Общероссийский эко-урок "Хранители воды"
классный час по зож (1 класс) по теме

Коробейникова Анастасия Борисовна
Эко-урок «Хранители воды» приурочен к Международному дню Земли, который отмечается во всем мире 22 апреля.
Цель занятия — заложить основы ответственного отношения к водным ресурсам России и донести до школьников основные принципы сбереже-ния воды в повседневной жизни.
Актуальность эко-урока: формирование экологической культуры населения России — важнейшая задача, неоднократно сформулированная первыми лицами государства.
Эко-урок «Хранители воды» решает одну из самых актуальных задач современного образования — экологическое просвещение школьников с акцентом на повседневные практики водосбережения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий эко-урока20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Подстрочный текст учителя для демонстрации

слайдов презентации

СЛАЙД 1        

Ребята, сегодня нас ждет необычный урок!

СЛАЙД 2        

Вместе с героиней Капой мы отправимся в увлекательное путешествие. Казалось бы, вода — это что-то очень простое и привычное. Но на самом деле, это огромное чудо, которое нужно беречь и защищать. Мы узнаем о воде много нового и удивительного, и даже сможем сами стать Хранителями воды. Вы готовы? Тогда вперёд!        

СЛАЙД 3

Отгадайте загадку от Капы: кругом вода, а с питьём — беда. Что это? (Ответ: море).

Наша планета покрыта водой гораздо больше, чем наполовину. Но почти вся эта вода — солёная. Солёную воду нельзя пить.

Вот эта вода — пресная. Как видите, это малая часть всей воды на Земле.

А вот это лёд ледников и полярных льдов. Остаётся совсем маленький

кусочек. Это та вода, которую мы пьём и используем.

СЛАЙД 4

3—4 ответа учеников на вопрос на слайде

СЛАЙД 5

Мы с вами тоже состоим из воды. Без неё мы можем прожить всего от 2 до 10 дней!

Недаром русская пословица гласит: капля воды дороже золота!

СЛАЙД 6

Посмотрите-ка, наша Капа вдруг загрустила! Что её беспокоит? Сейчас она нам об этом расскажет. (читает стихи).

СЛАЙДЫ 7,8

Нам только кажется, что на земле очень много воды. На самом деле каждый пятый человек в мире страдает от того, что у него не хватает воды, чтобы сделать самые простые вещи — умыться, постирать, приготовить пищу.

Среди этих людей очень много детей, ваших сверстников. От нехватки чистой воды они могут болеть и даже умирать!

СЛАЙД 9

А много ли воды в нашей с вами стране? Россия занимает второе место в мире по количеству воды, сразу после Бразилии. Но там, где живет больше всего людей — там меньше всего воды. И наоборот — там, где мало людей, там много воды.

СЛАЙД 10

Настоящее сокровище нашей страны — это озеро Байкал. Это самое глубокое озеро в мире. В нём сосредоточена пятая часть всех мировых запасов воды и 80% российских запасов пресной воды. В озеро впадают 336 рек, а вытекает только одна — Ангара. По бурятской легенде Ангара —дочь Байкала. Вода в Байкале удивительно чистая и прозрачная.

СЛАЙД 11

Байкальский омуль, байкальская губка, ольхонская полёвка — все эти животные встречаются только на Байкале и нигде больше. И, конечно, байкальская нерпа — близкая подруга нашей героини Капы!

СЛАЙД 12

Побывать на Байкале обязательно нужно хотя бы раз в жизни, ведь это гордость России и бесценное природное наследие для будущих поколений.

СЛАЙД 13

Итак, наша Капа окончательно расстроилась! Всё потому, что она вспомнила, как мы загрязняем и теряем воду. Наши реки и озёра часто страдают от того, что в них сбрасывают отходы заводов и фабрик, от мытья машин, от мусора, а также от самых привычных нам моющих средств, таких как стиральные порошки или жидкость для мытья посуды. И это далеко не всё. Кто-нибудь может сказать, как ещё происходит загрязнение воды?(несколько вариантов). Но главное — мы с вами сами не бережём и не экономим воду!

СЛАЙД 14

Смотрите, Капа просит нас о помощи!

СЛАЙД 15

Как же мы с вами расстраиваем Капу? Что это за проблема? (поочерёдно показывает на картинки, а дети комментируют, что на них происходит и почему это плохо).

СЛАЙД 17

Молодцы! А теперь мы с вами посмотрим короткий мультик о сбережении воды.

Учитель демонстрирует ролик (ролик можно посмотреть в самой презентации на слайде 17, а в случае, если он не включится — онлайн по ссылке:

http://voda.org.ru/media/show/603 или запустив видеофайл в папке links рядом с файлом презентации).

(после просмотра мультика)

Как вы думаете, к чему призывает нас этот мультик? (желаемый ответ: он призывает каждого человека экономить воду уже сегодня).

СЛАЙД 18

А теперь мы посмотрим красивый и красочный комикс о воде. Его подготовило для вас Министерство природных ресурсов и экологии нашей страны.

СЛАЙД 19

Государство много делает для защиты воды. А иногда часто к нему присоединяются и простые люди — такие, как мы с вами. Например, в прошлом году 170 000 человек по всей стране объединились и вышли на уборку

берегов своих рек и озёр. Акция называлась: «Нашим рекам и озёрам — чистые берега!». Результат получился отличный, так что этой весной акция состоится снова!

СЛАЙД 21

Всё чаще инициативу по сохранению природы проявляют и компании. Наглядный пример — компания «PepsiCo». Компания взяла на себя важную миссию — заботиться о природе и о воде. Компания пообещала миру, что к 2015 г. снизит потребление воды на пятую часть и даже перевыполнила этот план!

СЛАЙД 22

Компания PepsiCo — один из самых крупных производителей бутилированной воды в России. Знаете питьевую воду Aqua Minerale? Это тоже продукт PepsiCo. В производстве этой воды применяются самые современные технологии, на всех этапах действует строгий контроль качества. Компания PepsiCo стала первой в России компанией, которая использует сертифицированную картонную упаковку для своих напитков. Это значит, что деревья для этого картона выращиваются экологически устойчивым способом: между рубками лес восстанавливается, а многообразие растений и животных сохраняется.

СЛАЙД 23

Как видите, каждый из нас может заботиться о воде! Даже если вы сделаете совсем немного — это уже замечательно. Ведь каждый большой поток состоит из маленьких капель.

СЛАЙД 24

Итак, что же каждый из нас может сделать, чтобы сохранить воду? Давайте проявим фантазию, представим себя Хранителями воды и поработаем в командах! Только вместе мы можем помочь Капе?

СЛАЙД 26

2—3 ответа на вопросы Капы

СЛАЙД 27

Совсем скоро, в мае этого года, снова пройдёт всероссийская акция «Нашим рекам и озёрам — чистые берега!»

Я предлагаю вам принять в ней участие — ведь именно так поступают настоящие Хранители воды.

Убирать берега наших рек, озер и родников — отличное занятие, ведь потом мы сами будем в них купаться и брать из них воду. Это весело и интересно — особенно если взять с собой друзей, родителей и вкусные бутерброды.

Это ваша первая настоящая, большая миссия в качестве Хранителей воды. Желаю удачи!

Подробный ход выполнения творческого задания

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Учитель разбивает учеников на группы и объясняет задание — 3 минуты. Когда ученики распределились по группам, учитель дает задание: «В течение 10 минут вам нужно всей командой придумать простые шаги, которые позволяют беречь воду дома, в школе и на природе. Затем вы выбираете один из этих конкретных шагов. И все вместе придумываете, как изобразить этот шаг в виде «живой скульптуры». Это такая композиция, в которой задействовано максимальное количество людей из вашей группы. Например, один изображает душ, другой— ванну, а третий — человека, который решил принять душ вместо ванны и сэкономить воду. Также вам нужно выбрать одного человека, который сфотографирует вашу композицию, когда вы будете ее показывать, и выложит фотографию в специальную группу в социальной сети Вконтакте.

После того, как вы подготовите задание, каждой команде нужно будет показать свою композицию, а всем остальным угадать, какой эко-шаг группа хотела изобразить. Так как это фотокомпозиция, то она должна быть неподвижной и безмолвной, как во время игры «Море волнуется раз…», когда ведущий говорит «Замри!».

ВТОРОЙ ЭТАП

Работа в малых группах над творческим заданием. 10 минут. Ученики в группах начинают выполнять творческое задание. Задача учителя — следить за временем и предупреждать учеников, что им пора перейти от обсуждения разных шагов по сбережению воды к выбору одного шага и придумыванию композиции (примерно через 5 минут после начала выполнения задания), затем дать сигнал, когда у них останется 2 минуты до завершения работы, и ещё один сигнал, когда останется 1 минута. Также учитель подходит то к одной, то к другой группе и напоминает детям, что плакат должен быть ярким, простым, его не нужно усложнять, не нужно тратить время на мелкие детали. Перед демонстрацией заданий учитель обращается к группам: «Прошу каждую группу выбрать одного человека, который будет фотографировать на мобильный телефон вашу композицию. Прямо сейчас, на уроке, или после его окончания он выложит одну лучшую фотографию с композицией в группу проекта Вконтакте

ТРЕТИЙ ЭТАП

Презентация выполненного задания перед всем классом — 6 минут (3 группы по 2 минуты). В течение 6 минут три группы одна за другой демонстрируют свои композиции. Таким образом, у каждой группы есть 2 минуты на демонстрацию. Учителю необходимо следить, чтобы все группы уложились в выделенное время, и активно им в этом помогать.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

Переход к следующему блоку — 1 минута

Демонстрируется слайд презентации №25, где Капа задает вопросы, на которые ученики коротко отвечают:

• Можем ли мы с Вами сделать что-то, чтобы сохранить наши родные реки, озера, родники и ручьи?

• Можем ли мы начать что-то делать уже завтра?

3. Закрепление материала и подготовка к практической акции

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

• Раздаточный материал по числу учеников — заготовки формата А4 для складывания покетмодов (карманных книжечек) с простыми эко-шагами (см. Приложение 2);

• 3—6 пар ножниц для складывания покетмодов в 3—4 группах.

Общая продолжительность — 5 минут

ЭТАП 1. СОЗДАНИЕ ПОКЕТМОДА  ( КАРМАННАЯ КНИЖКА С СОВЕТАМИ ПО СБЕРЕЖЕНИЮ ВОДЫ ) — 2 МИНУТЫ

В конце урока учитель раздает ученикам заготовки покетмодов — карманных книжечек, которые складываются специальным образом своими руками. В книжечках описаны простые шаги по водосбережению дома, в школе и на природе. Учитель показывает, каким образом сложить покетмод из листа А4 до формата карманной книжечки. Создание покетмода подробно показано в методическом видеоролике, который высылается отдельным письмом всем школам, зарегистрировавшимся в проекте. Для складывания покетмода необходимы ножницы. Нужно сделать всего 1 разрез. Рекомендуется, чтобы ученики складывали покетмоды в тех же группах, в которых они делали предыдущее задание. Для каждой группы потребуется 1—2 ножниц. В покетмоде есть пустые строчки, куда ученики вписывают 3 конкретных эко-шага по сбережению воды, которые они готовы начать делать в ближайшую неделю. Учитель просит их вписать эти 3 шага в конце урока. В конце урока ученики забирают карманную книжечку с собой.

ЭТАП 2. ПОСВЯЩЕНИЕ В «ХРАНИТЕЛИ ВОДЫ» И АНОНС ПРАКТИЧЕСКОЙ АКЦИИ ПО ЗАЩИТЕ МЕСТНЫХ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Продолжительность — 2 минуты

Демонстрируется слайд №26 об акции «Нашим рекам и озёрам — чистые берега!» Информация по конкретной дате акции, положении об акции и форматах участия школ будет сделана в отдельной рассылке для всех зарегистрированных школ-участников в течение апреля 2015 года. Акция также будет анонсирована в социальных сетях проекта.

Примерный текст учителя:

«Дорогие ребята, в мае в России снова состоится общероссийская акция «Нашим рекам и озёрам — чистые берега!». Давайте станем Хранителями воды и присоединимся к десяткам тысяч людей, которые выйдут на уборку берегов, чтобы сберечь свои реки, озера и родники! Готовы ли Вы стать Хранителями воды? (Здесь можно уточнить название конкретного водного объекта в вашем населенном пункте —реки, озера, родника.

Заключительное слово учителя

«Друзья, наше увлекательное путешествие по миру воды вместе с Капой подходит к концу. Мы узнали, что мы можем делать каждый день дома и в школе для сохранения этого бесценного сокровища! Наш урок заканчивается, но добрые дела по защите воды только начинаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.

Занятие проводится  с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...

Общероссийский проект мини-футбол в школу

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ МИНИ-ФУТБОЛ В ШКОЛУ | РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ СОЮЗпри содействииМИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТМИНИ-ФУТБОЛ В ШКОЛУСовременному ...

Общероссийская акция-конкурс "Урок безопасности для детей и родителей"

Общероссийская акция «Урок безопасности для детей и родителей» проведена Фондом детских благотворительных программ развития культуры, экологии и спорта «Веселые медвежата» в рамках проекта «Охрана жиз...

Почетный знак "25 лет Общероссийскому Профсоюзу образования"

Почетный знак "25 лет Общероссийскому Профсоюзу образования"...

Аттестация 2019. 3.9. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...

Формирование общероссийской гражданской идентичности через осознание понятия «Родина»

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная жизнь молод...