рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по зож (2 класс) на тему

Каханская Ирина Анатольевна

 

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе.

Направление Физкультурно- оздоровительное

Кружок  « Маленький чемпион»           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе.

Направление Физкультурно- оздоровительное

Кружок  « Маленький чемпион»          

Структура рабочей программы

1.Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание программы.

4. Предполагаемые результаты реализации программы.

5. Формы и виды контроля.

6. Методические рекомендации.

            7. Описание материально-технического обеспечения образовательного                                      процесса.                  

    1.Пояснительная записка

Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по спортивно-оздоровительному направлению и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Срок реализации программы – 1 год. 

Программа рассчитана  на возраст 8-10 лет.

Программа рассчитана на 68 часов(34 учебные недели, 2 часа в неделю)

Цели программы:  

1.Содействие  всестороннему развитию личности.

2.Создание наиболее благоприятных условий  для формирования у младших

   школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных

путей достижения успеха.

3.Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи  программы:

1.Укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической    культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию.

2.Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.

3.Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

4.Профилактика вредных привычек.

5.Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

6.Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

7.Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

8.Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

–    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная,)  в рамках работы программы;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

–  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. 

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса

в школе.

 Программа рассчитана на 68 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (2 ч в неделю).

Программа  представлена  четырьмя блоками:  народные  игры, игры  на развитие  психических   процессов, подвижные  игры, спортивные  игры.

Повышенная двигательная активность - биологическая потребность детей, она необходима им для роста и развития.

Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

 Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка,                                           физкультминутки во время уроков,  игры во время перемен,  уроки физкультуры.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.  

Семья

Вторая половина учебного дня.                 Выходные.

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня.                 Выходные.

                                                                               Детские спортивные секции  

Школьные оздоровительные лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой  работы лагеря.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.

Методы

Формы

Методы формирования сознания.

- Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы;                                                                                         - Беседы и диспуты с классом или индивидуально;                                                                                                              - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

- Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков;                                          

- Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни;                                                          

 - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях;                                                                          - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом;                                                            

 - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Методы стимулирования  поведения и деятельности.

- Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение;                                                                                      - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

-  Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);                                                                                                 - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

2. Учебно-тематический план.

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные

I  год обучения

1

Народные игры

12

12

Применять правила техники безопасности на занятиях. Характеризовать прнизнаки физического развития и физических качеств. Выделять направленность упражнений по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость).

Выделять признаки  физической нагрузки ( по скорости и продолжительности выполнения).

Применять правила предупреждения травматизма при занятиях физическими упражнениями. Применять правила закаливания при самостоятельных занятиях.Планировать индивидуальный режим дня. Составлять комплексы утренней зарядки, физкультминуток. Составлять комплексы для правильной осанки.Общаться и взаимодействовать в процессе игровой деятельности.

Организовывать проведение совместных подвижных игр.

2

Игры на развитие психических процессов

12

12

3

Подвижные игры

28

28

4

Спортивные игры

16

16

Итого:

68

        12

56

3. Содержание программы.

Тема занятия

Содержание занятия

Количество часов

всего

ауд

внеауд

Народные игры – 12 часов

1

Русская народная игра «Белые медведи»

   Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

2

2

2

 Русская народная игра «Ромашка».

   Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

2

2

3

  Русская народная игра «Часы».

  Правила игры. Проведение игры.

2

2

4

  Русская народная игра «Хвосты».

  Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

2

2

5

  Русская народная игра «Что мы делали сегодня?».

  Правила игры. Проведение игры.

2

2

6

  Русская народная игра «Зарница»

  Правила игры.  Проведение игры. Эстафета.

2

2

Игры на развитие психических процессов -12часов

7

   Игры на развитие логики и мышления

Знакомство с правилами и проведение игр «В сто»,  «Морской бой»,  «Повтори-ка».

2

2

8

  Упражнения и игры на внимание

  Упражнение «Хлопки», игры  «Заметь всё»,  «Запомни порядок».

2

2

9

   Игры на развитие памяти.

  Игры «Повтори за мной», «Города - реки», «Художник».

2

2

10

   Игры на развитие воображения.

  Игры «Узнай, кто я?», «Три слова».

2

2

11

  Игры на развитие мышления и речи.

  Игры «Ну-ка, отгадай».Загадки.

2

2

12

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.

Игры «Изобрази и покажи сказочного героя»,  «Три характера».

2

2

Подвижные игры – 28часов

13

   Игры на внимание «Класс, смирно», «Три, Тринадцать, Тридцать».

  Правила игры. Строевые упражнения; перестроение.

2

2

14

  Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»

  Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.

2

2

15

   Игра с мячом

«Часовые и разведчики».

  Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.

2

2

16

  Весёлые старты с мячом.

  Гимнастические упражнения. Эстафеты.

2

2

17

  Игра «Снайперы»

Игры с мячом: ловля, бросок, передача.

2

2

18

  Весёлые старты со скакалкой

  Комплекс ОРУ со скакалкой.

2

2

19

Встречная эстафета с бегом

 Правила игры. Проведение игры.

2

2

20

Игры на свежем воздухе «Хвост дракона», «Метко в цель».

 Разучивание и проведение игр.

2

2

21

Игра «Следопыты».

Правила игры. Проведение игры.

2

2

22

  Игра «Петушиный бой».

  Правила игры. Проведение игры.

2

2

23

 Игра «Перетягивание через черту»

 Правила игры. Проведение игры.

2

2

24

Игра «Перемена мест»

 Построение. Строевые упражнения6 перемещение.

2

2

25

  Игра «Попади в обруч».

  Правила игры. Проведение игры.

2

2

26

  Игра «Прыжки через овраг»

  Совершенствование координации движений.

2

2

Спортивные игры – 16часов

27

 Минифутбол

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

4

4

28

Баскетбол.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.

2

2

29

Пионербол

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

5

5

30

Эстафеты

Эстафеты, Весёлые минутки.

1

1

31

Эстафеты

Эстафеты с мячом

1

1

32

Эстафеты

Эстафеты со скакалкой

1

1

33

Соревнования

Эстафеты с мячом, скакалкой.

1

1

34

Спортивный праздник.

Игры,эстафеты, Весёлые минутки.

1

1

ВСЕГО

68

12

56

4.Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх;
  2.  Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Результатом практической деятельности по программе «Чемпион» можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
  • Классный руководитель  координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на  классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
  • 100% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности .

Предполагаемый результат:        

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

5. Формы и виды контроля.

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:

- проведение открытых мероприятий  для родителей;

- организация спортивных праздников;

- участие в соревнованиях, турнирах, эстафетах;

- проведение итогового занятия в конце учебного года.

6. Методические рекомендации.

Организованная образовательная деятельность по физической культуре – это основная форма развития оптимальной двигательной активности детей. К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр.

Недостаточное развитие какого-либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его двигательную активность. В связи с этим при планировании непосредственно образовательной деятельности (НОД) по физической культуре необходимо учитывать взаимосвязь процесса обучения основным видам движений с развитием двигательных способностей детей.

Наряду с рациональной организацией (разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя и т.д.) важны определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующая творчество и инициативу детей. Например, во время НОД можно предоставить  детям  самостоятельно выбрать любимое пособие и выполнить с ним произвольные движения.

Каждое занятие  должно приносить радость ребенку, пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью учителю необходимо широко использовать разные приемы и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями.

Эффективность образовательной деятельности  в образовательном учреждении во многом определяется пониманием основных целей, среди которых можно выделить:

  • Удовлетворение естественной биологической потребности у ребенка в движении;
  • Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
  • Формирование двигательных умений и навыков;
  • Развитие необходимых физических качеств и двигательных способностей ребенка;
  • Активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;
  • Формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей.

НОД по физкультуре в  образовательном учреждении необходимо проводить не менее 3-х раз в неделю (СанПиН). Продолжительность НОД для детей  8-10 лет – 40-45 мин. Одно занятие в неделю для детей 8-10 лет обязательно проводится на свежем воздухе и включает в себя подвижные игры и игровые упражнения. В теплое время года большую часть занятий следует проводить на свежем воздухе.

Для обеспечения оптимальной моторной плотности НОД по физической культуре необходимо следующее:

  • Определить объем физической нагрузки для детей данного возраста и распределить ее с учетом состояния их здоровья и уровня физической подготовленности;
  • Предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение физкультурного оборудования и пособий, санитарно-гигиенические требования, следить за наличием соответствующей одежды и обуви;
  • Продумать задачи и программное содержание в соответствии с основными принципами обучения и воспитания;
  • Давать ясное, лаконичное объяснение заданий, четко показывать упражнения;
  • Продумать музыкальное сопровождение, которое должно сочетаться с движениями и создавать положительный эмоциональный настрой у детей;
  • Использовать разные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, круговую тренировку;
  • Во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание. Предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ учителем или ребенком, словесное объяснение и т.д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово, свободный темп).
  • Стремиться осуществлять дифференцированный подход в основных видах движений и игровых упражнениях.
  • При изучении сложного материала следует создать целостное представление обо всем двигательном акте и выполнить упражнение в общих чертах. При этом необходим четкий показ в определенном темпе. Далее важно отработать технику выполнения каждого элемента движения и развить у детей чувство самоконтроля за свою двигательную активность.
  • С целью закрепления и совершенствования приобретенных двигательных навыков и умений предоставлять детям возможность самостоятельно воспроизводить упражнения.
  • Обращать особое внимание на создание высокой вариативности педагогических условий, что способствует более эффективной реализации двигательной активности детей (за счет новизны упражнений, внесения новых пособий и предметов, постепенного усложнения двигательных задач).
  • Активизировать мыслительную деятельность каждого ребенка. Для этого следует использовать пространственную терминологию, предоставлять ребенку самостоятельный выбор способа выполнения действий, задавать наводящие вопросы, создавать поисковые ситуации и т.д.
  • Создавать специальные ситуации для проявления волевых качеств ребенка, решительности, смелости, находчивости.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

1

2

Проектная деятельность в начальной школе. Авторы-составители: М.К. Господникова  [и др.] Волгоград : Учитель, 2001.

1

3

ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.

1

4

*«Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.

1

5

*«Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.

1

6

. В.А. Ильина «Игры, конкурсы развлечения».

1

7

В.Г.Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке».  

2. Печатные пособия

3. Технические средства обучения

4. Экранно-звуковые пособия

1

*DVD«Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

*«

5. Игры и игрушки

1

Мячи

3

2

Скакалки

10

3

Обручи

3

4

Настольные развивающие игры

6

6. Оборудование класса

1

Компьютер        1

2

Интерактивная доска

1

3

Принтер

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...