Программа "Азбука безопасности"
рабочая программа по зож на тему

Программа расчитана на изучение и отработку практических навыков безопасного поведения учащимися 1-3 классов во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_azbuka_bezopasnosti_avtosokhranennyy.docx49.4 КБ

Предварительный просмотр:

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Азбука безопасности».

Для учащихся 7-10лет.

Три года обучения.

 

Учитель начальных классов

Кадырова Татьяна Владимировна

Пояснительная записка.

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.  

Программа   «Азбука безопасности» реализует социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности   в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального  общего образования второго поколения.

Нормативно – правовой  базой  программы  внеурочной деятельности программы   являются:

Закон Российской Федерации

  • «Об образовании в Российской Федерации»  
  • « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»,
  • «Об охране окружающей среды»,
  • « О пожарной безопасности»,
  • «О безопасности дорожного движения»,
  • «О гражданской обороне» и др.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;
  • Устав МБОУ СОШ № 2.

            Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения жизни  и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России стать одной из сильнейших держав мира смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только подготовленный к различным жизненным ситуациям и  здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку, часто завышают свои возможности. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны  и неустойчивы.

Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же ситуации.

Чем труднее ситуация для ребёнка и чем больше сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.

Возникает необходимость познакомить детей с правилами безопасного поведения и выживания в обществе, выработать автоматизм безопасного  поведения, вооружить знаниями и научить использовать опыт, накопленный в обществе.

Важно организовать такой процесс профилактической работы, который дал  бы учащемуся   возможность получения полезных знаний, а также в ходе разнообразной профилактической работы прививать устойчивые навыки безопасного  поведения в любой ситуации.

Данная программа  помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие  сознательного и ответственного поведения в области личной безопасности, стремиться   сохранять  и укреплять здоровье.

Цель:  создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения.

 

Задачи:

  • расширить и систематизировать знания детей об опасностях в окружающем мире о мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
  • развивать практические навыки безопасного поведения детей в окружающей среде, чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью;
  • формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
  • стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни
  • развивать у детей способности к предвидению возможной опасности, в конкретной меняющейся ситуации;
  • учить  детей   выходить  из  сложных,  проблемных  ситуаций, не навредив своему здоровью  и здоровью окружающих;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное

поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;

  • формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности.

.

Отличительной особенностью программы является то, что ее содержание включает несколько модулей, изучение которых подразумевает принцип цикличности, т.е. знакомство с новыми знаниями и отработка навыков безопасного поведения на практических занятиях происходит от простого к сложному и на протяжении всего курса  данной программы.

 Рабочая программа рассчитана для детей 7-10 лет.

Срок реализации - 3 года.

Режим   занятий :

1 класс - 31  час по 1 часу в неделю

2 класс - 34 часа по 1 часу в неделю  

3 класс- 34 часа по 1 часу в неделю  

 

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.


Основные методы и формы организации занятий:

  • Упражнения на развитие навыков  безопасного поведения в окружающей среде.
  • Практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр  и специальных упражнений.
  • Нестандартные формы проведения занятий, а именно: игры-викторины, сюжетно-ролевые игры, тренинговые занятия и т.д.
  • Самостоятельная творческая работа обучающихся (выполнение заданий, обучающих и развивающих их познавательные способности. Составление простых и сложных кроссвордов, памяток, информационных плакатов. коллажей по темам данного курса; изучение иллюстраций с выявлением нарушителей правил поведения в различных ситуациях или определения типичных опасных ситуаций и пути выхода из них 
  • Сбор фотоматериалов и необходимых данных по изучаемым темам из различных источников.  
  • Наблюдения, экскурсии.
  • Словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры.
  • Метод сравнения.
  • Метод моделирования и анализ ситуаций.
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала, мультфильмов.
  • Проектная деятельность.

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности»   ученик должен:

 

 Знать:

  • основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
  • иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
  • элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

 Уметь:

   использовать приобретенный опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • пользования бытовыми приборами;
  • использования по назначению лекарственных препаратов;
  • пользования бытовыми приборами;
  • соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
  • соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
  • соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
  • оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
  • вызова (обращения) за помощью в случае необходимости  соответствующих служб экстренной помощи.

Формы подведения итогов:

  • Проекты в области безопасного поведения.
  • Участие в конкурсах и олимпиадах по ОБЖ
  • Пропаганда знаний в области ОБЖ среди сверстников в виде театрализованных постановок, агитбригад, стенгазет и листовок.
  • Тестирование.  Создание портфеля достижений.

Учебно-тематический  план

Раздел

1 год

2 год

3 год

Общее кол-во часов

1

Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера.

5

5

6

16

2

Азбука безопасного

поведения в опасных ситуациях техногенного характера.

5

7

6

18

3

Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях социального характера

7

5

5

17

4

Дорожная азбука

6

6

8

20

5

Азбука безопасного поведения при  активном отдыхе на природе.

5

5

6

16

6

Азбука оказание первой медицинской помощи при неотложной ситуации и ЧС.

4

4

2

10

7

Итоговое занятие

1

2

1

4

Итого часов

33

34

34

101

Учебно-методический план.

1 класс

 № п/п

Тема занятия

Формы проведения занятий

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

Дорожная азбука.

1-2

 Законы улиц и дорог.

Беседа, презентация. Стихи, загадки. Инсценировка «Непослушный котенок». Сюжетно-ролевая игра. Экскурсия.

1

1

3

Игра по ПДД «Учись ходить по улице»

Просмотр видеофильма. Игра. Анализ ситуаций.

1

-

4

Знаки важные, дорожные.

Презентация, беседа. Стихи, загадки. Игра «Узнай знак». Инсценировки «В гостях у дорожных знаков».

1

-

5

Знаки важные, дорожные.

Проект «Дорожные знаки».

-

1

6

Наш приятель Светофор.

Беседа. Экскурсия.

-

1

Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях техногенного характера.

7

Беседа «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся Кошкин дом?».

Просмотр мультфильма «кошкин дом». Беседа.  

1

-

8

Правила поведения при пожаре в школе.

Экскурсия. Беседа. Игра «Холодно- горячо».

-

1

9

Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе».

Практическое занятие.

-

1

10

Если в доме пахнет газом.

Презентация. Беседа. Ролевая игра «У нас в квартире газ. А у вас?»

1

-

11

Службы спасения.  Как позвонить?

Просмотр видеофильма. Проект- листовка «Это должен знать каждый!»

-

1

Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера.

12

Погода и ее сюрпризы.  

Просмотр  видеофильма.  Беседа.

1

-

13

 Правила безопасного поведения во время грозы.

Загадки, стихи. Презентация, беседа. Игра.

1

-

14

Правила безопасного поведения при урагане.

Просмотр видеофильма. Беседа. Решение ситуативных задач.

1

-

15

Правила безопасного поведения при гололедице.

Презентация. Беседа.  Памятка «Чтобы не было беды».

-

1

16

Будь осторожен!

Проект.  Комиксы о правилах безопасного поведения в грозу, при урагане, и в гололедицу.

-

1

Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях социального  характера.

17

Один дома. Правила поведения.

Презентация. Беседа. Обсуждение ситуаций.

1

-

18

Один дома. Я умею разговаривать по телефону.

Практическое занятие. Беседа. Ролевые игры.

-

1

19

Город, в котором я живу. Опасные   ситуации.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Спасик и его друзья. Правила поведения в городе.

1

-

20

Выбирай безопасный маршрут .

Практическое занятие. Беседа. Ролевые игры. Экскурсия.

-

1

21

Игры на высоте – опасны!

Презентация. Беседа. Обсуждение ситуаций.

1

-

22

Правила безопасного поведения в школе.

Практическое занятие. Беседа. Ролевые игры. Экскурсия

-

1

23

Подготовка агитбригады « Один дома»

Стихи, загадки, инсценировки ЧС и правил поведения при них.

-

1

Азбука безопасного поведения при  активном отдыхе на природе.

24

Ядовитые растения.  Не трогай нас!

Презентация. Беседа. Игра «Собери гербарий».

1

-

25

Съедобные и не съедобные грибы.  

Презентация. Беседа. Игра «В лес по грибы»

1

-

26

Осторожно тонкий лед! Правила  в осенне-весенний период.

Встреча с инспекторами ГИМС. Игра «Как на тоненький ледок».

1

-

27

Чтобы не заблудиться в лесу.

Презентация. Беседа. Проект составление памятки.

-

1

28

Викторина« Мы идем в лес».

Игра.

-

1

Азбука оказание первой медицинской помощи при неотложной и чрезвычайной ситуации.

29

Первая медицинская помощь.

Встреча с фельдшером школы.

1

-

30

 Средства ПМП

 Встреча с фельдшером школы. Игра «Собери аптечку.

-

1

31

ПМП при ушибе.

Практическое занятие

-

1

32

ПМП при укусе пчелы или осы.

Практическое занятие

-

1

33

Итоговое занятие.

                                                                                                    Итого

15

18

2 класс

№ п/п

 Тема занятия

Форма организации деятельности

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

Дорожная азбука.

 

1

Правила перехода улиц и дорог.

Беседа. Просмотр фильма по ПДД. Анализ ситуаций. Ролевая игра «Водители и пешеходы».

1

-

2

Разрешается – запрещается.

Викторина, ролевая игра. Подготовка и оформление выставки рисунков.

1

-

3

Почему школьники попадают в дорожные аварии.

Беседа, презентация. Анализ ситуаций  Проект «Памятка для пешехода».

-

1

4

Виды современного транспорта.

Беседа. Презентация. Игра

 « Поле чудес»

1

-

5

Викторина  «Вопросы инспектора Светофоркина». 

 Игровая программа.

-

1

6

 Виды перекрестков

 Презентация.   Проект «Макет перекрестка»

-

1

Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера.

 7

 Стихийные бедствия – угроза для жизни и здоровья человека.

Презентация. Беседа. Решение ситуационных задач.

1

-

8

Лесные и торфяные пожары.

Просмотр видеофильма. Беседа.

1

-

9

Гроза. Правила поведения при грозе.

Презентация. Стихи, загадки, чтение художественной  литературы.

1

-

10

Ураган. Правила безопасного поведения при урагане.

Просмотр видеофильма. Беседа. Решение ситуативных задач.

1

-

11

Игра-викторина» Опасные природные явления».

Игра «Поле чудес».

-

1

Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях техногенного характера.

12

Спасик и его друзья - Правила поведения при пожаре

Просмотр мультфильма. Обсуждение ситуаций.

1

-

13-14

Внимание – пожар! Эвакуация.

Презентация. Беседа. Стихи. Загадки. Ролевая игра.

1

1

15

Осторожно электричество.

Просмотр мультфильма «Смешарики и электробезопасность». Беседа.

1

-

16

Правила безопасного обращения с бытовыми приборами.

Беседа. Презентация. Загадки, стихи, кроссворд.

1

-

17

Правила и меры безопасного поведения при использовании пиротехники.

Мультфильм « Смешарики» - просмотр и обсуждение.

1

-

18

Не шути с огнем!

Проект – стенгазета «Не шути с огнем!»

-

1

Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях социального  характера.

19

Город и его особенности.

Просмотр видеофильма. Беседа.

1

20

Средства бытовой химии.

Презентация. Беседа. Загадки. Стихи. Решение ситуационных задач.

1

21

Когда четвероногие друзья опасны.

Презентация. Беседа. Составление памятки «Внимание четвероногие друзья!». Чтение рассказа Михаила Першина « Альма и Мурка».

1

22

Один дома. Звонок в дверь.

Практическое занятие.

-

1

23

Правила безопасного поведения в подъезде и лифте.

Презентация. Беседа.   Решение ситуационных задач.

-

1

Азбука безопасного поведения при  активном отдыхе на природе.

24

Если ты заблудился в лесу.

Презентация. Беседа. Загадки. Стихи. Решение ситуационных задач.

1

25

Способы ориентирования на местности.

Презентация. Беседа. Загадки. Стихи. Решение ситуационных задач.

-

1

26

Знакомство с компасом.

 Презентация. Практическое занятие.

-

1

27

П\з. Определение сторон горизонта по компасу.

Практическое занятие.

-

1

28

Какие опасности подстерегают нас в лесу?

Конкурс «Следопыт».

1

Азбука оказание первой медицинской помощи при неотложной и чрезвычайной ситуации.

29

ПМП при порезе.

Практическое занятие.

-

1

30

ПМП при отравлении

Практическое занятие.

-

1

31

ПМП при укусе клеща.

Практическое занятие.

-

1

32

Домашняя аптечка.

Практическое занятие.

-

1

33-34

Итоговые занятия.

«Правильные правила» (выступление агитбригады).

        ИТОГО

17

15

3 класс

№ п/п

 Тема занятия

Форма организации деятельности

Кол-во часов теории

Кол-во теории практики

Дорожная азбука.

1

Наш путь в школу и новые маршруты.

Беседа. Экскурсия.

-

1

2-3

Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта

Беседа. Презентация. Анализ опасных ситуаций.

1

1

4

Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте

Беседа. Ролевая игра «Я пассажир». Проект «Памятка для пассажира».

1

-

5

Правила перехода улиц и дорог. Правила перехода улицы при
выходе из автобуса, троллейбуса, трамвая

Просмотр фильма по ПДД. Беседа, анализ ситуаций.

-

1

6

История появления автомобиля и правил дорожного движения

Презентация. Беседа «Из истории автомобиля», «Когда появились   ПДД?».

1

7

История появления светофора.

Презентация. Беседа. Кроссворд.

1

 8

 «Виды авто с момента создания до сегодняшних дней».

Проект – фотоколлаж.

-

1

Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера.

9

Беседа с представителем МЧС

1

-

10

Наводнение.

Просмотр видеофильма. Беседа.

1

11

Землетрясение.

Просмотр видеофильма. Беседа.

1

12

Сигнал «Внимание всем!» Эвакуация.

Практическое занятие.

-

1

13

Дикие животные.

Презентация. Беседа. Конкурс рисунков «С кем встреча в лесу нежелательна».

-

1

14

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах.  Основные спасательные средства.

Беседа с инспекторами ГИМС и МЧС

1

Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях техногенного характера.

15

ЧС техногенного характера

Просмотр видеофильма. Беседа.

1

-

16

Экскурсия в пожарную часть. Средства тушения пожара.

Экскурсия

-

1

17

Учебная эвакуация «Пожар в школе».  

 Система оповещения при пожаре.  Виды системы оповещения.

  

Практическое занятие

-

1

18

Конкурс Искру тушим до пожара, беду отводим до удара!

Конкурсная программа.

-

1

19

«Безопасен ли Интернет?»

Беседа. Презентация. Анализ ситуаций.

1

-

20

Правила поведения вблизи трубопроводов.

Просмотр видеоролика (http://azbez.com/)

1

-

Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях социального  характера.

21

Криминальная опасность в общественном месте.  

Презентация, беседа. Анализ ситуаций.

1

-

22

Криминальная опасность на улице.

Презентация. Анализ ситуаций.

1

-

23

Правила четырёх «НЕ».

Практическое занятие.

-

1

24

Вредные привычки.

Презентация. Анализ ситуаций. Конкурс рисунков.

-

1

25

Терроризм – это опасно!   Подозрительный предмет.

Презентация. Беседа.

Анализ ситуаций.

1

-

Азбука безопасного поведения при  активном отдыхе на природе.

26

Если человек заблудился в лесу. Организация ночлега. Добывание пищи, воды и огня.

Презентация. Беседа. Анализ ситуаций.

1

-

27

Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия. Обязанности  туристов.

Видеофильм. Обсуждение фильма. Кроссворд.

1

-

28

Игра «Собираем рюкзачки!.

Практическое занятие

-

1

29

Способы ориентирования на местности.

Практическое занятие.

-

1

30

Беседа «На речке», чтение рассказа Михаила Першина. Какие опасности подстерегают нас на водоёме.

Анализ ситуаций. Составление памятки «Как нужно купаться?»

-

1

31

«Осторожно – лето!»

Выступление агитбригады.

-

1

Азбука оказание первой медицинской помощи при неотложной и чрезвычайной ситуации.

32

Тепловой и солнечный удар. ПМП при них.

Практическое занятие.

-

1

33

Обморожение. ПМП при обморожении.

Практическое занятие.

-

1

34

Итоговое занятие

                                                                                           Итого

16

17

                                   Содержание программы:

  1. Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера.

Теоретические занятия. Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (наводнение, ураган, гроза, гололёд, снежный занос, метель и т.д.) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

Практические занятия. Отработка практических навыков безопасного поведения до и во время   урагана, грозе, гололёде. Составление памяток, листовок. Поиск необходимой информации в разных  источниках. Отработка навыков безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

 

  1. Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях техногенного характера.

Теоретические занятия. Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии, лекарства. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

Практические занятия. Экскурсии. Действия во время учебной тревоги. Создание наглядных информационных плакатов. Отработка практических навыков поведения при вызове служб спасения, путей эвакуации при ЧС., навыков безопасного поведения при пожаре.

  1. Азбука безопасного поведения в опасных ситуациях социального характера.

Теоретические занятия.  Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.

Практические занятия. Отработка мер личной безопасности в криминогенной обстановке. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение полиции,   зоны повышенной опасности). Проектная деятельность «Вредные привычки. Их влияние на здоровье человека».

4.  Дорожная азбука.

Теоретические занятия.  Дорога и участники дорожного движения

Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия.

Практические занятия.  Изготовление дорожных знаков, светофора, макета перекрестка. Фото-коллаж «Из истории авто». Составление маршрутного листа «Дорога в школу». Экскурсии. Подготовка и показ агитбригады.

  1.  Азбука безопасного поведения при  активном отдыхе на природе.

Теоретические занятия. 

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Снаряжение туриста.

Безопасное поведение в природе (растения, грибы, животные).

Практические занятия.  Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Учить отличать опасные растения и грибы. Составление памяток, листовок.  

  1. Азбука оказание первой медицинской помощи при неотложной и чрезвычайной ситуации.

          Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи при ушибе, порезе, вывихе, укусе насекомых (пчела, оса, клещ), тепловом и солнечном ударе, отравлении и так далее.

Методические пособия:

  • Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей.
  •   О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина: С-Пб. «Детство- Пресс», 2002;
  • Волков С. Про правила дорожного движения. Часть 1,2. «Омега-пресс», 2007;
  • Попова Г.П. ОБЖ. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками.- Волгоград: Учитель, 2005;
  • Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
  • Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М. ООО «ТЦ Сфера» 2005;
  • Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. ИД «Литера», 2008.
  • Цвилюк Г.Е. Школа безопасности.- 1995

Ситников В.П. Основы  безопасности  жизнедеятельности.  Справочник школьника.- 1997

  • Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.
  • Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.
  • Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.
  • Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
  • Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.
  • Поторочина Е. А. Плурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).
  • Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.
  • Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.
  • Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 1997.

Дидактические материалы:

  • Наглядные пособия, плакаты, буклеты, папки-передвижки;
  • Настольные игры;
  • Ребусы, кроссворды, лабиринты, раскраски и т.д.
  • Мультимедийный материал:

Презентации занятий;

Компьютерные обучающие игры и программы;

Аудиоматериалы: «Аудиоэнциклопедия Дяди Кузи и Чевостика: Если хочешь быть здоров».

Видеоматериалы:тематические фильмы: «Спасик и его друзья», «Азбука безопасности», «Безопасность – это важно»,   «Уроки осторожности с тетушкой Совой», «Смешарики. Азбука безопасности»,   и др..

Мультипликационные и художественные фильмы: «Мойдодыр», «Дядя Степа», «Волк и семеро козлят», «Дед Мазай и зайцы», «Гуси-лебеди», «Огонь вода и медные трубы», «Котенок с улицы Лизюкова», «Ох и Ах идут в поход», «Приключения Хомы и Суслика», «Красная Шапочка» и др.

Детская литература:

  • Житков Б. «Пожар», «Дым», «Пожар на море»;
  • Заходер Б. «Шофер»;
  • Казаков Е. «Чик- чик ножницами»;
  • Маршак С. «Кошкин дом», «Пожар»; 
  • Михалков С. «Дядя Стёпа - милиционер»;
  • Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»;
  • Носов Н. «Заплатка»;
  • Пермяк Ю. « Торопливый ножик»;
  • Перро Ш. « Красная Шапочка»;
  • Пушкин А. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
  • Суслов В. «Его сигнал для всех закон»;
  • Толстой Л. «Пожар», «Пожарные собаки»;
  • Чуковский К. « Мойдодыр», « Доктор Айболит», «Путаница»;
  • Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки: безопасность для малышей».

Интернет-ресурсы:

 

http://ivdpo.ru/kids/65.html

Уроки осторожности тетушки Совыhttp://www.umachka.net/ , http://www.tvzavr.ru/

http://azbez.com/node/

http://www.vdpo.ru

       http://pro-obzh.okis.ru

http://viki.rdf.ru

http://www.spas-extreme.ru

http://detsadik.my1.ru

http://detsad-kitty.ru

http://www.ivalex.vistcom.ru

http://prezentacii.com

http://uchitelu.net

http://www.maaam.ru и др.

для детей:

http://www.spas-extreme.ru/

 Спасик - Правила безопасного поведения в быту

http://www.youtube.com/watch?v=1Y7RfDfpcYk&feature=related

Спасик - Правила безопасного поведения на природе

http://www.youtube.com/watch?v=Wi8Pxrm_5eQ&feature=related

 Спасик и его друзья - Правила поведения при пожаре

http://www.youtube.com/watch?v=0y2Rl8855Ak&feature=related

 Спасик и его друзья: Правила поведения в городе

http://www.youtube.com/watch?v=EPY6YKz3trU&feature=related

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

урок-презентация по пожарной безопасности "Пожарная безопасность. Служба спасения 01"

Урок-презентация  по пожарной безопасности для 1-4 классов...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...

ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ

Инструкция для родителей1.Правила дорожного движения2.Правила поведения в транспорте3.Ребенок на улице4. Ребенок дома5.Ребенок и водоем...

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности « Школа безопасности»

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности "Школа безопасности" .Цели: Продожить знакомство с правилами безопасности в быту,отрабатывать правильность действий во время пожара, воспитывать уважен...