Если хочешь быть здоров
рабочая программа по зож (3 класс) на тему
В последнее время предметом постоянной тревоги в стране является резкое ухудшение физического здоровья детей.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_khochesh_byt_zdorov_-_2klass.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Если хочешь быть здоров (2класс)
Актуальность программы
В последнее время предметом постоянной тревоги в стране является резкое ухудшение физического здоровья детей.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Пояснительная записка.
Цели программы «Если хочешь быть здоров».
1.Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
2. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.
3. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
4. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Основные задачи и содержание работы по реализации программы.
1. - разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей;
- содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе;
- пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни.
2. В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями:
- научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;
- прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания;
- практическим (работа с детьми и родителями в рамках программы).
3. Основными видами деятельности по программе «Если хочешь быть здоров» в школе являются диагностическая деятельность, профилактика и коррекция, консультирование.
3.1. Диагностическая деятельность.
Школа решает следующие конкретные диагностические задачи:
- диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;
- диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка;
- диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;
- контроль за сбалансированностью питания;
- мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.
3.2. Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни. Профилактическая и коррекционная работа проводится с ученическими коллективами начальной школы.
3.3. Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры детtй и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи:
- консультация родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;
- индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;
- повышение валеологической грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, родительских собраний;
- на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.
Что будет достигнуто в процессе реализации программы «Если хочешь быть здоров» в школе:
1. Формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса.
2. Формирование валеологической культуры учащихся и их родителей.
3. Отслежены параметры личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с медицинскими работниками).
4. Создана школьная модель социально-педагогической поддержки детей «группы риска» и детей-инвалидов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1 раздел: Сказки для школьной адаптации
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию — школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаются эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
2 раздел: Полезные привычки.
Формирование жизненных навыков и предполагают решение трех основных задач: развитие у детей социальной и личной компетенции (обучение навыкам критического мышления, выработка адекватной самооценки); становление навыков самозащиты (устойчивость к негативному воздействию социальной среды); предупреждение возникновения проблем при взаимодействии с окружающими (развитие навыков эффективного общения). Вся тематика сосредоточена на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, воспитание личности в условиях диалогического общения, совместный поиск решения жизненных проблем.
3 раздел: Правильное питание.
Формирование представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
4 раздел: Час игр.
Одним из видов деятельности, который принимают хорошо учащиеся начальной школы, это игровая деятельность.
Игры, применяемые при прохождении разделов программы
Подвижные игры на площадке: «Считалки»; «Горелки»; «Хоровод»; «Два мороза»; «Салки»; «Дедушка-рожок»; «У медведя во бору»; «Коршун»; «Гуси»; «Стадо»; «Не боимся мы кота»; «Шлепанки»; «Воробьи и вороны»; «Пятнашки» (вар.); «Корзинки»; «Шишки, желуди, орехи»; «12 палочек»; «Скакалка-подсекалка»; «Волк во рву»; «Лапта»; «Бабки»; «Котлы»; «Чижик»; «Платочек-летуночек»; «Ляпка»; «Городок-бегунок»; «Рыбаки»; «Невод»; «Кашевары»; «Город Здоровья».
Подвижные игры в кабинете: «Считалки»; «Жмурки»; «Заря»; «Игровая»; «Схвати змею за хвост»; «Третий – лишний»; «Змейка»; «Кошки-мышки»; «Бои петухов»; «Чехарда»; «Зайцы и морковь»; «Удочка»; «Голубь»; «Перетягивание в парах»; «Тяни в круг»; «Перетяни за черту»; «Борющаяся цепь»; «Бои на бревне»; «Пустое место»; «Ворон-синица»; «Перетягивание каната»; «Колечко»; «Козел.
Игры в зимний период: «Два мороза»; «Не уступлю горку»; «Кому на ком»; «Городки»; «Царь горы»; «Солнышко»; «Кто быстрее?»; «Кто дальше?»; «Снежки»; «Катание на санках»; «Цепи-кованы».
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Содержание |
1 | Букет для учителя | 1ч | Что такое школа. Режим дня школы. | |
2 | Букет для учителя. | 1ч | Мой внешний вид. | |
3 | Смешные страхи . | 1ч | Школа, это не страшно. | |
4 | Игры в школе. | 1ч | Во что можно играть в школе. Время для игр. | |
5 | Школьные правила. | 1ч | Правила поведения школьника | |
6 | Собирание портфеля. | 1ч | Что нужно и что не нужно брать с собой в школу | |
7 | Госпожа Аккуратность. | 1ч | Дежурный в классе | |
8 | Жадность. | 1ч | О вирусе жадности | |
9 | Волшебное яблоко | 1ч | Не бери чужое | |
10 | Подарки в день рождения. | 1ч | Что подарить? Как принимать и дарить подарки. | |
11 | Домашнее задание. | 1ч | Как правильно выполнять домашние задания | |
12 | Школьные оценки. | 1ч | Что такое отметка? Куда обращаться за помощью? | |
13 | Главное в учёбе – старание. | 1ч | О лени и добросовестном отношении к своей работе. | |
14 | Списывание. | 1ч | О «медвежьей услуге» | |
15 | Режим. Телевизор. | 1ч | О пользе и вреде телевизора | |
16 | Прививка. | 1ч | О значении прививок | |
17 | Больной друг. | 1ч | О внимательном и заботливом отношении к друзьям. | |
18 | Ябеда. | 1ч | Правила взаимоотношений в коллективе. | |
19 | Шапка-невидимка. | 1ч | Плохо быть хвастуном. | |
20 | Каждый человек, каждый ученик неповторим. | 1ч | Благодаря своей неповторимости, каждый ученик ( в том числе и ты) дополняет класс. Неповторимость каждого ученика ценна для класса. | |
21 | Культура моей страны и я. | 1ч | Культура России – одна из самых богатых и развитых культур мира. Нам повезло, что мы можем продолжать культурные традиции России. Одна из традиций, которые мы должны продолжать, - это традиция здорового образа жизни. | |
22 | Чувства. | 1ч | Каждый человек переживает разные чувства в разных ситуациях своей жизни. Каждый человек может научиться управлять своими чувствами. | |
23 | О чём говорят чувства. | 1ч | Чувства говорят о том, что человек хочет и ждёт, что ему нравится. Неприятных чувств можно избежать, если думать о последствиях своих поступков. | |
24 | Множество решений. | 1ч | Поступки каждого человека и его отношения с людьми зависят от принимаемых им решений. Принимая решения, соблюдай следующие шаги: остановись, подумай, выбери. Принимая решение, важно думать о его последствиях. | |
25 | Решения и здоровье. | 1ч | Здоровье, это когда ты чувствуешь себя прекрасно, а не только когда ты не болеешь | |
26 | Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. | 1ч | Если кто – то при тебе курит, значит он / она, заставляет и тебя пассивно курить. Пассивное курение вредно для здоровья. Дети могут попросить взрослого не курить в их присутствии или отойти от курильщика. | |
27 | Самые полезные продукты. | 1ч | Полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и крупы, растительное и сливочное масло. | |
28 | Удивительные превращения пирожка. | 1ч | Питаться необходимо регулярно, соблюдать режим питания. Перерыв между едой не должен быть больше 3-х часов, а значит, лучше есть понемногу пять раз в день. | |
29 | Как правильно есть. | 1ч | Основные принципы гигиены питания. Перед едой нужно мыть руки с мылом. Не забывайте вымыть ягоды, фрукты и овощи перед тем, как их есть. | |
30 | Завтрак – обязательный компонент ежедневного меню. | 1ч | Существуют различные варианты завтраков. | |
31 | Плох обед, если хлеба нет | 1ч | Обед – обязательный компонент ежедневного меню. Самое большое количество пищи за день человек съедает во время обеда. Обед должен состоять из четырёх блюд: закуски или салата, первого, второго блюда и десерта. Поэтому после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия | |
32 | Время есть булочки. | 1ч | Названия всех приёмов пищи: утром- завтрак, днём – обед и полдник, вечером- ужин. Еда для полдника – молоко и молочные продукты, выпечка. | |
33, 34 | Пора ужинать. Ещё раз вспомним, что такое здоровье. | 2ч | Ужин – обязательный компонент ежедневного меню. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин полезно есть только лёгкую пищу: запеканки, творог, рыбу, простоквашу. Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым. Что такое здоровье и от чего оно зависит. | |
35, 36 | Вкусы и увлечения | 2ч | У каждого человека разные вкусы и увлечения. Полезные увлечения укрепляют здоровье. | |
37, 38 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия. | 2ч | Рядом с нами всегда есть интересные люди, у которых многому можно научиться. Постарайся быть рядом с теми, кто занимается интересными делами, полезными для здоровья. | |
39, 40 | О чём говорят выразительные движения. | 2ч | Выразительные движения говорят о чувствах, настроении человека и его отношении к собеседнику. Выразительные движения- важный способ общения. | |
41, 42 | Учусь понимать людей | 2ч | Чтобы люди лучше понимали друг друга , их слова и выразительные движения не должны различаться по замыслу. Чтобы люди лучше понимали друг друга, общение должно быть искренним и правдивым. | |
43, 44 | Опасные и безопасные ситуации. | 2ч | Существуют опасные для детей ситуации. Для того чтобы их избежать, следует выполнять «Шаги принятия решений» | |
45, 46 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях. | 2ч | В опасных ситуациях люди поступают по – разному. Принимая решение в опасной для здоровья ситуации, следует придерживаться «Шагов принятия решения» | |
47 | Реклама табака и алкоголя. | 1ч | Цель рекламы – продать потребителю товар. Реклама сигарет и алкоголя нужна только для того, чтобы продать их. | |
48. | Правда об алкоголе. | 1ч | Алкоголь содержится в пиве, вине, шампанском и водке. Алкоголь вреден для детей. Дети должны всегда говорить «нет», | |
49, 50 | Если хочешь быть здоров. | 2ч | Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным, красивым, нужно есть полезные продукты. | |
51, 52 | Если хочется пить. | 2ч | Значение жидкости для организма человека, ценность разнообразных продуктов. | |
53, 54 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 2ч | Рацион питания связан с образом жизни человека. Высококалорийные продукты питания. | |
55, 56 | Где найти витамины весной. | 2ч | Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Весной очень полезно есть салаты из свежей зелени. | |
57, 58 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | 2ч | Разнообразные фрукты, ягоды, их значение для организма. | |
59, 60 | Каждому овощу своё время. | 2ч | Разнообразные овощи, их полезные свойства. | |
61, 62 | Занятие – практикум. Формирование правильной осанки. | 2ч | Закрепление знаний о законах здорового питания. Полезные блюда для праздничного стола Представление о строении скелета человека и о возрастных особенностях костной системы ребёнка. Формирование понятия осанки, признаками правильной осанки и значением ее для здоровья. | |
63 | ||||
64, 65 | Формирование правильной посадки за столом (партой) | 2ч | Знакомство с признаками правильной посадки за столом (партой), значением правильной посадки для сохранения хорошей осанки и здоровья. | |
66 | Формирование правильной походки. | 1ч | Знакомство с признаками правильной походки и её значением для сохранения хорошей осанки и здоровья. | |
67 | Движение и жизнь. | 1ч | Что даёт нам возможность двигаться. Что нужно двигательной системе для нормальной работы. Как в организме образуется энергия. Мышцы и тренировка. Как избежать заболеваний двигательной системы. Как оказать первую помощь. | |
68. | Развитие и жизнь. | 1ч | Непрерывность развития. Что значит расти и развиваться. Резервы нашего организма. Что нам даётся от рождения. Физические недостатки. Как развивать своё тело и душу. Почему мы не любим, когда кричат или громко говорят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир и ОБЖ. (А.А.Плешаков) Класс: 2 Учитель: Мифтахова Э.Г Тема: «Если хочешь быть здоров».
Цель: знать о том, что здоровье включает в себе двигательную активность, правила личной гигиены и гигиены питания, о необходимости закаливания организма....
Если хочешь быть здоров, закаляйся!
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа ХХI века"....
Если хочешь быть здоров
Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....
Если хочешь быть здоров
Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....
Если хочешь быть здоров...(презентация)
Наши помощники для сохранения и укрепления здоровья...
Памятка-буклет "Если хочешь быть здоров"
Памятка содержит программу здоровья и правила здорового образа жизни. Для сохранения здоровья - пять простых, но действенных правил здоровья для детей и взрослых....
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Если хочешь быть здоров"
Цель урока: познакомить учащихся с правилами, помогающие сохранять собственное здоровье на долгие годы;сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....