Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
статья по зож по теме

Носкова Ирина Юрьевна

В статье рассказывается о применении здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sberegayushchie_tekhnologii.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

“Здоровье необходимо. Это базис счастья…

Добыть здоровье проще, чем счастье.

Природа милостива:

она запрограммировала организм

с большим запасом прочности,

и нужно много стараний,

чтобы этот запас свести к нулю…

Если нельзя вырастить ребенка,

чтобы он совсем не болел,

то, во всяком случае, поддерживать

его высокий уровень здоровья вполне возможно”.

(Академик, хирург Н.М. Амосов ) 

 Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. 

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. 2,5 % выпускников школы практически здоровы, остальные за годы обучения получают заболевания различной степени тяжести, в том числе нервно-психические. Поэтому проблема здоровья детей, сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся. 

Здоровьесберегающая технология это  система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

В эту систему входит:

  • Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  • Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.
  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  • Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

  Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Результативность:

- обеспечение безопасных, комфортных условий для развития личности;

- реализации природных способностей.

Педагогика сотрудничества 

Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Результативность:

- реализация задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики.

 Результативность:

- учитывает способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий, влияющих  на ребёнка;

- положительно влияет на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей.

Результативность:

- учёт индивидуальных возможностей и способностей;

 - развивается интерес к предмету;

  - активизируется  познавательная деятельность учащихся;

  - развивается творческое мышление.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Результативность:

 -повышается работоспособность класса;

- качественное усвоение знаний;

- стимулируется творческий потенциал

- развивается позитивная самооценка.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

   Введение вопросов здоровья в рамки учебных предметов.  Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Так, на уроках окружающего мира практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

Результативность:

- профилактика заболеваний;

- пропаганда здорового образа жизни.

Методы и приёмы работы по здоровьесбережению:

Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.

      Использование двух досок, когда учащиеся  совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

      Во время фронтального опроса использование игр с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.

Использование элементов театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова.

Использование приемов  соревновательного характера благотворно влияют на здоровье детей.

Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.

Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе.

«Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Домашние задания предлагаются по трем уровням, то есть ребенок сам выбирает себе объем задания по силам.

Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, малоподвижные игры на перерывах, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями.

Проведение утренней зарядки до уроков, на уроках ежедневно проводятся две обязательные зарядки: для глаз и для различных групп мышц она имеет свое назначение – подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание.

Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. Ведь дети следят за своим здоровьем так, как их научили родители. Поэтому, проводя внеклассные мероприятия, мы приглашаем детей с родителями, чтобы они видели, как правильно следить за своим здоровьем. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за свое здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

Работа по здоровьесбережению носит системный характер и проводится в  урочное, так и во внеурочное время. После уроков провожу предметный кружок «Уроки здоровья». На занятиях рассматриваются темы здоровьесбережения, эстетического и нравственного воспитания, вопросы пропаганды здорового образа жизни.

Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, на уроках использую передвижение по классу.

Форма организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах;

- работа в парах;

- фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций.

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей учащихся к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим здоровьесберегающие технологии, становится  легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

Мысли философов о здоровье:
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам». ( И. Брехман)
«Здоровье и ум – два блага в жизни». (Менандр)
«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». ( Л. Толстой)
«Здоровому всё здорово». (Пословица)
«Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». (Ж. Лабрюйер)
«Первое богатство – это здоровье». (Р. Эмерсон)
«Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». (А. Шопенгауэр)
«Заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения».(Цицерон)
«Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом». (Ювенал)
«Здоровье – это единственная драгоценность». (Монтень)

 Обобщая опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий обучения, можно отметить следующие параметры результативности:    

Снижение заболеваемости среди  обучающихся;

 Повышение качества обучаемости;

 Создание сплочённого коллектива учащихся;

 Личностный рост учащихся

 Принятие учащимися здорового образа жизни, как осознанной необходимости.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе».

Выступление  на педсовете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе" с использованием презентации....

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И хотя традиционно считается, что основная задача школы- дать необходимое образование, не менее важная задача- сохранить в процессе обучения здоровье детей....

Выступление по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе".

В выступлении представлен опыт моей работы по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"....

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе (выступление на МО)

Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых  формируются...

Методика применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Дидактический материал практической напрвленности для учителей и воспитателей начальной школы...