Программа факультативного курса "Моё здоровье" для 3-4 классов
рабочая программа по зож (3 класс) на тему

Осетрова Ирина Владимировна

Помогает формировать у младших школьников ценностное  отношение  к здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _programma_fakultativa_moyo_zdorove_.doc640 КБ

Предварительный просмотр:

                         

     

ПРОГРАММА

факультатива

« Моё здоровье»

(3-4 класс)

                                                         Составитель: Осетрова

                                                                          Ирина Владимир овна

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                  первой кв. категории

                                                                                  МКОУ Б- Поповская  СОШ                    

                                                                             

2012год.

Пояснительная записка.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых  детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок.  Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

   Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.           Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Задача  факультатива - помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать,  рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые  задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.

Занятие проводится 1 раз в неделю.

                                                 Цели программы:

1. Организация благоприятных условий для  формирования здоровой и физически крепкой личности

2. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Задачи: 

1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.

2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.

3.Сформировать представление о рациональной организации режима дня;  научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

4.Сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);                                                                                                 творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

.

Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:

  • Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
  • Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
  • Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

                                 Ожидаемые результаты.

Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

Обучающиеся должны уметь  правильно строить режим дня и выполнять его;  распознавать и  анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; применить общепринятые правила коммуникации; взаимодействовать  экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.

                                                 Программное содержание

Класс

Содержание  

3 класс

Разговор о правильном питании и правилах поведения.

Осознанно  о правильном  и здоровом питании. Питание  – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Пищевые отравления. Волевое поведение. Правила  оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения

4 класс

Быть здоровым – это здорово!

Нет вредным привычкам. . Курение – это плохо. Злой волшебник – алкоголь.  Наркотик  - болезнь и гибель человека. Как отучить себя от вредных привычек. Мальчишки и девчонки. Я принимаю  и отвечаю за свое решение. В здоровом теле – здоровый дух!.

3 класс (34часа)

                                           Правильное питание – основа здоровья .                                                    

                                                             Содержание программы.

Питание должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым. Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин лучше  молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность в белке, легко усваиваются организмом. Мясная пища тоже нужна.  Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток. Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе обязательно. Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы  каждый день.

Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Особенности питания в летний и зимний периоды, причины, вызывающих изменение в рационе питания. Представление   о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;  о полезности продуктов, получаемых из зерна; о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна. Предметы  сервировки стола, правила сервировки праздничного стола; правила поведения за столом.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол –во

часов

Требования к уровню подготовки

1

Если хочешь быть здоров.

1

Представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.

2

Самые полезные продукты.

1

Умение детей выбирать самые полезные продукты.

3-4

Всякому овощу – своё время.

2

Представление детей о  разнообразии  овощей

5

Как правильно есть.

1

Представление об основных принципах гигиены питания.

6

Удивительные превращения пирожка

1

Представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

7

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

1

Представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

8

Плох обед, если хлеба нет.

1

Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре.

9

Время есть булочки.

1

Знание  вариантов  полдника. Представление о значении молока и молочных продуктах.

10

Пора ужинать.

1

Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе.

11 -12

На вкус и цвет товарищей нет.

2

Знание разнообразия вкусовых свойств различных продуктов. Практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.

13

Как утолить жажду.

1

Представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

14

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

Представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

15-16

Где найти витамины весной?

2

Знание значения   витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

17

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

2

Знание разнообразия  фруктов, ягод, овощей, их значения  для организма.

18

День рождения    Зелибобы. Проверь себя.

1

Закрепление полученных знаний о законах здорового питания; знание учащимися  полезных блюд для праздничного стола.

19

Давайте познакомимся!

1

Обобщение  уже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы; дать представление о темах «Двух недель в лагере здоровья» как продолжения программы, познакомить с новыми героями программы.

20

Из чего состоит наша пища.

1

Представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;

представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

21

Что нужно есть в разное время года.

1

Представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; знание  блюд, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, представление о пользе овощей, фруктов, соков, некоторых  традиций  питания и блюд национальной кухни жителей разных регионов; представление о традициях питания своего народа, формирование чувства  уважения к культуре своего народа.

22

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

1

Представление о зависимости рациона питания от физической активности;  умение оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; представление детей о роли питания и физической активности для здоровья человека.

23

Где и как готовят пищу.

1

Представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; знакомство  с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы; знакомство  с основными признаками несвежего продукта.

24

Как правильно накрыть стол.

1

Расширить представления детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола; помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

25

Молоко и молочные продукты.

1

Представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах.

26

Блюда из зерна.

1

Знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширение представлений традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; формирование  уважения к культуре собственного народа и других народов.

27

Какую пищу можно найти в лесу.

1

Знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности их включения в рацион питания; представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений; познакомить с флорой края, её охраной; представления о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций опасных для здоровья.

28

Что и как приготовить из рыбы.

1

Представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности; представление о местной фауне.

29

Дары моря.

1

Представление о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

30-31

Кулинарное путешествие по России

2

Представление о кулинарных традициях как части культуры народа;  о кулинарных традициях  культуры своего народа.

32 -33

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

Представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

34

Как правильно вести себя за столом.

Представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

4 класс

«Нет!» - вредным привычкам

                                                         Содержание программы

Последствия влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации. Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Понятия «зависть» и «жадность». Знание предмета зависти.  Капризные дети. Как к ним относятся окружающие люди.  Как избежать негативных  эмоций.  Опасность курения. Права некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека. Профилактика наркомании. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, активности, солидарности. Навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Потребность поддерживать своё здоровье.  

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол –во

часов

Требования к уровню подготовки

1

Что  такое привычка?

1

Привычки и здоровье. Стремление приобретать полезные привычки и избегать вредных.

2

Привычки вредные и полезные

2

Представление о последствиях влияния вредных привычек на здоровье человека

3

От здоровых привычек - к здоровой жизни

1

Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Стремление приобретать полезные привычки и избегать вредных.

4

Спешите делать добро

1

Потребность делать людям добро.

5

Мои эмоции. Как справиться с гневом.        1

1

Представление об отрицательной эмоции гнев. Возможные опасности гнева. эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражите

6

Зависть и жадность

1

 Понятия «зависть» и «жадность». Знание предмета зависти.

7

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

1

  В каких случаях и почему мы обманываем.  К чему может привести притворство и хвастовство. Как ложь становиться привычкой. « Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.

8-9

Мы и наши близкие. Взаимодействие с другими взрослыми.

2

Чем озабочены и чего ждут от  детей  родители. Как доставить радость родителям.. Стремление к совместной деятельности с одноклассниками и членами других объединений. Умение оказывать и принимать поддержку окружающих.

 

10 -11

Капризы. Можно ли без них обойтись?

1

Воспитание в себе сдержанности.  Капризные дети. Как к ним относятся окружающие люди.

12

Наказание

1

Можно  ли обойтись без наказания и  что для этого нужно

13-14

Вежливое общение.

2

Умение общаться - важный показатель воспитанности человека. Уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

15-16

Чувства и поступки.

2

Формирование познавательных, эстетических и нравственных чувств. Различение хороших и плохих поступков;

17

Стресс

1

 Понятие «стресс». Как избежать негативных  эмоций.

18

Сначала думать, потом  действовать

1

Умение избегать  опасных ситуаций, если сначала думать, потом действовать.

19

Умей выбирать Мое решение

1

Умение вырабатывать ответственность, отвечать за свои поступки.

20-21

 Курение – это зло

2

Представление о немедленных и отдаленных последствиях курения. В чем непривлекательна внешность курильщика

22- 23

Зависимость

2

Опасность пассивного курения (вдыхание дыма окружающими). Права некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья

24

Как сказать нет

1

Формирование личной позиции по отношению к курению

25

Я выбираю

1

Тренинг

26 -27

Что такое алкоголь.

2

Представление о том, какие напитки и по какому признаку принято относить к алкогольным. Причины употребления алкоголя. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.

28

Алкоголю скажем нет

1

Представление об опасности возможных неадекватных действий человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Отрабатывается умение безопасного поведения при встрече с ним.

29- 30

Наркотик – путь в никуда

2

Представление о влиянии наркотиков на здоровье. Владеть информацией об уголовной ответственности за незаконный оборот, употребление наркотиков;

 Быть убежденными, что жить без наркотиков – более предпочтительно.

 

31

Наркотикам нет

1

Тренинг

32

Спорт против наркотиков

Расширить спектр представлений о спорте и спортивных достижениях.  

Профилактика наркомании. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности,

активности, солидарности.

         

33

Я  здоровье берегу – сам себе я помогу

1

Праздник здоровья

34

Привычка сохранять здоровье

Развитие потребности поддерживать своё здоровье.  

 

                               Изучив  программу, учащиеся будут знать:

*   Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.

*  Способы сохранения и укрепления здоровья.

*  Принципы правильного построения режима труда и отдыха в течение дня.

*  Правила гигиены кожи, полости рта, слуха, зрения, дыхания, питания, одежды, сна.

* Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.

*  Основные приемы и методы психической релаксации.

                             Изучив  программу, учащиеся будут уметь:

* Давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни.

* Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.

* Определять уровень физического развития, осуществлять простейшие  физиологические измерения, определять отклонения от физиологической нормы.

* Соблюдать правила личной гигиены.

* Применять приемы и методы психической релаксации.

* Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека

                                                     Литература:

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
  2.  Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
  3.  Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
  4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
  5. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
  6. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
  8. Влияние учебной нагрузки  и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
  9. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
  10. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.
  11. ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.        
  12. Электронный журнал «Учительская»  ИРО-РТ , июль 2009.        

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Рабочая программа факультативного занятия "Вдумчивое чтение" 2 класс

Рабочая программа по внеклассному чтению для 2 класса....

Программа факультативного курса по теме "Занимательная грамматика" 4 класс

Пояснительная запискаУспешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урок...

Программа факультативного курса "Я и мое здоровье" для учащихся 1-4 классов. Второй класс.

        Программа разработана для учащихся 1-4 классо с целью расширения знаний о правилах здорового образа жизни, способствующих повышению уровня физического, психического ...

Авторская программа факультативного курса «Экология» в 3 – 4 классе

Для усиления  экологической направленности содержания в дополнение к «Окружающему миру» я предлагаю Факультативный курс «Экология» для 3-4 класса.Для формирования научного взгляда на окружающий м...