Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах
статья по зож (1 класс) на тему

Опыт работы и методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_albiny.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4  г. Туймазы

 муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Здоровьесберегающие технологии

на уроках в начальной школе

Выполнила: Сулейманова

 Альбина Мусавировна,

учитель начальных классов

Туймазы,2015

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы изучения здоровьесберегающих технологий в начальной школе…………………………………………………………………..5
1.1. Понятие  и типы здоровьесберегающей технологии………………….5
1.2.  Основные компоненты здоровьесберегающей технологии.................7

1.3. Сущность здоровьесберегающей технологии  В.Ф.Базарного……….8
 2. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе …10
2.1. Методические приемы, способствующие здоровьесбережению…..10
2.2. Экспериментальное исследование состояния здоровья школьников………………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………....16
Приложения

Введение

 «Чтобы сделать ребёнка умным

 и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. [2,с.23]Материалов о том, какими средствами и методами можно решать эту проблему в процессе обучения младших школьников, разработано, на наш взгляд, недостаточно. Поэтому тема нашего исследования «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе» на сегодняшний день весьма актуальна.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс  с элементами здоровьесберегающих технологий.

Предмет исследования: содержание и формы организации учебного процесса, а также методы обучения, направленные на сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Цель исследования: осуществить выбор здоровьесберегающих технологий (методы и приемы) для реализации на уроках в начальной школе.
Исходя из объекта, предмета, цели исследования сформулированы следующие задачи исследования:

  1. изучить  литературу с целью рассмотрения понятия «здоровье» человека, его показателей и основных факторов, от которых зависит здоровье учащихся;
  2. изучить современные здоровьесберегающие технологии, используемые в начальнойшколе;
  3. провести экспериментальное изучение состояния здоровья учащихся начальной школы;
  4. осуществить выбор здоровьесберегающих технологий и осуществить их апробацию на уроках в 1 классе;
  5. проанализировать результаты проведенной экспериментальной работы и сделать выводы;
  6. подготовить методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию здоровьесберегающих технологий.

Гипотеза: реализация технологий здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

Для решения поставленных задач использованы методы исследования:

  1. анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования (программ, учебников, дидактических материалов);
  2. опытно-экспериментальная работа;
  3. анкетирование; наблюдение;
  4. количественно-качественная обработка результатов исследования.

База исследования: МБОУ  СОШ № 4 г. Туймазы. В качестве испытуемых были взяты учащиеся 1 «Д» класса.

Теоретическое значение исследования заключается в обобщении литературного материала об использовании современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы.
Практическое значение исследования обусловлено тем, что разработанные дидактические материалы здоровьесбежения, формы, приемы и методы его реализации могут быть полезны учителям начальных классов в

практическойдеятельности.

  1. Теоретические основы

изучения здоровьесберегающих технологийв начальной школе

  1. Понятие  и многообразие здоровьесберегающих технологий

Понятие «здоровьесберегающая технология» является качественной характеристикой любой образовательной технологии, оценивая степень её положительного влияния на сохранение здоровья  учащихся и учителя. С другой стороны, термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, вносят содержание по здоровьесбережению.

Типы здоровьесберегающих технологий

  1. здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
  2. оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
  3. технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);
  4. воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

  1. внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.;
  2. предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п;
  3. предполагающие активную субъектную позицию учащегося: различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.        

        Здоровьесберегащие образовательные технологии – это психолого-педагогические приемы  и методы  работы, технологии, подходы  к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

  1.  Основные компоненты здоровьесберегающей технологии.

        Аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.

Гносеологическийкомпонентсвязан с приобретением знаний и умений, направленных на познание себя, своих потенциальных способностей и возможностей, формирование интереса к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.

Здоровьесберегающий,  включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений для нормального функционирования организма.

Эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Положительные эмоции являются важным условием сохранения здоровья.

Экологический компонентучитывает, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Среда обеспечивает и физическое здоровье, и духовное развитие личности

Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, закаливание организма, предупреждение гиподинамии, формирование навыков личной и общественной гигиены.

Таким образом, представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению её функциональной составляющей.

1.3 Сущность здоровьесберегающей концепции В. Ф.Базарного

Изучив  психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу, хочется выделитьтруды Владимира Филипповича Базарного,русского учёного, врача, педагога-новатора, доктора медицинских наук, академика Российской Академии творческой педагогики.Более 25 лет посвятил решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном процессе. Вместе с учениками создал целостную систему здравоохранительных педагогических технологий «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», которые не просто укрепляют здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников.

Он выделил условия и факторы школьной жизни, оказывающие разрушительное воздействие на здоровье детей. Это:

  1. поза во время учебного процесса;
  2. продолжительное воздействие на детей традиционной учебной среды: закрытых помещений, ограниченных пространств;
  3. вербальный  принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни, основанное на некритическом восприятии готовой информации;
  4. методики, предполагающие дробное, строго поэлементное овладение знаниями, умениями и навыками;
  5. чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному;
  6. одномерная мебель, горизонтальная поверхность столов;
  7. замена импульсно-нажимного письма на безотрывное с постоянным усилием;
  8. замена физиологически оправданного электролампового освещения на вредное, мигающее – люменисцентное;
  9. резкое ограничение в учебно-познавательном процессе деятельностно-трудовых и конструктивно-рукотворческих принципов обучения;
  10. отмена раздельного школьного образования мальчиков и девочек;
  11. отсутствие детского хорового пения, как обязательного и важнейшего учебно-воспитательного предмета;
  12. возникшие в эпоху НТР и автоматически внедрённые в школу скоростные технико-информационные установки.

Таким образом, Д.Ф Базарный определил факторы разрушающие здоровье ребенка и считает необходимым  "освоение в практической деятельности учителей начальной школы здоровьесберегающей технологии".

        

2. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

2.1. Методические приемы, способствующие здоровьесбережению

Данные научных исследований, приведенные в предыдущем параграфе, позволили сформулировать стратегические подходы к предупреждению утомляемости и «истощающего развития» детей в процессе учёбы [6].

  1. Методикапериодически меняющихся динамических поз;
  2. система сенсорно-поисковых моторно-координаторных тренажей;
  3. схемы универсальных символов – «СУС»; (Приложение 3).
  4. работа с конторками;
  5. физминутка до двух раз в течении урока;
  6. использование массажных ковриков.

2.2. Экспериментальное исследование

состояния здоровья младших школьников

Исследование  состояния здоровья младших школьников проводилось на базе МБОУ СОШ № 4 г. Туймазы в 1Д классе. Был проведен анализ медицинских карт учащихся, проведено анкетирование родителей. В результате чего выявлено отношение родителей к здоровью детей: у 17% - недостаточная заинтересованность. А количество наболевших детей за 1 модуль составило 20%.

Проанализировав причины школьных болезней, пришли к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. С родителями  первоклассников проведен цикл бесед «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника». Родители выявили

  1. некоторые причины школьных болезней:
  2. несоответствие высоты школьных столов;
  3. несоблюдение  детьми режима дня;
  4. плохое питание.

Причины были не только выявлены, но были найдены пути их решения. Родители наладили контроль за питанием детей и старались, чтобы их дети соблюдали режим дня. Они принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе (веселые старты, малые зимние олимпийские игры, дни здоровья),в школьных мероприятиях ( «Витамины круглый год», «Наше здоровье в наших руках»),в тестировании.

Однако необходимо заметить, что в современной школе добавилось много других недостатков. Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы:

  1. интенсификация обучения;
  2. снижение двигательной активности;
  3. увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
  4. нарушение зрения и осанки;
  5. ухудшение нервно-психического здоровья.

   Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов, то есть, использовать здоровьесберегающие технологии. За основу была взята здоровьесберегающая технология Д.Ф. Базарного. В чем она заключалась на практике?

Рабочий день обязательно начинался с зарядки под музыку, причём движения показывали сами дети по очереди.На уроках шла постоянная смена динамических поз: за урок дети 4 - 6 раз переводились из положения сидя в положение стоя и наоборот. В процессе уроков  использовался такой приём, предложенный Базарным В.Ф., как сенсорные тренажеры.В классе были развешаны иллюстрации, по которым проводился этот тренажер, на каждом уроке - свои: математика – цифры; письмо – письменные буквы; чтение – сюжеты сказок, рассказов; окружающий мир - природные явления и т. п.

Являясь по натуре творческой личностью,  не только изучала положения здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф., опыт учителей, уже использующих эту технологию, апробировала её в своей практике, но и «изобретала» свои приёмы, которые тоже работают на сохранение и улучшение здоровья детей. Большая подвижность детей на уроке достигалась благодаря и приёмам, которые разрабатывались мной.

        Дети ищут ответы на поставленные учителем вопросы, а ответы «развешены» в разных частях класса на разном уровне от пола. Чтобы найти нужный ответ, ребёнку приходится либо вертеть в разные стороны головой, либо бегать по классу (1-й ряд – слагаемое , 2-й ряд – другое слагаемое. Учитель даёт команду: «1-е слагаемое собирается около доски» - дети 1-го ряда бегут к доске. «2-е слагаемое собирается около двери» - дети 2- го ряда бегут к двери. «Все бегите ко мне!» Все дети бегут к учителю. «Что у вас получилось?» Дети: «Сумма»)

        Либо, детям раздаются карточки с числами (например, по теме сумма), им надо сгруппироваться по три человека так, чтобы у одного было одно слагаемое, у другого – другое слагаемое, у третьего – сумма этих слагаемых .

Систематически на уроках  занимались с детьми по схеме универсальных символов («СУС») в разных режимах.На каждом уроке проводились физкультминутки, обстановка для которых постоянно менялась: между партами, под стихи, под музыку.На каждом уроке присутствовала обязательная гимнастика для глаз (тоже разнообразная: либо глазками ищут что-то, не поворачивая головы, либо используют пейзаж за окном школы и т.д.).(Приложение 2)Часто использовались упражнения из дыхательной гимнастики.

Работала в постоянном содружестве  с медицинским работником. С их помощью проводилось просвещение родителей по данному вопросу, знакомство с результатами диагностик.

Родители стали более активны: сами интересовались ходом эксперимента, результатами, предлагали помощь в случае необходимости. На родительских собраниях они предоставляли сведения о самочувствии детей дома, делились их и своими впечатлениями. Вместе с учителем обсуждали проблемы, какие-то нюансы, возникшие в ходе эксперимента, искали пути их решения.

В результате эксперимента возросла активная позиция родителей по отношению к здоровью, процент «неболевших» детей увеличился до 40% и количество уроков, пропущенных по болезни на 1 ученика уменьшился до 6%. (Приложение 1)

Заключение

В соответствии с поставленной в данном исследовании были решены следующие задачи:изучена и проанализирована литература, изучены современные здоровьесберегающие технологии, используемые в начальной школе;проведено экспериментальное изучение состояния здоровья учащихся начальной школы;осуществлен выбор здоровьесберегающих технологий и   апробированана уроках в 1 классе.

В результате проведенного эмпирического исследования  пришли к следующим выводам: существует много причин и факторов разрушающих здоровье младших школьников. И учителю важно знать эти причины, чтобы правильно организовать  учебно-воспитательный процесс, сведя к минимуму разрушающие факторы.  

Данная работа может послужить ориентиром для организации целенаправленного коррекционно-развивающего взаимодействия с детьми, поможет родителям и педагогам правильно организовать учебную деятельность детей, не разрушая их психическое и физическое здоровье. В заключении,  хочется сказать словами А. Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Список литературы

  1. Баевский, Р.М. и др. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека. - Магадан, С ВНЦ ДВО РАН, 1996, 55с.
  2. Базарный,В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. - Сергиев Посад, Весь Сергиев Посад, 2004, 96с.
  3. Базарный,В.Ф. Нервно-психическое утомление у учащихся в традиционной школьной среде. - Сергиев Посад, 1995, 42с.
  4. Базарный,В.Ф. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. - Сергиев Посад, 1995, 30с.
  5. Базарный, В.Ф. Методология и методика. - Сергиев Посад, 1995, 32с.
  6. Базарный, В.Ф. Повышение эффективности психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий. - Сергиев Посад, 1995, 40с.
  7. Базарный, В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребёнка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей. - Сергиев Посад, 1996, 70с.
  8. Базарный, В.Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. - Красноярск, 1989, 20с.
  9. Баландина, Н.Ю. «Росточки»: Программа физического воспитания валеологической направленности для детей 2-10 лет. - Пермь, ПОИПКРО, 2000, 88с.
  10. Валеология. Справочник школьника / Заготовой С.Н. - Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2002,448с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах"

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Статья раскрывает возможности школы в сохранении здоровья....

Особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах в рамках ФГОС

Курсовая работа. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования....

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах

Здоровьесбережение - неотъемлемая часть урока в начальных классах. В статье найдете физминутки, пальчиковую гимнастику и др....

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах

Статья посвящена педагогическим технологиям направленным на сохранение здоровья ребёнка. В начальной школе этот вопрос стоит особенно остро.  Важность материала обусловлена всё более ухудшающимся...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления....