Основные типы туристских костров
план-конспект занятия (здоровый образ жизни, 3 класс) по теме

Лобанова Элла Николаевна

Данный материал служит целью ознакомления  детей с видами  костров, используемых в туризме,формирует умения и навыки,необходимые для разведения костров в походных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Основные типы туристских костров419.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                             

Тема занятия: Основные типы туристских костров.

Цель:  Ознакомление воспитанников с видами костров, используемых в туризме, формирование умений и навыков, необходимых для  разведения костра в походных условиях и последующей работы с ним.

Задачи: 

  • Образовательные:
  • -  ознакомление детей с понятием костер, с требованиями выбора места для размещения его на биваке;
  • -  формирование  умений  и навыков  для работы с костром;                                       - повторение функциональных обязанностей участников похода;

-ознакомление  с типами  костров, используемых в туризме.

  • Развивающие: развитие внимания, логического  мышления, умения работать в команде.
  • Воспитывающие:
  • Воспитание ответственности, чувства  коллективизма, взаимопомощи, бережного отношения к природе;
  • формирование нравственной позиции.

Тип занятия: комбинированное, усвоение новых знаний.

Формы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы: беседа, частично-поисковый, демонстрации наглядного материала, практическая работа воспитанников.

Оборудование: карточки с описанием типов костров, карточки с описанием временных и постоянных обязанностей в походе, «дрова», компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Литература:

  1. Виноградов Ю. – Школа Робинзона, -М
  2. Гомонова Н.Н. – Разведение костра. Рекомендации в помощь педагогу, - г.Брянск: ЦДЮТ, 1997г.

План занятия:

  1. Подготовительная часть.
  2. Проверка знаний по предшествующей теме (фронтальный опрос).
  3. Объяснение новой темы:
    - понятие костра;
    - функции костра;
    - правила выбора места под костер и оборудования кострища;
    - типы костров.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Подведение итогов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

План

примечание

время

  1. Организационный момент

На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь... Что это?
(огонь, костёр)

Правильно, костер. Кто из вас сможет определить тему занятия?

       Тема занятия: «Основные типы туристских костров»          

     Сегодня мы:

-повторим условия проведения похода;                                                   --повторим обязанности участников похода,                                         -познакомимся с типами костров, которые используются туристами в походах, с требованиями выбора места для размещения его на биваке;                                                                          -  познакомимся с понятием костер

Все эти знания Вам пригодятся  не только в походе, но и в различных жизненных ситуациях.

II. Фронтальный опрос

а) Что такое поход? (ответы воспитанников)

Поход – это организованное, запланированное путешествие.

Кто из вас был в походе? Какие у вас впечатления от похода? Как вы считаете, для чего люди ходят в походы?

  • Преодоление природных трудностей
  • Преодоление себя.
  • Преодоление соперников
  • Поиск романтики.
  • Поиски общения.
  • Любопытство.

б) Что нужно, что бы поход был успешным?

Давайте попытаемся определить главные условия похода.

Участник похода

надеется, что  маршрут похода будет интересным, выбранным удачно, разнообразным, достаточно трудным, но посильным

группа

будет
дружной
веселой
с общими интересами

погода

будет хорошая

Подведем итог. Основными условиями успешного похода являются…
Удачный – маршрут.
Компетентный – руководитель.
Хорошая – погода.
Дружная, сплоченная – группа.

в ) Что нужно сделать, прежде чем отправиться в поход? (ответы воспитанников)

 Вывод: Отправляясь в поход необходимо правильно распределить постоянные обязанности участников похода.

III. Объяснение новой темы.

Ребята, представьте себе, что группа туристов шла целый день и, наконец, пришла в то место, куда планировала.

Что им необходимо сделать? (разбить бивак)

А что является «центром» любого бивака? (костер).

Что такое костер?

«Костёр –это горящая куча дров, сучьев, хвороста.. Для туристов-приспособление  для согревания, приготовления еды и сушки промокшей одежды».

 Правильно, однако согреться, приготовить еду и просушить одежду можно и дома.

           Костёр - это больше, чем огонь.   Это центр, бивак.   Костёр – это кухня, столовая, гостиная. Это сухая одежда и горячая вода, защита от гнуса; это место общения, тепло и уют. Но костёр – это ещё и аккумулятор бодрости и энергии. Ни одно путешествие, ни один поход не обходится без костра.

            Итак, костёр – эмблема, символ. А символ необходимо глубоко уважать. Костёр – надёжный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнём; он может стать хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно. Костёр потенциально опасен, и нельзя об этом забывать.

 

Исходя из того, какие функции выполняют костры, их принято делить на пламенные (для варки пищи и освещения поляны бивака), жаровые (для приготовления большого количества пищи, просушки одежды и снаряжения, для согревания людей при ночлеге без палаток) и дымовые (для сигнализации и защиты от комаров).

Но перед тем как разводить костер нужно выбрать для него место.

Как вы думаете, как правильно выбрать место для костра? (ответы воспитанников)

Костру, как любимому и капризному ребёнку, отдают лучшее место на стоянке, ибо вся разбивка лагеря определяется костром.

           Костёр должен быть расположен не высоко, не низко, не далеко, но и не близко. Он должен освещать по возможности все палатки, дым его должен разгонять комаров на всей стоянке, а тепла должно быть достаточно на всех членов группы плюс котлы. Но плохо, если искры от костра, не успев «погаснуть на лету», достигнут палатки. Нехорошо, если дым будет душить не только комаров, но и людей.

Итак, место под костер вы теперь знаете как выбирать, но кроме этого обязательно нужно знать требования по технике безопасности при работе с костром, и обязательно их соблюдать. Как вы думаете, что это за требования?

Дальше нам нужно узнать, какие бывают типы костров. Вам предстоит выполнить самостоятельную работу с текстом (выдаются карточка с описанием построения костров различных типов). Работать будем в группах. Ваша задача соорудить макет костра и дать ему название.
1 группа – костер «шалаш»;
2 группа – костер «колодец»;
3 группа – костер «звездный»;
4 группа – костер «таежный»;
5
 группа – костер «нодья»;
(воспитанники выполняют задание; проверяется правильность выполнения)

Типы костров: 

1. «Шалаш» - поленья укладывают наклонно к центру, при этом они частично опираются друг  на  друга.  Костёр  удобен тем, что освещает лагерную площадку, на нём можно варить в одной посудине. На него идут любые дрова (хворост, валежник), он даёт высокое пламя, но мало жара.

2. «Колодец» - один из видов жарких костров. Два полена кладут на некотором расстоянии друг от друга, поперёк них – ещё два и т. д. Костёр по внешнему  виду  действительно  напоминает колодезный  сруб.  Медленно  сгорая, толстые короткие поленья образуют много углей. Широкое пламя удобно для приготовления пищи, для обогрева участников похода, сушки вещей.

3. «Звёздный» - поленья (5 – 8 штук) укладывают на угли с нескольких сторон по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре. По мере сгорания поленья продвигают ближе к центру. Костёр горит узким, жарким, но медленным пламенем. Образует много углей. Применяется для приготовления пищи.

  1. «Таёжный - существует несколько форм данного костра, самая распространённая следующая: у хорошо разгоревшегося костра любого типа кладут толстое полено, а на него кладут остальные дрова. Наклонно расположенные дрова способствуют быстрому стеканию воды, дрова не успевают промокать, поэтому этот костёр необходим для приготовления пищи в дождь. Широкий огонь позволяет варить пищу для большой группы, сушить вещи, обогреваться.  Костёр длительного действия, он даёт сильные пламя и жар.

5. «Нодья»  -  для такого костра заготавливают брёвна одинаковой длины и толщины, желательно еловые. Два бревна кладут рядом на землю, в зазор помещают растопку или угли из другого костра, затем кладут на них третье бревно. Костёр разгорается постепенно и горит ровным жарким пламенем несколько часов. Применяется для длительного обогрева (например, при зимнем ночлеге под тентом).

            Существуют такие виды костров, как: «камин» (6) – горит долго и удобен для ночлега одного – двух человек; «полинезийский» (7) – разводится в яме, когда требуется большое количество углей, но в запасе нет дров; «ночной» (8) – укладывают брёвна так, чтобы они не загорались сразу, а горели только верхние концы, по мере сгорания брёвна продвигают вперёд; «пушка» (9) – разновидность костра нодья, три бревна укладывают наклонно на четвёртое, увеличивая площадь горения и образуя больше углей; и др.

            У каждого туриста с приобретением опыта складывается свой любимый тип костра и своя манера работы с ним.

            Ну и ещё немного о дровах. Лучшими дровами для костра являются дрова хвойных пород деревьев – сосна, кедр, так как они дают хороший жар и при этом мало искрят. Для приготовления пищи используют лиственницу, пихту, ель. Однако следует помнить, что эти породы часто «стреляют» угольками. Из лиственных пород лучше других – дуб, берёза. Дуб очень «жарко» горит, но его древесина чрезвычайно тверда и с трудом поддаётся топору.

             Если приходится брать на дрова упавшее дерево, то сначала необходимо проверить, не гнилое ли оно. Лучше срубить стоящее сухое дерево.

IV. Подведение итогов.

Наше занятие завершено. Подведем итог занятия. 

  • Объяснение значения новых слов и понятий
  • С какими группами костров вы познакомились? (пламенные, жаровые, дымовые)
  • С какими типами костров вы познакомились? ( «колодец»; «шалаш»; «звездный»; «таежный»; «нодья»)
  • Как и где нужно разводить костёр?
  • Как нужно быть одетым при работе с костром?

Большое спасибо, наша группа была  сплоченной и дружной!!!  Когда мы с вами отправимся в настоящий поход вы будете такими же дружными, активными как на сегодняшнем занятии!

Запись в тетрадь

Устно

Презентация

Запись в тетрадь

Техника безопасности при работе со спичками

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь

Презентация

1 мин.

1 мин.

5 мин.

3 мин.

5 мин

3 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

6 мин.

10 мин.

5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

Психологическая характеристика основных типов темперамента

В данном материале характеризуются 4 типа темперамента, достоинства и недостатки их, влияние типов на сплочённость коллектива....

4 основных типа чтения гласных

Читаем и читаем правильно!...

Костры, виды костров.

Конспект занятия по теме: "Костры, виды костров."...

Кроссворд " Туристские костры"

Кроссворд "Туристские костры" предназначен для закрепления изученного материала на занятии по теме: "Типы и виды туристских костров"https://learningapps.org/display?v=p0zidffia20...

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деяте...

Строение уроков основных типов.

Сопоставление различных классификаций уроков позволяет усмотреть позитивную тенденцию в их развитии - стремление более полно охватить современные формы организации урока. Вместе с тем, созданные в пос...