Методическая разработка «Здоровое питание - залог здоровья ребёнка»
методическая разработка по зож (3 класс) на тему

Светлана Татьянина

Методическая разработка «Здоровое питание - залог здоровья ребёнка» - это программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка399.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название конкурсной работы                                      

Ф. И. О. автора, должность, контактный телефон

Полное наименование образовательного учреждения

Адрес и телефон учреждения, электронная почта

Возраст обучающихся

Используемая часть программы «Разговор о правильном питании»

«Здоровое питание  - залог здоровья ребёнка»

Татьянина Светлана Александровна учитель начальных классов,

т.8 950 809 97 89

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  №51 г. Липецка

398042,г.Липецк,9 мик-он, д 42а

sc51@list.ru

8 – 9 лет

«Разговор о правильном питании»

1 часть

Описание системы работы по реализации выбранной части программы:

        

        Современная школа призвана давать обучающимся как знания, так и гарантировать сохранение их здоровья. Правильное рациональное питание напрямую связано с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью.

         Поскольку вопросы правильного питания в курсе учебных предметов освещены недостаточно,  потребность в этих знаниях очевидна. Таким образом, разработка  «Здоровое питание-залог здоровья ребёнка» продиктована объективной необходимостью повышения роли правильного питания в образовании и воспитании детей и подростков, укреплении их здоровья.

        Связь между питанием и обучением убедительно доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиваться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь. Доказано, что здоровое питание напрямую связано с продлением  жизни и понижением риска развития многих хронических болезней у взрослых. Школа несёт ответственность за содействие ученикам и персоналу в формировании и поддержании здорового режима питания на протяжении всей жизни.

        Методическая разработка «Здоровое питание - залог здоровья ребёнка» - это программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Актуальность.

Что такое сегодня российский школьник? Совершенно очевидно, что не самый здоровый ребенок в мире.

В стране идет регресс в состоянии здоровья и физическом  развитии детей. Только один дошкольник из трех приходит в школу здоровым. За время обучения в школе в 3 раза возрастает заболеваемость органов пищеварения.

Почему это происходит?

На ухудшение здоровья школьников оказывает влияние многие факторы. Одним из них является проблема рационального питания. Мы не всегда уделяем достаточно внимания режиму рационального  питания.

Сами ребята еще меньше задумываются об этом, предпочитая по своему усмотрению перехваченным наскоро куском хлеба или булочки.  А потом пожинаем горькие плоды.

Хронические гастриты, энтериты, колиты, холециститы и другие заболевания. Это следствие систематического нарушения режима питания. Недостаточное  питание приводит к истощению, развитию малокровия, появлению гиповитаминозов, частым заболеваниям острыми  респираторно – вирусными инфекциями.

Нарушения питания могут отрицательно сказаться на функции сердечно – сосудистой системы, органов дыхания высшей нервной деятельности ребенка. Многие родители считают, что правильное питание ребенка требует больших материальных затрат. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда дорогая.

К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание.

Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного  и здорового питания.

Методическая разработка «Здоровое питание - залог здоровья ребёнка»  соответствует и помогает подрастающему поколению сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов питания.

Методическая разработка  предполагает использование  разнообразных  форм проведения занятий в зависимости от возраста и возможности детей, а также активное вовлечение в работу родителей. Ведущая идея её – общая культура здоровья личности, важность правильного (здорового) питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

  • Целевое назначение методической разработки:

Методическая разработка «Здоровое питание  - залог здоровья ребёнка»

ставит своей целью - формирование у школьников основ рационального питания и представления о необходимости заботы о своём здоровье.

А) Основные воспитательные и образовательные задачи

в реализации выбранной части программы

Образовательные:

  • формировать и развивать представления детей о ценности здоровья, укреплять и заботиться о собственном здоровье;
  • расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;
  • формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;

Воспитательные:

  • развивать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Развивающие:

  • развивать кругозор, интерес к познавательной деятельности, способствовать развитию умения работать сообща, согласовывая свои действия.

Б)        Планирование реализации содержания выбранной части программы

        с учетом  возрастных особенностей среди учащихся 1 – 4 классов

№ урока

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Вводное занятие. Знакомство с героями программы

Сентябрь

Классный руководитель

2

Сюжетно – ролевая игра: «Мы идем в магазин»

Сентябрь

Классный руководитель

3

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты

Сентябрь

Классный руководитель

4

Всякому овощу - своё время

Сентябрь

Классный руководитель

5

Праздник «Арбузник»

Октябрь

Классный руководитель, родители

6

Если хочешь быть здоров

Октябрь

Классный руководитель

7

Самые полезные продукты

Октябрь

Классный руководитель, мед. работник

8

Конкурс рисунков о полезных продуктах

Октябрь

 Классный руководитель, учитель ИЗО

9

Театрализованное представление «Здоровое питание – залог здоровья»

Ноябрь

Классный руководитель, учитель музыки, родители

10

Как правильно есть?

Ноябрь

Классный руководитель

11

Игра: «Чем не стоит делиться»

Пословицы и поговорки о еде.

Ноябрь

Классный руководитель

12

Демонстрация: «Удивительные превращения пирожка»

Декабрь

Классный руководитель

13

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

Декабрь

Классный руководитель,

зав.производством школьной столовой

14

Конкурс: «Самая вкусная и полезная каша»

Декабрь

Классный руководитель,

зав.производством школьной столовой

15

Викторина: «Печка в русских сказках»

Декабрь

Классный руководитель

16

Плох обед, если хлеба нет

Январь

Классный руководитель

17

Праздник: «Хлеб – всему голова»

Январь

Классный руководитель,

родители

18

Полдник. Время есть булочки

Январь

Классный руководитель,

родители

19

Пора ужинать.

Февраль

Классный руководитель

20

Как утолить жажду?

Февраль

Классный руководитель

21

Классный  час: « О пользе молока»

Февраль

Классный руководитель,

медицинский работник

22

Масленица

Март

Классный руководитель

23

На вкус и цвет товарищей нет

Март

Классный руководитель

24

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Март

Классный руководитель, медицинский работник

25

Продукты, играющие важную роль в жизнедеятельности организма.

Март

Классный руководитель, медицинский работник

26

Конкурс поделок из соленого теста

Апрель

Выставка поделок

Классный руководитель,

родители

27

Анкетирование учащихся «Питание глазами учащихся» 

Апрель

Классный руководитель,

медицинский работник

28

Классный час «Витамины»

Апрель

Классный руководитель

29

Где найти витамины весной?

Апрель

Классный руководитель, медицинский работник

30

Секреты здорового питания

Май

Классный руководитель

31

Страна ЗДОРОВЬЯ

Май

Классный руководитель

32

Защита проектов о полезных продуктах.

Май

Классный руководитель

В)        Основные формы и направления педагогической работы

  • . Концептуальные направления.

Рациональное здоровое  питание – это, соблюдение трех принципов:

1. Соблюдение режима питания (определеннее время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме);

2. Удовлетворение потребности организма человека в определенном количестве и соотношении пищевых веществ;

3  .Равновесие между поступающей с пищей энергии, расходуемой человеком во время жизнедеятельности;

Исходя из этого, реализация методической разработки по оздоровительному воспитанию осуществляется по следующим направлениям:

1)Соблюдение режима питания

В содержание деятельности работы в этом направлении входит разъяснительная работа о важности соблюдения режима питания детей. Необходимо ребенку объяснить что нужно питаться 4 – 5 раз в день перерыв между приемами пищи 3 – 3,5 часа.

Если время завтрака, обеда и полдника соблюдается изо дня в день, организм начинает готовиться заранее к приему пищи, благодаря чему пища лучше переваривается и усваивается. Соблюдение режима питания и диетического питания – лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.

2)        Полноценное и качественное питание

         В содержание деятельности работы в этом направлении входит разъяснительная работа о составе пищи. Особое место в рационе питания занимает белковые продукты. На завтрак каши, сваренные на молоке,  обеспечивают  потребность ребенка в белке, легко усваиваются организмом. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием для предупреждения заболеваний желудочно – кишечного тракта. Блюда из круп – основные источники углеводов. Мясная пища тоже нужна детям, но лучше, если блюда из мяса ребенок съест во время обеда. Много витаминов содержится в растительной пище. Овощи, фрукты необходимы ребенку каждый день. Для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и  фруктах, часто требуются жиры, поэтому салаты  заправляют  растительным маслом, майонезом.

3)         Баланс энергии.

В содержание деятельности работы в этом направлении входит разъяснительная работа о том, что питание ребенка соответствует  ежедневным суточным энергетическим  затратам  организма.

Количество калорий необходимых человеку во многом зависит от его образа жизни. Если ребенок мало двигается, у него накапливается лишний вес. Полнота не является фактором крепкого здоровья, она свидетельствует о том, что не соблюдается режим дня питания, используются  высококалорийные, но малополезные продукты.

Каким должно питание мальчика и девочки, занимающихся спортом?

Эти дети тратят много энергии и нуждаются в продуктах, содержащих много белков, углеводов (мясо, молоко, рыба, творог)

  • Формы реализации программы.

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме:

  • внеклассных  мероприятий;
  • традиционных  праздников национальной кухни;
  • бесед;
  • игр;
  • классных часов;
  • родительских  собраний, круглых столов, семинаров;
  • защиты проектов;
  • конкурсов  рисунков и плакатов;
  • выпуска газет, информационных буклетов;
  • творческих конкурсов;

Разнообразие форм обеспечивает условия для быстрого включения учащихся в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.  

  • Эффективность реализации педагогической разработки

Реализация системы мероприятий по совершенствованию организации питания обучающихся и воспитанников позволит решить ряд социальных проблем, направленных на создание условий для организации рационального, сбалансированного питания детей и подростков:

1. Снизить уровень элементарно-зависимых заболеваний среди детей.

2. Улучшить показатели физического развития детей.

3. Повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям, воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

4. Улучшить показатели успеваемости школьников.

5. Расширить знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

6. Повысить уровень информированности родителей в вопросах организации правильного питания.

  • Результаты реализации

1  Формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины.

2. Осознание школьниками принципов рационального питания, роли основных пищевых веществ и пищевой ценности различных продуктов, формирование необходимых знаний о пищеварении, о заболеваниях, связанных с нарушением рационального питания.

3  Получение знаний, умений и навыков в правильном приготовлении домашней пищи.

Механизм оценки результатов

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила правильного питания.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых  продуктов.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об основных принципах гигиены питания;
- о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима питания;
- о завтраке, обеде и ужине, как об обязательных компонентах ежедневного меню;
- о значении молока и молочных продуктов;
- о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков;
- о связи рациона питания с образом жизни, о высококалорийных продуктах питания;
- о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека, о разнообразии овощей, фруктов и ягод, их значении для организма.

Педагогическая  разработка  соответствует возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей:

  • базируется на данных научных исследований в области питания детей;
  •  отражает проблемы связанные с организацией питания детей;
  • цели и задачи определяются с учетом сведений, суждений и навыков, которые уже приобретены жизненным опытом детей;
  • предусматривает участие в реализации программы родителей

2 .        Описание методики реализации методической разработки «Здоровое питание – залог здоровья ребёнка».

          В ходе реализации методической разработки «Здоровое питание – залог здоровья ребёнка» (Приложение 1) используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  методической разработки, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

        Преимущество разработки «Здоровое питание-залог здоровья» заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей младшего возраста. Ведь очень важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.  Всё, что они узнают и чему научатся на занятии, они смогут применить дома и в гостях уже сегодня. Проект занятия реализовался в три этапа. Дети были инициаторами начала работы по направлению «Здоровое питание».

            Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

Задачи проекта:

 •Расширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;

•Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;

•Способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия.

1 этап. Подготовительный

1.Определение темы, цели, содержания проекта, формирование групп.

2.В результате мозгового штурма  были определены группы «Художники», «Артисты».

3.Выбор направлений в работе над проектом:

Группа «Художники»:

•конкурс плакатов «Вкусной и здоровой пище – ДА, химии – НЕТ!»;

•изготовление коллажа из этикеток, оберток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания;

Группа «Артисты»:

•инсценировка стихотворения Н. Семенова «Спор овощей»;

•конкурс частушек о правильном питании, исполнение лучших частушек.

2 этап. Планирование

Цель: выработка плана действий, распределение ролей, заданий по направлениям деятельности; изучение источников информации (книги, энциклопедии, беседы)

  1. этап. Сбор информации

           Цель: анализ плана действий и полученных данных, уточнение дальнейших шагов по реализации проекта.

4 этап. Промежуточное обсуждение

Работа с собранным материалом, его оформление.

Цель: анализ достигнутых результатов.

 •Чему научился, работая над проектом.

•Как ты выполнял свою работу?

•Появились ли у тебя свои идеи по продолжению проекта?

5 этап. Выполнение проекта

Цель этапа: выполнение проекта.

 1.Серия классных часов «Разговор о правильном питании» (Бодрых С.А. – медсестра) заслушивание сообщений учащихся, которые занимались изучением основ здорового питания.

2.Совместное с родителями создание коллажа и проведение в столовой акции с голосованием «Вкусной и здоровой пище – ДА, химии – НЕТ!»;

3.Проведение конкурса частушек и плакатов среди учащихся начальной школы и оформление ими столовой, определение победителей, вручение благодарностей и подарков.

4.Подготовка театрализованной миниатюры по стихотворению Н. Семенова «Спор овощей».

5.Изготовление стенда «Здоровое питание для школьника».

6 этап. Презентация проекта

Цель: представить коллективную работу учащихся и родителей 2 «Г» класса

Презентация проекта

  В реализации данной работы  использовались основные методы обучения:

  • фронтальный метод;
  • групповой метод;
  • практический метод;
  • познавательная игра;
  • игровой метод.

 Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

  • чтение и обсуждение;
  • практические занятия;
  • творческие домашние задания;
  • конкурсы (рисунков и плакатов на тему правильного питания, рассказов и т.д.);
  • сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
  • Предполагаемые результаты

После проведения данного мероприятия предполагаем, получить следующие результаты:

  • – полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
  • – дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
  • – дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.

        В ходе развития исследовательских способностей  учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска:

  • Видеть проблемы;
  • Ставить вопросы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Давать определения понятиям;
  • Классифицировать;
  • Наблюдать;
  • Проводить эксперименты;
  • Делать выводы;
  • Объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • Сотрудничать с другими людьми;
  • Самостоятельно приобретать необходимые знания.    

        Участие родителей в реализации методической разработки

«Здоровое питание  - залог здоровья ребёнка».

          Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. Успешность воспитания во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогом, учащимися и родителями. В младшем школьном возрасте очень важно сделать родителей помощниками. Родители оказывают  значительную помощь в подготовке и   организации  приведения мероприятий направленных на формирование у школьников основ рационального питания и представления о необходимости заботы о своём здоровье.  

Часть мероприятий организованы с участием родителей: анкетирование, родительские собрания, семинары-практикумы, внеклассные мероприятия и другие формы. Мероприятия, проведенные совместно с родителями, сближают детей, укрепляют классный коллектив.(Приложение 2, 3, 4)

Моей задачей на будущий учебный год является поиск новых путей и методов работы, которые бы привели еще больше родителей к сотрудничеству и совместным действиям.                                           

План

по теме: « Как сберечь здоровье школьника»

Основные мероприятия

Исполнители

  1. Проведение родительских собраний по темам:
  •  «Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма»;
  • «Рационное (сбалансированное) питание»;
  •  «Гигиена питания Инфекционные болезни, передаваемые через пищу»;
  • «Правильное питание – залог здоровья ребёнка»  

Администрация школы,
медработник,

Классный руководитель

2. Семинар–практикум «Здоровье  детей в наших руках »

Медработник,

классный руководитель

  1. Индивидуальные консультации медработника школы «Как кормить ребёнка,  нуждающегося в диетпитании»

Медработник

  1. Родительский лекторий «Здоровье вашей семьи» 

Зам. Директора по УВР

  1. Организация встречи  родителей с детским педиатром

 - «Диетическое питание детей с хроническими заболеваниями»

Администрация школы, медработник

  1. Анкетирование родителей «Питание глазами родителей»

Классные руководители,

социальный  педагог

             7. Опрос родителей «Оценка работы школы по организации горячего питания»

Классные руководители,

социальный  педагог

        Оценка эффективности реализации работы

    Воспитательный эффект:

- формирование нравственных, морально – волевых качеств;

- формирование понимания правильного полноценного питания как основы развития здорового ребенка;

- формирование необходимости рационального питания, стремления вести здоровый образ жизни.

    Социальный эффект:

-профилактика вредных привычек;

-профилактика заболеваний ЖКТ;

-активное вовлечение в работу родителей;

-эстетика питания, организация еды в семье.

     Оздоровительный эффект:

-систематическое соблюдение учащимися режима дня;

-эффективное оздоровление, рациональное питание;

-приобретение необходимых навыков по приготовлению домашней пищи;

-умение распределять пищевой рацион в течение дня;

- предупреждение пищевых отравлений.

Список литературы:

1. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998. – 480 с.

2. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997. – 190 с.

3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987. – 288 с.

4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. – М.: ВАКО, 2004. – 288 с.

5. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. С.- 80.

 6. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008. – 72 с.

7. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005.

С. 16-28

8. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004.

С. 5-8

9. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005.

С. 5-47

10. Обухова Л.А. 135 уроков здоровья или школа докторов природы.1 – 4 классы / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко – Москва: Вако 2005. – 288 с.

11. Лазарева М.Л. Программа «Познай себя» для начальных классов. / авт.- сост.М. Л. Павлова М. А. –Волгогдад: Учитель, 2009. – 180 с.

12. Формирование здорового образа жизни у младших школьников, Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры / авт.- сост. М.А. Павлова. –Волгогдад: Учитель, 2009. – 143 с.

13.Сорокоумова Е. А. Уроки САМОПОЗНАНИЯ в начальной школе. – Н.Новгород, 2009. – 361 с.

14. Сорокоумова Е.А. Уроки ОБЩЕНИЯ в начальной школе. – СПб., 2009. – 40 с.


Приложение №1.

 Театрализованное представление на тему:

Пирамида здорового питания

г Липецк 2012 г.

Пирамида здорового питания

Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался.

За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Проект было решено реализовать в три этапа. Дети были инициаторами начала работы по направлению «Здоровое питание».

Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

Задачи проекта:

 •Расширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;

•Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;

•Способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия.

1 этап. Подготовительный

1.Определение темы, цели, содержания проекта, формирование групп.

2.В результате мозгового штурма  были определены группы «Художники», «Артисты».

3.Выбор направлений в работе над проектом:

Группа «Художники»:

•конкурс плакатов «Вкусной и здоровой пище – ДА, химии – НЕТ!»;

•изготовление коллажа из этикеток, оберток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания;

Группа «Артисты»:

•инсценировка стихотворения Н. Семенова «Спор овощей»;

•конкурс частушек о правильном питании, исполнение лучших частушек.

2 этап. Планирование

Цель: выработка плана действий, распределение ролей, заданий по направлениям деятельности; изучение источников информации (книги, энциклопедии, беседы)

  1. этап. Сбор информации

Цель: анализ плана действий и полученных данных, уточнение дальнейших шагов по реализации проекта.

4 этап. Промежуточное обсуждение

Работа с собранным материалом, его оформление.

Цель: анализ достигнутых результатов.

 •Чему научился, работая над проектом.

•Как ты выполнял свою работу?

•Появились ли у тебя свои идеи по продолжению проекта?

5 этап. Выполнение проекта

Цель этапа: выполнение проекта.

 1.Серия классных часов «Разговор о правильном питании» - медсестра, заслушивание сообщений учащихся, которые занимались изучением основ здорового питания.

3.Совместное с родителями создание коллажа и проведение в столовой акции с голосованием «Вкусной и здоровой пище – ДА, химии – НЕТ!»;

4.Проведение конкурса частушек и плакатов среди учащихся начальной школы и оформление ими столовой, определение победителей, вручение благодарностей и подарков.

5.Подготовка театрализованной миниатюры по стихотворению Н. Семенова «Спор овощей»;

6.Изготовление стенда «Здоровое питание для школьника».

6 этап. Презентация проекта

Цель: представить коллективную работу учащихся и родителей 2 «Г» класса

Презентация проекта

Сцена оформлена плакатами и коллажом о продуктах здорового и нездорового питания, на плакатах помещены рисунки, стихи, частушки.

Входит Сладкоежка. На нем гирлянда из разных сладостей. В одной руке фанта или пепси-кола, в другой пакет, в котором лежит коробка с тортом, конфетные коробки, связка сосисок.

Сладкоежка.

Я Сладкоежка Сладкоежкин.

Люблю вкусно поесть.

Мармелад, пирожное,

Отличное мороженое!

Булочки, ватрушки,

Сдобные пампушки.

«Марсы», чипсы и «Пикник»

Развивают аппетит.

Не люблю делиться,

Всё мне пригодится.

(Садится за стол и достаёт из пакета содержимое.)

Этот тортик мне

И колбаска мне

И конфетки мне

Не подходи ко мне!

Ведущая. (Подходит к Сладкоежке.)

Не бойся, Сладкоежка, я у тебя ничего не заберу.

Только я не могу поверить, что это ты один можешь всё съесть.

Сладкоежка.

Да, съем и никому не дам, ведь я сладости очень люблю.

Нету больше радости

 Для меня, чем сладости. (поглаживает животик)

 Ведущая. Дети, а вы любите сладости?

Сладкоежка.

Ой, ой! Что-то у меня живот заболел!

И в боку боль! Ой, и голова заболела!

А-а-а! И зубы болят! Побегу в больницу!            

Знаток здорового питания.

Сладкоежка кушал чипсы,

кока-колой запивал

 Врач теперь ему лечиться

На полгода прописал!

Если хочешь быть здоровым,

Бодрым, умным и веселым,

Ешь побольше овощей

 Фруктов, кашек и борщей!

Чипсы, кола – ерунда!

Каша, зелень – вот еда!

Как зайдем мы в огород –

Витаминов полон рот:

И петрушка, и лучок,

Сельдерей, и чесночок!

(На сцену выходят дети в костюмах овощей.)

Ведущая. Какие замечательные у нас овощи! Но мне кажется, что они о чем-то спорят. Давайте послушаем, о чем они говорят.

(На стол, где сидел Сладкоежка, каждый ребенок кладет овощ, который он представляет).

Овощи.

Кто из нас, из овощей,

И вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях

 Будет всех полезней?

Ведущая. Выскочил горошек – ну и хвастунишка!

Горошек. (весело)

Я такой хорошенький

 Зелененький мальчишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Ведущая.

От обиды покраснев,

Свекла проворчала…

Свекла. (важно)

Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свеклу надо для борща

 И для винегрета.

Кушай сам и угощай –

Лучше свеклы нету!

Капуста. (перебивая)

Ты уж, свекла, помолчи!

Из капусты варят щи.

А какие вкусные пироги капустные!

Зайчики-плутишки любят кочерыжки.

Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец. (задорно)

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

 Всем понравится, конечно!

Редиска.

Я – румяная редиска,

Поклонюсь вам низко-низко.

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь.

Про меня рассказ недлинный.

Кто не любит витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок,

Смелым, сильным, ловким.

Ведущая.

Тут надулся помидор,

И промолвил строго…

Помидор.

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

 Уж, конечно, сок томатный.

 Овощи.

Витаминов много в нем,

Мы его охотно пьем!

Ведущая.

У окна поставьте ящик.

Поливайте только чаще.

И тогда, как верный друг,

К вам придет зеленый … Лук!

Лук.

Я – приправа в каждом блюде

 И всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг,

Я простой зеленый лук!

Картошка. (скромно)

Я, картошка, так скромна –

Слова не сказала…

Но картошка так нужна

 И большим, и малым!

Ведущая. Спор давно кончать пора!

Овощи. Спорить бесполезно!

(Слышится стук. Все овощи замолкают.)

Овощи. Кто-то, кажется, стучит…

(Входит медсестра Оюн Ч.В. в костюме Айболита.)

Овощи. Это доктор Айболит!

Айболит. Ну, конечно, это я! О чем спорите, друзья?

 Овощи.

Кто из нас, из овощей,

Всех вкуснее и нужней?

Кто при всех болезнях

 Будет всех полезней?

Айболит. (расхаживая)

Чтоб здоровым, сильным быть

 Надо овощи любить

 Все, без исключения,

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

(Подходит к столу, берет поднос с овощами.)

Пойду лечить Сладкоежку.

Знаток здорового питания.

Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

Только надо знать,

Как здоровым стать.

- Об этом вы узнаете из наших частушек. Но сначала немного отдохнём. Поиграем в игру «Вершки и корешки». Если едим подземные части (корешки) надо присесть, если наземные (вершки) встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, тыква, репа, редис, капуста, лук, кабачок, чеснок, горох, редька.

Дети исполняют частушки, которые сочинили на конкурс.

Частушки

1.Жир, белки и углеводы

Соблюдать должны баланс

Регулярное питание –

И здоровье высший класс!

2. Сухофрукты, мед, орехи

    Нам заменят шоколад

    И малыш будет здоровым

   .И родитель будет рад!

3.Ночью в очень страшном сне

Чипсы бегали по мне.

Очень долго отбивался,

Кириешками кидался.

   4.Утром Маша варит кашу,

   А Сережа ест омлет.

   Будешь есть омлет и кашу –

Будешь сильным как атлет!

5. Мойте руки, ешьте чаще

По-немножку, до шести

Ничего болеть не будет,

Будем умными расти!

 6.Чудо йогурт, чудо сливки,

Чудо творог, молоко!

Переваривать то чудо

Оказалось нелегко!

  1. На меня напал гастрит.

Говорит, держись, бандит

Будешь «колу», «спрайты» пить

Будешь ты со мной дружить.

  1. Говорят, батончик дарит

Наслажденье райское.

Много раз бывал в раю –

Зуб лечу, лекарство пью.

9. Принимая витамины, знай,

Они полезны.

Те, кто их не принимает,

Бледные, болезные!

10. Кроме пользы витаминов,

Есть еще моменты.

Оказалось, что нужны

Микроэлементы!

11.Нужно кушать витамины,

Просвещают наш народ.

Не теряя время даром,

Шмыг в соседский огород!

12. Прочь рахиты и цинга!

Больше нет ангины.

На защиту нашу встали

Поливитамины!

13.Витамины А, В, С

Катает кошка на крыльце,

Во всю пасть хохочет кот

Да ведь класть их надо в рот!

14.Говорят везде у нас.

Где же взять нам их сейчас?

Ведь зима идет, не лето,

Мы дадим совет и в этом!

На сцену, радостно подпрыгивая, выбегают дети в шапочках с буквами – названиями витаминов, во время их выступления на мультимедийной установке демонстрируется презентация о витаминах.

Витамин А.  Меня можно найти в моркови, сладком перце, зеленом луке, щавеле, шпинате, зелени, плодах черноплодной рябины, шиповника, облепихи. Я необходим для нормального роста, поддерживаю нервную систему, хорошее зрение и здоровую кожу.

Витамин В. Я живу в молоке, твороге, сыре, печени, яйцах, хлебе грубого помола, капусте, яблоках, бобовых, помидорах, крупах, Я отвечаю за крепкую нервную систему, помогаю передавать импульсы мышцам, участвую в обмене углеводов в пищеварении и в работе сердечно-сосудистой системы.

Витамин С. А со мной вы подружитесь, если будете кушать листья салата, зелень петрушки и укропа, помидоры, черную и красную смородину, красный болгарский перец, цитрусовые, картофель. Я нужен для роста зубов, для образования клеток крови, для выработки иммунных антител и прочности стенок кровеносных сосудов. Я просто необходим для профилактики и борьбы с простудными заболеваниями.

Витамин Е. Я нахожусь в печени, пророщенных зернах пшеницы, растительном масле, в яичном желтке, овсяной и гречневой крупе. Защищаю человека от стрессов.

Витамин Д. Я живу в икре, молоке, а еще в лучах солнца. Отвечаю за правильный рост костей.

(Выходит Сладкоежка за руку с доктором Айболитом)

Айболит:

Снова Сладкоежка бодрый и здоровый.

А румянец на щеках вовсе не от колы!

Ешь полезные продукты,

Занимайся спортом –

Будешь ты в учебе первым,

За здоровье гордым!

Кушать овощи и фрукты

 Нужно людям каждый день.

И проблемы со здоровьем

 Обойдут тебя как тень.

Сладкоежка:

Пью, ребята, молоко!

Будьте все здоровы!

Каши есть всегда я рад.

Ну а чипсы, кириешки –

Организму просто яд!

Уважаемый Айболит, можно я покажу ребятам фокус, увидев который, я надеюсь, они никогда больше не будут пить вредные для здоровья газированные напитки? (Бросает в бутылку с кока колой конфету «Ментос»)

 Дети:

Будем нынче уважать

 Полезные продукты:

Рыбу, кашу, молоко,

Овощи и фрукты! (Дети раздают гостям ранетки и морковки)

Ведущая:

Чтобы быть всегда здоровым

 Надо кушать помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны,

Кашу – утром, суп – в обед,

А на ужин – винегрет.

Убери из рациона

 Кексы, сникерсы и колу

 И мороженое, спрайты,

Леденцы и шоколад –

Будет в организме – лад

 И здоровы будут глазки

 Головной твой мозг в порядке,

Также тело и душа –

Будет вечно молода!

Преимущество проектов:

•учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу;

•при выборе проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям;

•выполняя проекты, каждый ученик развивает свои творческие возможности и способности, учится решать жизненные задачи;


Приложение 2

Примерная анкета «Питание глазами учащихся»

№ п/п

Вопросы анкеты

Ответы

Да (%)

Нет (%)

1

Удовлетворяет ли тебя система организации питания в школе?

2

Устраивает ли тебя ежедневное меню

3

Удовлетворены ли ты качеством приготовления пищи?

4

Удовлетворены ли ты работой обслуживающего персонала?

5

Удовлетворены ли ты графиком питания?

6

Считаешь ли ты, что горячее питание повышает твою успеваемость?

7

Считаете ли Вы рациональным организацию горячего питания в школе?

8

Удовлетворены ли Вы санитарным состоянием столовой?

9

Удовлетворены ли Вы работой буфета?

Примерная анкета «Питание глазами родителей»      Приложение 3

№ п/п

Вопросы анкеты

Ответы

Да (%)

Нет (%)

1

Удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе?

2

Считаете ли Вы рациональным организацию горячего питания в школе?

3

Удовлетворены ли Вы санитарным состоянием столовой?

4

Удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи?

5

Удовлетворены ли Вы работой буфета?

Приложение 4.

 «Здоровое школьное  питание»

(темы лекций для родительского лектория)

1-4 классы.

Темы лекций:

1.     Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма.

2.     Рациональное (сбалансированное) питание.

3.     Гигиена питания. Инфекционные болезни, передаваемые через пищу.

4.     Воспитание культуры питания у младших школьников.

Лекция 1. Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма.

Примерный  план лекции.

1.     Основные группы пищевых веществ и их значение в питании младших школьников.

2.     Белки, их функции в организме.

3.     Жиры, их функции в организме.

4.     Углеводы – основной источник энергии в организме.

5.     Роль микроэлементов в жизнедеятельности организма.

 Вопросы для обсуждения.

1.     Чем заменить молочные продукты в рационе ребёнка, если он отказывается их есть или они ему противопоказаны?

2.     Мясо на завтрак, обед и ужин – это хорошо или плохо?

3.     Сколько конфет можно съесть ребёнку за день без ущерба для здоровья?

Лекция 2. Рациональное (сбалансированное) питание.

Примерный план лекции.

1.     Основные группы  продуктов питания: молочные, мясные, рыбные, кондитерские и т.д.

2.     Значение режима питания для пищеварения.

3.     Суточный рацион. Примерное меню на неделю для младшего школьника. 

Вопросы для обсуждения.

1.Почему необходимо научить детей соблюдать режим дня? Предлагаем, в качестве основы взять дневник самонаблюдений для сравнения с режимом дня вашего ребёнка. Сделайте вывод, как улучшить режим дня своего ребёнка.

 Мой режим дня (питания, труда и отдыха).

Месяц_________________________________________

 

Режим дня

 

Время (начало и окончание), дни недели

 

Замечания по выполнению режима дня.

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Подъём

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарядка

 

 

 

 

 

 

 

 

Утренний туалет

 

 

 

 

 

 

 

 

Завтрак

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия в школе

 

 

 

 

 

 

 

 

Обед

 

 

 

 

 

 

 

 

Полдник

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогулка

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия спортом

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдых

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка уроков

 

 

 

 

 

 

 

 

Ужин

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдых

 

 

 

 

 

 

 

 

Сон

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 3. Гигиена питания. Инфекционные болезни, передаваемые  через пищу.

Примерный план лекции.

1.Болезнетворные бактерии – возбудители таких заболеваний, как: ботулизм, дизентерия.

2. Болезни, причиной которых являются вирусы: гепатит А, холера.

3. Паразитарные инфекции.

4.Острые пищевые отравления небактериальной природы.

5. Профилактика заболеваний. Личная гигиена (общественная гигиена).

Вопросы для обсуждения:

1.Почему не рекомендуется использовать для хранения  пищевых продуктов  кустарные глазированные горшки и миски, лужёную посуду?

2. На что следует обратить внимание, приобретая пластиковую тару?

3.Можно ли отравиться средствами для мытья посуды?

4.Почему не рекомендуют  в домашних условиях консервировать грибы в герметически закрытых банках, если нет возможности хранить их в условиях холодильника?

Лекция 4. Воспитание культуры питания у младших школьников.

                                  Примерный план лекции.

1.     Привитие навыков гигиены питания – залог здоровья ребёнка.

2.     Умение пользоваться столовыми приборами.

Вопросы для обсуждения.

    1.В каком возрасте ребёнку следует прививать навыки гигиены питания?

   2.Какие факторы способствуют закреплению навыков гигиены питания?

   3. Можно ли младшему школьнику доверять сервировку стола?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Здоровое питание -залог здоровья"

Родительское собрание...

«Здоровое питание – залог здоровья»

ЗаНаучить детей выбирать продукты, полезные для здоровья.2.     Вызвать стремление употреблять в пищу здоровые продукты.3.     Выучить золотые правила питания.4...

Здоровое питание – залог здоровья организма

Данное занятие поможет формированию у обучающихся правильного представления о здоровье, о здоровом питании, научиться самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы, а также...