Главные вкладки

    Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе.
    методическая разработка по зож по теме

    Выступление на педогогическом совете по теме "Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx57.14 КБ
    Файл pril1_2.pptx890.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе

    Кочешкова Елена Александровна

    учитель начальных классов

    ГБОУ школа № 604

     Пушкинского района

    Санкт-Петербурга

    Слайд 1. Приложение 1.

    Слайд 2. 

    «Здоровье - это еще не всё, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

    Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

    В начале учебного года я провела опрос среди учащихся и родителей своего класса с целью выяснения значимости поддержания Здорового Образа Жизни.

    Для этого всем было предложено ответить на один и тот же вопрос: 

    Слайд 3.

    Как Вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка?

    Деньги

    Здоровье

    Знания и умения

    И вот какие результаты были получены 

    Слайд 4

    дети

    родители

    здоровье

    70

    100

    знания

    23

    0

    деньги

    7

    0

    Полученные данные наглядно показывают, что здоровье является наиболее значимым приоритетом не только для родителей, но и учащихся. Необходимо обратить внимание на тот факт, что некоторые учащиеся считают приоритетным для себя получение знаний. И это можно объяснить только одним - стремлением нас учителей и родителей настойчиво доказать детям, что нет ничего важнее учебы! Хотя все прекрасно понимают, что здоровье всё же важнее.

    По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Много первоклассников приходит в школу с различными заболеваниями. При поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся.

    В результате изучения паспорта здоровья учащихся мною было выявлено, что в классе имеются дети с разной группой здоровья.

    Первая основная группа здоровья отмечается только у 8 человек; 15 человек имеют II-ю основную группу здоровья. Это практически здоровые дети, имеющие незначительные заболевания. Например, нарушение осанки; учащиеся, подверженные частым острым респираторным заболеваниям. Два ребенка из класса имеют III-ю подготовительную группу здоровья. К этой группе относятся дети, которые состоят на диспансерном учёте и имеют хроническую патологию.

    В процессе работы с учащимися было замечено, что у большинства из них слабо развита мелкая моторика.

    Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.

    Поскольку здоровье наших школьников находится в плачевном состоянии я решила, что искать пути выхода из сложившейся ситуации нужно всем вместе.

    В чём же заключаются причины ухудшения здоровья учащихся?  

    Пытаясь ответить на этот вопрос, я пришла к выводу, что такими причинами являются:

    Слайд 5.

    1. Перегрузки в процессе обучения;

    2. Нехватка двигательной активности;

    3. Питание школьников.

    Я считаю, что главная проблема сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка. 

    Работая в школе больше 15 лет, проанализировав причины школьных болезней и болезней учеников данного класса, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения, потому что ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагога.

    Я решила, что для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать здоровьесберегающие технологии. 

    Слайд 6. 

    Здоровьесберегающие технологии -  это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

    В чем же состоит сущность здоровьесберегающего урока?

    Слайд 7.

    Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

    В свою очередь я выделяю принципы здоровьесберегающего урока. Они направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья.  

    Слайд 8.

    Это:

    • принцип двигательной активности;
    • принцип оздоровительного режима;
    • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
    • принцип психологической комфортности;
    • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка;

     Для реализации данных принципов я выбрала следующие педагогические современные здоровьесберегающие технологии.

    Слайд 9.

    • Физкультурные минутки
    • Пальчиковая гимнастика
    • Дыхательная гимнастика

    В работе с детьми очень важно правильно сочетать умственную и физическую нагрузку.

    Физкультурные минутки.

    Слайд 10.

    Замечено, что проводимые в течение урока физкультминутки, улучшают внимание учащихся, служат гимнастикой для улучшения мозгового кровообращения, снимают утомление и предупреждают заболевания опорно-двигательного аппарата.

    Физкультминутки лучше проводить стоя, что способствует дополнительной разгрузке организма. Упражнения должны быть комплексными: движения головой, туловищем, руками, ногами в разных сочетаниях. Темп может быть разный, это зависит от вида упражнений.

    С большим удовольствием дети выполняют физкультминутки в стихотворной форме, а также, когда их проводят сами дети.

    Например:

    Слайд 11.

    «Руки подняли и покачали -
    Это деревья в лесу.
    Руки согнули, кисти встряхнули -
    Ветер сбивает росу.
    В стороны руки, плавно помашем-
    Это к нам птицы летят.
    Как они тихо садятся, покажем-
    Крылья сложили назад.»

    Слайд 12.

    • Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте с взмахом рук)
    • Посмотреть который час (ладонь приставить к глазам «козырьком» и поворачивать голову налево, направо)
    • Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
    • Мышки дернули за гири (имитировать дерганье за гари)
    • Вдруг раздался страшный звон (приложить руки ладонями к ушам и качать головой)
    • Разбежались мышки вон! (бег на месте)

    Пальчиковая гимнастика.

    На уроках математики, русского языка, технологии и изобразительно искусства полезно проводить пальчиковую гимнастику (слайд 13), которая служит массажем для кистей рук, снимает напряжение с мышц рук, укрепляет мелкую моторику.

    Для этого я использую следующие упражнения.

     «Капуста»

    Слайд 14.

    Мы капусту рубим-рубим,
    Мы капусту солим-солим,
    Мы капусту трём-трём,
    Мы капусту жмём-жмём.
    (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

    Слайд 15.

    Этот пальчик- дедушка,
    Этот пальчик- бабушка,
    Этот пальчик- папочка, 
    Этот пальчик- мамочка,
    А вот этот пальчик – я,
    Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

    Имитируя игру на клавишах, танец пальчиков, движения на координацию (когда руки лежат на столе ладонями вниз и по команде учителя дети одновременно или по очереди поднимают и опускают сначала большой палец на обеих руках, потом указательный и т.д.)

    http://mousoch24.ucoz.ru/Foto/foto2012/nachshkola2.jpg

    Дыхательная гимнастика.

    Слайд 16.

    Систематическое выполнение упражнений дыхательной гимнастики обеспечивает прекрасное лечебно-профилактическое действие, дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение. Дыхательная гимнастика снимает усталость головного мозга, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород. Дыхательная гимнастика помогает мне учить детей правильно дышать.

    Во время дыхательной гимнастики мы учимся глубокому носовому вдоху, быстрому и бесшумному вдоху носом и ртом одновременно, следим за тем, чтобы дыхание было бесшумным, а плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены.

    Одно из таких упражнений, используемых мною на занятиях, называется «Свечка».

    Слайд 17 

    • И.п. – стоя, руки перед грудью, ладонями кверху, на них как бы находится свеча, которую нужно «задуть».
    • 1-2- глубокий вдох носом;
    • 3-4- задержать дыхание;
    • 5-6-7-8- выдохнуть медленно и ровно через рот, задувая воображаемое пламя свечи;
    • Повторить 2 раза.

    Слайд 18.

    «Дровосек»

    • И.п. - стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеплены в замок
    •  1-2-3-4- вдох носом (поднять руки вверх над головой)
    • 5-6   - резкий выдох ртом (наклониться вперед и опустить руки, имитируя рубку дров)
    • Повторять 3-4 раза.

    Таким образом, как показывает моя практика, использование на уроках здоровьесберегающих технологий обучения позволяет мне без каких-либо дополнительных материальных затрат значительно улучшить здоровье детей, а значит, и поднять уровень обучения за счет снижения утомляемости; способствует развитию познавательных процессов, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность.

    Применение на уроках изложенных технологий способствует созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах. Я заметила, что дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.  

    Слайд 19.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе» Кочешкова Елена Александровна учитель начальных классов ГБОУ школа № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга

    Слайд 2

    «Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто»

    Слайд 3

    как вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка? Здоровье Знания Д еньги

    Слайд 4

    Результаты :

    Слайд 5

    В чём причины? 1. Перегрузки в процессе обучения 2. Н ехватка двигательной активности 3. П итание школьников

    Слайд 6

    Здоровьесберегающие технологии- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

    Слайд 7

    Сущность здоровьесберегающего урока О беспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока П озволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни

    Слайд 8

    принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья П ринцип двигательной активности П ринцип оздоровительного режима П ринцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания П ринцип психологической комфортности П ринцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка

    Слайд 9

    Современные здоровьесберегающие технологии Физкультурные минутки Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика

    Слайд 10

    Физкультминутки- динамические паузы У лучшают внимание С лужат гимнастикой для улучшения мозгового кровообращения С нимают утомление С нятие напряжения с мышц туловища Предупреждают заболевания опорно-двигательного аппарата

    Слайд 11

    Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. В стороны руки , плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем- Крылья сложили назад.

    Слайд 12

    Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте с взмахом рук) Посмотреть который час (ладонь приставить к глазам «козырьком» и поворачивать голову налево, направо) Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Мышки дернули за гири (имитировать дерганье за гири ) Вдруг раздался страшный звон (приложить руки ладонями к ушам и качать головой) Разбежались мышки вон! (бег на месте)

    Слайд 13

    ПАЛЬЧИКОВАя ГИМНАСТИКА Массаж кистей рук Снимает напряжение с мышц рук Укрепляет мелкую моторику

    Слайд 14

    «капуста» Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту солим-солим, Мы капусту трём-трём, Мы капусту жмём-жмём. (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

    Слайд 15

    «моя семья» Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

    Слайд 16

    дыхательная гимнастика О беспечивает лечебно-профилактическое действие В организме нормализуется кровообращение С нимает усталость головного мозга Очищает лёгкие Учит правильно дышать

    Слайд 17

    «Свечка» И.п . – стоя, руки перед грудью, ладонями кверху, на них как бы находится свеча, которую нужно «задуть». 1-2- глубокий вдох носом; 3-4- задержать дыхание; 5-6-7-8- выдохнуть медленно и ровно через рот, задувая воображаемое пламя свечи; Повторить 2 раза.

    Слайд 18

    «Дровосек» И.п . - стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеплены в замок; 1-2-3-4- вдох носом (поднять руки вверх над головой); 5-6 - резкий выдох ртом (наклониться вперед и опустить руки, имитируя рубку дров); Повторять 3-4 раза .

    Слайд 19

    будьте здоровы!!! Спасибо за внимание!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Здоровьесбережение на уроках в начальной школе"

    В презентации содержится материал по здоровосберегающим технологиям....

    Здоровьесбережение на уроках в начальной школе.

    Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках в начальной школе...

    Реализация здоровьесбережения на уроках в начальной школе

    Здоровье человека, как известно, закладывается еще в детстве, поэтому очень важно формировать потребность в здоровом образе жизни с самого юного возраста. Организм ребенка в начальной школе требует бо...

    "Реализация здоровьесбережения на уроках в начальной школе"

    В данной статье раскрывается суть здоровьесбережения и даются конкретные рекомендации по применению данного материала на уроках в начальной школе....

    Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесбережение на уроках в начальной школе»

    Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесбережение на уроках  в начальной школе»...