Проект спортивно-оздоровительного направления «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение!»
методическая разработка (здоровый образ жизни) на тему

Ходыкина Светлана Шотевна

Проблема формирования здорового образа жизни детей и подростков является наиболее актуальной на сегодняшний день. Это определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений. Показатели состояния здоровья детей и подростков относятся к числу важнейших характеристик, определяющих их положение в обществе, а негативные тенденции в области здоровья - бесспорное свидетельство социального неблагополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_zdorovyu.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Проект спортивно-оздоровительного направления

«Закалка, спорт, движение – всех целей достижение!»

Автор: Ходыкина Светлана Шотевна,

педагог дополнительного образования

Проблема формирования здорового образа жизни детей и подростков является наиболее актуальной на сегодняшний день. Это определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.

Показатели состояния здоровья детей и подростков относятся к числу важнейших характеристик, определяющих их положение в обществе, а негативные тенденции в области здоровья - бесспорное свидетельство социального неблагополучия.

В России состояние здоровья детей и подростков на протяжении последних 10 лет значительно ухудшилось. Повсеместно наблюдается рост числа детей-инвалидов, отмечается четкая тенденция к ухудшению психофизического здоровья детей. Только 9,8% детей считаются условно здоровыми.

В связи с ухудшением состояния здоровья детей обостряется актуальность вопросов разработки, адаптации и внедрения эффективных социальных технологий формирования здорового образа жизни среди детей и подростков.

Чаще всего в формировании здорового образа жизни ложится в основу практика социальной работы, осуществляемой различными службами, учреждениями, общественными организациями, работающими с детьми и подростками.

В данном случае рассмотрены методы формирования здорового образа жизни у детей и подростков средствами физической культуры, спорта, просветительско-гигиенической работы в условиях загородного лагеря.

Создание здорового образа жизни для детей в детском оздоровительно-образовательном лагере является первоосновой его активного и полноценного отдыха. Здоровый, физически развитый ребенок – это подвижный, жизнерадостный, с удовольствием принимающий участие во всех делах и мероприятиях лагеря.

Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических норм, целесообразного режима дня для детей, систематического закаливания и активного двигательного режима. Организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.

Спортивно-оздоровительный проект «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение!» предусматривает валеологическое просвещение детей и подростков: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нём, знания о правилах безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи в условиях ДООЛ.

Эти сведения являются важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности детей и подростков.

Базой для реализации проекта является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья детей, отдыхающих в лагере, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.

Содержание проекта центрировано на создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для психофизического развития, позитивных личностных качеств и индивидуализации.

В проекте специально выделен раздел «Отношение ребенка к самому себе». В нём представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребенка, расширение его представлений о себе (особенностях физического облика, здоровья, чертах характера и т.д.). Создание эмоционально-комфортного состояния детей задано оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психических нагрузок.

Проект «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение!» реализуется на базе Детского оздоровительно-образовательного лагеря им. С. Чекалина педагогами, специалистами и медицинскими работниками в рамках  модуль-программы «Пестрая планета» к муниципальной целевой модульной образовательной программе по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Горнозаводском муниципальном районе «Здоровье! Творчество! Успех!».

Направление проектной деятельности: спортивно-оздоровительное. 

Характер проекта – профилактически-оздоровительный.

Продолжительность – среднесрочный.

Координатор проекта –  Ходыкина Светлана Шотевна.

Участники проекта: дети и подростки, отдыхающие в ДООЛ;  педагоги, специалисты, медицинские работники.  

Возрастной диапазон: 7-15 лет.

Место реализации: Детский оздоровительно-образовательный лагерь им. С. Чекалина.

Срок реализации – 18 дней.

Новизна: осуществление нового подхода к организации летнего отдыха детей в  условиях детского оздоровительно-образовательного лагеря на основе  здоровьесберегающих технологий с учетом регионального компонента.

Педагогическая целесообразность: ориентировка на требования современного общества; организация воспитательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для активного полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков, отвечающих современным требованиям и условиям образования.

Особенность проекта: создание педагогическим коллективом условий для эффективного оздоровления, всестороннего развития и эмоционального благополучия детей и подростков в летний период. Интегративный комплексный подход в спортивно-оздоровительной просветительской деятельности загородного лагеря. Взаимодействие с социальными институтами детства и службами города.

Цель проекта: формирование у детей и подростков представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нём, знания о правилах безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи в условиях ДООЛ.

Задачи: 

- формировать у детей и подростков представлений о здоровом образе жизни,  важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления;

-сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей;

-реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности;

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

- осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

Взаимодействие с социальными институтами детства и службами города: МБУК «Горнозаводская центральная детская библиотека», МБОУ ЦППМСП «Созвучие» г. Горнозаводска, МБУК «Горнозаводская центральная районная больница», «Педиатрическое - поликлиническое отделение», Управление образования Горнозаводского муниципального района, МБОУ ДОД ДООЦ «Юность» г. Горнозаводска, ОГИБДД МО МВД России «Чусовской», 104-ПЧ ГККУ «27 ОППС Пермского края», газета Горнозаводского муниципального района «Новости», электронное СМИ, сайт ОУ, печатное издание газеты «Лагерь – маленькая страна».

Предполагаемые результаты:

- у детей и подростков сформировано представление о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры;

- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков;

- осознание ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;

- обеспечение охраны жизни и здоровья детей и подростков;

- просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

Этапы реализации проекта

«Закалка, спорт, движение – всех целей достижение!»

  1. Этап: Организационный.

- изучение статистических данных здоровья детей;

- разработка проекта;

- организация мероприятий в рамках проекта.

  1. Этап: Основной.

- реализация проекта согласно плана мероприятий;

- взаимодействие с социальными институтами детства и службами города.

  1. Этап: Заключительный.

- анализ эффективности оздоровления детей и подростков,

- мониторинг качества оздоровления;

- отчет о реализации проекта.

Составляющие здорового образа жизни

ПРИНЯТО:                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом                                  начальник ДООЛ им. С. Чекалина  

Протокол №  1   _                                                            _________Н.И. Лучинина

от «02»     июля      2013г.                                      Приказ № ___от «02»  июля 2013г.    

План оздоровительных мероприятий  в рамках проекта

«Закалка, спорт, движение – всех целей достижение!»

Мероприятия

Время проведения

1

Утренняя зарядка

Ежедневно

2

Соблюдение режима дня

Ежедневно

3

Правильное сбалансированное питание

Ежедневно

4

С-витаминизация 3-х блюд; комплекс поливитаминов согласно возрасту детей.

Ежедневно

5

Питьевой режим

Ежедневно

6

Спортивные мероприятия согласно группам здоровья и физической подготовленности детей. Ряд лечебной гимнастики для детей с подготовительной группой здоровья.

Ежедневно

7

Водные процедуры.

Чередование купания в бассейне с воздушно-солнечными процедурами; обливание водой.

Через день

8

Профилактика простудных заболеваний: с-витаминизация, сироп шиповника, йодно-солевое топтание для детей младшего школьного возраста, полоскание зева настоями трав.

По графику

9

Профилактика заболеваний ЖКТ; детей, состоящих в диспансерной группе по ЖКТ (отвар овса).

По графику

Профилактика травматизма среди детей и педагогов (инструктажи, беседы, обучающие занятия по оказанию первой доврачебной помощи при травмах)

По графику

10

Антропометрические измерения детей в начале и конце смены с подсчетом критериев эффективности оздоровления

Начало и конец смены

11

Санаторно-лечебные процедуры в санатории-профилактории «Алит» (по назначению врача-педиатра)

По курсовкам

12

Санитарно-профилактическая работа по ЗОЖ (профилактические беседы для детей и педагогов, консультации и рекомендации для родителей, конкурс плакатов и рисунков по ЗОЖ, оформление уголка здоровья)

В течение смены

13

Контроль состояния здоровья врачей-педиатров педиатрическо-поликлинического отделения МБУК «ГЦДБ»        

По плану

14

Качественная работа с педагогическим коллективом по оздоровлению, отдыху и занятости детей

В течение смены

15

Отчёт о реализации проекта «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение!». Мониторинг эффективности оздоровления детей за смену.

Конец смены