Если хочешь быть здоров
рабочая программа по зож (3 класс) на тему

Беликова Ирина Тимофеевна

В последнее время предметом  постоянной  тревоги в стране является резкое ухудшение физического здоровья детей.

        Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов,  как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_khochesh_byt_zdorov_-_2klass.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Если хочешь быть здоров (2класс)

Актуальность  программы

В последнее время предметом  постоянной  тревоги в стране является резкое ухудшение физического здоровья детей.

                Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов,  как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.

Пояснительная записка.

Цели программы «Если хочешь быть здоров».

 

1.Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

2. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.

3. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

4. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

 

Основные задачи и содержание работы по реализации программы.  

 

1. - разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей;

- содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе;

-  пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни.

2. В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями:

        - научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;

        - прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания;

        - практическим (работа с детьми и родителями в рамках программы).

3. Основными видами деятельности по программе «Если хочешь быть здоров» в школе являются диагностическая деятельность,  профилактика и коррекция, консультирование.

3.1. Диагностическая деятельность.

Школа решает следующие конкретные диагностические задачи:

        - диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;

        - диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка;

        - диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;

        - контроль за сбалансированностью питания;

        - мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.

3.2. Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у  детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни. Профилактическая и коррекционная работа проводится с ученическими коллективами начальной школы.

3.3. Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры детtй и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи:

        - консультация  родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;

        - индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;

        - повышение валеологической грамотности через работу педагогического совета, методических объединений,  родительских собраний;

        - на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.

Что будет достигнуто в процессе реализации программы «Если хочешь быть здоров» в школе:

1.       Формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса.

2.       Формирование валеологической культуры учащихся и их родителей.

3.       Отслежены параметры личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с медицинскими работниками).

4.       Создана школьная модель социально-педагогической поддержки детей «группы риска» и детей-инвалидов.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1 раздел: Сказки для школьной адаптации

Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию — школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаются эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

2 раздел: Полезные привычки.

Формирование жизненных навыков и предполагают решение трех основных задач: развитие у детей социальной и личной компетенции (обучение навыкам критического мышления, выработка адекватной самооценки); становление навыков самозащиты (устойчивость к негативному воздействию социальной среды); предупреждение возникновения проблем при взаимодействии с окружающими (развитие навыков эффективного общения). Вся тематика сосредоточена на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, воспитание личности в условиях диалогического общения, совместный поиск решения жизненных проблем.

3 раздел: Правильное питание.

Формирование представления о  необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

4 раздел: Час игр.

Одним из видов деятельности, который принимают хорошо учащиеся начальной школы, это игровая деятельность.  

Игры, применяемые при прохождении разделов программы

Подвижные игры на площадке: «Считалки»; «Горелки»; «Хоровод»; «Два мороза»; «Салки»; «Дедушка-рожок»; «У медведя во бору»; «Коршун»; «Гуси»; «Стадо»; «Не боимся мы кота»; «Шлепанки»; «Воробьи и вороны»; «Пятнашки» (вар.); «Корзинки»; «Шишки, желуди, орехи»; «12 палочек»; «Скакалка-подсекалка»; «Волк во рву»; «Лапта»; «Бабки»; «Котлы»; «Чижик»; «Платочек-летуночек»; «Ляпка»; «Городок-бегунок»; «Рыбаки»; «Невод»; «Кашевары»; «Город Здоровья».
Подвижные игры в кабинете: «Считалки»; «Жмурки»; «Заря»; «Игровая»; «Схвати змею за хвост»; «Третий – лишний»; «Змейка»; «Кошки-мышки»; «Бои петухов»; «Чехарда»; «Зайцы и морковь»; «Удочка»; «Голубь»; «Перетягивание в парах»; «Тяни в круг»; «Перетяни за черту»; «Борющаяся цепь»; «Бои на бревне»; «Пустое место»; «Ворон-синица»; «Перетягивание каната»; «Колечко»; «Козел.
Игры в зимний период: «Два мороза»; «Не уступлю горку»; «Кому на ком»; «Городки»; «Царь горы»; «Солнышко»; «Кто быстрее?»; «Кто дальше?»; «Снежки»; «Катание на санках»; «Цепи-кованы».

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

Содержание

1

Букет для учителя

Что такое школа. Режим дня школы.

2

Букет для учителя.

Мой внешний вид.

3

Смешные страхи .

Школа, это не страшно.

4

Игры в школе.

Во что можно играть в школе. Время для игр.

5

Школьные правила.

Правила поведения школьника

6

Собирание портфеля.

 Что нужно и что не нужно брать с собой в школу

7

Госпожа Аккуратность.

Дежурный в классе

8

Жадность.

О вирусе жадности

9

Волшебное яблоко

 Не бери чужое

10

Подарки в день  рождения.

Что подарить? Как принимать и дарить подарки.

11

Домашнее задание.

Как правильно выполнять домашние задания

12

Школьные оценки.

Что такое отметка? Куда обращаться за помощью?

13

Главное в учёбе – старание.

О лени и добросовестном отношении к своей работе.

14

Списывание.

О «медвежьей услуге»

15

Режим. Телевизор.

О пользе и вреде телевизора

16

 Прививка.

О значении прививок

17

Больной друг.

О внимательном и заботливом отношении к друзьям.

18

Ябеда.

Правила взаимоотношений в коллективе.

19

Шапка-невидимка.

Плохо быть хвастуном.

20

Каждый человек, каждый ученик неповторим.

Благодаря своей неповторимости, каждый ученик ( в том числе и ты) дополняет класс. Неповторимость каждого ученика ценна для класса.

21

Культура моей страны и я.

Культура России – одна из самых богатых и развитых культур мира. Нам повезло, что мы можем продолжать культурные традиции России. Одна из традиций, которые мы должны продолжать, - это традиция здорового образа жизни.

22

Чувства.

Каждый человек переживает разные чувства в разных ситуациях своей жизни. Каждый человек может научиться управлять своими чувствами.

23

О чём говорят чувства.

Чувства говорят о том, что человек хочет и ждёт, что ему нравится. Неприятных чувств можно избежать, если думать о последствиях своих поступков.

24

Множество решений.

Поступки каждого человека и его отношения с людьми зависят от принимаемых им решений. Принимая решения, соблюдай следующие шаги: остановись, подумай, выбери. Принимая решение, важно думать о его последствиях.

25

Решения и здоровье.

Здоровье, это когда ты чувствуешь себя прекрасно, а не только когда ты не болеешь

26

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.

Если кто – то при тебе курит, значит он / она,  заставляет и тебя пассивно курить. Пассивное курение вредно для здоровья. Дети могут попросить взрослого не курить в их присутствии или отойти от курильщика.

27

Самые полезные продукты.

Полезно есть разные продукты:  овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и  крупы, растительное и сливочное масло.

28

Удивительные превращения пирожка.

Питаться необходимо регулярно, соблюдать режим питания. Перерыв между едой не должен быть больше 3-х часов, а значит, лучше есть понемногу пять раз в день.

29

Как правильно есть.

Основные принципы гигиены питания. Перед едой нужно мыть руки с мылом. Не забывайте вымыть ягоды, фрукты и овощи перед тем, как их есть.

30

Завтрак – обязательный компонент ежедневного меню.

Существуют различные варианты завтраков.

31

Плох обед, если хлеба нет

Обед – обязательный компонент ежедневного меню. Самое большое количество пищи за день человек съедает во время обеда. Обед должен состоять из четырёх блюд: закуски или салата,  первого, второго блюда и десерта. Поэтому после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия

32

Время есть булочки.

Названия всех  приёмов пищи: утром- завтрак, днём – обед и полдник, вечером- ужин. Еда для полдника – молоко и молочные продукты, выпечка.

33,

34

Пора ужинать.

Ещё раз вспомним, что такое здоровье.

Ужин – обязательный компонент ежедневного меню. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин полезно есть только лёгкую пищу: запеканки, творог, рыбу, простоквашу. Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым. Что такое здоровье и от чего оно зависит.

35,

36

Вкусы и увлечения

У каждого человека разные вкусы и увлечения. Полезные увлечения укрепляют здоровье.

37,

38

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

Рядом с нами всегда есть интересные люди, у которых многому можно научиться. Постарайся быть рядом с теми, кто занимается интересными делами, полезными для здоровья.

39,

40

О чём говорят выразительные движения.

Выразительные движения говорят  о чувствах, настроении человека и его отношении к собеседнику.  Выразительные движения- важный способ общения.

41,

42

Учусь понимать людей

Чтобы люди лучше понимали друг друга  , их слова и выразительные движения не должны различаться по замыслу. Чтобы  люди лучше понимали друг друга, общение должно быть искренним и правдивым.

43,

44

Опасные и безопасные ситуации.

Существуют опасные для детей ситуации. Для того чтобы их избежать, следует выполнять «Шаги принятия решений»

45,

46

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

В опасных ситуациях люди поступают по – разному. Принимая решение в опасной для здоровья ситуации, следует  придерживаться «Шагов принятия решения»

47

Реклама табака и алкоголя.

Цель рекламы – продать потребителю товар. Реклама сигарет и алкоголя нужна  только для того, чтобы продать их.

48.

Правда об алкоголе.

Алкоголь содержится  в пиве, вине, шампанском и водке. Алкоголь вреден для детей. Дети должны всегда говорить «нет»,

49,

50

Если хочешь быть здоров.

Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным, красивым, нужно есть полезные продукты.

51,

52

Если хочется пить.

Значение жидкости для организма человека, ценность разнообразных продуктов.

53,

54

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Рацион питания связан с образом жизни человека. Высококалорийные продукты питания.

55,

56

Где найти витамины весной.

Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Весной очень полезно есть салаты из свежей зелени.

57,

58

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

Разнообразные фрукты, ягоды, их значение для организма.

59,

60

Каждому овощу своё время.

Разнообразные овощи, их полезные свойства.

61,

62

Занятие – практикум.

Формирование правильной осанки.

Закрепление знаний о законах здорового питания. Полезные блюда для праздничного стола

Представление о строении скелета человека и о возрастных особенностях костной системы ребёнка. Формирование понятия осанки, признаками правильной осанки и значением ее  для здоровья.

63

64,

65

Формирование правильной  посадки за столом (партой)

Знакомство с признаками правильной посадки за столом (партой), значением правильной посадки для сохранения хорошей осанки и здоровья.

66

Формирование правильной походки.

Знакомство с признаками правильной походки  и её  значением для сохранения хорошей осанки и здоровья.

67

Движение и жизнь.

Что даёт нам возможность двигаться. Что нужно двигательной системе для нормальной работы.  Как в организме образуется энергия. Мышцы и тренировка. Как избежать заболеваний двигательной системы.  Как оказать первую помощь.

68.

Развитие и жизнь.

Непрерывность развития. Что значит расти и развиваться. Резервы нашего организма. Что нам даётся от рождения. Физические недостатки. Как развивать своё тело и душу. Почему мы не любим, когда кричат или громко говорят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир и ОБЖ. (А.А.Плешаков) Класс: 2 Учитель: Мифтахова Э.Г Тема: «Если хочешь быть здоров».

Цель: знать о том, что здоровье включает в себе двигательную активность, правила личной гигиены и гигиены питания, о необходимости закаливания организма....

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Презентация  к уроку окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа ХХI  века"....

Если хочешь быть здоров

Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....

Если хочешь быть здоров

Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....

Если хочешь быть здоров...(презентация)

Наши помощники для сохранения и укрепления здоровья...

Памятка-буклет "Если хочешь быть здоров"

Памятка содержит программу здоровья и правила здорового образа жизни. Для сохранения здоровья - пять простых, но действенных  правил здоровья для детей и взрослых....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Если хочешь быть здоров"

Цель урока: познакомить учащихся с правилами, помогающие  сохранять собственное здоровье на долгие годы;сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....