Рациональное питание младшего школьника «Урок здоровья» с применением информационно-коммуникационных технологий. (Урок обобщения)
методическая разработка по зож по теме
Здоровье детей – важнейший вопрос обеспечения будущего нации. Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, физическому и умственному развитию. Приоритетная роль питания отражена в проекте «Основы политики Российской Федерации в области здорового питания населения РФ на период до 2015 года».
Будущее нашей страны— счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми— сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Здоровье населения – высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начинаться именно со здоровья, в первую очередь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zdorovya_prezentatsiya.pptx | 2.73 МБ |
metodicheskaya_razrabotka_urok_zdorovya.docx | 99.9 КБ |
prilozhenie_2_rebusy.docx | 818.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРАВИЛА РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 1. Соблюдения умеренности в количестве съедобной пищи (Нельзя переедать). 2. Правильное распределение приёма пищи в течение дня (4-5 разовое питание). 3.Сбалансированное или разнообразное питание (белки, жиры , углеводы ) 4.Учитывается возраст, занятие человека….
Что у вас в мешочках? Что из этого можно приготовить? В какое время это нужно кушать?
Какие блюда можно приготовить из этих продуктов? Когда это нужно кушать: на завтрак, обед, полдник или ужин?
1 2 3 4 5 6 К У М Ы С Т В О Р О Г С Л И В К И Й О Г У Р Т К Е Ф И Р М А С Л О
ник СЫРНИК
, лет ОМЛЕТ
лета КОТЛЕТА
СОК , с ,
фрукты , Ф ты
Предварительный просмотр:
1. Возрастная категория - для учащихся 7-10 лет
2. Название урока: Рациональное питание младшего школьника
«Урок здоровья» с применением информационно-коммуникационных технологий.
(Урок обобщения)
3. ФИО автора: Зайцева Татьяна Петровна
4. Полное название организации, в которой работает заявитель: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей №113»
5. Адрес, телефон и электронная почта организации: 630089 г. Новосибирск, улица Б. Богаткова, 241/1, т. 2676907 e-mail: sch_113_nsk@nios.ru
Введение
Здоровье детей – важнейший вопрос обеспечения будущего нации. Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, физическому и умственному развитию. Приоритетная роль питания отражена в проекте «Основы политики Российской Федерации в области здорового питания населения РФ на период до 2015 года».
Будущее нашей страны— счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми— сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Здоровье населения – высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начинаться именно со здоровья, в первую очередь детей.
Участниками данного урока являются учащиеся МБОУ Лицей №113 и воспитанники детского дома №9 Дзержинского района города Новосибирска в рамках социального проекта. (Приложение 1)
Цель: формировать представление о важности правильного питания, как основы сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
1) Сформировать у учащихся устойчивые навыки здорового образа жизни.
2) Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания
3) Сконцентрировать внимание учащихся на ценности здоровья и долголетия, а также на причинах утраты здоровья;
Оборудование:
- мешочки с разными крупами;
- тарелки с черносливом, различными сухофруктами;
- тарелочки с орехами;
- фруктами;
- тарелка с овощами;
-карточки для каждой группы с кроссвордом;
- макеты часов у каждой группы, выполненные на уроке труда.
На данном уроке ребята работают в группах по 5 человек -5групп.
Учитель:
Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось:
– Начинать урок пора!
Добрый день. Сегодня на «Уроке Здоровья» мы работаем в группах. Давайте вспомним правила поведения работы в группе.
Ученики:
- не перебивать;
- выслушивать мнение другого до конца;
- говорить шёпотом;
- уважать мнение другого и т. д.
Учитель:
Я надеюсь, что у нас всё получится и желаю вам успеха!
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
На занятиях о правильном питании на прошлом уроке у нас возник спор. На вопрос: «Как бы вы, если разрешат родители, хотели бы питаться весь день?»- несколько детей ответили так:
- весь день ели фрукты…
- только шоколад…
- сгущёнку, пирожное с колой… и т.д.
-Что же делать, кто же прав? Мнения разделились. И я знаю, что некоторые дети, вопреки взрослым, пытались питаться так, как того хотели.
Внимание на экран.
2-ой слайд (видео)
Беседа после просмотра:
-Получилось у Вероники продержаться на фруктах весь день? (нет)
-А что случилось с её самочувствием? (оно ухудшилось)
-Как вы поняли, что ей совсем плохо? (Она не смогла пойти на любимое занятие, надулся живот…)
-Вероника сейчас на уроке. Скажи, пожалуйста, понравилось тебе экспериментировать? (нет)
-Внимание на экран. У нас Голиков Миша пытался кушать весь день шоколад, сладости….
3-ий слайд (видео)
Беседа после просмотра:
-Ребята, а что произошло с Мишей? (Ему тоже стало плохо)
-Сначала они думали, что так питаться можно. А как на самом деле? Получилось у них так, как задумали? А ведь так думали не только они…
2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Как вы думаете, чему мы посвятим сегодня наш урок здоровья? (Как правильно питаться весь день, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым или составлению рациона питания на весь день)
3. ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Учитель:
Питание, которое обеспечивает полноценное развитие, называется рациональным (от лат. – расчет, мера, разумный). И наш урок мы посвятим именно этому.
4–ый слайд:
Каковы же правила рационального питания человека? (Когда дети называют правила, они появляются на экране):
1. Соблюдения умеренности в количестве съедобной пищи (нельзя переедать).
2. Правильное распределение приёма пищи в течение дня(4-5разовое питание).
3.Сбалансированное или разнообразное питание (белки, жиры, углеводы).
4.Учитывается возраст, занятие человека….
Учитель:
- Посмотрите, все, что вы назвали, совпадает с мнением специалистов и диетологов, значит, мы идём по верному пути.
-Давайте попробуем выполнять задания исходя из тех правил, которые вы назвали, учитывая Ваш возраст.
5-ый слайд (видео)
Вероника приготовила нам первое задание. Внимание на экран.
6-ой слайд (вопросы)
(После вопроса ребята стали трогать мешочки и определять содержимое)
Ученики:
- Выставляют время завтрака на часах.
Ответы групп:
1-я группа – манка – из неё можно сварить манную кашу.
2-я группа – гречка – гречневую.
3 –я группа – геркулес – геркулесовую.
4-я группа – пшено – пшённую.
5 – я группа – рис – рисовую.
Учитель:
-А как сделать кашу ещё вкусней?
Ученики:
Можно добавить: изюм, орехи, фрукты и т.д. (Берут тарелочки с тем содержимым, которое нравится, и ставят себе на стол)
-Каждая группа рассказывает о своей каше, и что они добавили, чтобы их каша стала ещё вкуснее.
Учитель:
Каша – одно из самых древнейших блюд в России. Наравне со щами каша стала чуть ли не нашим национальным символом: “Щи да каша – пища наша”. Так говорили в старину. Рестораны русской кухни можно встретить сегодня во всех странах мира. Наше кулинарное искусство занимает не менее почётное место, чем французское или, скажем, китайское. Несмотря на влияние восточных и западных соседей, наша кухня остаётся яркой и самобытной. И одно из любимых российских блюд – каша. Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир”. Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему европейскому, особенно любил ячневую кашу. На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром. Крутые каши (рассыпчатые) ели с маслом. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми вареными яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, патокой, мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.
Дома вы должны были вспомнить пословицы и поговорки о пользе каши.
(Какая группа больше назовёт)
Варианты ответов детей:
Каша – матушка наша.
Щи да каша – пища наша.
Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
С ним каши не сваришь.
Кашу маслом не испортишь.
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Щи да каша – еда наша.
Разговорами каши не сваришь.
Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
Кашу свари, да ещё в рот положи.
Где щи да каша – там место наше.
(После выступления, ребята делают вывод о том, что завтрак - необходимый компонент ежедневного рациона питания).
Учитель:
- Но не все дети могут покушать рано утром, перед школой. Что же делать тем детям, которые пришли все-таки, не покушав дома?
Ученики:
- Нам поможет школьный завтрак.
Учитель:
Дети здесь имеют выбор: либо это каша, для тех, кто не покушал дома, либо чай или какао со свежей булочкой.
Второе задание нам предлагает Миша. Внимание на экран.
7-ой слайд (видео)
8 – ой слайд (вопросы)
Учитель:
В большой чашке на столах у каждой группы овощи, различные крупы для приготовления обеда.
Прежде чем приступить к заданию, поставьте на часах время обеда. Приступайте к заданию.
У каждой группы получились свои блюда, например: борщ или суп из гороха, овощной гарнир, биточки или котлета, сок или компот и т.д.
Учитель:
Каких продуктов на вашем столе ещё не хватает, чтобы обед был полноценным?
Ученики:
Необходимо мясо, рыба, куриное мясо, хлеб и т.д.
Нежирное мясо - источник железа и цинка, способствующий улучшению функции мозга. Употребление нежирного мяса вместе с пищей, богатой витамином С (помидоры, болгарский перец, апельсины, клубника) помогают организму лучше усваивать железо.
Жирная морская рыба содержит полезную для мозговой функции жирную кислоту омега-3, употребление которой улучшает когнитивную функцию мозга. Ребенку вашего возраста можно давать с собой бутерброд с жаренным или тушеным лососем и овощами (нарезанным огурцом, помидором или листьями салата) – это очень полезно!
А о пользе хлеба говорили ещё наши предки. И, чтобы попасть на наш стол, над ним потрудились очень большое количество людей.
Ребята встают в круг, берутся за руки и вместе исполняют песню.
Песня “Зернышко”, муз. Чичкова.
1
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
2
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
3
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
4
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Учитель:
Когда мы выполним это задание, вы поймёте, о каком следующем этапе питания пойдёт разговор.
Игра «Подбери рифму»: (Стихотворение Д.Хармса «Очень-очень вкусный пирог»)
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе …
Купил муки, купил творог,
Испёк рассыпчатый …
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не …
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту…
Когда же гости подошли,
То даже крошек не...
Ученики:
Полдник.
Учитель:
Поставьте время полдника на своих часах.
Решив кроссворд, вы сможете вспомнить, что необходимо включить в свой рацион во время полдника (совместная работа на интерактивной доске)
9-ый слайд (кроссворд)
Учитель:
1. Напиток, распространенный в Казахстане, Татарстане, Узбекистане. Он готовится из молока кобыл, коз. Он обладает диетическими и лечебными свойствами, возбуждает аппетит, его издавна применяют для профилактики и лечения туберкулеза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, восстановления после болезни. (Кумыс)
2. Я не сливки, не сырок, белый, вкусный... (Творожок)
Его делают из молока, он рассыпчатый, вкусный. Его можно кушать с разными добавками: бананом, черносливом…
3. Верхний слой молока, любимое лакомство кота… (Сливки)
4. Его десятки разновидностей: молочные, сливочные, фруктовые, витаминизированные. Их живая микрофлора снимает дискомфорт и боли в желудке, приводит в норму пищеварение и придаёт силы всему организму (Йогурт)
5. Знаменит он на весь мир вкусный, кисленький ... (Кефир).
Он «родился» на Кавказе и рецепт этого напитка длительное время сохранялся в секрете. У горцев существовало поверье, что если кто-то из них расскажет о том, как его готовить, продаст или подарит его грибки, то навлечет Божий гнев — погибнет вся закваска и целый народ лишится пищи.
6. На холоде твёрдое, как лёд, а в тепле плывёт, как мёд…(Масло)
Какой главный полезный продукт получился, когда мы разгадали кроссворд? (молоко) В молоке есть все необходимые человеку вещества — белки, жиры, углеводы. Многие животные выкармливают своих детёнышей молоком. Они так и называются — млекопитающие.
Обсудите, чтобы вы съели на полдник?
(Ребята обсуждают и предлагают свои варианты, мотивируя свой ответ, и делают вывод о необходимости полдника).
Оздоровительная минутка
Игра «Вершки и корешки»
Если едим подземные части продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква…)
Учитель:
А сейчас пора ужинать!
Поставьте на часах время ужина.
Какую пищу необходимо кушать на ужин? (легкоусвояемую)
Что вы любите есть на ужин? (запеканки, сырники, овощные котлеты, сыр, яйца, овощное рагу и т.д.)
10 – 14-ые слайды: Игра «Ребусы»
Каждой группе выдаются карточки с ребусами (Приложение 2).
Совместная проверка на интерактивной доске.
4.ИТОГ УРОКА:
По каждому этапу режима питания: обсуждение, анализ, выводы, предложения, оценка собственной позиции.
Учитель:
Итак, мы подробно обсудили весь режим питания.
Что дал вам наш «Урок Здоровья»?
Ученики:
Мы поговорили о том, как сделать наше меню вкусным, полезным, а главное поняли о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания для своего здоровья, узнали много нового.
Учитель:
Чтобы вы посоветовали нашим героям Веронике и Мише? (соблюдать режим питания)
Давайте спросим их: « Неужели совсем нельзя кушать фрукты и шоколад?» (Можно, даже нужно, но это не основная еда, её можно кушать между приёмами пищи, как мы и говорили на прошлых занятиях)
Какое задание вы хотели бы выполнить после нашего урока?
Ученики:
Вместе с родителями обсудить и составить меню на неделю и понаблюдать за своим самочувствием.
Учитель:
Замечательно. И на следующем занятии мы поговорим о том, что у вас получилось. Но хочется, чтобы вы при составлении меню помнили всё то, что мы сказали сегодня и на прошлых «Уроках Здоровья».
Подведём теперь итог:
Чтоб расти – нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник для завода
Не пойдёт ни тик, ни так.
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда-
Важнейшее условие!
Учитель:
А теперь совет от наших героев Вероники и Миши:
15-ый слайд (видео)
Вероника:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Миша:
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Вероника:
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Вместе:
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Рациональное питание школьника"
Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья школьников за счёт повышения качества, эффективности и безопасности системы школьного питания....
Урок русского языка в 4 классе Урок обобщение знаний
ТЕМА. Повторение изученного материала.Цели: - обобщить знания, усвоенные учащимися в процессе изученияотдельных тем;- установить связи между ними;- развивать умение применять знания при решении разноо...
СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЧУ–ЩУ, ЧА–ЩА, ЖИ- ШИ (УРОК ОБОБЩЕНИЯ, УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ) 1 класс ПНШ ФГОС
СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЧУ–ЩУ, ЧА–ЩА, жи- ши (урок обобщения, урок с применением ИКТ) урок путешествия по лесу. І. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика. ІІ. Актуализация зн...
Рациональное питание школьника
разработка внеклассного мероприятия...
урок математики во 2 классе "Умножение" (урок обобщения)
Урок на закрепление умножения со сзоровьесберегающими технологиями....
Урок здоровья в 1 классе. Тема урока:«Почему болят зубы?»
Урок здоровья в 1 классе....
Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России". (Урок обобщение)
Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России"....