«Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в начальной школе»
статья по зож (1 класс) на тему

Крысина Ольга Викторовна

В докладе описываются элементы здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного, которые можно применятьна уроках в начальной школе, а также приведены паримеры игр, способствующих укреплению и сохранению здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v._f._bazarnogo.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование элементов здоровьесберегающей технологии

В.Ф. Базарного при проведении уроков в начальной школе»

 «Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму, 
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является 
радость творчества».
В. А. Сухомлинский

Презентация педагогического опыта

        Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Необходимо применять инновационные технологии, эффективные методы обучения, разнообразные виды деятельности и т.д.

        Но существует проблема: большинство детей сегодня уже рождаются с ослабленными жизненными силами. С возрастом из-за малоподвижного образа жизни состояние их усугубляется.

        Есть проблема, значит, надо ее решать. Как? Только одним единственным способом, которым еще Иисус Христос лечил больных людей: «Встань и ходи!» - т.е. двигайся.

        Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного – это целостная система обучения, которая апробирована на протяжении более 20 лет. Благодаря природосообразным, раскрепощающим детей образовательным технологиям включаются скрытые резервы мозга, которые в традиционных школьных условиях используются с очень малым коэффициентом полезного действия.

        Элементы технологии, которые я использую в работе:

  • режим динамической смены поз;
  • упражнения на зрительную координацию;
  • упражнения на мышечно-телесную координацию;
  • работа с офтальмотренажером;

     В перспективе хочу попробовать поработать в классе с экологическим панно (экологический букварь) и сенсорными крестами.

Режим динамической смены поз

Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз – часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой и таким образом укрепляет позвоночник, сохраняет правильную осанку. В соответствии с нормами САНПИН продолжительность работы за конторкой составляет 7-10 минут. По сигналу учителя первоклассники берут необходимые учебные принадлежности, разуваются и становятся в носочках на массажные коврики работать за конторку. Массажные коврики изготовлены из деревянных бусин и используются для улучшения кровообращения в нижних конечностях.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  • поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  • высокие показатели  физического развития здоровья;
  • повышение иммунной системы;
  • улучшение ростовых процессов;
  • развитие координации всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
  • снижение степени низкой склоняемости головы.

У меня в 1 классе 25 человек. Я их разделила на 5 групп (ручейков) по 5 человек (по числу конторок). По моему сигналу дети берут всё необходимое и занимают конторки. За урок каждый ребёнок успевает 5-6 минут поработать  за конторкой. Если ребёнок не желает вставать за конторку, я его не принуждаю.

Упражнения на зрительную координацию

В четырех точках (их называют «зрительные метки») размещаются яркие изображения. Это могут быть иллюстрации из сказок, сюжеты пейзажей из  природы, из жизни животных, план урока, задания для арифметического или словарного диктанта, портреты писателей, схемы, формулы, правила и т.д. Все вместе картинки составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс.         Средние размеры картинок от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Размер цифр от 0,5 мм до 207 х 297 мм. Один раз в две недели сюжет меняется.

Дети, находясь в положении свободного стояния начинают фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. При этом они должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.

Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

         Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорость ориентации в пространстве, предупреждает утомляемость. У детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, зрительно-ручная и телесная координация.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.

Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего расстояния на дальнее расстояние и наоборот. Показываю дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отхожу  от учеников,  тренируя тем самым мышцы глаза.

Примерные задания: найти изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составить предложения из слов, написанных на карточках; найти картинки - ответ на загадку и т.д.

Для двигательной активности на уроке используют «сенсорный крест».

«Сенсорный крест» висит под потолком в классной комнате на высоте 2 м. На него закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слоги, слова по теме урока, этапы урока, примеры, краткие записи задач и пр.). В ходе урока периодически обращаю внимание детей на то или иное пособие, прошу что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Работа с офтальмотренажёром

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.  

Затем рисуют воображаемую диаграмму, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем. Кратность: примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по "овалам", по "восьмерке" и по "кресту"). Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а так же от характера зрительной работы. Например: в процессе выполнения тонко-координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуем выполнять упражнения через каждые 15-20 минут.

Бумажные офтальмотренажёры

  1. Коврик из геометрических фигур.

Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т. д.

С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.

  1. Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.

На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов. Толщина линий – 1 см.


  1. Пирамидки.

Примерные задания:

1) Найди глазами две одинаковые пирамидки.

2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и т.д.
3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и т.д.?

4) Сколько всего колец у всех пирамидок?

5) Сколько всего колпачков?

6) Как быстрее сосчитать?

7) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Пирамидки можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.

  1. Тарелки с разноцветными кружками.

Примерные задания:

а) Найди две одинаковые тарелки.

б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?

г) Сколько всего кружков на всех тарелках?

  1. Подушки.

Задания те же, что и с «тарелками».

  1. Витражи в домике.

Задания те же, что и с «ковриком».

С помощью бумажных тренажёров развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.

Экологический букварь

Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей используются экологические панно (2х3 м). На них обычно бывают изображены уходящие в бесконечность сельские пейзажи. С этой целью можно использовать фотообои природы. С помощью специальных макетов, манекенов и карточек на фоне панно разворачиваются сюжеты урока. Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Размер самых крупных изображений не должен превышать 5 см.

Экологическая стенка позволяет решить одну из биологических предпосылок нормального развития – пространство. (В тибетской медицине пространству отведена главная роль в развитии человека.)

Динамическая пауза

На карточках схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения – 2 см. Дети рассматривают человечка, а затем повторяют его движения.

Упражнение - «игра с лучиком». 

Лучик от лазерной указки перемещается по стенам класса, по потолку. Дети следят за ним или стоя, или сидя. При этом они могут поворачивать голову (упражнение для снятия усталости шейного отдела позвоночника), следить только глазами (гимнастика для глаз) или поворачивать туловище и указывать на лучик пальцем (упражнение для снятия напряжения с мышц туловища и позвоночника). 
А потом лучик «останавливается на доске и «помогает» детям прочитать слова, предложения, записанные на доске, или решить задачу и т.п. 

Интеллектуальный массаж: 

Пальцами взяться за уши и подвигать их вперёд-назад 10 раз.
 
Круговыми движениями растереть щёки 10 раз.
 
Растереть ладонями лоб и подбородок влево-вправо 10 раз.
 
Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно растереть веки влево-вправо 10 раз.
 
Указательными пальцами растереть нос сверху-вниз 10 раз.
 
Движение челюстью влево-вправо и наоборот.
 

Физкультурные паузы для профилактики нарушений  зрения

А. Общая схема проведения

1. Дыхательные или корригирующие упражнения;

2. Упражнения, влияющие на кровообращение глаз;

3. Упражнения для мышц шеи и плечевого пояса;

4. Упражнения для наружных мышц глаза;

5. Общеразвивающие и корригирующие упражнения;

6. Упражнения для внутренних мышц глаза.

Наиболее простое и доступное всем упражнение  - это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно.

Б. Комплекс 1 (по Базарному): исходное положение сидя или стоя.

  •   сделать  глубокий   вдох,   затем,    наклоняясь   вперед  к крышке парты, выдох    (повторить  5 раз);
  • крепко зажмурим, глаза, потом открыть   (4 раза);
  •  руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз);
  • смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);
  •  руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);
  •  держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").

Комплекс 2 (по Аветисову): исходное положение стоя.

  •  руки сзади, пальцы в замок, на счет 1-2 прогнуться, отведя голову назад - вдох,
  •  вернуться в исходное положение - выдох  (4 - 6 раз);
  •  частое моргание в течение 10 секунд;
  •  положив кисти рук на плечи, делать круговые движения плечами в одну и другую стороны (6-8 раз);
  • держа голову прямо, смотреть вверх-вниз (5 - 6 раз);
  •  приседание (10-12 раз);
  • смотреть на палец, расположенный на расстоянии 20 - 25 см от глаз.

Комплекс 3: исходное положение стоя.

  •  отвести согнутые в локтях руки назад - вдох, обнять себя - выдох  (8-10 раз);
  •  зажмуриться  (8 - 10 раз);
  •  упражнения для плечевого пояса  (6 - 8 раз);
  •  круговые движения глазами в одну и другую сторону (10-15 раз);
  •  ноги врозь, наклоны туловища в левую и правую стороны (4 - 6 раз);
  •  смотреть на указательный палец перед собой 4 5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз и смотреть правым глазом, далее - опять двумя глазами и тоже - левым глазом.

Комплекс 4: исходное положение стоя.

  • кисти рук положить на плечи, отвести локти назад - вдох, вперед - выдох  (6-10 раз);
  • частые моргания в течение 10 секунд;
  •  на счет 1 - 2 разогнуться, голову назад - вдох, на счет 3-4 наклониться вперед - выдох  (6 - 8 раз);
  •  держа  голову  прямо,  проследить  взглядом:  вверх - вправо - вниз - влево, вверх - влево - вниз - вправо;
  • кисти на затылок, повороты туловища в стороны (4-6 раз);
  •  закрыть левый глаз, переводить взгляд правого глаза издали на расположенный перед собой палец - 10 секунд, то же - с другим глазом.

Дыхательные упражнения

 «Свеча». И. п. – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

 «Ныряльщик». И. п. – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

«Облако дыхания». И. п. – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.

        Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Специально-восстановительные зрительные игры

• «Цветные сны»

Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию учителя учащиеся закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Учитель называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, учитель называет другой цвет. Отвечая учителю, который подходит к детям и касается их плеча, учащиеся сохраняют исходное положение.
Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.

• «Жмурки»

Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

Упражнения способны снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают направленно повышать уровень зрительной (аккомодативной) выносливости, то есть выносливости к зрительному утомлению.

Специально-тренирующие зрительные игры

• «Поймай зайку»

Играть целесообразно на тех уроках, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Учитель располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Учитель отмечает самых старательных «охотников».

• «Круговерть»

Учащиеся свободно стоят перед учителем, который вращает подвешенный на нити длиной 50–70 см теннисный мяч (лучше всего желтый). Темп вращения нарастающий – от медленного к среднему. Учащиеся сопровождают глазами все перемещения мяча, вращая глазами с возможно большей амплитудой. Направление вращения мяча периодически изменяется. В игре отмечают наиболее старательных игроков.

Аналогично можно использовать указку на которую на верёвочке привязан осенний лист, снежинка, ромашка.

Игровой материал способствует концентрации внимания учащихся, а это позволяет оптимально переключать их на последующую учебную деятельность.

Общая продолжительность применения таких упражнений в течение учебного занятия должна составлять по объему не менее четверти времени урока.

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок элементов технологии Владимира Филипповича Базарного обеспечивает выполнение этой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Базарного учителем начальных классов Филимоновой Л.Ю.

В данном материале хочу поделиться опытом работы с применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Базарного....

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в 1 классе

С ноября 2011 года наша школа является региональной инновационной площадкой по изучению условий и методов здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного в условиях образовательног...

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в начальной школе

использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....

Здоровьесберегающие технологии.Дыхательная и звуковая гимнастика на уроках в начальной школе.

Для улучшения и сохранения здоровья младших школьников, использую следующие небольшие , но эффективные упражнения....