Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Тропа здоровья"
календарно-тематическое планирование по зож (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Тропа здоровья»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по курсу « Тропа Здоровья» для1 класса создана на основе нормативных документов :
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ №373
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( Допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014- 2015 учебный год.»
3. Общая образовательная программа МОУ СОШ № 24 Павлово- Посадского муниципального района Московской области;
4. Учебный план МОУ СОШ № 24 на 2014-2015 учебный год.
Основное содержание
Место предмета в базисном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса « Тропа Здоровья» в 1 классе начальной школы отводится 1 час в неделю при 35 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 31час.
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Не подлежит сомнению и тот факт, что самое драгоценное у человека – здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей.
Так возникла необходимость создания программы «Тропа здоровья » для учащихся младшего школьного возраста, которая будет направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников. Программа «Тропинка к здоровью» направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
- Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- Формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Профилактика вредных привычек.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Данная программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения; опыты; игра.
Предполагаемые результаты:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «По тропе здоровья»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Особенности организации работы.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Формы проведения:
- беседы, лекции, тренинги
- конкурсы, КВНы, праздники, творческие мастерские
- экскурсии, походы
Календарно - тематическое планирование
« Тропа Здоровья»
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | Виды деятельности | Форма контроля | Дата занятия | |
Теория 0,5 часа | Практика 0,5 час | |||||
1. | Что такое здоровье Знакомство с Доктором Здоровье | 1 | Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучивание пословиц и поговорок | Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики». | Фронтальный опрос | 5.09 |
2. | Дружи с водой Советы доктора Воды | 1 | Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр». Советы доктора Воды. | Оздоровительная минутка. Игра «Доскажи словечко». | Конкурс «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». | 12.09 |
3. | Дружи с водой Друзья вода и мыло | 1 | Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. | Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. | Конкурс на самое интересное, зани- мательн. задание | 19.09 |
4. | Уход за глазами Глаза-главные помощники человека | 1 | Беседа об органах зрения. Правила бережного отношения к зрению. Правила бережного отношения к зрению. Разучивание пословиц и поговорок | Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» | Фронтальный опрос | 26.09 |
5. | Уход за ушами Чтобы уши слышали | 1 | Беседа. Правила сохранения слуха. | Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. «Самомассаж ушей». | Конкурс на лучшее доказательство | 3.10 |
6. | Уход за зубами. Почему болят зубы | 1 | Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Стихотворение С. Михалкова « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка. Игра «Угадай-ка!» | Творческое рисование. | 10.10 |
7. | Уход за зубами Чтобы зубы были здоровыми
| 1 | Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар». Практическая работа. Тест. | Тест | 17.10 |
8. | Как сохранить улыбку красивой? | 1 | Встреча с доктором Здоровые Зубы. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. | Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия. | Творческая работа. Памятка «Как сохранить зубы». | 24.10 |
9. | Уход за руками и ногами «Рабочие инструменты» человека | 1 | Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка «Это полезно знать». | Оздоровительная минутка. Игра- соревнование «Кто больше?» Практическая работа. | Памятка «Это полезно знать». | 31.10 |
10. | Забота о коже Зачем человеку кожа | 1 | Встреча с доктором Здоровая Кожа. Беседа. Правила ухода за кожей. | Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов. Игра «Угадай-ка». | Фронтальный опрос | 14.11 |
11. | Надёжная защита организма. | 1 | Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи». | Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. Практическая работа. | Тест | 21.11 |
12. | Забота о коже. Если кожа повреждена | 1 | Рассказ учителя о повреждениях кожи. | Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» | Работа по карточкам | 28.11 |
13. | Как следует питаться Питание- необходимое условие для жизни человека | 1 | Повторение правил здоровья. Встреча с доктором Здоровая Пища. Разучивание пословиц и поговорок. | Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». | Фронтальный опрос | 12.12 |
14. | Как следует питаться Здоровая пища для всей семьи | 1 | Беседа по стихотворению С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала» | Оздоровительная минутка. Золотые правила питания. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». | Анализ ситуации | 19.12 |
15. | Как сделать сон полезным? Сон-лучшее лекарство | 1 | Стихотворение С. Михалкова « Не спать » Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам». | Ответы на вопросы | 26.12 |
16. | Настроение в школе Как настроение? | 1 | Беседа. Встреча с доктором Любовь. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. | Тест | 16.01 |
17. | Настроение после школы Я пришёл из школы | 1 | Беседа. Работа с пословицами. | Оздоровительная минутка. Игра «Закончи рассказ». | Анализ ситуации | 23.01. |
18. | Поведение в школе | 2 | Рассказы М.Кунина «Федя н | Оздоровительная минутка | Творческая | 30.01. |
19. | Я- ученик | а перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию. | «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» | работа «Придумай правила» | 06.02. | |
20. | Вредные привычки | 1 | Беседа «Это красивый человек». | Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет». | Познавательная игра | 20.02. |
21. | Мышцы, кости и суставы Скелет - наша опора | 1 | Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование | Фронтальный опрос | 27.02. |
22. | Мышцы, кости и суставы. Осанка - стройная спина | 1 | Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! | Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражн. | Конкурс на лучшее инсценирование | 06.03. |
23. | Полезен ли спорт для здоровья | 1 | Беседа «В здоровом теле – здоровый дух» | Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья» | Конкурс-рассказ «Спортивная история» | 13.03. |
24. | Как закаляться. Если хочешь быть здоров | 1 | Сказка о микробах. Правила закаливания. | Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно! | Тест «Здоровый человек – это…» | 20.03. |
25. | Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье людей. | 1 | Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами. | Экскурсия Просмотр фильма | Мини выставка | 27.03. |
26. | Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде. | 1 | Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. | Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. | Конкурс рисунков « Мы дружим с физкультурой и водой » | 10.04. |
27. | Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья | 1 | Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь» | Оздоровительная минутка. Творческая работа. | Фронтальный опрос | 17.04. |
28. | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 1 | Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность. Работа с пословицами.. | Оздоровительная минутка. Игра «Продолжи сказку» | Найди правильный ответ (карточки) | 24.04. |
29. | Почему мы болеем | 1 | Рассказ учителя. Это интересно! | Оздоровительная минутка. Работа в группах. | Фронтальный опрос | 28.03 |
30. | Кто и как предохраняет нас от болезней | 1 | Встреча с доктором Здоровья. Повторение правил. | Оздоровительная минутка. Коллективная работа. | Фронтальный опрос. Познавательная игра. | 15.05. |
31. | Кто нас лечит Сегодняшние заботы медицины | 1 | Беседа «Из чего получают лекарства» | Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает» | Работа по карточкам | 22.05 |
Литература:
1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
2.Л.А.Обухова. « Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся» 1–4-х классов. Москва « ВАКО» 2011год.
3.Зверев А.Т. Экологические игры.
4.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью"
Здоровьесберегающие технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-565330-1421983122.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности ""33 урока здоровья" 1 класс
1. Пояснительная записка2. Календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа докторов Здоровья"
1. Пояснительная записка2. Тематическое планирование по годам обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/26/picture-729232-1519640240.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о здоровье и правильном питании".
Программа имеет большую практическую направленность и соответствует ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751323-1454850097.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки докторов здоровья»
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. ...
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2015/06/03/picture-142970-1433360312.jpg)
рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки доктора Здоровье"
рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки доктора Здоровье"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-659559-1440933824.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Азбука здоровья». 1 В класс.
Оздоровительная программа для начальной школы....