Формирование здоровьесберегающих компетенций у младших школьников
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В статье раскрывается подход к организации процесса формирования здоровьесберегающих компетенций у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесберегающих компетенций

 у младших школьников

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший  показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

По данным Минздрава РФ каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25 % первоклассников. У остальных имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

ФГОС второго поколения определяют задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Нет ни одной единой уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

Более десяти лет я изучаю и применяю на практике в начальной школе здоровьесберегающие технологии. У меня сложилась определенная система по формированию здоровьесберегающих компетенций младших школьников.

Цель моей работы - обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников, способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Модель выпускника начальной школы

http://2.bp.blogspot.com/-HbXs1XbvEsw/UEy5C_H4emI/AAAAAAAAAA8/FxbWAXLFtS4/s1600/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B83.jpghttp://2.bp.blogspot.com/-HbXs1XbvEsw/UEy5C_H4emI/AAAAAAAAAA8/FxbWAXLFtS4/s1600/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B83.jpg

Принципы, составляющие методологическую основу системы:

 научности, предполагающий реализацию в образовательных учреждениях научно обоснованные и проверенные здоровьесберегающие технологии;

 природосообразности, исходящий из учета возрастных и индивидуальных особенностей нормально развивающегося ребенка;

 сознательности и активности, предполагающий формирование у ребенка ценности здоровья с малых лет, сознательное личное его включение в программы сохранения и укрепления собственного здоровья;

 приоритета личностного развития, заключающийся в рассмотрении процесса личностного развития ребенка как ведущего звена в здоровьесберегающем учебно-воспитательном процессе школы;

 связи теории с практикой, заключающийся в практико-ориентированном подходе и индивидуальной направленности разрабатываемой концепции;

 субъектности здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, предполагающий свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности с учетом собственных интересов и состояния физического и психического его развития;

 здоровье-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий единство формирования здоровой и интеллектуально развитой личности;

 последовательности и преемственности учебных программ в области здоровья с учетом требований государственных образовательных стандартов нового поколения;

 обеспечения безопасной и здоровой среды в сфере обучения, питания; внеклассной и внеурочной деятельности;

 информативности, создания банка данных о здоровье участников образовательного процесса.

Средством решения задач по формированию здорового и безопасного образа жизни младших школьников является систематическая и целенаправленная деятельность  по следующим направлениям:

• развитие безопасной здоровьесберегающей среды школы;

• образование обучающихся по проблемам сохранения здоровья;

• совершенствование жизнеспособности через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий;

• просветительская работа с родителями;

работа с одарёнными детьми;

проектная деятельность.

 Развитие безопасной здоровьесберегающей среды школы (мониторинг, контроль деятельности и оценка качества охраны здоровья участников образовательного процесса, организация школьного питания и питьевого режима; обследование учащихся с помощью АПК "Истоки здоровья", создание банка данных (паспорт здоровья); применение биомеханического «Тренажера Агашина в учебно-воспитательном процессе).

С целью оздоровления детей, профилактики заболеваний в учебно-воспитательном процессе активно применяю биомеханический "Тренажер Агашина". Комплекс упражнений с "Тренажером Агашина" оказывает воздействие на мышцы ног, рук и туловища. Время выполнения каждого упражнения составляет 1530 секунд, что позволяет многократно применять их на уроках в начальной школе и группе продленного дня.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся, отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. В рамках договора о научно-техническом сотрудничестве с помощью специалистов ООО "Центр медицинской профилактики "Истоки здоровья" с января 2007 г. провожу регулярные обследования функциональных резервов здоровья обучающихся и основных факторов образа жизни, влияющих на их здоровье. Речь идет не о выявлении конкретных заболеваний, а о предупреждении заболеваний путем повышения резервов организма и устранения патогенных факторов.  В ходе обследований создана компьютерная база данных (паспорта здоровья учащихся), позволяющая всем категориям школьных специалистов иметь объективную информацию о текущем состоянии здоровья каждого школьника и принимать обоснованные решения как по работе с каждым школьником, так и в целом по классу или школе.

Паспорт здоровья состоит из трех основных и одного дополнительного раздела:

  • физическое развитие и заболеваемость – заполняется по результатам регламентированных медицинских осмотров;
  •  функциональные резервы и основные факторы индивидуального образа жизни заполняется по результатам регулярных (не реже 2-х раз в год) специальных обследований;
  •  основные факторы образовательной среды, влияющие на здоровье данного ученика, заполняются по результатам соответствующих обследований;
  • физическая подготовленность – по результатам тестов и соревнований.

 Образование обучающихся по проблемам сохранения здоровья. 

В содержательную часть урока включаю вопросы, связанные с формированием представлений здоровом образе жизни. Мною был составлен сборник диктантов для учащихся 1-4 классов "Расти здоровым". Особенностью  данного сборника является подбор связных текстов, способствующих осознанию школьниками необходимости здорового образа жизни, личной активности в повышении уровня здоровья. Большинство текстов призывают учащихся снова и снова задуматься над смыслом и целью жизни, познакомиться с мыслями великих людей о любви к природе и о ее охране, о труде, о правильном питании, о спорте, об активном отдыхе. Эти темы повторяются в разных классах, и таким путем осуществляется принцип преемственности не только в смысле повторения и закрепления правил орфографии и пунктуации, но и в смысле преемственности идей. В ходе уроков организую дифференцированную работу: разноуровневые задания, задания на выбор, творческие проекты, индивидуальное домашнее задание.

 Созданная мною программа учебного курса «Безопасное детство в ГПД» (1-4 класс),  предназначена для формирования у младших школьников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них. Отличительной особенностью программы является ее содержание, состоящее из четырех блоков, каждый из которых способствует формированию знаний и умений по определенной теме:

Ι блок – «Красный, желтый, зеленый» (сентябрь-октябрь»);

ΙΙ блок – «Все цвета, кроме черного» (ноябрь-декабрь);

ΙΙΙ блок – «Разговор о правильном питании» (январь-март);

ΙV блок – «Природа и безопасность» (апрель-май).

Совершенствование жизнеспособности через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий (ежедневная утренняя гимнастика, кислородный коктейль, акция «Десант здоровья», Дни здоровья, спортивно-интеллектуальные игры: «Пять олимпийских колец», «Эти разноцветные мячи», «Лесная аптека», «Легкая атлетика – королева спорта», спортивно-интеллектуальный марафон «Здоровье – это здорово», праздники: «Мы за чаем не скучаем», «Осенние забавы», «Забавы Снежной Королевы»; конкурсы рисунков на асфальте: «Красный, желтый, зеленый», "Знаем правила движения, как таблицу умножения", "Осенние километры здоровья").

Просветительская работа с родителями (лекторская группа «За здоровый образ жизни!», публицистическое обозрение «Мода сезона - здоровье», привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований; фотоколлажи:  "Выходной день в нашей семье", "Физкульт-ура!").

Работа с одарёнными детьми (НОУ "Формула здоровья", школьная научно-исследовательская конференция "Я исследователь", участие в конкурсах, олимпиадах, Интернет-проектах).

Дейкин Г. и Сахарова П. стали победителями в межрегиональном конкурсе-игре "Терриритория ЗОЖ", Диплом I степени (Дейкин Г.) и Диплом II степени (Микулина А.) во всероссийском конкурсе-викторине "Здоровье - здорово!".

Проектная деятельность (проекты: «Витаминная сказка», «Лекарства вокруг нас», "Книга Здоровья", "Витаминный алфавит", "Сон - лучшее лекарство", «Спортивная гордость Рязани» и т.д.).

Проектная деятельность в области здоровьесбережения является методом обучения, который используется в обучении здоровья и навыкам здорового образа жизни. Он ориентирован на достижение цели сохранения, формирования здорового образа жизни. В ходе работы над проектом формируются умения и навыки сохранения здоровья, оценки собственных ресурсов здоровья, преобретается опыт здоровьесберегающей деятельности.

Организация проектной деятельности по формированию мировоззрения ценности здоровья строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей смысл для учащегося, обучающей навыкам здорового образа жизни, повышающей мотивацию в создании условий, формирующих, сохраняющих и укрепляющих здоровье личности. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития, осмысления ценности здоровья. Ученик в ходе работы над учебном проектом, обучается реальным принципам сохранения здоровья. Он познает собственный потенциал здоровья, учится правильно использовать собственные резервы здоровья, обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья собственного, здоровья близких, нации. Организация работы над проектом предполагает следующие этапы:

1. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта.

2. Выполнение работы.

3. Презентация проекта в классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них.

4. Защита проектов на общешкольной конференции "Я исследователь".

Ключевая задача ФГОС НОО – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается  развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

 Эффективность системы работы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников и выпускников начальной школы; анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся  - «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»).

Процесс формирования культуры здоровья не приводит к моментальным результатам. В ходе  реализации программы "Созвездие здоровья" наблюдаются  положительные  тенденции  по ряду показателей:

  • активное использование обучающимися оздоровительных процедур: прогулки на свежем воздухе - 83 %; бег - 51 %; лыжные прогулки - 67 %; утренняя гимнастика - 89 %.
  • рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях (71 %);
  • высокий уровень усвоения материала учебных занятий и внеурочной деятельности;
  • обучающиеся овладевают практическими навыками оздоровительных методик, навыками укрепления здоровья, санитарно-гигиеническими навыками.

Опыт работы по формированию здоровьесберегающих компетенций был представлен на научно-практических конференциях, форумах, семинарах различного уровня:

1. "Мониторинг функциональных резервов здоровья школьников" (городская конференция по информатизации образования "Повышение качества образовательного процесса: технологии, приемы, формы работы" [март, 2010].

2. "Проект "Колесо здоровья" (1-4 кл.) - одно из направлений формирования социокультурных компетенций младших школьников" (семинар для заместителей директоров по воспитательной работе ОУ г. Рязани "Здоровьеориентированное воспитание" [март, 2011]).

3. "Формирование здоровьесберегающих компетенций младших школьников в ходе реализации программы "Созвездие здоровья"(городской педагогический форум "Качество образования в условиях внедрения ФГОС: методология, теория, практика" [март, 2013]).

 Все это создает  в нашей школе здоровьесберегающую образовательную среду, которая объединяет как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, семью и образовательное учреждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления через чтение и письмо

Использование  педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»Её применение позволяет развивать умение: анализировать, сравнивать, выделять главное;решать пр...

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

« Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов»

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у обучающегося формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться...

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников ( анализ учебника «Математика» 1 класса Н.Б. Истомина)

Предметом моего анализа явился учебник математики 1 класса автор Н.Б. Истомина, т.к. работаю по этому учебнику. Цель анализа этого учебника выявить способы реализации  коммуникативных умений в пр...

Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность

Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....

Статья "Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников"

Современная жизнь устроена таким образом, что человеку постоянно приходится сталкиваться с различными проблемами. Поэтому необходимо научить младших школьников общаться и взаимодействовать с разными л...