Рациональное питание младшего школьника «Урок здоровья» с применением информационно-коммуникационных технологий. (Урок обобщения)
методическая разработка по зож по теме

Зайцева Татьяна Петровна

Здоровье детей – важнейший вопрос обеспечения будущего нации. Здоровое  питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, физическому и умственному развитию. Приоритетная роль питания отражена в проекте «Основы политики Российской Федерации в области здорового питания населения РФ на период до 2015 года».

 Будущее нашей страны— счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми— сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Здоровье населения – высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начинаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок здоровья «Рациональное питание младшего школьника» Зайцева Татьяна Петровна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 г. Новосибирска

Слайд 4

ПРАВИЛА РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 1. Соблюдения умеренности в количестве съедобной пищи (Нельзя переедать). 2. Правильное распределение приёма пищи в течение дня (4-5 разовое питание). 3.Сбалансированное или разнообразное питание (белки, жиры , углеводы ) 4.Учитывается возраст, занятие человека….

Слайд 6

Что у вас в мешочках? Что из этого можно приготовить? В какое время это нужно кушать?

Слайд 8

Какие блюда можно приготовить из этих продуктов? Когда это нужно кушать: на завтрак, обед, полдник или ужин?

Слайд 9

1 2 3 4 5 6 К У М Ы С Т В О Р О Г С Л И В К И Й О Г У Р Т К Е Ф И Р М А С Л О

Слайд 10

ник СЫРНИК

Слайд 11

, лет ОМЛЕТ

Слайд 12

лета КОТЛЕТА

Слайд 13

СОК , с ,

Слайд 14

фрукты , Ф ты



Предварительный просмотр:

1. Возрастная категория - для учащихся 7-10 лет

2. Название урока:  Рациональное питание  младшего школьника

«Урок здоровья» с применением информационно-коммуникационных  технологий.

(Урок обобщения)

 3. ФИО автора: Зайцева Татьяна Петровна

 4. Полное название организации, в которой работает заявитель: муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей №113»

5. Адрес, телефон и электронная почта организации: 630089 г. Новосибирск, улица  Б. Богаткова, 241/1, т. 2676907  e-mail: sch_113_nsk@nios.ru

Введение

Здоровье детей – важнейший вопрос обеспечения будущего нации. Здоровое  питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, физическому и умственному развитию. Приоритетная роль питания отражена в проекте «Основы политики Российской Федерации в области здорового питания населения РФ на период до 2015 года».

 Будущее нашей страны— счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми— сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Здоровье населения – высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начинаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Участниками данного урока являются учащиеся  МБОУ Лицей №113 и воспитанники детского дома №9 Дзержинского района города Новосибирска в рамках социального проекта.  (Приложение 1)

Цель: формировать представление о важности правильного питания, как основы сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

1) Сформировать у учащихся  устойчивые навыки здорового образа жизни.

 2) Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания

3) Сконцентрировать внимание учащихся на ценности здоровья и долголетия, а также на причинах утраты здоровья;

Оборудование:

 - мешочки с разными крупами;

- тарелки с черносливом, различными сухофруктами;

 - тарелочки с орехами;

- фруктами;

- тарелка с овощами;

-карточки для каждой группы с кроссвордом;

-  макеты часов у каждой группы, выполненные на уроке труда.

На данном уроке ребята  работают в группах по 5 человек -5групп.

Учитель: 

Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось:
– Начинать урок пора!

Добрый день. Сегодня  на «Уроке Здоровья» мы работаем в группах. Давайте вспомним правила поведения работы в группе.

Ученики:

  • не перебивать;
  • выслушивать  мнение  другого до конца;
  • говорить шёпотом;
  • уважать мнение другого и т. д.

Учитель:

Я надеюсь, что у нас всё получится  и  желаю вам успеха!

1. ПОСТАНОВКА  ПРОБЛЕМЫ

На занятиях о правильном питании на прошлом уроке у нас возник спор.   На вопрос: «Как бы вы, если разрешат родители, хотели бы питаться весь день?»- несколько детей ответили так:

  • весь день ели  фрукты…
  • только шоколад…
  • сгущёнку, пирожное с колой… и т.д.

-Что же делать, кто же прав? Мнения разделились. И я знаю, что некоторые дети, вопреки взрослым, пытались питаться так, как  того хотели.

Внимание на экран.

2-ой слайд (видео)

Беседа после просмотра:

-Получилось у Вероники продержаться на фруктах весь день?  (нет)

-А что случилось с её самочувствием? (оно ухудшилось)

-Как вы поняли, что ей совсем плохо? (Она не смогла пойти на любимое занятие, надулся живот…)

-Вероника сейчас на уроке. Скажи, пожалуйста, понравилось тебе экспериментировать? (нет)

-Внимание на экран. У нас Голиков Миша пытался кушать весь день шоколад, сладости….

3-ий слайд (видео)

Беседа после просмотра:

-Ребята, а что произошло с Мишей? (Ему тоже стало плохо)

-Сначала они думали, что так питаться можно. А как на самом деле? Получилось у них так, как задумали? А ведь так думали не только они…

2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ  УРОКА

- Как вы думаете, чему мы посвятим сегодня  наш урок здоровья? (Как правильно питаться весь день, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым или составлению рациона питания на весь день)

3. ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Учитель:

Питание, которое обеспечивает полноценное развитие, называется рациональным (от лат. – расчет, мера, разумный). И наш урок мы посвятим именно этому. 

4–ый слайд:

Каковы же правила  рационального питания человека?  (Когда дети называют правила, они появляются на экране):

1. Соблюдения умеренности в количестве съедобной пищи (нельзя переедать).

2. Правильное распределение приёма пищи в течение дня(4-5разовое питание).

3.Сбалансированное или разнообразное питание (белки, жиры, углеводы).

4.Учитывается возраст, занятие человека….

Учитель:

- Посмотрите, все, что вы назвали, совпадает с мнением специалистов и диетологов, значит, мы идём по верному пути.

-Давайте попробуем выполнять задания исходя из тех правил, которые вы назвали, учитывая  Ваш возраст.

 5-ый слайд (видео)

Вероника приготовила нам первое задание. Внимание на экран.

6-ой слайд (вопросы)

 (После вопроса ребята стали трогать мешочки и определять содержимое)

Ученики:

- Выставляют время  завтрака на часах.

Ответы групп:

1-я группа – манка – из неё можно сварить манную кашу.

2-я группа – гречка – гречневую.

3 –я группа – геркулес – геркулесовую.

4-я группа – пшено – пшённую.

5 – я группа – рис – рисовую.

Учитель:

-А как сделать кашу ещё вкусней?

Ученики:

Можно добавить: изюм, орехи, фрукты и т.д. (Берут тарелочки с тем содержимым, которое нравится, и ставят себе на стол)

-Каждая группа рассказывает о своей каше, и  что они добавили, чтобы их каша стала ещё вкуснее.

Учитель:

Каша – одно из самых древнейших блюд в России. Наравне со щами каша стала чуть ли не нашим национальным символом: “Щи да каша – пища наша”. Так говорили в старину. Рестораны русской кухни можно встретить сегодня во всех странах мира. Наше кулинарное искусство занимает не менее почётное место, чем французское или, скажем, китайское. Несмотря на влияние восточных и западных соседей, наша кухня остаётся яркой и самобытной. И одно из любимых российских блюд – каша. Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир”. Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему европейскому, особенно любил ячневую кашу. На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром. Крутые каши (рассыпчатые) ели с маслом. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми вареными яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, патокой, мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.

Дома вы должны были вспомнить пословицы и поговорки о пользе каши.

(Какая группа больше назовёт)

Варианты ответов детей:

Каша – матушка наша.

Щи да каша – пища наша.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

С ним каши не сваришь.

Кашу маслом не испортишь.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Щи да каша – еда наша.

Разговорами каши не сваришь.

Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.

Кашу свари, да ещё в рот положи.

Где щи да каша – там место наше.

(После выступления, ребята делают вывод о том, что завтрак -  необходимый компонент ежедневного рациона питания). 

Учитель:

- Но не все дети могут покушать рано утром, перед школой. Что же делать тем детям, которые пришли все-таки, не покушав дома?

Ученики:

- Нам  поможет школьный завтрак.

Учитель:

Дети здесь имеют выбор: либо это каша, для тех, кто не покушал дома, либо чай или какао со свежей булочкой.  

Второе задание нам предлагает Миша. Внимание на экран. 

7-ой слайд (видео)

8 – ой слайд (вопросы)

Учитель:

В большой чашке на столах у каждой группы овощи, различные крупы для приготовления обеда.

Прежде чем приступить к заданию, поставьте на часах время обеда. Приступайте к заданию.

У каждой группы получились свои блюда, например: борщ или суп из гороха, овощной гарнир, биточки или котлета, сок или компот и т.д.

Учитель:

Каких продуктов на вашем столе ещё не хватает, чтобы обед был полноценным?

Ученики:

Необходимо мясо, рыба, куриное мясо, хлеб и т.д.

Нежирное мясо - источник железа и цинка, способствующий улучшению функции мозга. Употребление нежирного мяса вместе с пищей, богатой витамином С (помидоры, болгарский перец, апельсины, клубника) помогают организму лучше усваивать железо.

Жирная морская рыба содержит полезную для мозговой функции жирную кислоту омега-3, употребление которой улучшает когнитивную функцию мозга. Ребенку вашего возраста можно давать с собой бутерброд с жаренным или тушеным лососем и овощами (нарезанным огурцом, помидором или листьями салата) – это очень полезно!

А о пользе хлеба говорили ещё наши предки. И, чтобы попасть на наш стол, над ним потрудились очень большое количество людей.

Ребята встают в круг, берутся за руки и вместе исполняют песню.

Песня “Зернышко”, муз. Чичкова.

За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.

2

На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.

Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.

4

 Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Учитель: 

Когда мы выполним это задание, вы поймёте, о каком следующем этапе питания  пойдёт разговор.

Игра «Подбери рифму»: (Стихотворение Д.Хармса «Очень-очень вкусный пирог»)

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе …

Купил муки, купил творог,

Испёк рассыпчатый …

Пирог, ножи и вилки тут,

 Но что-то гости не …

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

То даже крошек не...

Ученики:

Полдник.

Учитель: 

Поставьте время полдника на своих часах.

Решив кроссворд, вы сможете вспомнить, что необходимо  включить в свой рацион во время полдника (совместная работа на  интерактивной доске)

9-ый слайд (кроссворд)

Учитель:

1. Напиток, распространенный в Казахстане, Татарстане, Узбекистане. Он готовится из молока кобыл, коз. Он обладает диетическими и лечебными свойствами, возбуждает аппетит, его издавна применяют для профилактики и лечения туберкулеза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, восстановления после болезни. (Кумыс

2. Я не сливки, не сырок, белый, вкусный... (Творожок)

Его делают из молока, он рассыпчатый, вкусный. Его можно кушать с разными добавками: бананом, черносливом…

3. Верхний слой молока, любимое лакомство кота… (Сливки)

4. Его десятки разновидностей: молочные, сливочные, фруктовые, витаминизированные. Их живая микрофлора снимает дискомфорт и боли в желудке, приводит в норму пищеварение и придаёт силы всему организму (Йогурт)

 5. Знаменит он на весь мир вкусный, кисленький ... (Кефир).

 Он «родился» на Кавказе и рецепт этого напитка длительное время сохранялся в секрете. У горцев существовало поверье, что если кто-то из них расскажет о том, как  его готовить, продаст или подарит его грибки, то навлечет Божий гнев — погибнет вся закваска и целый народ лишится пищи.

6. На холоде твёрдое, как лёд, а в тепле плывёт, как мёд…(Масло)

Какой главный полезный  продукт получился, когда мы разгадали кроссворд? (молоко)  В молоке есть все необходимые человеку вещества — белки, жиры, углеводы. Многие животные выкармливают своих детёнышей молоком. Они так и называются — млекопитающие.

Обсудите, чтобы вы съели на полдник?

(Ребята обсуждают и предлагают свои варианты, мотивируя свой ответ, и делают вывод о необходимости полдника).  

Оздоровительная минутка

Игра «Вершки и корешки»

Если едим подземные части продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква…)

 Учитель: 

А сейчас пора ужинать!

Поставьте на часах время ужина.

Какую пищу необходимо кушать на ужин? (легкоусвояемую)

Что вы любите есть на ужин? (запеканки, сырники, овощные котлеты, сыр, яйца,  овощное рагу и т.д.)

10 – 14-ые слайды: Игра «Ребусы»

Каждой группе выдаются карточки с ребусами (Приложение 2).
Совместная проверка на интерактивной доске.

4.ИТОГ УРОКА: 

По каждому этапу режима питания: обсуждение, анализ, выводы, предложения, оценка собственной позиции.

Учитель:

Итак, мы подробно обсудили весь режим питания.

Что дал вам наш «Урок Здоровья»?

Ученики:

 Мы поговорили о том, как сделать наше меню вкусным, полезным, а  главное  поняли о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания для своего здоровья, узнали много нового.

Учитель:

Чтобы вы посоветовали нашим героям Веронике и Мише? (соблюдать режим питания)

Давайте спросим их: « Неужели  совсем нельзя кушать фрукты и шоколад?» (Можно, даже нужно, но это не основная еда, её можно кушать между приёмами пищи, как мы и говорили на прошлых занятиях)

Какое задание вы хотели бы  выполнить после нашего урока?

Ученики:

Вместе с родителями  обсудить и составить меню на неделю и понаблюдать за своим самочувствием.

Учитель:

Замечательно. И на следующем занятии  мы поговорим о том, что у вас получилось. Но  хочется, чтобы вы при составлении меню помнили всё то, что мы сказали сегодня и на прошлых «Уроках  Здоровья».

Подведём теперь итог:

Чтоб расти – нужен белок.

Для защиты и тепла

Жир природа создала.

Как будильник для завода

Не пойдёт ни тик, ни так.

Так и мы без углеводов

Не обходимся никак.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда-

Важнейшее условие!

Учитель:

А теперь совет от наших героев Вероники и Миши:

15-ый слайд (видео)

Вероника:

Человеку нужно есть, 
Чтобы встать и чтобы сесть, 

Миша:
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.

Вероника:
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,

Вместе:
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

        

                

        

                               

        

        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Рациональное питание школьника"

Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья школьников за счёт повышения качества, эффективности и безопасности системы школьного питания....

Урок русского языка в 4 классе Урок обобщение знаний

ТЕМА. Повторение изученного материала.Цели: - обобщить знания, усвоенные учащимися в процессе изученияотдельных тем;- установить связи между ними;- развивать умение применять знания при решении разноо...

СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЧУ–ЩУ, ЧА–ЩА, ЖИ- ШИ (УРОК ОБОБЩЕНИЯ, УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ) 1 класс ПНШ ФГОС

СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЧУ–ЩУ, ЧА–ЩА, жи-  ши  (урок обобщения, урок с применением ИКТ) урок путешествия по лесу. І. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика. ІІ. Актуализация зн...

Рациональное питание школьника

разработка внеклассного мероприятия...

урок математики во 2 классе "Умножение" (урок обобщения)

Урок на закрепление умножения со сзоровьесберегающими технологиями....

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России". (Урок обобщение)

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России"....