Социальный проект "Даже не пробуй"
методическая разработка по зож на тему

Соловьева Ольга Викторовна

Проект направлен на профилактику курения и формирование ценности здорового жизненного стиля подростков. Благодаря актуальности выбранной проблемы,  с помощью нестандартных, эмоционально-позитивных мероприятий мы попытались  сформировать мотивацию у большинства  учеников к здоровому образу жизни в целом, а в частности к жизни без курения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proekt_dazhe_ne_probuy.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА№5»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ:

«Даже не пробуй!»

Номинация: «Социальный проект, направленный на формирование

культуры здорового образа жизни».

Авторы: Соловьева Ольга Викторовна,

социальный педагог МБОУ СОШ №5

 

  1. Социальный проект: «Даже не пробуй!»
  2. Слоган проекта:  «Курение – перевод денег в дым, который вредит себе и окружающим». Сократ.

3.  Основная идея проекта:  Проект направлен на профилактику курения и формирование ценности здорового жизненного стиля подростков. Благодаря актуальности выбранной проблемы,  с помощью нестандартных, эмоционально-позитивных мероприятий мы попытались  сформировать мотивацию у большинства  учеников к здоровому образу жизни в целом, а в частности к жизни без курения.  

4. Стадия проекта: реализован.

5. Проблема:  На сегодняшний день вопросы здорового образа жизни стали актуальными как никогда. Несмотря на обилие доказательств того, что курение разрушает здоровье, подростки продолжают курить. Современные школьники очень часто слышат о вреде курения, но воспринимают эту информацию, как пустой звук.       Табакокурение – один из самых распространённых видов химической зависимости. Проблема курения среди молодёжи, особенно девушек, вызывает тревогу. Актуальность и масштаб этой проблемы нарастают. Это, прежде всего, молодёжная проблема, так как формирование этой зависимости происходит в подростковом и юношеском возрасте.  Проблему невозможно решить, не зная ее причин и не имея данных о ее характере и распространенности среди детей и подростков. А, значит, необходимо проведение исследований, которые помогут понять причины данного негативного явления и наметить план профилактических мероприятий. С этой целью среди учащихся 5-11-х классов школы  было проведено анкетирование на выявление  их отношения к курению, а также причин, которые способствуют приобщению подростков к курению. В анкетировании приняло участие 159 учащихся. Результаты показали следующее: 87,6% считают, что они достаточно осведомлены о вреде курения, при этом  10,4% учащихся хотели бы получить больше знаний по данной теме. Несмотря на то, что подростки знают о вредном воздействии табака на организм  - 55% опрошенных указали, что пробовали курить и 57% из пробовавших продолжают курить в настоящее время.  Основными мотивами, которые толкнули подростков на пробу табака, были следующие: 58% - любопытство; 21% - желание следовать правилам компании; 16% - желание выглядеть старше.  47% учащихся отметили, что первый раз они попробовали курить в 12-13 лет, но нас очень поразило то, что 13,6% опрошенных отметили, что первый раз проба табака произошла в 7-8 лет.  Исследуя влияние старшего поколения на подростков, был задан вопрос всем учащимся: «Курят ли в вашей семье взрослые?» 76% опрошенных отметили, что у них в семье курят, при этом у 89% подростков из числа курящих, курят либо родители, либо старшие братья или сестра. Полученные данные свидетельствуют о негативном влиянии родителей, братьев, сестер на учащихся, что является одной из причин роста количества курильщиков. По результатам опроса были также определены основные причины, благодаря которым, по мнению опрашиваемых, они бросили курить: 37% учеников уверены, что они не так сильно привязаны к этой привычке и могут в любое время бросить; 28% подростков отметили, что лишь серьезное заболевание; 21% - требование родителей.   В ходе анализа полученных данных были определены основные направления профилактической работы:

I направление. Информирование учащихся о последствиях курения. В данном направлении были обобщены такие называемые причины как болезнь, смерть, влияние на здоровье будущих детей. Разъяснение ребятам развития механизма зависимости от курения.

II направление. Формирование у подростков умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению, самостоятельного преодоления вредных привычек, связанных с зависимостью организма к ПАВ.

III направление. Работа с родителями, поскольку требование родителей называлось одной из причин отказа от курения для подростков.

IV направление. Пропаганда позитивных форм досуга.

6. География проекта: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5».

7. Срок исполнения проекта: октябрь - декабрь 2013г.

8. Цель проекта: сформировать у учащихся знания о вреде курения, и  помочь переосмыслить ценностное отношение к собственному здоровью.

9. Задачи проекта:

1.  Сформировать отрицательное отношение учащихся к курению через информирование и  обучению навыкам здорового образа жизни.

  1. Изменение поведения школьников в сторону отказа от курения и мотивации к сохранению этого поведения в будущем;
  2. Создание условий для проявления творческого потенциала учащихся.

10. Целевая аудитория: учащиеся школы 11-18 лет, родители, педагоги.

11. Календарный план реализации проекта «Даже не пробуй!»:

Мероприятия

Сроки начала и окончания

Ожидаемые итоги

Организационное заседание инициативной команды. Распределение поручений.

07.10.2013г.

Проведение анкетирования учащихся по уровню осведомленности учащихся  по проблемам табакокурения (среди учащихся среднего и старшего звена, обработка результатов)

07.10. по 09.10.2013г.

Получение результатов анкетирования, для определения  выбора основных направлений профилактической работы 

Разработка подробного плана осуществления проекта, определение ответственных.  

10.10.2013г.

Выбраны перспективные направления данного проекта

Подготовка методического, информационного, практического материала для  инициативной команды.

с 08.10 по 15.10.2013г.

Пополнение методической копилки

Конкурс рисунков, коллажей  и плакатов о вреде табакокурения

с 11.11 по 18.11.2013г.

Создание условий для поддержки и развития творческой активности детей, индивидуального развития личности и достижения обучающимися творческих результатов, необходимых для успешной социализации.

Конкурс стихов о здоровом образе жизни.

Проведение классных часов, с элементами тренинга и групповой работы:

- «Скажи здоровью ДА» - 5 кл.

- «Курение – опасная ловушка» - 5-6 кл.

- «Свободное время без табака и  алкоголя» - 7 кл.

- «Скажи сигарете – НЕТ!» -8-9 кл.

- «Экология человека: Как противостоять вредным привычкам» - 10-11 кл.

с 21.10 по 15.11.2013г.

Повышение знаний учащихся о различных аспектах отрицательного действия табака;  формирование правильного поведения учащихся в разных жизненных ситуациях, методике отказа от предложения попробовать; развитие навыков индивидуальной и коллективной работы

Выставка рисунков и плакатов  «Дети против курения!»

21.11.2013г.

Умение выражать своё мнение о вредных привычках в творческих работах

Проведение школьного «Дня отказа от курения»:

- раздача буклетов «Раздави ее, пока она не раздавила тебя»

- выступление членов совета старшеклассников СОТИС «Бросай курить – подари себе здоровье!»

- проведений акций «Забей на сигарету!», «Оставь свой автограф в пользу жизни без сигарет»

21.11.2013г.

Информационное обеспечение о действии табака на организм; развитие умений учащимися делать осознанный выбор между ЗОЖ и вредными привычками; воспитание лидерских качеств старшеклассников

Товарищеская встреча по волейболу команд учащихся и учителей школы: «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

22.11.2013г.

Пропаганда спорта и позитивных форм досуга.

Проведение родительской конференции: «Знать, чтобы понять, уберечь и помочь!»

03.12.2013г.

Информационное обеспечение родителей

Рефлексия участников социального проекта с использованием диагностики.

С 05.12 по 09.12.2013г.

Закрепление полученных знаний; получение обратной связи от учащихся; определение динамики в формировании навыков здорового образа жизни учащихся

12. Команда проекта: социальный педагог, педагог-психолог (координаторы реализации социального проекта на которых возлагается сбор, обучение и информирование всех субъектов образовательного процесса, определение контингента респондентов и объектов реализации всех ступеней социального проекта, планирование мероприятий, сроков, возможные пути решения проблемы, распределение ролей и содержательный план работы для проекта);  учитель химии (проведение  внеклассных мероприятий с показом опытов о вреде табакокурения); учитель ИЗО (помощь в проведение конкурсов рисунков, коллажей и плакатов); члены Совета старшеклассников (помощь в проведении акции «День отказа от курения», изготовление буклетов.

13. Партнеры проекта: специалисты МБОУ ДОД ДЮЦ «Молодежный центр», врачи психоневрологического диспансера, работники МУ МВД России.

14.Результаты проекта: Проект можно считать успешно реализованным. Проведенную профилактическую деятельность отличали: широкий спектр сфер профилактического воздействия, значительный численный охват подростков и взрослых, позитивная направленность мероприятий и подготовленных материалов, неординарный подход.

При реализации проекта мы получили следующие результаты:

  • Изучены теоретические материалы о проблеме табакокурения в подростковой среде.
  • Проведены социологические опросы, по результатам которого были намечены пути и концепция реализации проекта.
  • Разработаны и успешно реализованы все  мероприятия заявленные в социальном проекте.
  • Создан банк методических разработок, презентаций и рекламных роликов по профилактике курения.
  • Повышена информированность учеников о негативном воздействии курения ( по данным опроса количество учащихся отметивших, что достаточно знают о вреде курения увеличилось на 12,4% в сравнении с начальной диагностикой).
  • Произошла положительная динамика в отношении отказа от курения (по данным опроса 21,6% учащихся задумались над вопросом о продолжении курения; на 12% выросло количество учащихся  отметивших, что достаточно знают о вреде курения знающих, о негативном воздействии табака на организм; 9% учащихся отметили, что сократили число выкуренных сигарет.
  • Укреплены навыки ведения здорового образа жизни учащимися.
  • Созданы условия достижения обучающимися творческих результатов, необходимых для успешной социализации.
  • Учащиеся приобрели опыт организации и проведения совместной социально значимой деятельности.
  • Произошла положительная динамика в личностном развитии учащихся, заключающаяся в умении подростков сопротивляться социальному давлению в отношении к курению и в развитии способности учеников принимать собственные решения.
  • Оформлены информационные стенды для учащихся  и родителей.
  • Оформлена выставка рисунков и плакатов

     В ходе работы над проектом было выяснено, что активные формы более продуктивны и интересны как подросткам, так и педагогам. Особый отклик у учащихся вызвало выступление членов совета старшеклассников «Бросай курить – подари себе здоровье!»,  наверное, потому что перед учащимися выступали их же сверстники. С большим интересом проходили занятия, на которых перед ребятами демонстрировались  опыты, которые доказывали вредное воздействие табака на организм.  Школьники с большим удовольствием оставляли на специально приготовленном плакате свои автографы за выбор жизни без табака, а также дописывали предложение «Курение это…» . А вот распространение буклетов – менее удачная форма, так как подростки их практически не читали. Учитывая полученный опыт организации разных по форме и содержанию профилактических мероприятий при планировании дальнейшей работы по теме проекта необходимо придерживаться интерактивных, практических форм деятельности с подростками.

15. Методы оценки результатов: проведение мониторинга отношения учащихся к проблеме  табакокурения,  для отслеживания эффективности мероприятий.  

16. Дальнейшая реализация проекта:   Проводя данную акцию, мы, конечно же, понимали, что самоопределение подростков в вопросе выбора истинных жизненных ценностей, не произойдёт в рамках одного проекта. Это - лишь шаг в нужном направлении. И те подростки, которые курят уже не первый год, конечно же, не бросят курить после этого, но положительные моменты все же есть. После мини опроса учащихся выяснялось, что большинство подростков задумались над тем, а стоит ли продолжать дальше травить свой организм, многие учащиеся отметили, что благодаря проводимым мероприятиям они поняли, что курение это не безобидное увлечение, а серьезная угроза здоровью. Кроме того, по мнению учителей школы, данные мероприятия повысили уровень социальной активности учащихся школы. Положительным моментом также являлось то, что перед учащимися выступали не только работники школы, но и их же сверстники.    

     Исходя из выше обозначенного планируется  продолжить работу по данному направлению. Для этого нами определены следующие задачи:                                                                                                                                                                            

  1. Продолжить формирование навыков ответственного отношения к своему здоровью, умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению, самостоятельного преодоления вредных привычек, связанных с зависимостью организма к ПАВ.
  2. Продолжить создание социально-психолого-педагогических условий для самореализации подростков в социально-значимой, полезной для них деятельности.
  3. Проводить с учащимися мониторинг по отслеживанию эффективности мероприятий, направленных на первичную профилактику табакокурения.

Список литературы

  1. Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5 –7 классов. – Санкт-Петербург: Петроградский и Кº, 1996.
  2. Гарифулин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Карен Брайант – Моул. Серьёзный разговор. Курение. – Москва: Махаон, 1998.
  4. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5 – 7 классы. – М.: ВАКО, 2009.
  5. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2009.
  6. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5 –11 классы, ПТУ. -  М.: ВАКО, 2004, стр. 3, 185-188, 1999.
  7. Сопровождение здоровья обучающихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг / сост. М.А.Павлова, О.С.Гришанова, Е.В.Гусева. – Волгоград: Учитель, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пробы пера

Дети любят придумывать, фантазировать, сочинять. На уроке чтения было дано задание придумать несколько строк об осени - противоречивом времени года, т.к. одни любят осень, за её яркость, другие считаю...

социальная проба "Красивая осанка - здоровое будущее"

Социальная проба учащихся 2 "В" класса по проблеме нарушения осанки в начальной школе...

Методика социальной пробы

В материале отражены цели, задачи, виды, объекты, порядок проведения социальной пробы, роль учителя....

Доклад на педсовет по теме "Социальные пробы"

Данный материал будет интересен учителям и воспитателям ГПД....

Самообразование по теме "Использование методов и приемов социальных проб на уроках"

Данный материал будет интересен учителям начальных классов....

Диагностические пробы по предмету "Окружающий социальный мир"

Диагностические пробы по предмету "Окружающий социальный мир", по СИПР 2 вариант...

Диагностическая карта к пробам по предмету "Окружающий социальный мир"

Диагностическая карта к пробам по предмету "Окружающий социальный мир", по СИПР 2 вариант...