Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.
статья по зож по теме

Аверьянова Светлана Викторовна

Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре

 «Формирование здорового и

безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы»

(педагогическая мастерская)

Здоровье есть высочайшее богатство человека

Гиппократ

« У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё»

(арабская пословица)

Так что означает здоровый и безопасный образ жизни…

        -это формирование у учащихся представлений о здоровье как единстве физической, психической и духовно-нравственной его составляющей, мотивация к ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья.

                Психологическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.         

                Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека: сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры.

«Здоровье не является целью жизни, но это важнейший РЕСУРС для повседневной жизнедеятельности, позитивная жизненная концепция, акцентирующая социальные, психические и физические возможности человека»    Всемирная Организация здравоохранения

Здоровая личность – это здоровый образ жизни, при котором личность

- адекватно относится к себе и другим людям, способна строить отношения в мире, в том числе межличностные отношения;

- стремится к реализации своих ценностей и защищает их, когда они под угрозой,

-т.е.автономна и независима от социального влияния, но способна не конфликтовать с социумом, а принимать внешние формы социального поведения, осознавать их условности;

- растущая, развивающаяся, творчески относящаяся к жизни;

-внутренне ответственна перед собой и другими;

- способна к поиску: ищет и находит цели, смыслы, ценности внутри себя;

- интегрирована, имеет устойчивый внутренний стержень, ядро.

ЗДОРОВЬЕ, как известно, не появляется у человека само собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.

Федеральные требования к ОУ в части охраны  здоровья обучающихся, воспитанников

(утверждены приказом  МОиН РФ    28 декабря 2010 г. №2106)

  •    целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
  •    организация физкультурно -оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
  •    соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся,  воспитанников;
  •    рациональная организация образовательного процесса;
  • организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
  •    организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
  •    комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
  •    мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
  • Программа «Формирование здорового и безопасного образа жизни детей, оказание психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении» на 2011–2013 годы  

(утверждена приказом  ДОиН КО от 24.10.2011 г.)

Младший школьный возраст – достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка.

  • Во-первых, в это время организм ребенка интенсивно растет.
  • Во-вторых, происходит адаптация к новой социальной ситуации развития.
  • В-третьих, учеба – напряженный умственный труд, связанный с напряжением большого количества центров коры больших полушарий

                Программа формирования культурного и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов  основной образовательной программы начального общего образования.

Основные компоненты структуры модели здоровьесбережения

младших школьников

Функциями педагога в условиях перехода на ФГОС являются

  • Здоровьесберегающая

Обеспечение условий обучения – организация здоровьесберегающей среды.

  • Здоровьеформирующая

Формирование культуры здоровья –  изменение самого обучающегося, его личностных качеств на основе осознания необходимости сохранения и укрепления  здоровья.

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников

6. 8) сформированность культуры здоровья педагогических и научно-педагогических работников образовательного учреждения      (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).

Каждый педагог для  здоровьесбережения младших школьников

должен иметь :

  • знания о физиологических, психологических, индивидуальных особенностей детей;
  •  мотивацию к сохранению собственного здоровья и здоровья обучающихся;
  • знания о здоровьесберегающих технологиях и способах их реализации в образовательных учреждениях на разных ступенях обучения;
  • компетентность в области здоровьесбережения у обучающихся и формирования у них культуры здоровья.                                    

Сохранение и укрепление здоровья учащихся –это

-учёт санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;

-обязательные физкультминутки на уроках не только в начальной школе  и далее;

-проведение ежегодной диспансеризации обучаемых;

- нормализация учебной нагрузки учащихся;

-организация горячего питания;

-введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;

-применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Здоровьесберегающая технология - это:

-  условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная   организация   учебного процесса   (в  соответствии с возрастными,     половыми, индивидуальными  особенностями  и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки     возрастным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально      организованный двигательный режим.                                                                                В.Д. Сонькин

Двигательная активность

неравномерно распределяется не только в течение дня, но и в течение недели, и в разное время года. Недостаток движений в это время года необходимо компенсировать организованными формами двигательных занятий.

«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»        

К.Д.Ушинский (1948)

На здоровье учащегося в процессе учебной деятельности влияют следующие факторы:

  • Гигиенические
  • Организационно-педагогические
  •  Психолого-педагогические

Структура работы нашей школы в области здоровьесбережения:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
  • Проведение плановых прививок медработником школы;
  • Создание условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытьё рук, наличие сменной обуви и т.д.;
  • Ежедневная зарядка перед первым уроком первой смены;
  • Организация  динамического  часа в первых классах ;
  • Проведение физминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • 100%  охват обучающихся начальной школы горячим питанием;
  • Индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
  • Классные часы в 1-4 классах в области здоровьесбережения;
  • Озеленение школы и классов;
  • Создание благоприятного психологического климата в классе, наличие эмоциональных разрядок;
  • Стиль педагогического общения учителя с учащимися;
  • Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);
  • Еженедельные занятия по ПДД во внеурочной деятельности « В добрый путь»;
  • Занятия по формированию навыков здорового образа жизни «Здоровые дети, здоровая Россия»;
  • Решение вопросов здоровьесбережения в учебном процессе во время уроков при изучении тех или иных тем;
  • Участие учащихся в городских конкурсах по здоровьесбережению.  Первое и второе места  в городском конкурсе слайд - презентаций «Мои родители лучшие»… ;
  • Участие в конкурсе рисунков и поделок по ПБ «Останови огонь», в конкурсе рисунков «Сохраним природу»;
  • В рамках сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса ведётся работа школьного психолога Лунёвой Е.И. с учащимися по вопросам адаптации, комфортности , а так же работа по профилактике эмоционального выгорания педагогов нашей школы;
  • Создание условий и организация работы спортивных секций;
  • Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий ;
  • Организация Дня здоровья;
  • Функционирование занятий по ЛФК;
  • Занятие учащихся в кружках;
  • Проведение досуговых мероприятий, конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и др. ;
  • Состояние здоровья учителей, их образ жизни и отношение к своему здоровью;
  • Привлечение  родителей к вопросам здоровьесбережения.