Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Юные инспектора дорожного движения»
рабочая программа по теме

Коровайная Татьяна Викторовна

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yuidd.doc457.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

п. БИЧЕВОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

Рассмотрено на                                                                   «Утверждаю»

заседании ШМО                                                                  Директор школы

учителей начальных классов                                              

Руководитель ШМО                                                            _____Л.Ш. Морозова

                                                               

________/ _Афанасьева Т.Е/                                                                                  

Программа

дополнительного образования

в рамках внеурочной образовательной деятельности

по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность»

«Юные инспектора дорожного движения»

Срок реализации программы- 4 года

        Автор: Коровайная Т.В. – учитель начальных классов

                                                                                второй категории.

2011 год.

Пояснительная записка.

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная.

К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС второго поколения, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

- системы знаний о природе, обществе, человеке;

- умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

- коммуникативных и информационных умений;

- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Программа «Юные инспектора дорожного движения» разработана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начальной школы, направлена на решение задач по обучению детей  безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, а также  и их воспитанию. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности (ФГОС-2).

Актуальность программы в том, что одной из первоочередных задач школы, семьи является активная борьба с детским травматизмом и его предупреждением.

       В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания, дано системное изложение учебного материала, адресованного учащимся начальной школы, изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать  и предотвращать опасные ситуации.

Цель занятий по программе: приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода.

Задачи:

- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

- привитие умения пользоваться общественным транспортом;

- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Программа «Юные инспектора дорожного движения»» разработана для реализации в 1 классе в рамках личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципах личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию, цель которых - развить и заложить в младшем школьнике механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Ожидаемые результаты работы по программе:

 Программа призвана способствовать формированию у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности. Ожидается, что в результате освоения материала программы

школьники будут:

Знать

Уметь

- правила дородного движения

- пользоваться правилами дорожного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правила пользования общественным транспортом

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части

-  что несет ответственность перед другими участниками дорожного движения

- осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.

Методические рекомендации к организации занятий по программе.

Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.

Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в «Школе  пешехода» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.

Литература:

1. Дорохов А.А. «Зелёный…Желтый… Красный!» - М.: Детская литература,

    1984.

2. Правила дорожного движения. – М, 2004.

3. Автогражданка. 20 вопросов и ответов. – М., Офис ОСАГО, 2007г.

4.Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах,  пособие для учащихся начальной школы. – М. Просвещение, 2007г.

5Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое пособие. – М. Просвещение, 2007г.

6.Основы безопасности жизнедеятельности, 11 кл., учебник для общеобразовательных учреждений, В.В. Марков и др. – М. «Дрофа», 2005г.  (раздел 1)

7.Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста, кн. для учащихся 5-7 кл. – М., Просвещение, 2003г.

8.Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. – М., Просвещение, 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1-й класс


 

темы

Тема занятия

Кол-во часов

Практика.

Теория.

всего

1

Азбука улицы

5

3

8

2

Юные пешеходы

1

1

2

3

Регулирование дорожного движения

3

2

5

4

Дорожные знаки

7

3

10

5

Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте

3

5

8

Всего

19

14

33

2-й класс


 

темы

Тема занятия

Кол-во часов

Практика.

Теория.

Всего

1

Правила поведения

2

1

3

2

 Дети-пассажиры

1

1

2

3

 Элементы дороги.

1

7

8

   4

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

6

4

10

   5

Транспортное средство- велосипед

2

3

5

   6

Дорожные знаки

2

     4

6

Всего

14

20

34/67


темы

Тема занятия

Кол-во часов

Практика.

Теория.

всего

    1

Вводное занятие.

1

1

2

Основы безопасности

2,5

2,5

5

3

Правила дорожного движения.

2,5

5,5

8

4

Дорожные знаки.

5

5

10

5

Государственное страхование

2

6

Мы – пассажиры.

2,5

1,5

4

7

Медицина.

2

2

8

Проектная работы

2

0

2

Всего

15,5

16,5

34\101

3-й класс

4-й класс


 занятия

 в

теме

Тема занятия

Кол-во часов

Практика.

Теория.

всего

Основы медицинских знаний

2,5

1,5

4

Правила оказания первой медицинской помощи

2

2

4

Скорая помощь

7

3

10

Опознавательные знаки

1

3

    4

Дорожные знаки.

5

5

10

Творческий проект

2

0

2

Всего

19,5

14,5

34\135

Календарно -тематический план.

 1 класс


п\п


 занятия

 в

теме

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

Дата

Практика.

Теория.

всего

Азбука улицы

5

3

8

1

1

Мы идём в школу.

1

   1

2

2

Наша улица, деревня, где мы живём.

0,5

0,5

   1

3

3

Экскурсия «Наша улица, деревня, где мы живём».

1

   1

4

4

Элементы дороги

1

    1

5

5

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

1

6

6

Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки.

0,5

0,5

1

7

7

Практическое занятие на площадке безопасности  «Безопасный путь».

1

0

1

8

8

Экскурсия «Общие правила перехода улиц и дорог».

1

0

1

Юные пешеходы

1

1

2

9

1

Требования к пешеходам

1

1

10

2

Тематическое рисование «Я –пешеход»

1

1

Регулирование дорожного движения

3

2

5

11

1

Сигналы регулировщика.

0,5

0,5

1

12

2

Сигналы светофора.

1

1

13

3

Творческая работа. Изготовление макета светофора

0,5

0,5

1

14

4

Тренировочная игра «Помощники на дороге»

1

1

15

5.

Творческая работа

1

Дорожные знаки

7

3

10

16

1.

Группы дорожных знаков.

1

1

17

2.

Запрещающие знаки. Решение задач по теме.

0,5

0,5

1

18

3.

Предупреждающие знаки. Решение задач по теме.

0,5

0,5

1

19

4.

Предписывающие знаки. Решение задач по теме.

0,5

0,5

1

20

5.

Знаки сервиса. Решение задач по теме.

0,5

0,5

1

21

6.

Информационно – указательные знаки. Решение задач по теме.

0,5

0,5

1

22

7.

Дорожная разметка. Решение задач по теме.

0,5

0,5

1

23

8.

Проектная работа «Дорожные знаки».

1

1

24

9.

Подготовка к празднику «Путешествие в страну дорожных знаков»

1

1

25

10.

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

1

1

Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте

3

5

8

26

1

Из истории транспортных средств.

1

1

27

Творческая работа. «Автомобиль из прошлого»

1

1

28

2

Современный транспорт.

1

1

29

3

Общественный транспорт.

1

1

30

4.

Транспорт особого назначения

1

1

31

5

Опасности при посадке и высадке из транспорта

1

1

32

6

Проектная работа «Транспорт»

1

1

33

7

 Проектная работа «Транспорт»завершение

1

1

Всего

19

14

33

Календарно- тематический план.

 2 класс


п\п


 занятия

 в

теме

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

Дата

Практика.

Теория.

Всего

 

Правила поведения

2

1

3

34

 Вводное занятие.

 Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. 

1

1

35

Правила поведения при движении группой.

1

1

36

Практическое занятие «Идем на экскурсию»

1

1

                 Дети-пассажиры

1

1

2

37

1

Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в индивидуальном транспорте.

1

1

38

2

Правила пассажира. Пешеход-пассажир-пешеход. Решение задач по теме.

1

1

         Элементы дороги.

1

7

8

39

        1.

Проезжая часть.

1

1

40

Обочина. Тротуар.

1

1

41

Дорожная разметка.

1

1

42

Кювет.

1

1

43

Переходы,  их виды.

1

1

44

Перекресток.

1

1

45

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

1

1

46

Тематическое рисование «Дорога безопасности»

1

1

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

6

4

10

47

   1.

Правила перехода улиц и дорог.

0,5

0,5

1

48

2.

Регулирование дорожного движения.

0,5

0,5

1

49

3.

Дорожные знаки.

1

50

4.

Обязанности пассажиров.

0,5

0,5

1

51

5.

 Обязанности пешеходов. Составление памятки.

0,5

0,5

1

52

6.

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

1

1

53

7.

 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

1

1

54

8.

Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность.

1

1

55

9

Подготовка утренника «Дорожный переполох»

1

1

56

10

Утренник «Дорожный переполох»

1

1

Транспортное средство- велосипед

2

3

5

57

Из истории велосипеда. Возрастные ограничения. Правила эксплуатации велосипеда

1

1

58

1

Знание материальной части велосипеда. Снятие и установка колес. Практика.

0,5

0,5

1

59

2

Знание материальной части велосипеда. Ремонт и замена шины. Практика.

0,5

0,5

1

60

3

Знание материальной части велосипеда. Регулировка цепи, седла и руля.  Практика.

0,5

0,5

1

61

4

Знание материальной части велосипеда. Смазка узлов велосипеда и его техническое обслуживание. Практика.

0,5

0,5

1

Дорожные знаки

2

4

6

62

1

Первые дорожные знаки

1

1

63

2

Предупреждающие знаки

1

1

64

3

Запрещающие знаки

1

1

65

4

Предписывающие знаки

1

1

66

5

Подготовка к утреннику «Знаки дорожные всем друзья надежные»

1

1

67

6

Утренник «Знаки дорожные всем друзья надежные»

1

1

Всего

14

20

34/67


 занятия

 в

теме

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

Дата

Практика.

Теория.

всего

68

1.

Вводное занятие.

 Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»

1

1

1

1

Основы безопасности

2,5

2,5

5

69

1

Виды транспортных средств.

0,5

     0,5

1

70

2

Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности.

1

1

71

3

Влияние погодных условий на безопасность движения.

1

1

72

4

Проектная работа « Таблица определения тормозного пути»

1

1

73

5

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

1

1

Правила дорожного движения.

2,5

5,5

8

74

1

Скорость движения транспортных средств.

0,5

0,5

1

75

2

Световые обозначения при движении.

0,5

0,5

1

76

3

Правила движения транспортных средств в жилой зоне.

0,5

0,5

1

77

4

Места остановки и стоянки транспортных средств

0,5

0,5

1

78

5

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

1

1

79

6.

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

1

1

80

7.

Организация движения, технические средства регулирования движения.

1

1

81

8.

Светофорное регулирование.

0,5

0,5

1

Дорожные знаки.

5

5

10

82

1

 Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков.

0,5

0,5

1

83

2.

Установка дорожных знаков. Ответственность за  повреждение  дорожных знаков.

0,5

0,5

1

84

3.

 Предупреждающие знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1

85

4.

Запрещающие знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1

86

5

Предписывающие знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1

87

6

Информационно-указательные знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1

88

7

Знаки сервиса.

0,5

0,5

1

89

8

Знаки приоритета.

0,5

0,5

1

90

9

Знаки дополнительной информации ( таблички).

0,5

0,5

1

91

10

Дорожные указатели

0,5

0,5

1

Государственное страхование

2

92

1

Страхование жизни, медицинское страхование

0,5

0,5

1

93

2

Страхование имущества и транспортных средств.

0,5

0,5

1

Мы – пассажиры.

2,5

1,5

4

94

1

Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров.

0,5

0,5

1

95

2

Метро. Особенности передвижения.

1

1

96

3

Практическое занятие «Настольные игры по правилам дорожного движения».

1

1

97

4

Викторина «Азбука города»

1

1

Медицина.

2

2

98

1

Действия при ДТП.

1

1

99

2

Оказание первой доврачебной помощи

1

1

Проектная работы

2

0

2

100

1

Подготовка к отчетному выступлению на школьном конкурсе «Формула 101»

1

1

101

2

Отчетное выступление на школьном конкурсе «Формула 101»

1

1

Всего

15,5

16,5

34\101

Календарно- тематическое планирование

 4 класс


п\п


 занятия

 в

теме

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

Дата

Практика.

Теория.

всего

Основы медицинских знаний

2,5

1,5

4

102

1

Аптечка. Перевязочные средства медицинской аптечки

0,5

0,5

1

103

2

Лекарственные средства

1

1

104

3

Подручные средства и лекарственные растения

1

1

105

4

Проектная работа. « Природные целители»

1

1

Правила оказания первой медицинской помощи

2

2

4

106

1

Правила наложения жгута

0,5

0,5

1

107

2

Правила наложения повязки: рука, нога, головы, грудной клетки

0,5

0,5

1

108

3

Правила наложения шины

0,5

0,5

1

109

4

Правила переноски пострадавших

0,5

0,5

1

Скорая помощь

7

3

10

110

       1

Ожоги.  Обморожения. Первая помощь .

0,5

0,5

1

111

2

Транспортировка пострадавших

0,5

0,5

1

112

        3

Травма головы, грудной клетки, живота

0,5

0,5

1

113

4

  Шок. Обморок.

114

5

Переломы

0,5

0,5

1

115

6

Практическое занятие по оказанию первой помощи

1

1

116

7

 Виды и техника наложения повязок.

0,5

0,5

1

117

8

 Практическое занятие по оказанию первой помощи

1

1

118

9

 Решение задач по медицинской подготовке

1

1

119

10

Проектная работа «Скорая помощь»

1

1

Опознавательные знаки

1

3

    4

120

1

Опознавательные знаки транспортных средств. Светоотражающие приспособления.

1

1

121

2

Государственные номерные знаки, опознавательные надписи  и обозначения  на транспортных средствах.

1

1

122

3

Регистрационные знаки транспортных средств.

1

1

123

5

Творческая работа по теме «Опознавательные знаки»

1

1

Дорожные знаки.

5

5

10

124

1

 Дорожные знаки. Значение отдельных знаков.

0,5

0,5

1

125

2

Установка дорожных знаков.

0,5

0,5

1

126

3

 Предупреждающие знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1

127

4

Запрещающие знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1

128

5

Предписывающие знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1

129

6

Информационно-указательные знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1

130

7

Знаки сервиса.

0,5

0,5

1

131

8

Знаки приоритета.

0,5

0,5

1

132

9

Знаки дополнительной информации                        ( таблички).

0,5

0,5

1

133

10

Дорожные указатели.

0,5

0,5

1

Творческий проект

2

0

2

134

1

Разработка выступления на районном конкурсе ЮИД

1

1

135

2

Участие в районном конкурсе ЮИД

1

1

Всего

19,5

14,5

34\135

Литература:

1. Дорохов А.А. «Зелёный…Желтый… Красный!» - М.: Детская литература,

    1984.

2. Правила дорожного движения. – М, 2004.

3. Автогражданка. 20 вопросов и ответов. – М., Офис ОСАГО, 2007г.

4.Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах,  пособие для учащихся начальной школы. – М. Просвещение, 2007г.

5Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое пособие. – М. Просвещение, 2007г.

6.Основы безопасности жизнедеятельности, 11 кл., учебник для общеобразовательных учреждений, В.В. Марков и др. – М. «Дрофа», 2005г.  (раздел 1)

7.Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста, кн. для учащихся 5-7 кл. – М., Просвещение, 2003г.

8.Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. – М., Просвещение, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Профориентация» «Юный железнодорожник»

·        Поисково-собирательная деятельность (альбомы, загадки, пословицы, стихи, сочинения и др.).·        Формирование мотивации...

Программа внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения"

В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного трав...

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Подвижные игры народов мира» 1-4 класс

Программа разработана для учителей начальных классов и включает в себя пояснительную записку к курсу и тематическое планирование...

Итоговая практико -значимая работа. Тема "Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно- оздоровительного развития и воспитания школьников"

В процессе игры происходит формирование эмоциального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности  с детьми, что является весьма актуальн...

Презентация "Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно-оздоровительного развития и воспитания школьников"

Подвижная игра- источник радостных эмоций. Только здоровый ребенок может успешно учиться....

Проект. Тема: «Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно-оздоровительного развития и воспитанияобучающихся».

Цель работы: показать значимость внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для формирования здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. ...

Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»

Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...