программа по туризму МБОУ СОШ № 13
рабочая программа по зож по теме

Корецкая Марина Борисовна

программа по пропаганде ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_po_turizmu_mou_sosh_no13.docx98.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Утверждаю

                                                                    Директор МБОУ СОШ № 13_______________________

                                                                                                                            И.Н. Синчило

ПРОГРАММА

развития туризма в МБОУ СОШ № 13

2012 год

Содержание программы

I.Пояснительная записка

II. Цель и задачи программы

III. Возраст детей

IV.Срок реализации программы

V.Формы и методы реализации программы

VI. Факторы программы

VII. Зачётные требования

VIII. Ожидаемый результат

IX. Содержание учебной программы

X. Список литературы


Паспорт

школьной целевой программы развития

 детско-юношеского туризма

«Моя родина Кубань» на 2011-2016 годы

Наименование  Программы

Школьной целевой программы развития

 детско-юношеского туризма

«Моя родина Кубань» на 2011-2016 годы

Основание для разработки Программы

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.01.2010 г.;

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 г., №795);

- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»  от 24.11. 1996 г. № 132-ФЗ (с изменениями от 10.01.2003г., 22.08.2004г., 05.02.2007г)

Государственный заказчик Программы

Департамент  образования муниципального образования город Приморско-Ахтарск

Разработчик Программы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №13

Цель и задачи

Программы

Цель Программы - создание условий для гражданского и личностного становления подрастающего поколения посредством туристско-краеведческой деятельности.

Задачи:

  1. Разработать и осуществить систему мер по развитию детско-юношеского туризма в школе № 13
  2. Способствовать формированию у детей и подростков патриотизма, бережного отношения к историческому, культурному и природному наследию города и края.
  3. Сохранение исторических памятников и природоохранных, заповедных уголков своей малой Родины.
  4. Способствовать формированию в детских коллективах толерантности, благоприятного социально-психологического климата, социального опыта межнациональных и межличностных отношений.
  5. Приобщение к здоровому образу жизни через спортивно-оздоровительный туризм и спортивное ориентирование.
  6. Способствовать повышению уровня физической подготовки и спортивного мастерства у детей и подростков.

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА  ПРОГРАММЫ

1

Номинация, в которой представляется программа

Программа спортивно-краеведческой  направленности

2

Направление деятельности

 Личностное становление подрастающего поколения посредством туристско – краеведческой деятельности.

3

Организаторы программы

МБОУ СОШ №13

4

Автор программы

Корецкая М.Б., учитель начальных классов

5

Цель программы

Поддержка и развитие детско-юношеского туризма  МБОУ СОШ № 13

6

Ожидаемый результат

Укрепление здоровья, рост популяризации детского туризма, изучение родного края, приобретение новых знаний, умений и навыков.

7

Перспективы развития программы (краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная)

долгосрочная

8

Место реализации программы

МБОУ СОШ №13

9

Срок реализации программы

2012-2016 учебный год

10

Количество участников программы (учащихся, воспитанников)

600 человек

11

Возраст участников программы

7-17 лет

I.Пояснительная записка

В настоящее время реформируется вся система образования в России. Происходящие изменения, прежде всего касающиеся становления вариативного образования. Образование изначально ориентировано на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирования его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.

      Пешеходный туризм — самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы людей.

     Детский туризм все шире используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укрепления здоровья, повышения культурного уровня учащихся, разумного использования свободного времени.

Особенность детского туризма - это развитие самоуправления в коллективе, насыщение свободного времени школьников социально значимой деятельностью. Это обуславливает непрерывность воспитательного воздействия учителей на туристский коллектив, каждого ученика.

Учащиеся, занимающиеся туризмом, быстрее обретают социальную зрелость, получают духовную и физическую закалку, активно готовятся к трудовой деятельности. Через школьные туристские объединения, клубы, общества, кружки, секции пешего, водного, горного, велосипедного и других видов туризма школьники овладевают многими видами деятельности.

      С каждым годом туризм, как форма активного отдыха и  способ познания окружающего мира, становится всё более популярным. Регулярные занятия туризмом, участие в походах формируют в ребятах интерес и привязанность к родному краю, социальную активность. Нельзя недооценивать и того, что подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, к приключениям и романтике. Это необходимо использовать для привлечения ребят к занятию туризмом,  пропаганде здорового образа жизни.

     Важнейшей целью реализации программы является физическое воспитание детей, привитие любви к своей малой родине, приобретение ребятами необходимых военно-прикладных навыков.

      Главная задача пешеходного туризма — удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.

Туризм развивает у школьников высокие нравственные качества: коллективизм, честность, трудолюбие и т. д. Кроме того, самостоятельная подготовка маршрута, снаряжения и обработка походных материалов формирует чувство ответственности перед коллективом за результаты своей работы.

Подводя итог всему выше сказанному, можно с уверенностью сказать, что занятия туризмом могут принести детям: здоровье, умения безопасно жить в природной среде и обслуживать себя самостоятельно, знать, а следовательно и любить свой город и свою Родину, навыки по руководству коллективом, сотрудничеству с другими людьми и многому другому. Трудно найти другой вид занятий для школьников, где можно было бы получить такой комплекс знаний и умений, как при занятиях туризмом.

В настоящее время, назрела необходимость дальнейшего совершенствования содержания и форм туристского воспитания учащихся.

     Организация туристической деятельности в школе летом позволяет реализовать программу организации летней занятости учащихся МБОУ СОШ №13

     Предлагаемая в этой программе примерная тематика занятий начальной туристкой подготовки (НТП) имеет в виду, прежде всего, овладение определённым кругом знаний, умений и навыков, необходимых путешественникам. 

    Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельного принятия решений.

      В настоящее время к наиболее значительным проблемам, мешающим дальнейшему развитию туристической деятельности можно отнести: отсутствие полноценных концептуальных основ и программно - методического обеспечения, недостаточной финансово экономической базы и нечетких нормативно-правовых документов

II. Цель и задачи программы

Цель: создание условий для развития спортивно-оздоровительного туризма и краеведения в школе, физическое воспитание и оздоровление  детей, привитие любви к своей малой родине.

Задачи:

  • получение знаний, необходимых для обеспечения безопасного проведения туристского мероприятия;
  • получение знаний, необходимых для работы с группой в условиях природной среды;
  • воспитание в группе чувства взаимовыручки и взаимодоверия;
  • формирование и развитие чувства патриотизма, любви к своей Родине, родному краю - путём посещения красивых природных и памятных мест своего края, изучения его истории и особенностей, общения с интересными людьми;
  • формирование  навыков общения и толерантности.

III. Возраст детей: 7-17 лет (7-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет)

IV.Срок реализации программы: 2012- 2016 учебный год.

V.Формы и методы реализации программы:

      Данная программа реализуется через использование групповых и индивидуальных форм работы:

  • теоретические занятия
  • семинарское занятие  в помещении и на местности
  • спортивные турниры
  • слеты
  • походы, туристические выходы, выезды
  • экскурсии

VI.  Факторы программы

Содержание, формы и методы воспитательной работы во взаимодействии с детским туризмом служат эффективным средством, влияющим на развитие и совершенствование учебно - воспитательного процесса.

Для реализации данной программы важны взаимодействия следующих факторов:

Педагогические принципы:

принцип активности - предоставление не только возможности быть развитой гармоничной личностью, но и возложение ответственности за реализацию этой возможности;

принцип системности - системность и логика организации учебно-тренировочных занятий;

принцип личностно-оринтированного подхода - предусматривается учёт возрастных, половых и индивидуальных особенностей развития. Потребностей участников при постановке целей и задач программы. Их реализации, создание условий для самораскрытия, самореализации участников;

принцип реалистичности представлений - содержание программы включает в себя объективный план мероприятий, который реально реализуется.

Воспитательные принципы:

целеустремленности;

 соблюдение высокой культуры общения и поведения;

социальной активности;

общественно полезной направленности;

соответствия туристской деятельности возрастным особенностям;

разносторонности туристской деятельности.

Основные принципы –

  • Охват в туристических мероприятиях не менее 70 процентов учащихся школы.
  • Мероприятия обязательные для исполнения:

-Туристические выходы, туристические походы;

-Экскурсии;

-Туристические слеты;

  • Обязательная теоретическая подготовка учащихся;
  • Охват учащихся в спортивных походах не менее 20 процентов;
  • Работа по туристическим программам в летний период (охват учащихся не менее 40 процентов)

Организационно-методическое обеспечение:

• наличие специальной литературы, освещающей туристскую сферу деятельности;

• возможность повышения профессионального мастерства воспитанников через участие в соревнованиях и походах;

• совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса;

• пособия по безопасности жизнедеятельности, топографии, дидактический материал.

Материально-техническое обеспечение:

• помещение, оборудованное для теоретических и практических занятий;

• спортивная площадка для проведения тренировок;

• полигон для практических занятий на местности;

• туристское снаряжение, карты, схемы, компаса, канцелярские товары.

VII.  Зачётные требования:

• устный зачёт по теории;

• зачёт по учебно-тренировочному походу

 или призовые места на соревнованиях различного вида.

VIII.  Ожидаемый результат:

- улучшение состояния здоровья детей и подростков участвующих в данном проекте;

- рост популяризации детского туризма как вида спорта;

- обеспечение содержательного досуга, получения новых знаний, умений и навыков;

- увеличение количества спортсменов массовых разрядов по различным видам туризма;

- рост спортивного авторитета г.Приморско-Ахтарска  на краевом и Всероссийском уровне.

На занятиях школьники должны научиться:

• ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты и компаса и по различным особенностям местных предметов;

• быть готовыми к длительным пешим походам;

• оказывать первую медицинскую помощь;

• выживать в экстремальных условиях;

• фиксировать наблюдения;

• проводить простейшие исследования;

• составлять план путешествия и техническое описание маршрута.

Занятия туризмом могут принести детям:

• здоровье;

•умение безопасно жить в природной среде и обслуживать себя самостоятельно;

• знания о городе, крае, Родине;

• навыки по руководству коллективом, сотрудничеству с другими людьми.

ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ  ( 7-10 ЛЕТ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение природы своего края, знание «своих корней», «своих» растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы своей местности, своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учить правильному поведению в природе, умению ее сохранять и любить.

Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие, развивающие функции. Определились образовательные и воспитательные задачи, которые сводятся к следующему:

  • углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;
  • знание истории своего города, района, края;
  • определение духовных и нравственных ценностей, памятников искусства;

-привитие первоначальных эколого-туристских навыков и умений;
поведенческих, познавательных, преобразовательных;

  • привитие навыков исследовательской работы;
  • развитие познавательной, творческой и общественной активности в ходе краеведческой работы;
  • воспитание чувства бережного отношения к природе родного края

В системе учебного материала работа по краеведению планируется по блокам. Для каждого блока намечена взаимосвязь природоведческих, экологических и краеведческих знаний. Успешному решению задач способствует ступенчатость изучения материала. Каждая тема повторяется с последующим усложнением и постепенно к 4-ому классу увеличивается объем новой информации.

Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Она может носить одновременно исследовательский и общественно-воспитательный характер. Объем краеведческого материала может быть разным. Целевое назначение большинства занятий определяется необходимостью в единстве со знаниями формировать умение работать с различными источниками, содержащими экологическую и краеведческую информацию: с учебниками, картами, картинами, журналами, справочниками, коллекциями, гербариями и т.д. Одно из важнейших условий формирования экологической культуры на краеведческой основе - непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями природы. С этой целью проводятся экскурсии, туристические выходы и походы. Экскурсии носят исследовательский характер. Каждая экскурсия вызывает всплеск эмоций, создает приподнятое настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе детей. Заранее определяются цели экскурсии, распределяются поручения, виды работ. Затем проводится наблюдение и исследование. Включение элементов исследовательской работы при изучении краеведения активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала. Обязательными в каждый год обучения являются:

- Два однодневных похода по 8 часов;

- Один двухдневный поход.  

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

N

Класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Блок

Содержание и формы работы

1

Введение в курс:

Город, район на карте Кубани. Герб г.Приморско- Ахтарска; др. городов и районов края, России. Территория и географическое положение

«Мой город,

моя станица -моя

Родина» Обзорные экскурсии,

знакомство с

историей своего

населенного

пункта, сбор

информации о

его истории

«Моя малая Родина» встречи со старожилами-краеведами, знакомство с картой своего региона; сбор краеведческого материала

Обзорные экскурсии

«Мой город на карте края (России)» географическое положение (карта); экскурсии в музеи;

краеведческие уроки; сбор краеведческого материала

«Ты - Кубань,

ты - наша

Родина!»

просмотр

видеофильмов.

Общая характеристика:

края: история,

география.

Экскурсия в

краеведческие

музеи края.

Краеведческие

викторины

2

Природа Краснодарского края.

«Времена года на Кубани» Обитатели лесов, степей, гор, рек и водоемов

Туристические выходы

Водоемы нашего края; почвы; растительный и животный мир Краснодарского края

Туристические выезды

Особенности времен года для каждого региона края. Редкие, исчезающие виды животных и растений края. Красная Книга Краснодарского края

Туристические выезды

Полезные ископаемые края.

Кавказский государственный  биосферный заповедник. Что  я о нем знаю?

Походы

Туристические выезды

3

География: города, населенные пункты края

В каком

населенном пункте ты живешь? Кто живет рядом с тобой?

Туристические викторины

Какие еще города, станицы, хутора ты знаешь? Что ты о них знаешь?

Туристические викторины

Сколько человек живет в твоем городе (станице, хуторе)? «Все народы хороши»

Туристические викторины

Путешествие по родному краю. Этнографический Атлас Кубани

Туристические выезды

Походы

4

Что дает Краснодарский край России?

«Профессии

родителей»

экскурсии на

предприятия;

беседы,

встречи.

Рисунки

«Домашние животные» экскурсии на фермы, предприятия.

Туристические выезды Откуда пришел к нам хлеб? Что выращивают на полях?

Промышленные предприятия края (сбор информации; встречи с интересными людьми). экскурсии на

предприятия 

«Кем быть?» (диспут)

Пути

сообщения

Краснодарского

края: морские,

воздушные

порты; железнодорожные,

автомобильные

пути.

Обзорные экскурсии Туристические выезды 

5

Кубань в прошлом и настоящем

История

твоего

населенного пункта

Обзорные экскурсии

Кто мои предки.

Мое

Генеалогическое

древо. Расскажи о своих бабушках и дедушках.

викторины

Кубань в древности. Народы Северо- Западного Кавказа в ХУ1-ХУШ вв. Кубань и русско-турецкие войны. Запорожская Сечь - колыбель (вольница) казачества» Заселение Кубани

Обзорные экскурсии

Кубань в XIX

в.

Кубань в XX в. Краснодарский край сегодня -развитие городов и станиц края

Туристические выезды

6

История названий географических объектов Краснодарского края

Почему так названа улица, на которой ты живешь?

викторины

История названия населенного пункта, в котором ты живешь. Другие города края

викторины

Путешествие по морям и рекам края. Горные вершины, склоны; озера и долины

Туристические выезды

Общеизвестные населенные пункты

Краснодарского края «Что в имени твоем?» (исследовательская работа)

7

Начальная туристская подготовка

«Пойдем в поход?» Кто такой турист?

Походы

Что нужно туристу в путешествии?

Походы

Туристский бивак (лагерь)

Походы

Летнее путешествие Подготовка к путешествию. Поход выходного дня

8

Радетели земли Кубанской. Культура.

Кого из кубанских поэтов (писателей) ты знаешь?

викторины

К. Россинский -основоположник просвещения на кубанской земле

викторины

Музыкальная жизнь. Музеи; театры на Кубани

Обзорные экскурсии

Искусство. Архитектура.

Обзорные экскурсии

К КОНЦУ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНА ТЬ:

  • особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые; водоемы; природные сообщества; наиболее распространенный вид почв; погоду и ее изменение по временам года;
  • труд людей своего края;
  • символику Кубани;
  • название городов Краснодарского края; достопримечательности родного края; название народов, населяющих Кубань в прошлом и настоящем;
  • отдельные достижения культуры и науки своего народа; имена великих представителей науки, литературы, искусства;

-        искусство кубанского народа; произведения разных видов и жанров.
К КОНЦУ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

-        проводить наблюдения и исследования в природе; простые опыты и
практические работы;

  • приводить примеры растений и животных родного края, а также редких и исчезающих видов;
  • соблюдать правила охраны природы;
  • ориентироваться в окружающей среде

        

ПРОГРАММА РАСШИРЕННОГО УРОВНЯ ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный уровень рассчитан на возраст 11-15 лет с корректировками тем и времени их изучения. Уровень рассчитан на 5 лет . Социальное значение реализации этого уровня заключается в дальнейшем восполнении белых пятен в истории «малой родины», вещественной и документальной фиксации сегодняшнего дня, быстро меняющихся явлений и событий и побуждении к активным действиям по сохранению и охране природы, традиций, памятников истории и культуры.

Формы занятий разнообразны: уроки в государственных, народных и школьных музеях; экскурсии, праздники («Мир семейных ценностей», «Мы из казачьего рода», «День города (станицы)» и пр.); просмотр различных видеофильмов о природе и истории края, туристические выезды и походы.

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

класс

5 класс                        6 класс                 7 класс                8 класс             9 класс

пп

Блок

Содержание и формы работы

1

Географическая х-ка Краснодарского края

Географические

координаты;

Рельеф,

геологическое

строение

Туристические выезды

Растительный и

животный мир Кубани, охрана природы, Красная Книга

Туристические выезды

Походы

Почвы, горы, их типология,

полезные

ископаемые, гидрография

Туристические выезды

Экономика

сельское

хозяйство,

промышленность, курорты.

Города края,

население

Обзорные экскурсии

Пути

сообщения, железные и автомобильные дороги, аэропорты, морские порты

Обзорные экскурсии

Экскурсии, походы, выполнение краеведческих заданий; беседы, посещение музеев, работа в библиотеках; фотографирование, зарисовка

2

Топография и ориентирование

Топографическая карта; условные знаки

Туристические выезды

Компас; работа с компасом

Туристические выезды

Измерение

расстояний;

способы

ориентирования

Туристические выезды

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

Туристические выезды

Топографическая глазомерная съемка

Туристические выезды

Занятия на местности, соревнования

3

Экология

Флора и фауна Краснодарского края

Туристические выезды

Походы

Изменение

рельефа

местности

Туристические выезды

Загрязнение

атмосферы

Обзорные экскурсии

Выявление

районов,

подверженных наибольшей опасности

возникновения

экологических

чрезвычайных

ситуаций

Обзорные экскурсии

Составление экологической

Карты своего

микрорайона

Обзорные экскурсии

4

Топонимика

Откуда произошло то или иное название

викторины

Что обозначает каждое название

викторины

Из какого

языка или

группы языков

произошло

каждое

название

викторины

Как

изменялись

названия

викторины

Легенды,

сказания,

объясняющие

названия

викторины

5

История

родного

края

Эпоха камня и бронзы. Археологические памятники

Туристические выезды

Античные

поселения на

Черноморск.

побережье

Кавказа

(Боспорское

царство)

Туристические выезды

Период истории средневековья, Кубань и русско-турецкие войны

Туристические выезды

Заселение Кубани черноморским и казаками в конце XVIII в.

Викторины

Туристические выезды

Кубань -

XX        век -

XXI        век

Туристические выезды

Походы

Экскурсии в государственные музеи, музеи образовательных учреждений; работа в архиве, фотографирование; беседы, лекции, олимпиады, тематические викторины

6

Культурное наследие

Знакомство с

памятниками

истории и

культуры края;

выявление

памятников;

фотографирова

ние, описание

всех видов

памятников,

зарисовка;

ведение

Обзорные экскурсии

Охрана

памятников

истории и

культуры;

выполнение

заданий

гор/районных

отделов (обществ) по охране

памятников

Обзорные экскурсии

Составление

путеводителей по историческим,

культурным местам

районов,

городов, др.

населенных пунктов

края

Обзорные экскурсии

Туристические выезды

Типы

памятников:

археологические, военно-исторические;

памятники

культуры

Обзорные экскурсии

Организация и

проведение

акций: «Помоги

памятникам

Кубани!»;

«Исчезающие

памятники»

и др.

Туристические выезды

7

Основы начальной туристской подготовки

История

развития

туризма в крае.

Туристские

путешествия.

Развитие

школьного,

самодеятельно

го туризма в

крае. История

экскурсионного дела на

Кубани

викторины Туристические выезды

Организация

туристского

быта.

Распределение

обязанностей в

группе

практические занятия

Оказание 1-ой

доврачебной помощи в путешествии, походная медицинская аптечка

практические занятия

Выборы

района

путешествия,

изучение

литературы

о районе

путешествия

практические занятия

Техника и тактика в туристических путешествиях; обеспечение безопасности. Туристские слеты, соревнования (отчет о летнем походе).

8

Этнография

Этнография-часть исторической науки. Этнический состав населения Кубани. Материальная, духовная культура; традиции кубанских казаков (методика сбора материала)

викторины

Туристические выезды

Методические рекомендации. Описание населенного пункта: название (происхождение, изменения); история основания; основные вехи, наиболее значимые события; основные занятия населения, их эволюция

Туристические выезды

Материальная (культурная) х-ка населенного пункта; жилища, утварь, одежда, пища (методические рекомендации по сбору материала)

Туристические выезды

Духовная культура; религиозные верования народов и народностей, проживающих на территории Краснодарского края

Туристические выезды

Подготовка к этнографической

экспедиции:

изучение

района

экспедиции,

методики

сбора

этнографиических

материалов.

Экспедиция

Отчетов

итогах.

Ожидаемые результаты реализации программы: УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

-        географическое положение края;

-        правила поведения на природе;

  • экологические проблемы на территории своей местности, всего края в целом;
  • основные города и крупные населенные пункты края;
  • историю своего населенного пункта, края, улицы; родословную своей семьи;
  • кубанских поэтов и писателей;
  • спортсменов и деятелей культуры.

  •  УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ПОНИМА ТЬ:
  • особое геополитическое расположение Краснодарского края;
  • что процветание родной Кубани зависит от каждого из нас.

ПРОГРАММА ЗАКРЕПЛЯЮЩЕГО УРОВНЯ ДЛЯ СРЕДНЕГО ПОЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"БЕЗОПАСНОСТЬ В  ГОРНО-ПЕШЕХОДНОМ  ПУТЕШЕСТВИИ  НА ТЕРРИТОРИИ  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Безопасность в туристском путешествии - это основной и главный принцип его организации. Под сложным понятием "Опасность в горно-пешеходном путешествии" подразумевается такое сочетание особенностей горного рельефа, гидрографии, погоды, подготовленности и поведения туристов, которое ставит участников или группу в трудное, рискованное для жизни положение. Даже самые простые туристские походы не лишены опасностей. Безаварийность является важнейшим требованием ко всем туристским путешествиям.

Программа предназначена не для запугивания, а для просвещения и предотвращения чрезвычайных происшествий, т.е. она направлена прежде всего на то, чтобы предостеречь всех, кто принимает участие в организации и самом туристском путешествии.

Программа разбита на три основных блока:

  • подготовка к туристскому путешествию;
  • проведение путешествия;
  • поисково-спасательные работы силами туристской группы.

При использовании программы следует делать акцент на то, что в обеспечении безопасности путешествия нет мелочей, т.е. что-то важное или что-то неважное, т.к. цена беспечности может быть очень дорогой - жизнь человека.

В каждом отдельном случае принимаются свои меры предосторожности. Но есть несложные правила, строгое выполнение которых обеспечивает верный успех в предотвращении или преодолении опасностей, которым и посвящено все ниже приведенное.

NN

Название темы

час

1

Введение

1

2

2.1

2.2

2.3

Подготовка к туристскому путешествию - залог его успеха: Разработка маршрута путешествия; оформление заявочных документов

Опасности, связанные с некачественным (плохим) снаряжением, продуктами питания и неправильным питанием

Слабая физико-психологическая и техническая подготовка участников -составная часть возможных опасностей (неподготовленность туристов)

4

4

4

3

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Меры по обеспечению безопасности в туристском путешествии:

Опасности, вызванные недисциплинированностью руководителя и участников

Опасности, вызванные природными факторами:

рельеф;

погодно-климатические условия;  растения и животные.

Меры предосторожности в туристском путешествии по местам бывших военных (боевых) действий

Выбор места для ночлега или дневки (бивака)

3

3

3

 

3

3

4

Поисково-спасательные работы силами участников туристской группы

6

5

Туристский поход, экскурсия.                                                 Вне сетки часов

Итого:

34

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

1.        ВВЕДЕНИЕ. Обоснование предлагаемого курса занятий. Краткий
обзор тем.

2.        ПОДГОТОВКА К ТУРИСТСКОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ.

2.1. РАЗРАБОТКА МАРШРУТА ПУТЕШЕСТВИЯ, ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ. Выбор района путешествия и сроков его проведения. Информация о районе: картографическая; физико-географическая и т.п. Разработка маршрута и запасных вариантов. Планирование заброски продуктов. Календарный план путешествия. Оформление маршрутных документов (маршрутный лист, книжка). Выпуск группы маршрутно-квалификационной комиссией (МКК). Постановка на учет в спасслужбу (КСО, ПСС МЧС).

2.2. ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕКАЧЕСТВЕННЫМ (ПЛОХИМ) СНАРЯЖЕНИЕМ, ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ И НЕПРАВИЛЬНЫМ ПИТАНИЕМ. Личное групповое и специальное снаряжение. Аптечка, ремонтный набор. Раскладка продуктов, меню.

2.3 СЛАБАЯ ФИЗИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВОЗМОЖНЫХ ОПАСНОСТЕЙ (НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ТУРИСТОВ). Соответствие маршрута путешествия возрасту и туристскому опыту участников. Туристское путешествие - это большие физические нагрузки, это непогода, это непривычные для современного человека действия и работа. Болезни, при которых запрещается участие в путешествии. Психологическая подготовка. Недооценка трудностей путешествия.

3.        МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ТУРИСТСКОМ
ПУТЕШЕСТВИИ:

3.1.        ОПАСНОСТИ, ВЫЗВАННЫЕ НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬЮ
РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧАСТНИКОВ. "Мера риска" руководителя и участника.
Пренебрежительное отношение к обстановке. Количественный состав
участников путешествия. Взаимоотношение с населением района путешествия.

3.2.        ОПАСНОСТИ,        ВЫЗВАННЫЕ        ПРИРОДНЫМИ
ФАКТОРАМИ:

  • рельеф. Горный рельеф; река в горах. Камнепады. Снежные лавины;
  • погодно-климатические условия. Туман или зона сплошной облачности. Дождь и град. Переохлаждение. Гроза. Ветер. Солнце. Темнота; растения и животные. Ядовитые растения. Ядовитые змеи, насекомые.

3.3 МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ В ТУРИСТСКОМ ПУТЕШЕСТВИИ ПО МЕСТАМ БЫВШИХ ВОЕННЫХ (БОЕВЫХ) ДЕЙСТВИЙ. Взрывоопасные предметы. Действия при их обнаружении. Техника безопасности и оказание первой доврачебной помощи.

3.4. ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ НОЧЛЕГА ИЛИ ДНЕВКИ /БИВАКА/. Критерии выбора места бивака. Ночлег без палатки.

4.        ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ силами участников туристской группы. Действия руководителя группы в аварийной ситуации. Порядок вызова помощи. Оказание доврачебной помощи. Переноска пострадавшего. Действия при потере ориентировки. Сигналы бедствия. Правила поведения в экстремальной ситуации.

п/п

Наименование  тем  и  разделов

Количество  часов

Теория

Практика

Всего

I. Основы  туристской  подготовки

1.1.

Туристское  путешествие, история  развития  туризма  в  России.

2

-

2

1.2.

Воспитательная  роль  туризма.

2

-

2

1.3.

Личное  и  групповое  туристское  снаряжение.

2

8

10

1.4.

Организация  туристского  быта. Привалы  и  ночлеги.

2

20

22

1.5.

Подготовка  к  походу.

2

14

16

1.6.

Питание  в  туристском  походе.

2

8

10

1.7.

Туристские  должности  в  группе.

2

4

6

1.8.

Организация передвижения в походе, преодоление препятствий.

2

16

18

1.9.

Техника  безопасности  в  туристских  походах  и  на  занятиях.

2

8

10

1.10

Туристские  слёты, соревнования.

2

32

34

Всего:

20

110

130

II. Основы  туристской  подготовки

2.1.

Понятие  о  топографии  и  спортивных  картах.

1

2

3

2.2.

Условные  знаки.

1

6

7

2.3.

Ориентирование  по  сторонам  горизонта, азимуту.

1

8

9

2.4.

Компас. Работа  с  компасом.

2

6

8

2.5.

Измерение  расстояния.

1

8

9

2.6.

способы  ориентирования.

1

8

9

2.7.

Действия  в  случае  потери  ориентировки.

2

12

14

Всего:

9

50

59

III . Краеведение.

3.1.

Родной  край. Географическое  положение, климат, особенности.

2

-

2

3.2.

Туристские  возможности  края, экскурсионные  объекты.

1

-

1

3.3.

изучение  района  путешествия.

2

-

2

3.4.

Охрана  природы  и  памятников.

2

-

2

Всего:

7

0

7

IV. Основы  гигиены  и  первая  доврачебная  помощь.

4.1.

Личная  гигиена  туриста.

1

1

2

4.2.

Походная  и  личная  мед аптечка.

1

1

2

4.3.

Основные  приёмы  оказания  доврачебной  помощи.

2

2

4

4.4.

Приёмы  транспортировки  пострадавшего.

1

3

4

Всего:

5

7

13

V. Общая  и  специальная  физическая  подготовка.

5.1.

Строение и функции организма человека, влияние на него физических  упражнений.

1

-

1

5.2.

Врачебный  контроль, самоконтроль, предупреждение  травматизма.

1

2

3

5.3.

Общая  физическая  подготовка.

1

37

38

5.4.

Специальная  физическая  подготовка.

1

21

22

Всего:

4

60

64

VI. Контрольные  нормативы.

6.1.

Контрольные  нормативы.

-

4

4

Итого  часов:

45

231

276

I Основы  туристской  подготовки.

1.1. Туристское  путешествие, история  развития  туризма.

Туризм – средство  познания  Краснодарского  края, физического  и  духовного  развития  личности, оздоровления, привития  самостоятельности  и  трудовых  навыков. История  развития  туризма  в  России. Организация  физической  культуры, спорта  и  туризма  в  России. Виды  туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм, конный  и  др. Характеристика  каждого  вида  туризма. Оздоровительный  туризм. Экскурсионный. Нормативы  на  значки «Юный  турист  России», «Турист  России». Разрядные  нормативы по  спортивному  туризму (спортивные  походы, туристское  многоборье).

1.2. Воспитательная  роль  туризма.

Значение  туристско-краеведческой  деятельности  в  развитии  личности.  Её  роль  в  выборе  профессии  и  подготовке  к  предстоящей  трудовой  деятельности. Роль  туристской  деятельности  в  формировании  общей  культуры  личности, правильного  поведения  в  природной  среде  и  обществе, формирование  навыка  здорового  образа  жизни. Волевые  усилия  и  их  значение  в  походах  и  тренировке. Воспитание  волевых  качеств: целеустремлённость, настойчивость, смелость, выдержка, самообладание. Законы, правила, нормы  и  традиции спортивного  туризма. Традиции  спортивно-туристских  команд. Выполнение  общественно  полезных  работ.

1.3. Личное  и  групповое  туристское  снаряжение.

Понятие  о  личном  и  групповом  туристском  снаряжении. Перечень  личного  снаряжения  для  тренировочного  похода, требование  к  нему. Типы  снаряжения. Правила  размещения  предметов  в  рюкзаке. Одежда  и обувь  для  летних  походов  и  походов  в  межсезонье. Подготовка  личного  снаряжения  к  походу.

Групповое  снаряжение, требования  к  нему, типы  палаток, походная  кухня, инвентарь. Состав  и  назначение  ремонтного  набора. Хозяйственный  набор  туристской  группы: оборудование  для  костра, рукавицы, ножи, половник  и  др.

Практические  занятия: укладка  рюкзаков, подгонка  личного  снаряжения. Работа  с  групповым  снаряжением, его  ремонт. Распределение  снаряжения  среди  участников  в  учебно-тренировочном  походе.

1.4. Организация  туристского  быта. Привалы  и  ночлеги.

Привалы  и  ночлеги  в  походе. Продолжительность  и  периодичность  привалов  в  походе  в  зависимости  от  условий (погода, рельеф  местности, физическое  состояние  участников  и  т.д.). Выбор  места  для  привала  и  ночлега (бивуак). Основные  требования  к  месту  привала  и  бивуаку.

Организация  работы  по  развёртыванию  и  свёртыванию  лагеря: планирование  лагеря (выбор  места  для  установки  палаток, костра  и  кухни, забора  воды, умывания, туалетов, утилизации  мусора), заготовка  дров.

Установка  палаток  различных  типов  и  модификаций. Размещение  личного  и  группового  снаряжения  в  палатке. Предохранение  палатки  от  ветра, намокания  и  насекомых. Правила  поведения  в  палатке. Уборка  места  лагеря  перед  уходом  группы. Типы  и  названия  костров. Правила  разведения  костров. Техника  безопасности  при  бивуачных  работах. Уход  за  одеждой, обувью  в  походе (сушка, ремонт). Меры  безопасности  при  обращении  с  огнём  при  приготовлении  пищи. Организация  ночлегов  туристской  группы  в  помещении (учебный  класс, спортзал).

Практические  занятия  на  местности. Определение  мест  для  организации  привалов  и  ночлегов. Развёртывание  и  свёртывание  лагеря (бивуака). Разжигание  костров, сушка  вещей  и  обуви.

1.5. Подготовка  к  походу.

Определение  цели, задач  и  выбор  района  похода. Распределение  обязанностей  в  группе. Составление  плана  подготовки  похода.

Изучение  района  похода: краеведческая  литература, карты, отчёты  о  походах, плановые  документы, получение  сведений  у  людей, прошедших  плановый  маршрут.

Разработка  маршрута, составление  плана  графика  движения.

Практические  занятия: составление  плана  подготовки  трёхдневного  похода. Изучение  маршрута  похода, план-график  движения  трёхдневного  похода.

1.6. Питание  в  туристском  походе.

Значение  рационально  организованного  питание  в  походе  для  здоровья  спортсмена-туриста. Варианты  организации  питания  в  походе: горячее  питание, перекусы. Дополнительное  питание, неприкосновенный  запас  питания. Организация  питания  в  трёхдневном  походе. Составление  меню, списка  продуктов. Фасовка  и  упаковка  продуктов  в  рюкзаки. Приготовление  пищи  на  костре. Водный  и  солевой  режим  на  маршруте  спортивного  похода.

Практические  занятия: составление  меню  и  список  продуктов  для  трёхдневного  похода. Закупка, фасовка  и  упаковка  продуктов. Приготовление  пищи  на  костре.

1.7. Туристские  должности  в  группе.

Должности  в  группе  постоянные  и  временные. Командир  группы. Требования: туристский  опыт, инициативность, ровные  отношения  с  членами  группы, авторитет. Его  обязанности: руководство  действиями  членов  группы, контролировать  выполнение  заданий (поручений), поддержание  нормального  морально-психологического  микроклимата  в  группе. Постоянные  должности: заведующий  питанием, заведующий  снаряжением, хронометрист, ответственный  за  ведение  дневника  похода, проводник-ориентировщик, краевед, санитар, ремонтный  мастер, топограф, метеоролог, фотограф, физорг  и т.д. Временные (дежурные) должности  и  их  выполнение  в  походе. Дежурные  по  лагерю, кухне, палатке  и  их  обязанности.

1.8. Организация  передвижения  в  походе, преодоление  препятствий.

Порядок  передвижения  группы  на  маршруте. Туристский  строй. Режим  движения. Обязанности  направляющего  и  замыкающего  в  группе. Режим  ходового  дня. Общая  характеристика  естественного  препятствия. Движение  туристской  группы  по  дорогам, тропам, по  ровной  и  пересечённой  местности, по  лесу,  через  кустарник, через  завалы, по  травянистым  склонам, болотам.

Практические  задания  на  местности: отработка  движения  группы  колонной. Соблюдение  режима  движения. Отработка  техники  движения  по  дорогам, тропам, по  пересечённой  местности, по  лесу, через  заросли  кустарника, завалы, заболоченные  места.

1.9. Техника  безопасности  в  туристских  походах  и  на  занятиях.

Дисциплина  в  походе  и  на  практических  занятиях – основа  безопасности. Соблюдение  мер  безопасности  при  проведении  занятий  в  помещение, на  стенде, на  местности. Правила  переезда  группы  на  транспорте. Меры  безопасности  при  проведении  естественных  препятствий. Организация  страховки  и  взаимопомощи. Правила  пользования  альпенштоком. Использование  туристских  узлов, их  назначение, техника  вязания. Правила  поведения  туристов  в  населённых  пунктах. Взаимоотношение  туристов  с  местными  жителями.

Практические  занятия  на  местности: отработка  техники  преодоления  естественных  препятствий (склонов, подъемов, спусков), использование  альпенштока, организация  переправ  по  бревну  со  страховкой.

1.10. Туристские  слёты  и  соревнования.

Задачи  туристских  слётов и  соревнований. Организация  слётов  и  соревнований, судейская  коллегия, участники  соревнований. Положение  о  слёте  и  соревнованиях, условия  проведения. Место  проведения, размещение  участников, порядок  проведения, подведение  итогов, награждение. Виды  туристских  соревнований.

Понятие  о  дистанции, технической  и  тактической, тактико-технической, личные  и  командные  соревнования. Соблюдение  участниками  соревнований  техники  безопасности.

Практические  занятия  на  местности: участие  в квалификационных  соревнованиях  личных  и  командных, проводимых  учреждением дополнительного  образования.

II Топография  и  ориентирование.

2.1. Понятие  о  топографии  и  спортивных  картах.

Роль  топографии  и  топографических  карт, их  значение  для  туристов.

Масштаб. Виды  масштабов. Понятие  о  генерализации  карты, карты  пригодные  для  разработки  туристских, спортивных  маршрутов и для  ориентирования  в  походе. Рамка  топографической  карты. Географические  и  прямоугольные  координаты  точек  на  карте. Отличие  спортивной  карты  от  топографической. Масштабы. Способы  и  правила  копировки  карт, легенда, кроки.

Практические  занятия: работа  с  картами  различного  масштаба. Определять: масштаб, измерять  расстояние  на  карте. Копировка.

2.2. Условные  знаки.

Понятие  о  топографических  знаках. Изучение  топознаков  по  группам.

Масштабные  и  внемасштабные, площадные (заплощадные)  и  контурные  знаки. Сочетание  знаков. Пояснительные  цифровые  и  буквенные  характеристики. Понятие «рельеф». Способы  изображения  рельефа. Сущность  способа  горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали  основные, утолщённые, полугоризонтали. Бергштрих. Подписи  горизонталей. Отметки  высот, урезов  вод. Типичные  формы  рельефа  и  их  изображение  на топографических  картах. Характеристика  местности  по  рельефу. Практические  занятия: топографические  диктанты, рисовка  топознаков, упражнение  на  запоминание  знаков. Копирование  непротяжённых  участков (ниток, абрисов, кроки) маршрута  с  топографической  карты. Поиск  на  местности  изображённых  на  карте  местных  предметов, знакомство  с  различными  формами  рельефа. Мини  соревнования  по  ориентированию.

2.3. Ориентирование  по  сторонам  горизонта, азимут.

Основные  направления  на  стороны  горизонта. Дополнительные  и  вспомогательные  направления  по  сторонам  горизонта. Градусное  значение  основных  и  дополнительных  направлений  по  сторонам  горизонта. Азимутное  кольцо (роза  ветров). Определение  азимута. Азимут  истинный  и  магнитный. Магнитное  склонение. Измерение  и  устранение  углов (направлений) на  карте. Азимутный  тренировочный  треугольник.

Практические  занятия: глазомерная  съёмка. Транспортирное  измерение  азимута  на  карте. Построение  тренировочных  азимутных  треугольников.

2.4. Компас. Работа  с  компасом.

Компас. Виды  компасов. Устройство  компаса, правила  обращения  с  компасом. Ориентир. Что  может  служить  ориентиром. Визирование  и  визирный  луч. Движение  по  азимуту, его  применение. Определение  сторон  горизонта. Ориентирование  карты. Прямая  и  обратная  засечка.

Техника  выполнения  засечек.

Практические  занятия: ориентирование  карты  по  компасу. Упражнения  на  засечки: определения  азимута  на  выбранный  предмет (обратная  засечка) и  нахождение  ориентиров  по  заданному  азимуту (прямая  засечка). Движение  по  азимуту. Прохождение  азимутных  отрезков, азимутных  построений (треугольник, «бабочка»).

2.5. Измерение  расстояние.

Способы  измерения  расстояния  на  местности  и  на  карте. Курвиметр, нить  маршрута. Измерение  длины  среднего  шага. Таблица  перевода  пар  шагов  в  метры. Глазомерный  способ  измерения  расстояния. Способы  тренировки  глазомера. Определение  расстояния  по  времени  движения.

Практические  занятия: измерение  своего  шага (пара  шагов), построение  графиков  перевода  пар  шагов  в  метры  для  разных  условий  ходьбы. Упражнение  на  прохождение  отрезков  различной  длины. Измерение  кривых  линий  на  картах  разного  масштаба  курвиметром  или  ниткой. Определение  пройденного  туристом  расстояния  по  затраченному  времени.

2.6. Способы  ориентирования.

Ориентирование  на  местности  с  помощью  карты  в  походе.

Виды  ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Способ  определения  точки  стояния. Оценка  скорости  движения  при  ориентировании  на  местности. Составление  абрисов.

Практические  занятия: упражнения  по  отбору  основных (контрольных) ориентиров  на  карте  по  заданному  маршруту, поиск  на  карте  сходных (параллельных) ситуаций, определение  способов  привязки. Разработка  маршрута  туристского  похода (топографическая  карта) с  подробным  описанием  ориентиров  и  составление  примерного  графика  движения.

Занятие  по  практическому  прохождению  маршрута, движение  по  легенде. Составление  абрисов  отдельных  участков.

2.7. Действие  в  случае  потери  ориентировки.

Суточное  движение  солнца  по  небосводу, средняя  градусная  скорость  его  движения. Определение  азимута  по  солнцу  в  разное  время  дня. Азимут  по  луне. Полярная  звезда, её  месторасположение  на  звёздном  небе. Определение  сторон  горизонта  по  предметам. Поиск  отличительных  ориентиров.

Практические  занятия: упражнение  по  определению  азимутов  по  небесным  светилам  в  разное  время  дня, ночью. Упражнения  по  определению  сторон  горизонта  по  местным  предметам, солнцу, луне, Полярной  звезде. Определение  точки  стояния, построение  точки  стояния, построение  алгоритма  действий  восстановление  местонахождения.

III  Краеведение.

3.1. Родной  край. Топографическое  положение, климат, особенности.

Климат, растительный  и  животный  мир  Краснодарского  края, его  рельеф, реки  озёра, полезные  ископаемые. Границы  края, заповедник, находящийся  на  территории  Краснодарского  края. Культура, сведения  о  прошлом  Кубани.

3.2. Туристские  возможности  Краснодарского  края, экскурсионные  объекты.

Наиболее  интересные  места  для  проведения  походов  и  экскурсий. Памятники  истории, природы, музеи,  находящиеся  на  территории  Краснодарского  края. Ближайшие  экскурсионные  маршруты  по  окрестностям  города.

3.3. Изучение  района  путешествия.

Сбор  краеведческого  материала  о  районе  похода: изучение  литературы, карт, изучение  отчётов  о  походах  по  этому  району  и т.п.

Подготовка докладов о походе: по истории, климату, рельефу, флоре, фауне и т.п.

3.4. Охрана  природы  и  памятников.

Законодательство  по охране  природы. Природоохранительная  деятельность  туристов. Охрана  памятников  природы, истории  и  культуры.

Работа  среди  местного  населения  по  сбору  историко-краеведческих  сведений  по  району  путешествия.

IV Основы  гигиены  и  первой  доврачебной  помощи.

4.1. Личная  гигиена  туриста.

Понятие  о  гигиене. Соблюдение  гигиенических  норм  при  занятиях  физической  культурой  и  в  спортивных  походах. Гигиенический  режим  труда  и  отдыха. Личная  гигиена  туриста. Гигиена  личного  и  группового  снаряжения. Закаливание. Профилактика  заболеваний.

Практические  занятия: применение  средств  личной  гигиены  в  походах  и  во  время  тренировочных  занятий.

4.2. Походная  и  личная  медицинская  аптечка.

Комплектование  личной  и  групповой  медицинской  аптечки. Хранение  и  транспортировка, назначение  и  дозировка, различия  и  принцип  действия. Личная  аптечка  первой  помощи  туриста, индивидуальные  лекарственные  препараты  необходимые  в  зависимости  от  хронических  заболеваний.

Практические  занятия: формирование  походной  медицинской  аптечки. Упаковка  и  транспортировка.

4.3. Основные  приёмы  оказания  первой  доврачебной  помощи.

Походный  травматизм. Заболевания  в  походе. Профилактика  заболеваний  и  травматизма. Формирование  у  туристов  навыка  самоконтроля  за  самочувствием. Оказание  первой  доврачебной  помощи: ушибы, растяжения, переломы. Ожоги, тепловой, солнечный  удар, потеря  сознания. Остановка  дыхания. Укусы  насекомых.

Практические  занятия: оказание  первой  помощи  условному  пострадавшему (задания  по  карточкам). Транспортировка  условного  пострадавшего. Виды  и  способы  транспортировки  в  зависимости  от  местности  и  полученной  травмы.

4.4. Приёмы  транспортировки  пострадавшего.

Зависимость  способа  транспортировки  и  переноски  пострадавшего  от  характера  травмы  и  места  повреждения, его  состояния  от  количества  транспортирующих. Транспортировка  в  рюкзаке, вдвоём  на  поперечной  палке, переноска  на  носилках, изготовленных  из  штормовок. Способы  иммобилизации  и  переноски  пострадавшего  при  травмах  различной  локализации.

Практические  занятия: изготовление  средств  транспортировки  из  подручного  материала  и  группового  снаряжения. Разучивание  различных  видов  транспортировки  пострадавшего. Движение  с  пострадавшим  по  пересечённой  местности.

V Общая  и  специальная  физическая  подготовка.

5.1. Строение  и  функции  организма  человека  и  влияние  на  него  физических  упражнений.

Строение  человеческого  организма, органы  и  системы. Костно-связочный  аппарат. Мышцы, их  строение  и  взаимодействие. Системы  организма (нервная, кровеносная  и т.д.). Сердце  и  сосуды. Дыхание  и  газообмен. Влияние  физических  упражнений  и  тренировочного  процесса  на  организм. Туризм  как  средство  оздоровления.

5.2. Врачебный  контроль  и  самоконтроль, предупреждение  спортивного  травматизма.

Врачебный  контроль  и  самоконтроль  при  занятиях  спортом  и  туризмом. Объективные  данные: вес, рост, динамометрия, Ж.Е.Л., пульс.

Показания  и  противопоказания  к  занятиям  спортом  и  туризмом.

Субъективные  данные  самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие «спортивная  форма», «утомление», «перетренированность».

Практические  занятия: прохождение  врачебного  контроля  два  раза  в  год. Ведение  дневника  самоконтроля.

5.3. Общая  физическая  подготовка.

Основные  задачи  общей  физической  подготовки – развитие  и  совершенствование  физических, моральных,  и  волевых  качеств  юного  туриста. Средства  общей  физической  подготовки  служат  общеразвивающие  упражнения  и  занятия  другими  видами  спота: лёгкая  атлетика, плавание, спортивные  игры  и  т.д. К  числу  общеразвивающих  упражнений  относятся  упражнения, направленные  по  своему  преимущественному  воздействию  на  развитие  и  воспитание  основных  физических  качеств, укреплению  мышц  и  связок, совершенствованию  координации  движений, способствует  улучшению  функции  сердечно-сосудистой, дыхательной  и  нервной  систем. Рекомендуется  использовать  на  тренировочных  занятиях:

  • строевой  и  походный  шаг. Ходьба  на  носках, в  полуприседе, в  приседе;
  • бег  вперёд  и  спиной  вперёд. Бег  на  носках. Бег  с  изменением  направления  и  скорости;
  • упражнения  для  мышц  рук  и  плечевого  пояса: сгибания  и  разгибания, вращения, махи, рывки;
  • упражнения  для  мышц  ног: поднимания  на  носках, приседания, махи, выпады, подскоки. Прыжки  в  длину  с места, с  разбега, многоскоки;
  • упражнения  для  мышц  шей  и  туловища: наклоны, вращения  и  повороты  головы. Наклоны  туловища  вперёд, назад, в  стороны, круговые  вращения. В  положении  лёжа – поднимание  и  опускание  ног. Упражнения  с  партнёром;
  • подвижные  игры  и  эстафеты. Игры  с  мячом, на  внимание, на  сообразительность, координацию;
  • эстафеты  с  преодолением  препятствий  с  предметами, прыжками  и  бегом – использовать  различные  комбинации.

Походная  подготовка:

  • приобретение  привычки  к  пребыванию  в  незнакомой  местности, без  карты  и  компаса;
  • приобретение  навыков  самообслуживания;
  • дисциплинированность

5.4. Специальная  физическая  подготовка.

Специальная  физическая  подготовка  направлена  на  воспитание  физических  качеств, специфических  для  туристов-многоборцев: специальной  выносливости, быстроты, ловкости, силовой  выносливости.

Упражнения  для  развития  выносливости: бег  в  равномерном  темпе  по  равнинной  и  слабопересечённой  местности. Бег  с  отягощением (бухта  верёвки, рюкзак). Туристский  1-3  дневный  поход.

Упражнения  для  развития  быстроты: бег  с  высокого, низкого  старта  на  дистанции  30, 60 метров. Челночный  бег. Бег  с  места  в  быстром  темпе, с  высоким  подниманием  бедра. Эстафеты  со  сменой  этапов  и  лидера.

Упражнения  на  развитие  ловкости: ходьба  по  гимназической   скамейке, буму, бревну. Кувырки. Прыжки  в  высоту  через  планку, скамейку, поваленное  дерево  с  одной  и  двух  ног. Спрыгивание  вниз  с  возвышенности. Упражнения  на  равновесие. Слалом  между  деревьями..

Упражнения  для  развития  силы  и  силовой  выносливости: сгибание  и  разгибание  рук  в  упоре  лёжа, в  упоре  на  гимнастическую  скамейку. Поднимание  туловища  из  положения  лёжа на  спине  и  животе. Приседания. Пряжки  и  многоскоки  на  одной  и  двух  ногах.

VI  Контрольные нормативы.

Участие  в  течение  года  в  квалификационных  соревнованиях (личных, командных) туристском  слёте, походах 1-3 дневных.

Сдать  два  раза  в  год  (сентябрь, май) нормативы: бег 30 м, бег  1000 м, челночный  бег  3х10  м, прыжки  в  длину  с  места  с  трёх  попыток, сгибание  и  разгибание  рук  в  упоре  лёжа, метание  набивного  мяча  1  кг.

по  программе  спортивный туризм.

п/п

Наименование  тем  и  разделов

Количество  часов

Теория

Практика

Всего

I. Основы  туристской  подготовки

1.1.

Воспитательная  роль  спортивного туризма

2

2

4

1.2.

Нормативные  документы  по   спортивному  туризму

2

2

4

1.3.

Должностное  самоуправление  в  спортивном  туризме

1

1

2

1.4.

Виды  спортивного туризма

2

2

4

1.5.

Турист-спортсмен  и  команда  

2

2

4

1.6.

Технические  этапы  на  дистанции  1, 2  класса, пешеходный  туризм

1

10

11

1.7.

Техника  и  тактика  спортивного туризма (пешеходный  туризм) 1 класс

4

32

36

1.8.

Организация страховки  и  самостраховки

2

10

12

1.9.

Техника  и  тактика  спортивного туризма (пешеходный  туризм) 2 класс

3

32

35

1.10

Тактика  и  техника  степенного  похода

1

17

18

Всего:

20

110

130

II. Топография  и  ориентирование

2.1.

Работа  с  компасом. Азимут. Магнитное  склонение.

1

1

2

2.2.

Виды  ориентирования  на  местности.

2

2

4

2.3.

Техника  ориентирования  на  местности.

2

2

4

2.4.

Ориентирование  в  походе.

2

4

6

2.5.

Действия  в  случае  потери  ориентировки. Границы  полигона.

1

4

5

2.6.

Топографическая  съёмка  местности.

1

2

3

Всего:

9

15

24

III. Краеведение.

3.1.

Краеведческие  наблюдения  в  походе.

1

-

1

3.2.

Охрана  окружающей  среды  туристами.

1

-

1

3.3.

Родной  край, его  природные  особенности, сбор  краеведческого  материала..

2

-

2

Всего:

4

-

4

IV. Основы  гигиены  и  первая  доврачебная  помощь.

4.1.

Личная  гигиена  туриста.

1

2

3

4.2.

Профилактика  заболеваний  и травматизма  в походах, на  занятиях, соревнованиях.

1

2

3

4.3.

Оказание  первой  доврачебной  помощи.

1

2

3

4.4.

Транспортировка  пострадавшего.

1

2

3

4.5.

Основные  приёмы  самомассажа.

1

2

3

Всего:

5

10

15

V. Обеспечение безопасности.

5.1.

Правила  безопасности  в  спортивных  походах  и  на  тренировочных  занятиях.

1

2

3

5.2.

Действия  в  аварийной  ситуации.

1

5

6

5.3.

Правила  поведения  в  общественных  местах  и  в  транспорте.

1

-

1

Всего:

3

7

10

VI. Спортивные походы.

6.1.

Подготовка  к  спортивному  походу.

-

3

3

6.2.

Привалы  и  ночлеги, правила  их  организации.

-

3

3

6.3.

режим  походного  дня.

-

3

3

6.4.

Бивуаки. Организация  работ.

-

3

3

Всего:

VII. Общая и специальная физическая подготовка.

7.1.

Влияние  физических  упражнений  на  организм  туриста-спортсмена.

2

-

2

7.2.

Общая  физическая  подготовка.

-

39

39

7.3.

Специальная  физическая  подготовка.

2

21

23

7.4.

Приём  контрольных  нормативов.

-

4

4

Всего:

4

64

68

Итого  часов:

45

231

276

№ п\п

Наименование тем и разделов

Количество часов

теория

практика

всего

I. Туристская подготовка

1.1.

Туризм, история развития

2

2

4

1.2.

Нормативные документы по спортивному туризму

2

2

4

1.3.

Технические этапы на дистанции 3 класса сложности

3

14

17

1.4.

Техника и тактика  (пешеходный туризм) 3 класс сложности

4

32

36

1.5.

Организация страховки и самостраховки на этапах дистанции 3 класса

3

14

17

1.5.

Организация поисково-спасательных работ

3

32

35

1.7.

Работа поисковых бригад по наведению переправ и организации аварийных пунктов 1 страховки и сопровождения пострадавшего

3

14

17

Всего:

20

110

130

II. Топография и ориентирование

2.1.

Техника и тактика ориентирования на местности

2

3

5

2.2.

Топографическая съемка местности

2

3

5

2.3.

Техника поиска объектов на местности

-

4

4

Всего:

5

10

15

III. Краеведение.

3.1.

Краеведение в туристском походе.

2

-

2

3.2.

Топонимика района похода (краеведческие сведения района похода)

2

-

2

Всего:

4

-

4

IV. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

4.1.

Личная гигиена и профилактика травм и заболеваний.

1

1

2

4.2.

Медицинская аптечка

1

1

2

4.3.

Оказание первой доврачебной помощи.

1

2

4.4.

Транспортировка пострадавшего.

2

5

7

4.5.

Врачебный контроль и самоконтроль.

-

1

1

Всего:

5

10

15

V. Обеспечение  безопасности.

5.1.

Безопасность в спортивном туризме.

2

2

4

5.2.

Безопасность на дистанции соревнований.

2

2

4

5.3.

Действия в аварийной ситуации

3

8

11

Всего:

7

12

 

VI. Общая и специальная физическая подготовка

6.1

Общая физическая подготовка

-

39

39

6.2

Специальная физическая подготовка

-

21

21

6.3

Приём контрольных нормативов.

4

4

8

Всего:

4

64

68

VII. Тактика и техника прохождения технических этапов.

7.1

Тактика и техника спортивного туризма на дистанции 3-го класса

-

6

6

7.2

Организация и техника страховки.

-

6

6

7.3

Этапы дистанции по поисково-спасательным работам (ПОР).

-

9

9

7.4

Судейская практика в соревнованиях.

-

4

4

Всего:

-

25

25

VIII. Зачётные соревнования и походы.

8.1

Зачетные соревновнования по спортивному туризму многоборью.

Вне сетки часов

8.2

Зачетные походы.

Вне сетки часов

Итого часов

45

231

276

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

Астапенко П.Д. Вопросы о погоде – Л., Гидрометиоиздат, 1982.

Буланова Н.А. Как пойти в поход – Дубна: ЦДЮТиЭВ,2000.

Головочев М.В., Мухамодинов Н.Ф. Школа выживания: организация и обустройство полевого лагеря: (Вопросы безопасности): Пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – Нижний Новгород: Изд-во НГТУ, 2001.

Дубровский В.И. Все виды массажа. – М.: Молодая гвардия, 1994.

Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств/ Под общ. Ред. А.В.Карасева. – М.: Лептос,1994.

Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания. 3-е мзд., испр., доп. и перераб. – М.: ЗАО «Изд-во ЭКСМО - Пресс», 2000.

Краткий географически словарь для школьников / Под ред. Г.И.Немкова. – М.: Недра, 1989.

Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

Куликов В.М., Ротштейн Л.М. школа туристских вожаков. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

Медицинский справочник: Спасение 03, или первая помощь при несчастных случаях. СПб.: Герион,1995.

Самоленко А.А. Благоустройство и оборудование туристских маршрутов. Краснодар 2003.

Самойленко А.А. Тверды Д.А. туристскими тропами Кубани. Краснодар 2004.

Скрягин Л.Н. Морские узлы. – М. : Транспорт, 1998.

Фисенко  Т. Е.Книга молодого ориентировщика. – М.: ЦДЮТур МО РФ,1997.

Шальков Ю.Л. здоровье туриста. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И. Питание в туристском походе. – М Профиздат, 2006.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев А.А., Питание в туристском походе – М., ЦДЮТур МО РФ, 1996г.

Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. – М., Профиздат,1985г.

Антропов К., Расторгуев М. Узлы. – М., ЦДЮТур РФ, 1994г.

Бардин К.В. Азбука туризма. – М., ФиС, 1990г.

Верманов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. – М., ЦРИБ «Турист», 1983г.

Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М., Знание, 1990г.

Гонопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. – М., ЦРИБ «Турист», 1986г.

Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. – М., ФиС, 1990г.

Кодыш Э.Н., Крнстантинов Ю.С., Кузнецов Ю.А., Туристские слеты и соревнования. – М., Профиздат, 1984г.

Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М., Профиздат,1997г.

Куликов В.М., Константинов Ю.С., Топография и ориентирование в туристском путешествие., - М., ЦДЮТур МОПО РФ, 1997г.

Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М.,ФиС, 1981г.

Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. – М., ФиС, 1981г.

Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. – С., ЦРИБ «Турист»,1990г.

Организация и проведение поисково-спасательных работ силами туристской группы. – М., ЦРИБ «Турист», 1981г.

Подготовка, проведение и судейство районных туристских соревнований школьников. Сост. Сафонов В.А. – М., ЦСЮТур МОРСФСР, 1986г.

Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. – М., Профиздат, 1987г.

Смирнов Д.В. Программа дополнительного образования детей, Спортивный туризм: Туристское многоборье. – М., Советский спорт. 2003г

Правила соревнований по спортивному туризму 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по реализации Программы преемственности между МБОУ СОШ и МДОУ

Данный план можно использовать для реализации Программы преемственности между МБОУ СОШ и МДОУ...

Рабочая программа учебного предмета МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Закировой Г.И. вт. кв. категория по татарскому языку, (русскоязычная группа) 1 класс

«Рус телендә урта гомуми белем бирүче мәктәпләрдә татар теле укыту программасы» (рус телендә сөйләшүче ба­лалар өчен) 1-4 нче сыйныфлар, Казан, «Мәгариф- нәшрия­ты. 2011. Төзүчеләр: Р 3. Хәйдәро...

Программа "Промышленный туризм в начальной школе"

Проект "Промышленный туризм в начальной школе" может быть использован во внеурочной деятельности....

Программа коррекционной работы "МБОУ Боградская сош"

Программа коррекционной работы- это комплексная программа по оказанию помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы  общего образования.Прогрмма КР должна обеспечивать: создани...

Программа по туризму "Юный турист"

Программа по туризму "Юный турист" разработана для учащихся 2-4 классов...

Дополнительная образовательная программа "Семейный Туризм"

Основная цель Программы –пропаганда семейного туризма, как средства укрепления здоровья и привития стремления к здоровому образу жизни, привитие навыков экологической культуры; ознакомление с ис...

Разработка паломнических и туристических маршрутов с духовно-просветительской и образовательной составляющей для учащихся и молодежи, программ семейного туризма

Здесь я хочу рассказать о чудесах Оптины Пустынь.  Пережив такой духовный опыт мне хочется рассказать об этом месте, чтобы как можно больше детей и молодёжи посещали такие сильные места, которые ...