Главные вкладки

    Исследовательская работа Лекарства матушки – природы.
    проект по зож (4 класс) на тему

    Много трав растут полезных

    На земле страны родной.

    Могут справиться с болезнью

    Мята, пижма, зверобой.

    Мы растения эти знаем.

    Бережем и охраняем.

    В Книгу Красную они

    Многие занесены.

    Мы их рвем не на потеху.

    Отнесем мы их в аптеку.

    Из даров лесного царства

    Люди сделают лекарства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon referat_-_lekarstvo_u_nas_pod_nogami.doc520 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  Бюджетное Образовательное учреждение

    «Зубово – Полянская гимназия»

    Исследовательская работа

    Лекарства матушки – природы.

    Работу выполнил:

    Крючков Максим

    ученик 4 «А» класса МБОУ

    «Зубово – Полянская гимназия»

    Руководитель:

    учитель начальных классов

    Милакина Наталья Александровна

    Зубова Поляна, 2014 г.


    Оглавление.

    1. Введение ………………………………………………………………..3
    2. Исследовательская работа…………………………………………….6

    2.1 Изучение литературы …………………………………………….6

    2.2 История использования лекарственных растений человеком…7

    2.3 Экскурсия в аптеку. Сравнение цен и эффективности………….8

    2.4 Лекарственные растения в нашей жизни………………………...9

    2.5 Выступления   перед    одноклассниками,  проведение опроса и

          виртуальная викторина……………………………………………10

    3. Лекарственные растения Зубово – Полянского района …………..11

         3.1 Это интересно…………………………………………………….14

         3.2 Советы по сбору лекарственных растений…………………….16

         3.3 Памятка по сбору лекарственных растений…………………...17

    1. Заключение …………………………………………………………….19
    2. Список литературы ……………………………………………………20


    Тип проекта:  исследовательская работа

    Цель проекта: 

    • изучить и показать полезное влияние лекарственных растений на организм человека.

    Задачи: 

    - ознакомиться с литературой и узнать об использовании человеком лекарственных растений;

    - исследовать на себе и окружающих полезные свойства лекарственных растений;

    -  познакомиться с правилами сбора и охраны лекарственных растений;

    -  показать важность бережного отношения   к  природе родного края.

    Предмет исследования: 

    -  лекарственные растения

    Автор  проекта: 

    Крючков Максим, ученик 4 «А» класса,  МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

    Руководитель  проекта: 

    Милакина Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

    Механизм реализации  проекта: 

    Реализация   проекта   происходит   в рамках  образовательного учреждения  при взаимодействии с  родителями и  обучающимися 4 «А» класса гимназии, педагогом и библиотекарем.

    Практическая значимость работы

    Использование на уроках «Природоведения» и классных часах.

    Мотив выбора исследования (Актуальность):

    Много трав растут полезных

    На земле страны родной.

    Могут справиться с болезнью

    Мята, пижма, зверобой.

    Мы растения эти знаем.

    Бережем и охраняем.

    В Книгу Красную они

    Многие занесены.

    Мы их рвем не на потеху.

    Отнесем мы их в аптеку.

    Из даров лесного царства

    Люди сделают лекарства.

    Растительный мир подарил человеку замечательное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровья для человека. Мы  должны сберечь то, что для нас сохранили наши предки. Все мы дети Земли, должны заботиться о растениях. Каждый человек должен помнить: Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет. В руках человека красота и богатство родной земли. Давайте помнить об этом!

    Гипотеза: 

    Лекарственных растений становится мало на земле

    Методы исследования

    1. Изучение литературы по данной теме в библиотеке гимназии.
    2. Посещение центральной районной аптеки по месту жительства с целью сравнения эффективности и стоимости
    3. Проведение опроса учащихся класса:

         «Что вы знаете о лекарственных растениях?»

    1. Исследование  полезных  свойств  лекарственных растений на организм человека.
    2. Рекомендации учащимся моего класса по сбору и охране лекарственных растений

    Продукт  проекта: 

    - виртуальная викторина «Лекарственные растения родного края

    - презентация проекта


    http://cs617828.vk.me/v617828394/7551/WOiVBgKpIp4.jpg

    Этой зимой я заразился и заболел. У меня была высокая температура, кашель и общее недомогание. Мама и бабушка вызвали врача на дом. Мой доктор выписала лекарства и посоветовала также лечиться народными средствами. Состав лекарственных растений бабушка использовала для приготовления ингаляций, полоскания и для приема внутрь. В аптеке бабушка купила состав трав под названием «Грудной сбор». В его состав входят такие растения как ромашка, душица, подорожник, солодка, мать-и-мачеха, алтей. Этим настоем я полоскал горло, делал ингаляции и постепенно мне становилось лучше, я стал поправляться и выздоравливать. Я поинтересовался у бабушки, что же это за растения- спасители. Она сказала, что эти растения обладают лечебными свойствами. Они растут на полях, около дорог, на лугах т.е. растения неприхотливые.

         Меня очень заинтересовало: а какие ещё растения могут помогать человеку, обладают лекарственным свойством. Так возникло моё решение работать над темой «Лекарства матушки - природы».

    Я поставил перед собой цель:

    - изучить и показать полезное влияние лекарственных растений на организм человека;

    - выяснить: что эффективнее лекарственные растения или фармакологические препараты.

         Меня поддержали и пришли на помощь  мама, бабушка и учительница.

           Во время опроса учеников моего класса я выяснил, что ребята слышали о некоторых лекарственных растениях, но затруднялись точно назвать, какими лечебными свойствами обладают растения, которые у нас «под ногами». Это тоже подтолкнуло меня заняться данной работой. Я захотел узнать сам больше о лекарственных растениях и рассказать о них моим одноклассникам.

    Первым делом я посетил школьную библиотеку. Школьный библиотекарь посоветовала мне  литературу, в которой можно прочитать о лекарственных растениях нашего края. Вместе с бабушкой  посетили аптеку, опросили знакомых, кто и когда использует лекарственные растения. Помогли мне и уроки природоведения.

    И вот, что я узнал, работая над этой темой.

    http://cs617828.vk.me/v617828394/757c/pnsyqwn-U1w.jpghttp://cs617828.vk.me/v617828394/7595/kZ2OQZPNVPY.jpg

    История использования лекарственных растений человеком.

          Растительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровья. Многие из них прошли многовековую проверку и составляют бесценный фонд современной фитотерапии. История народной фитотерапии имеет возраст, равный истории человечества. Право на жизнь завоевали те лечебные эффекты растений, которые были очевидны. Сведения о действии растений на больной организм передавались из поколения в поколение и порой хранились в тайне, оставаясь достоянием узкого круга людей, например, семьи. Народная фитотерапия сохранила для потомства бесценный опыт прошлого по лечению различных заболеваний.

          Использование растений для лечения болезней и укрепления здоровья  началось в глубокой древности. Ещё первобытные люди пользовались дарами «живой аптеки» - природы.

    Экскурсия в аптеку. Сравнение цен и эффективности.

         

          

    Первые аптеки появились 300 лет тому назад. В них продавали лекарственные травы. Собирали их травники. Они на все лето уходили на луга, в болота, в горы, в поле, в леса, где и собирали эти растения. А лечили людей целители (или знахари).    

           Первый русский «Травник» был издан в 1588 году, создание в середине 17 века аптекарского приказа привело к значительному расширению употребления лекарственных растений. Началось изучение не только местных, но и произрастающих во всех осваиваемых землях. Стали закладываться аптекарские огороды, в которых специально выращивали лекарственные растения. При Петре I такие огороды были созданы при военных госпиталях и во всех крупных городах. В Астрахани и Лубнах появились большие плантации лекарственных трав. В конце 18 века изучением лекарственных растений занялись ботаники и врачи. Собранные и проверенные врачами сведения из народной медицины позволили обогатить арсенал лечебных средств ценными растениями, многие из которых не утратили своего значения до настоящего времени.

    Лекарственные растения в нашей жизни.

    Во все времена человека волновала проблема лечебной ценности лекарственных растений. Растениями - целителями могут быть вездесущие сорняки, например одуванчик, издавна называемый «эликсиром жизни» или крапива - копилка витаминов. Не торопитесь избавляться на участке от сорняков, а постарайтесь прежде узнать об их полезных свойствах, тем более некоторые относятся к пищевым и специально возделываются (фиалка, одуванчик и др.) применяются для витаминизации пищевых продуктов.

           В далеком прошлом растения были единственным источником лекарственных средств. Сейчас людей лечат врачи, которые изучают организм человека, а также применение лекарственных растений. По мере совершенствования химической науки человек научился создавать и выделять биологически активные вещества, которые помогли побороть многие ранее неизлечимые болезни. Быстрота и надежность их лечебного эффекта создали предпосылки к вытеснению из медицинского обихода многих лекарств синтетического происхождения. Установлено, что синтетические лекарственные средства в значительной степени аллергизируют организм, их прием сопровождается появлением отрицательных побочных эффектов в виде сыпи, крапивницы и даже анафилактического шока.

            В настоящее время в медицинской практике широко прибегают к одновременному использованию, как лекарственных трав, так и синтетических препаратов.

            Лекарственные растения нашли широкое применение в стоматологической практике. Препараты растительного происхождения отличаются от синтетических тем, что имеют широкий спектр применения и представляют собой хорошо сбалансированный комплекс микроэлементов, витаминов, эфирных масел и биогенных веществ, и при этом не имеют побочных эффектов.

            Настало время рационально использовать и воспроизводить лекарственные растения, чтобы не обеднять природу. Мы должны сберечь то, что для нас сохранили наши предки. Каждый из нас должен научиться искать, собирать и охранять дары природы. Перед сбором растений необходимо изучить их описание, особенности развития, способы культивирования, сбора, сушки и хранения. Это позволит рационально использовать сырье с лечебной целью. Лекарственные растения должны стать истинными друзьями нашего здоровья.

            Лекарственных растений еще много на Земле, но мы должны разумно их использовать. Все мы дети Земли, должны заботиться о растениях. Каждый человек должен помнить: «Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет»! 

    Выступление  перед одноклассниками и проведение опроса

    http://cs617828.vk.me/v617828394/75c2/Szxr34PYKUg.jpg

    http://cs617828.vk.me/v617828394/75b9/_YXyzsw7QnE.jpg         http://cs617828.vk.me/v617828394/75a7/OI19GrxDwgM.jpg

    Я  решил привлечь одноклассников к теме  своего проекта, провел опрос и викторину «Кто больше знает лекарственных растений?»

    Проанализировав результаты опроса и викторины, выяснил, что ребята слышали о некоторых лекарственных растениях, но затруднялись точно назвать, какими лечебными свойствами обладают растения, которые  произрастают рядом с человеком, которые у нас «под ногами». Я захотел узнать сам больше о лекарственных растениях и рассказать о них моим одноклассникам.

    Работая над темой, я прочитал много интересных книг. В них я узнал  о лекарственных растениях нашего края и Зубово – Полянского  района. 

    Лекарственные растения Зубово – Полянского  района.

    Крапива.

         Многолетнее травянистое растение. Стебли и листья покрыты жгучими волосками. Листья крапивы содержат витамины, их  завариваются как чай и применяют наряду с другими очищающими травами при золотухе, фурункулезе, сыпях, при нарушениях обмена веществ. Крапивой лечат анемию, она помогает при бронхитах и болезнях легких. Трава и цветы крапивы  входят во многие сборы, назначаемые как успокоительные  и желудочные. Можно также использовать порошок из листьев, давая его детям и животным на кончике ножа с пищей. Молодые побеги крапивы употребляют для супов и салатов, а также как корм для домашнего скота и птицы.

    Подорожник большой.

         Многолетнее травянистое растение. В листьях содержится аскорбиновая кислота и дубильные вещества. Растет вдоль дорожек. Листья подорожника широко используют в медицине как отхаркивающее средство при острых и хронических заболеваниях органов дыхания. Подорожник применяется в гинекологии, в стоматологии, дерматологии, в медицинской промышленности в ветеринарной практике. Врачи назначают больным  гастритом, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки при нормальной и пониженной кислотности. Также для подорожника нашлось применение в косметической промышленности и при изготовлении экзотических блюд.

    Одуванчик лекарственный.

         Во Франции очень популярен салат из одуванчиков – это первые весенние витамины. В медицине применяют корни одуванчика, готовят из них отвар. Применяется отвар в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, а именно при  гастритах и для повышения аппетита. Издавна им лечились не только люди, но и птицы, животные. К ним нужно относиться, очень бережно не рвать с корнем, не топтать без нужды.

    Чистотел большой

        Растет этот сорняк в тенистых местах светлых рощ и боров, около жилья – на огородах, в садах и старых парках. В народе его называют «желтомолочник», «чистая трава», «ласточкина трава», «бородавочник».

    Сильно ядовитое растение. Чистотел задерживает рост клеток и может быть рекомендован после онкологических операций. Настой обладает желчегонным, спазмолитическим, мочегонным и противовоспалительным свойствами.

    Тысячелистник

        Если посмотреть на листочки, становится   понятно, отчего пошло название – каждый лист разрезан на мелкие дольки. Это одно из древнейших лекарственных растений  Тысячелистник лечит раны, останавливает кровотечение.

    Мать-и-мачеха

        Листья мать-и-мачехи оказывают противовоспалительное и антисептическое действие. Применяют это средство при дистрофической форме парадонтоза* и для профилактики кариеса в виде полоскания. Примочки с соком алоэ и каланхоэ также дают хороший эффект при парадонтозе.

    Зверобой

        Зверобой считается магическим, предохраняющим от порчи, привидений. Большие заросли он образует редко. Растет в основном полосами вдоль опушек сухих хвойных лесов, в сухих лугах, на вырубках, вдоль дорог, по окраинам полей, на лесных полянах. Народная мудрость гласит: «Как нельзя без муки испечь хлеб, так без зверобоя нельзя лечить болезни», и называют его травой от 99 болезней. В официальной медицине используют зверобой как вяжущее, противовоспалительное, стимулирующее регенерацию тканей, противомикробное средство. Препараты из него обладают спазматическим, ранозаживляющим и желчегонным свойствами. Применение при хронических гастритах, колитах, заболеваниях печени, язве желудка, подагре, ревматических заболеваниях, ночном энурезе у детей, диарее, нервных заболеваниях, мастопатии, диатезе. Трава зверобоя входит во многие лекарственные сборы. Зверобой входит в состав зубных эликсиров, паст, лосьонов, шампуней.

    Ромашка аптечная или лекарственная 

        Ромашка обладает противовоспалительным и противоаллергенным действиями, усиливает процессы регенерации. Настой ромашки замедляет процессы брожения, снимает спазмы кишечника и отек слизистой желудка, усиливает выделение желчи, способствует быстрому заживлению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Настойку ромашки используют для промывания язв, экзем, и воспаленных век. При фурункулах, потливости и геморрое её используют в виде примочек. А также используется в парфюмерии, стоматологии, алкогольной промышленности.

    Кроме того, известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый оттенок. Ромашку полезно держать в чуланах и кухнях, где хранятся съестные припасы. Где разложено это растение, там не будет мышей.

    Это интересно!

    Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

           Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею.  Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.

    Мать-и-мачеха.

           В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются  мои желтые цветочные корзиночки. Цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья  сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет.  Почему  растение  так  называется? Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи.  Это самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.

    Крапива.

          Ее русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из  стеблей получали волокно для выработки тканей. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение.  Где у крапивы  таблетки и порошки спрятаны?

    Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.

    Ромашка пахучая.

          Интересна история появления в России этой ромашки. Родиной её является Америка. Еще в сороковых годах прошлого столетия её показывали как редкость в Петербургском ботаническом саду. Но в течение тридцати-сорока лет она распространилась по всей России как сорняк. Сначала семена Спахучей ромашки попали вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехали по железной дороге. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полах вагонов – щели, и мелкие семена американской ромашки рассеялись по полотну железной дороги. Вскоре железнодорожные насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой.

    Советы по сбору лекарственных растений

           

    Лекарственные растения мы можем  собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе надо хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых растений. Так же   нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Важно  знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе. Листья срезать ножницами, чтобы не повредить корни. Нельзя хранить травы в железной посуде, эти металлы губительны для витаминов.

          Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок. Сушить растения не на солнце, а в тени. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.  Не рвать растения, занесенные в “Красную книгу”.

         Не следует собирать сильно запыленные, загрязненные растения, а также поврежденные насекомыми, ржавчиной или  грибковыми заболеваниями.

         При сборе ядовитых растений необходимо соблюдать меры предосторожности: не трогать немытыми руками лицо, глаза. В конце работы вымыть руки.

         Почки собирают ранней весной, когда они набухли, но ещё не тронулись в рост, т.е., когда  их кроющие листочки (чешуйки) ещё не раскрылись.

         Листья - перед началом или во время цветения растений, т.к. в это время содержание действующих веществ в них доходит до максимума. Цветки - в начале цветения.

         Плоды и семена собирают вполне зрелыми, но не перезрелыми.

         Подземные органы (корни, корневища, клубни, луковицы) заготавливают в период, когда все надземные части начинают уже увядать или ранней весной, до того как надземная часть пускается в рост. Выкопав, отряхивают от земли, промывают в холодной воде, крупные, мясистые органы разрезают на дольки.

        Собирая растительное сырье, помните о сохранении зарослей ценных растений и избегайте хищнических приемов сбора.   Это приводит к полному исчезновению ценных видов растений.

    Памятка по сбору лекарственных растений.

    1. Собирай только те растения, которые знаешь хорошо и  разрешено собирать.     Охраняемые не трогай.

    2. Узнай сроки сбора растений.

    3. Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.

    4. Нельзя  собирать растения в городе, вблизи дорог, сильно запыленные, загрязненные растения, а также поврежденные насекомыми, ржавчиной или  грибковыми заболеваниями.

    5. Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.

     6. Узнай, как правильно сушить и хранить растения.


    Заключение.

          Проведя такую работу, узнав столько интересного, я на себе испытал целебное действие окружающих нас растений. Мы всей семьей пьем чай, заваренный на травах, делаем салаты. В нашем саду растут мята, календула, укроп. Мы с бабушкой решили делать запасы сборов разных трав, не покупая их в аптеке. Испытав на себе лечебные травы, советую и другим использовать их вместо химических препаратов, что является подтверждением гипотезы. Я считаю, что можно поддерживать свое здоровье, используя «лекарство у нас под ногами», которое дешевле, а порой и полезнее химических препаратов. Каждый человек должен помнить: Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет. В руках человека красота и богатство родной земли. Давайте помнить об этом!

     Народная мудрость гласит:

    • Как без муки не испечешь хлеба, так без зверобоя не вылечишь человека.
    • Жгуча крапива родится, да в щах пригодится.
    • Одна крапива заменяет семерых врачей.
    • Чеснок да редька, так и на животе крепко.

         Я продолжу работу по изучению лекарственных растений, стараясь расширить свой  кругозор, обогатиться знаниями в области использования лекарственных трав, передать  знания  другим людям (моим одноклассникам) с целью оздоровления организма.


    Список литературы

    • Н. Вермейлен «Полезные травы».  2002 г.
    • А.М.Носов «Лекарственные растения». 2004г.
    • Н.Н.Сафронов «Полный атлас лекарственных растений». 2005 г.
    • А. Пастушенков «Лекарственные растения». 1999г.
    • Сергей Красилов «Легенды о цветах».  1990 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правила поведения на природе. Исследовательская работа учащихся

    Аннотация•В своей исследовательской работе мы, пытались выяснить, какие  правила поведения  на природе существуют. Своим исследованием мы попытаемся выявить  эти правила и определ...

    Коллективная исследовательская работа по теме: "Влияние предметов неживой природы на рост и развитие растений"

    После  комплекса уроков  изучения предметов неживой природы: состава и свойств воды, воздуха, почвы, дети заинтересовались влиянием данных объектов на растительный мир и решили провести сери...

    Исследовательска работа: "Матушка река - Волга"

    Учащиеся узнают: происхождение и название реки Волга, исток Волги, природный мир Волги, влияние Волги в искусстве....

    Исследовательская работа "Памятники природы Хабаровского края"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"7748440","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"150","width":"131"}}]]Я в гору медленно лезу,Ступени вверх прорубаю.Я гору ж...

    Социально-исследовательский проект " У природы нет плохой погоды...."

    Многие дети младшего школьного возраста путают природные явления, времена года, стеснябтся выступать публично....

    Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

    Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....