для деятельности мозга.

В воде родится,

А  воды  боится.  (Соль) Имеется в крови.

Как надела сто рубах,

Захрустела  на  зубах.  (Капуста) С - для зубов, десен.

Он большой,  как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это  за  шар?  (Арбуз) Тело человека содержит около 47 л воды.

Подумай!

В пустынях Азии растет саксаул, он запасает воду в корнях; у бутылочного дерева ствол раздут как огромная бутылка – в нем запас воды на все лето, кактус запасает воду в листьях. Арбуз тоже запасает воду в ягоде. Арбуз может расти в пустыне? 

(Арбуз не может расти в пустыне, так  как  это водолюбивое  растение.  Для образования ягод нужны цветки, но арбуз не запасал воду ни в корне, ни в стебле, ни в листьях. Без  воды  растение  погибнет.)

Притча

        “Куда ты идешь?” – спросил путешественник, встретившись с Чумой.

- Иду в Багдад. Мне надо заморить 5 тысяч человек. Через несколько дней тот же человек

снова встретил Чуму.

- Ты сказала, что заморишь 5 тысяч человек, а заморила 50 тысяч – упрекнул он ее. Почему умерло людей в 10 раз больше?

- Нет – запротестовала Чума. Я заморила только 5 тысяч, а остальные умерли от ….

- Ваше мнение, от чего умерло людей в 10 раз больше.

          Свое здоровье человек может корректировать сам. На 50 % оно зависит от образа жизни, а главное – от желания самосовершенствоваться и сохранять свое здоровье.

Что, по-вашему, входит в понятие здорового образа жизни?

Вывод: в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

1. Отказ от разрушителей здоровья, то есть вредных привычек.

2. Активный двигательный режим.

3. Рациональное питание.

4. Закаливание.

5. Положительные эмоции.

6. Личная гигиена.

7. Соблюдение режима дня.

Итог занятия.

Игра «Цветочная полянка»

Дети прикрепляют цветы на цветочную полянку, проговаривая пожелания своим одноклассникам  отвечая на вопрос: «Быть может, еда прибавляет года?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические вопросы по русскому языку. 1 класс. Окончание букварного периода. (март 2014 года0

Целью данной работы является повторение изученного материала о звуках и буквах....

Быть может, еда прибавляет года

Внеклассное мероприятие о правильном питании...

Конспект открытого занятия "Быть здоровым - быть активным!"

Цель данного занятия: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей  человеческой жизни, познакомить с правилами, составляющими основу  здорового образа жизни.. Данный...

Социальный проект "Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой повести"

Проект реализован  ребятами 4 класса.    Разговорная речь богата добрыми словами, однако в жизни мало кто пользуется ими. Редко можно услышать добрые слова от людей на улице, в обществе...

Внеклассное мероприятие « Что может быть милей бесценного родного края!»

vДети  получат новые  представления природе своего края, сообщат о своих исследованиях в  природе родного края; выскажут  суждения и оценят свои возможности по  охране, защите...

Воспитательное занятие «Быть здоровым – здорово!»

Занятие для учащихся начальных классов школы -интерната для детей с ОВЗ...

Тематическое занятие «Быть здоровым – здорово!»

Тематическое занятие «Быть здоровым – здорово!» подготовлено для учащихся 2 класса....