проект "Путешествие в мир микробов"
проект по зож (4 класс) по теме

Савенкова Наталья Александровна

 

С каждым годом возрастает количество детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается  непрерывный  рост общего уровня заболеваний среди школьников.

Проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни становится в современном обществе актуальной.

Проект формирует у детей осознанное отношение к своему здоровью, потребность к здоровому образу жизни и максимальную активность детей в самостоятельном познании мира, изучает особенности отношения каждого ребенка к своему здоровью и  расширяет представления о правилах личной гигиены.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный   проект на тему:

«Путешествие в мир микробов»

                                                           

                                                           

                                                             Автор проекта:

                                                              Горкун Виктория

                                                              4 «а» класс

                                                              МБОУ СОШ № 4

                                                             

                                                              Руководитель проекта:

                                                              Савенкова Наталья Александровна

                                                              учитель начальных классов

Оглавление

          1.Введение

-Актуальность темы

- Проблема

- Цель и задачи проекта

          -Методы исследования

-Этапы исследования

-Вид проекта

2.Этапы проекта и его результаты

Теоретический (изучение и работа с литературой)

-Значение слов

-Из истории

Практический

-Мои наблюдения

-Какие бывают бактерии

-Вредные и полезные

-Бактерии и болезни

      3. Заключение

      4.  Информационно-методическое обеспечение

      5.  Приложение

          - Социологический опрос школьников и мои исследования.

Актуальность: с каждым годом возрастает количество детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается  непрерывный  рост общего уровня заболеваний среди школьников.

Проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни становится в современном обществе актуальной.

Проблема: я часто слышу: «Мойте руки, а то микробы попадут в организм», или «Там много микробов».

Человека окружает множество микроорганизмов, невидимых  невооруженным глазом.

 И мне стало интересно. Какие они микробы, где живут, чем питаются, и неужели они все такие вредные и опасные?!

Цель моего проекта: выяснить, что такое - микробы, какие бывают микробы, какова их роль  в жизни человека.

Задачи:

              1. Собрать информацию и изучить жизнь микроорганизмов;

                   расширить словарный запас.

     2. Учиться работать с микроскопом, изучить его                  

         устройство и провести исследование.

     3. Развивать интерес к окружающему миру, к здоровому образу          

        жизни.

Методы исследования:  

теоретические: изучение источников информации.

практические: опыты, наблюдение, практический анализ

Вид проекта:

исследовательский

информационный

краткосрочный

Этапы исследования:

1.«Открытие» значения слов: микроб, микроорганизм,  бактерии.

2.  Изучение истории открытия микроорганизмов и виды микробов.

3.  Социологический опрос школьников.

4.  Изучение  устройства  микроскопа и проведение

     наблюдения.

5.  Как избежать инфекционных болезней.

Значение слов

В Толковом  словаре С. И. Ожегова я нашла значение слов.

Микроб – тоже, что и микроорганизм.

Микроорганизм - мельчайший, преимущественно одноклеточный животный или растительный организм, различимый лишь в микроскоп.

Бактерии – микроорганизм, преимущественно одноклеточный.

Из истории

Первые жители Земли – микробы - появились около 4 миллиардов лет назад. Два миллиарда лет они оставались единственными обитателями Земли. Микробы изловчились создавать колонии внутри крупных организмов, процветая и размножаясь в этой богатой питательными веществами среде.

Только после  изобретения микроскопа  биологи обнаружили микроскопические клетки. Однако до 17 века никто не подозревал, что совсем рядом обитают чудесные создания природы. А изобрёл этот удивительный прибор голландец по фамилии Левенгук. Левенгук не был учёным, он имел свою лавку (маленький магазин) и  занимался продажей сукна и других тканей. В своей работе он часто использовал увеличительное стекло для определения качества ткани. Однажды он рассматривал капельку дождевой воды под увеличительной линзой и вдруг испугался – торговец увидел в капле скопище каких-то неведомых мелких «зверушек». Это были бактерии. Он стал наблюдать за ними и  для удобства сконструировал микроскоп. Описание своих «зверушек» Левенгук послал в Лондонское Королевское Общество. Учёные мужи с удивлением ознакомились  и подтвердили исследования дотоле никому не известного лавочника. И даже избрали его членом своего Общества. Так изменилась жизнь простого торговца, а его открытие сыграло большую роль в развитии науки.  В течение 20 лет он ходил к оптикам и обучался у них искусству обтачивать и шлифовать стекла. Он посещал алхимиков и аптекарей, совал свой нос в их тайные способы выплавлять металлы из руд и понемногу научился обращаться с золотом и серебром. Это был чрезвычайно настойчивый и упорный человек. Он изготовил самые лучшие  линзы того времени и вставил их в небольшие оправы из меди. Он смотрел через линзы на все, что попадалось ему под руку. Он часами  изучал строение  собственной кожи, глаз животных, различных волосков. Левенгук был искатель, и кому бы еще, кроме этого человека, могла прийти в голову мысль направить свою линзу на каплю чистой воды, только что упавшей из облаков? И он увидел в дождевой воде маленьких животных.

Левенгук  открыл неведомый мир живых существ - микроорганизмов, которые играют огромную роль в природе и в жизни.

 С того времени прошло более трех столетий.

За это время ученые многое узнали о жизни бактерий. Наука ушла далеко вперед. Современный микроскоп – довольно внушительный прибор со сложной системой линз. 

Работая над проектом, я провела социологический опрос одноклассников, побывала с мамой в лаборатории и изучила устройство микроскопа.  

Кто  микроскопа не видал

И не смотрел в него ни разу,

Тот, очень много потерял,

Ему, мы честно скажем сразу.

Ведь в микроскоп, ведь в микроскоп,

Видны мельчайшие создания.

И рядом с ними даже клоп,

Гигантом будет мироздания.

Слово «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скопос» (наблюдатель). Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького». С помощью микроскопа были сделаны важные открытия. Микроскопы есть электронные и световые. Для меня стало открытием их устройство. В микроскопе есть объектив, зеркало, окуляр, штатив, предметный столик.

 Мои наблюдения

 Когда я попыталась рассмотреть под микроскопом листики деревьев, комнатных растений, то очень удивилась! Все было увеличено во много раз!

Интересно наблюдать в микроскоп и изучать все то, что невидимо простым глазом.

 Работая в лаборатории с микроскопом, я разглядела огромное количество микроорганизмов и бактерий.

Мельче комаров и мошек
В много-много тысяч раз.
Тьма невидимых зверушек
Жить предпочитает в нас.

Какие бывают бактерии

Некоторые бактерии полезны нам, людям: они помогают перерабатывать пищу, попавшую в кишечник. Другие же вечно досаждают нам.

В каждом доме хранится целый арсенал оружия против микробов – домашняя аптечка. Но микробы не хотят уступать. В середине 20 века, после появления антибиотиков, многие инфекционные болезни были побеждены.

Но микробы оказались живучей, чем представляли ученые.

С помощью лазерного микроскопа ученые убедились, что микробы действуют сообща. Возможно, в этом – залог их непобедимости.

Бактерии – одноклеточные микроскопические организмы.

Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливается органическое вещество

 Они живут в холоде, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку, и в горячих кислотных источниках.

Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость с температурой выше 90 градусов; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море.

Американские исследователи обнаружили в пробах льда, взятых в Гренландии на глубине 3000 метров, - там, где лед частично смешался с вечной мерзлотой, - многочисленные колонии микробов: всего 40 видов, а возраст – не менее 120 тысяч лет. Некоторые из них, попав в лабораторию, стали размножаться; только делали это медленнее.

Существует две тысячи видов бактерий, и живут они повсюду.

Одним словом, бактерии вездесущи!

Бактерии бывают:

цилиндрической формы – палочки;

шарообразной формы – кокки (от греческого «кокос» - «зерно»)

Микробов огромное количество и обо всех не рассказать, я расскажу о тех, которые меня больше  всего заинтересовали.

Светящиеся бактерии

Еще в 1960-е годы ученые выяснили, что микробы могут обмениваться информацией. К этому выводу пришли, исследуя поведение морских светящихся бактерий. Эти микробы паразитируют в органе свечения каракатицы и излучают свет. Благодаря «фонарику», вросшему в тело, каракатица находит пищу и высматривает врагов.

В толще океана, куда не доходит солнечный свет, обитают загадочные глубоководные рыбы. Многие из них приспособились жить в кромешной темноте и сами освещают себе дорогу особыми выростами тела. Но светятся не сами рыбы, а живущие в их выростах бактерии. Среди бактерий встречаются такие, которые обладают особенностью светиться.

Светящиеся бактерии излучают зеленый или голубоватый свет, хорошо заметны в темноте.

Вредные и полезные

Микрофлора организма человека «весит» до 1,5 кг. Бактерии живут на коже, слизистых оболочках, в органах пищеварительной системы, выполняя роль наших помощников и защитников.

Мельче комаров и мошек
В много-много тысяч раз.
Тьма невидимых зверушек
Жить предпочитает в нас.

 «Вредные» микробы – также чувствуют себя в нашем теле весьма комфортно, а при ослаблении иммунитета и вовсе «распоясываются», провоцируя различные заболевания. Поэтому от человека к человеку они передаются с зараженной пищей или питьевой водой, с вдыхаемыми капельками влаги, попавшими в воздух при чихании, кашле или просто при разговоре больного. Бактерии способны вызывать огромное количество инфекционных заболеваний.

Как можно обезопасить себя от вредных микробов?

  • Знать правила личной гигиены.
  • Мыть руки с мылом.
  • Не пить сырую воду.
  • Чистить зубы и регулярно посещать стоматолога.
  • Надо гулять на свежем воздухе.

Большинство людей уверены, что от микробов — один вред. Но это не так  есть много полезных микробов. Пенящийся квас, мягкий ноздреватый

хлеб — мы бы не попробовали их, если бы не наши друзья-микроорганизмы.

Молочнокислые бактерии

Давайте вспомним кефир, прокисшее молоко, кумыс, простоквашу, сметану, творог, сыр. Этих полезных молочных продуктов не было бы, если бы не молочнокислые бактерии. Попадая в молоко, эти организмы начинают бродить и превращать молочный сахар в молочную кислоту.

      Мельчайшие живые существа играют на Земле свою неоценимую роль. Бактерии преобразовывают органические вещества в неорганические, очищая нашу планету от мусора.

Заключение

Прочитав  книги о микробах, проведя наблюдение в лаборатории, я узнала:

Микробы - это очень маленькие микроорганизмы, которые можно увидеть  только с помощью микроскопа.

Да! Микроскоп такая штука,
Что удивила и меня.
С ним открывается наука 
Мне микро – биология.  

На земле огромное количество микроорганизмов. Микробы встречаются везде: в пустыне и в океане, в горах и в поле, и даже у нас в организме. Они очень живучи и вездесущи.

Микробы бывают полезные и вредные для человека. С вредными  бактериями человек может бороться, только соблюдая правила  личной гигиены.

Каждый должен помнить:

Залог здоровья – чистота!

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Новая детская энциклопедия. М., «РОСМЭН», 2012
  2. Отчего и почему? М. «Махаон», 2011
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.

4-е издание, дополненное. Москва. 2010.

Интернет – ресурсы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР МИКРОБОВ

Слайд 2

Проблема: человека окружает множество организмов, невидимых невооруженным глазом и неужели они все такие вредные и опасные?!

Слайд 3

Цель: выяснить, какие бывают микробы, где они живут, чем питаются, какова их роль в жизни человека

Слайд 4

Задачи: Собрать информацию и изучить жизнь микроорганизмов. 2. Учиться работать с микроскопом, изучить его устройство и провести исследование. 3.Развивать интерес к окружающему миру, к здоровому образу жизни.

Слайд 5

КТО ПЕРВЫЙ УВИДЕЛ МИКРОБЫ?

Слайд 6

Словарь Микроб – то же что и микроорганизм Микроорганизм- мельчайший, преимущественно одноклеточный животный или растительный организм, различимый лишь в микроскоп. Бактерии – микроорганизм, преимущественно одноклеточный (С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.)

Слайд 7

Микробы- это очень маленькие микроорганизмы, которые простым глазом увидеть нельзя

Слайд 8

Социологический опрос школьников Из таблицы видно: проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни становится в современном обществе актуальной .

Слайд 9

Антони ван Левенгук

Слайд 10

Микроскоп – сложный прибор, который увеличивает в сотни раз.

Слайд 11

Микроскоп –это комбинация двух греческих слов: « микрос » « скопос »

Слайд 12

В настоящее время существует два вида микроскопов

Слайд 13

Световые

Слайд 14

ЭЛЕКТРОННЫЕ

Слайд 16

ВИДЫ МИКРОБОВ

Слайд 17

Оказывается все микробы различаются по форме:

Слайд 18

Похожие на шарики называются КОККИ

Слайд 19

Похожие на палочки называются -БАЦИЛЛЫ

Слайд 20

Похожие на запятые называются -ВИБРИОНЫ

Слайд 21

Похожие на спирали- СПИРИЛЛЫ

Слайд 22

Светящиеся бактерии

Слайд 23

Микробы бывают полезные и вредные Палочка Коха

Слайд 25

Из молока Кефир и простоквашу

Слайд 26

Вывод Прочитав книги о микробах, проведя наблюдение в лаборатории, я узнала: Микробы - это очень маленькие микроорганизмы, которые можно увидеть только с помощью микроскопа. Микробы встречаются везде: в пустыне и в океане, в горах и в поле, и даже у нас в организме. Микробы бывают полезные и вредные для человека.

Слайд 28

Информационно-методическое обеспечение Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита. - М. Махаон, 2004 Букварь здоровья. – М. Творческий центр «Сфера», 2000 http://kak-i-pochemu.ru/gde-zhivut-bakterii.html h ttp :// ru . wikipedia . org / wiki / www . microbium.ru / Большая иллюстрированная энциклопедия знаний. - М.: ЗАО Б79 «БММ», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 3 классе "Микробы в нашей жизни"

Этот классный час - один из цикла классных часов, нацеленных на формирование навыков ЗОЖ. В занимательной форме третьеклассники познакомятся с микроорганизмами, их пользой и вредом для человека, убедя...

Детям о микробах

Краткое ознакомление с понятием "Микроб". Рассказать детям о существовании вредных и полезных микробов . О защите от микробов....

"Быль о пыли.Микробы."

Данная презентация может быть использована как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности в рамках формирования здорового образа жизни....

"Микробы"

О вредных и полезных микробах...

микробы

Презентация о микробах. Интересные факты о микробах. Материал можно использовать на классном часе....

Классный час про микробов

Классный час по теме: "Пути передачи инфекционных заболеваний"...