Исследовательская работа. Разные способы приготовления каш: польза или вред.
творческая работа учащихся по зож (4 класс) на тему

Сейчас на прилавках магазинов появились разнообразные каши быстрого приготовления. Яркая красочная упаковка привлекает покупателей. А производители уверяют, что подобного рода продукт благотворно влияет на наш организм, насыщен витаминами и микроэлементами и к тому же быстр в приготовлении, что экономит наше время. Так ли это? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznye_sposoby_prigotovleniya_kash_polza_ili_vred.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1.1 Проблематика выполненной работы……………………………………………2
1.2 Тема исследования……………………………………………………………….2
1.3 Цель исследования……………………………………………………………….2
1.4 Задачи исследования……………………………………………………………..2
1.5 Гипотеза…………………………………………………………………………...2
1.6 Объект исследования……………………………………………………………..2
1.7 Предмет исследования……………………………………………………………2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Из истории…………………………………………………………………………3
2.2 Теоретическое изучение материала…………………………………………….3-5
2.3 Практическая часть………………………………………………………………5-6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………6
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………..7
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………8-11

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Проблематика работы

        Ни для кого не секрет, что каша является ценным и полезным продуктом. Она должна быть в рационе и взрослого, и ребенка. Сейчас появились каши быстрого приготовления в пакетиках. Яркая красочная упаковка привлекает внимание покупателей. Производители уверяют, что экономя время, мы каждый день можем готовить ароматную и полезную кашу. Я задумался, отличается ли данный продукт от каш традиционного приготовления. Крупы быстрой варки, действительно, являются прекрасным помощником современным хозяйкам?
1.2 Тема исследовательской работы
Таким образом, тема моей исследовательской работы: Разные способы приготовления каш: польза или вред.
1.3 Цель работы
Рассмотреть, какое влияние на организм человека оказывают каши традиционные и пакетированные.
1.4 Задачи
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить мнение специалистов по поводу ценности каш двух способов приготовления.
2. Разобраться, с технологией приготовления каш. Выяснить плюсы и минусы пакетированных каш.
3. Провести анкетирование среди четвероклассников лицея.
4. Изучить состав традиционных круп и круп для быстрого приготовления.
5. Провести сравнительный анализ каш двух способов приготовления по цвету, вкусу, времени варки.
6. Сформулировать выводы.
1.5 Гипотеза
В ходе исследований предполагалось доказать или опровергнуть равноценность традиционных каш и пакетированных.
1.6 Объект исследования
Каша традиционного приготовления и пакетированная каша.
1.7 Предмет исследования
Уровень содержания полезных веществ, влияние каш на организм человека.

ОПИСАНИЕ ХОДА ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1  Из истории
       
Каша – самое распространенное и почитаемое блюдо русской кухни: «Где каша, там и наши!» Каша – символ здоровья и благоденствия, предмет религиозного почитания на Руси. Каша – это национальная гордость и марка нашей страны. Если Слово «каша» широко употребляется в России. Иногда оно обозначает пир, а иногда и мир. Кашей даже называют общее действо – собрание или военный поход. [1]

2.2  Мнение врачей-диетологов
       Многие проблемы со здоровьем современного человека связывают именно с изменением в питании. Поэтому диетологи все чаще напоминают о том, насколько полезно и правильно употреблять в пищу различные злаки. А из злаков мы получаем каши. Каши гречневые и ячменные, гороховые и фасолевые, пшенные и манные, овсяные и гречишные, рисовые – все они имеют полезные свойства.
       Представители национального института рака уверяют: кашу необходимо есть всем. Ведь здесь содержится большой комплекс полезных веществ и витаминов. К тому же каши способны продлить жизнь, поскольку наделены способностью защищать от рака.
Каша полезна во все времена года, а в зимнее время особенно. Диетологи ее рекомендуют всем: здоровым и не очень, деткам, взрослым и старикам. Кашу можно есть и на завтрак, и на обед, и на ужин. Так утверждают гастроэнтерологи. [2] Потому что организм легко усваивает все компоненты каши. Каши богаты клетчаткой, которая необходима для пищеварения. Величие каши заключается в большом содержании витаминов группы «В». Эти витамины снижают усталость, замедляют процессы старения, а также положительно влияют на состояние кожи, волос, ногтей.
Белки – это наилучший строительный материал для клеток. Белки способствуют поддержанию мышечной ткани.
Жиры – благотворительно влияют на нервную систему.
Углеводы – главный источник энергии. [5]

2.2.1  О пользе и вреде каш
        Специалисты утверждают,  не бывает каши вредной, бывает каша, которую готовят и употребляют неправильно. По советам диетологов готовить и употреблять зерновые следует так, как готовили и употребляли их наши предки. Наши предки использовали цельные зерна. Они замачивали зерна перед приготовлением каши.
Во внешней оболочке любого зерна содержится фитиновая кислота и если ее не нейтрализовать, она может соединиться в кишечнике с кальцием, железом, магнием и особенно с цинком и затруднять их усвоение. Именно в этом заключается вред каши.
Всего лишь несколько часов замачивания в теплой, слегка кислой воде или молоке позволяет нейтрализовать большую часть фитиновой кислоты в зернах. Обычное замачивание крупы на ночь намного улучшит питательную ценность и вкус приготовленной вами каши. [3]

2.2.2  Плюсы и минусы каш быстрого приготовления
       На прилавках магазинов все больше появляется пакетированных порционных каш. Покупатель знает, что таким приобретением сокращает проводимое на кухне время в два раза. Уже появились такие пакетированные порционные каши с дополнительными добавками: например, с фруктами, грибами, другими сушеными плодами, с пряностями. [3;4]
ПЛЮСЫ
+ Каши в пакетиках обладают для варки рядом преимуществ: крупа, упакованная в мешочки, отборная и чистая, ее не нужно перебирать и промывать.
+ Упрощается сам процесс варки: не нужно стоять у плиты, помешивать. Приготовление в данном случае может быть доверено и  ребенку.
+ Оставленная в мешочке готовая каша еще долго сохранится теплой.
+ После трапезы с кашей из мешочка, вас не ждет долгое отмывание кастрюли от прилипших крупяных частиц.
МИНУСЫ
- В процессе изготовления крупы для быстрой варки зерно обычно лишают верхнего слоя, дробят, шлифуют, а также обрабатывают паром. Таким образам, такие каши после переработки менее обогащены витаминами и микроэлементами, чем цельная крупа.
- Самым серьезным недостатком таких круп считается утрата ими значительного количества минералов, ценных пищевых волокон и витаминов. Эти вещества теряются в процессе многократных обработках круп. Лишь устойчивые к нагреванию витамины группы В, витамин Е и такие микроэлементы, как магний, марганец, фосфор и цинк остаются.
- Производители пытаются восполнить потери добавлением в крупу искусственных витаминов. Однако гармоничность и сбалансированность минерально-витаминного состава итогового продукта сомнительна. В условиях крупного производства равномерное распределение добавок по
пакетикам едва ли возможно. Да и качество неприродных витаминов никто не гарантирует.
- Пониженный процент содержания пищевых волокон в обработанной крупе, снижает эффективность благотворного воздействия каши на пищеварительный процесс, борьбу с запорами и очищение организма от токсинов.

2.3  Практическая часть

2.3.1 Анализ анкет
    Для того, чтобы выяснить предпочтения вкусовые предпочтения ребят, я провел анкетирование среди учеников 4-х классов нашего лицея. (приложение 1). В опросе участвовало 44 человека. В результате опроса выяснилось, что ребята любят каши и знают о пользе этого продукта. Большинство опрашиваемых едят кашу каждый день либо раз в неделю (13 и 20 человек). Предпочтения отдаются манной каше. В 12 семьях преимущественно готовят пакетированные каши. 11 человек из опрошенных отдают предпочтение кашам быстрого приготовления. Остальные предпочитают кашу, приготовленную традиционным способом. (таблица 1)

2.3.2  Сравнительный анализ пакетированных каш и каш, приготовленных традиционным способом 
Я изучил состав традиционных круп и круп в варочных мешочках. Дома мы с мамой приготовили каши и сравнили их по вкусу, цвету. Все результаты я занес в таблицу.  (таблица2) Как видим, по составу данные продукты не имеют больших различий. По цвету особых отличий нет. Время на приготовление каш из пакетиков уходит гораздо меньше. Каши, приготовленные традиционным способом, вкуснее.  

Заключение
Нет ничего полезнее, чем традиционная каша. Конечно, когда возникает необходимость быстрого перекуса, то каша из пакетиков становится лучшим вариантом восстановления сил без вреда для здоровья. Однако, увлекаться этим продуктом не стоит и при возможности отдавать предпочтение традиционной весовой крупе.
Научитесь правильно варить кашу. Не добавлять в нее сахар, правильно применяйте специи и, главное, ешьте каши в светлое время дня и вы получите от каши только пользу и никакого вреда.
В результате проделанной работы мною приобретены следующие знания и умения:

  1. Отбор проблем по данной теме.
  2. Выбор методов исследования общественного мнения. Составление анкет.
  3. Обработка полученных данных.
  4. Оформление полученных данных в виде исследовательской работы.
  5. Оформление результатов исследования.
  6. Защита проекта (презентация).

        Теперь зная все плюсы и минусы, я использую в пищу только каши традиционного приготовления. Любите, варите и ешьте вкусные каши на здоровье!


         

ЛИТЕРАТУРА

  1. История каши. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vkusimira.ru/index.php?show_aux_page=43
  2. Каши быстрого приготовления: польза и вред.

           [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.inflora.ru/diet/diet291.html

  1. Каши – полезные свойства. Как варить каши. Русский национальный ресурс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://supercook.ru/zz205-mess1.html
  2. Пакетики для варки. Каши в пакетиках.  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://granto.ru/content/23-paketiki-dlja-varki-kashi-v-paketikah
  3. Практикум здорового образа жизни. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://health4ever.org/racion-pitanija/belki-zhiry-uglevody



ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Анкета для четвероклассников

  1. Любите ли вы каши?
    а) да                б) нет
  2. Часто ли вы едите каши?
    а) каждый день                  б) раз в неделю          в) редко
  3. В какое время суток обычно вы едите кашу?
    а) завтрак               б) обед                в) ужин            г) как придется
  4. Какие каши вы любите?
    а) гречневая            б) пшенная                в) овсяная        
    г) рисовая              д) манная                  е) другой вариант
  5. Как вы думаете полезна ли каша?
    а) да                 б) нет

Анализ анкеты


Таблица 2

Виды каш

Состав в 100 г продукта

Вкус

Цвет

Время приготовления

белки

жиры

углеводы

Овсяная каша традиционная

13

6, 2

62

+

насыщенный

5-7 минут на воде

Овсяная каша пакетированная

8, 6

8, 7

60, 7

-

бледный

3 минуты на воде

Пшенная каша традиционная

12

3

66

+

Бледно-желтый

30 минут на воде

Пшенная каша пакетированная

11, 5

3, 3

67

-

Ярко-желтый

15-20 минут на воде

Рисовая каша традиционная

7

1

71

+

Белая

30 минут на воде и молоке

Рисовая каша пакетированная

7

1

73, 6

+

Белая

20-25 минут на воде

Гречневая каша традиционная

11, 5

2, 2

69, 2

+

Светло-коричневый

20 минут на воде

Гречневая каша пакетированная

12, 6

3, 3

65

+

Светло-коричневый

15 минут на воде

Гороховая каша традиционная

23

1, 6

51, 9

+

Светло-желтая

40 минут

Гороховая каша пакетированная

23

1, 6

58

-

Светло-желтая

25-30 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Хрустеть или нет?" (о вреде чипсов)

Исследовательская работа ученицы 4 класса Папоян Людмилы. В школьной лаборатории хим.  кабинета проведены опыты по определению химического состава чипсов....

Исследовательская работа по теме "Хрустеть или нет?" (о вреде чипсов)

Исследовательская работа ученицы 4 класса Папоян Людмилы. В школьной лаборатории хим.  кабинета проведены опыты по определению химического состава чипсов....

Исследовательская работа ученика 3 класса по теме: «Компьютер:вред или польза?»

Мсследовательская работа по теме: "Здоровье". В ней отражена  тема : Компьютер - вред или польза?"...

Исследовательская работа, как способ учебной самоорганизации школьника

Индивидуальный подход к обучению каждого школьника ,предусматривает работы по предметам от легкого задания  к сложному....

Исследовательская работа "Альтернативные способы получения пресной воды"

Актуальность выбранной темы заключается в том, что одной из основных экологических проблем современного мира является уменьшение количества запасов пресной  воды....

Исследовательская работа по теме "Компьютерные игры. Польза или вред?"

В работе описана история компьютерных игр и проведено исследование влияния содержания и продолжительности компьютерных игр на здоровье детей. Даны рекомендации  провильного использования компьюте...