Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие "А мы отправляемся в поход"
    методическая разработка по зож (2 класс) на тему

    Алексеева Екатерина Николаевна

    Внеклассное мероприятие, направленное на расширение и углубление знаний о малой Родине. Можно использовать в летнем пришкольном лагере.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon turisty.doc344.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие

    «А мы отправляемся в поход»

    Выполнила:

    Алексеева Екатерина Николаевна

    учитель начальных классов

    ГБОУ СОШ «Центр образования»

    пос. Варламово

    Цель: развивать экологическую культуру, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому, прививать любовь к родному краю, расширить и углубить знания о правилах поведения в природе.

    Оборудование: компьютерная презентация, разрезанная карта Самарской области и карточка с приметами погоды (на группу), схема маршрута, бумага и цветные карандаши, музыкальная аудиозапись “звуки природы”

    Ход классного часа:

    По – своему чудесен каждый
    край,
    И если хочешь ты увидеть
    чудо,
    По белу свету странствовать
    ступай.

    – Сегодня мы идём в поход, не выходя из класса. Совершить заочное путешествие нам поможет карта.

    (Дети собирают карту Самарской области)

    – Назовите город, отмеченный красной точкой.

    Это наш родной город – Сызрань. А в поход мы идём на лесную полянку нашего родного города.

    – Собираясь в поход, мы должны определить его цель.

    (Дети сами ставят цели путешествия)

    • отдохнуть
    • узнать новое о родном крае
    • ещё больше подружиться

    – Далее разрабатываем схему маршрута. 

    1 станция “Краеведческая”

    2 станция “Здоровье из леса”

    3 станция “Лесная кухня”

    4 станция “SOS”

    5 станция “Экологическая”

    6 станция “Песни у костра”

    – Большое значение в походе имеет и снаряжение. Оно должно быть надёжным, прочным, удобным, лёгким. Отгадайте мои загадки:

    Два ремня висят на мне,
    Есть карманы на спине.
    Коль в поход идёшь со мной,
    Я повисну за спиной (рюкзак)

    Он в походе всем нам нужен,
    Он с кострами очень дружен,
    Можно в нём уху сварить.
    Чай душистый вскипятить (котелок)
    Это глаз – особый глаз,

    Быстро глянет он на вас.
    И появится на свет
    Самый точный ваш портрет (фотоаппарат)

    В деревянном домике
    Проживают гномики,
    Уж такие добряки
    Раздают всем огоньки (спички)

    На ладонь он ляжет весь.
    Не часы – а стрелка есть.
    Он в дороге пригодится,
    С ним нигде не заблудиться (компас)

    Стукнешь о стенку –
    А я отскочу.
    Бросишь на землю –
    А я подскочу.
    Я из ладоней
    В ладони лечу –
    Смирно лежать
    Я никак не хочу! (мяч)

    Кто такая?
    Каши зачерпнёт
    И отправит в рот (ложка)

    – Вы, наверное, заметили, что слова - отгадки расположены в два столбика. Как вы думаете, почему? Действительно, есть снаряжение

    групповое: личное:

    карта района похода рюкзак

    компас удобная одежда с учётом сезона

    спички миска, кружка, ложка

    фотоаппарат

    снаряжение для игр

    гитара

    – Теперь переходим к распределению обязанностей.

    (Дети читают стихи)

    Командир

    Командир у нас серьёзный.
    Временами даже грозный.
    Но зато мы за ним,
    Словно за стеной стоим.

    Знаток медицины

    У меня, у медсестры,
    В рюкзаке йод и бинты.
    Ну, а чем, как, что лечить,
    Я могу вас научить.
    Все целебные растенья
    Знаю я без исключенья.

    Краевед

    Край родной я изучаю.
    Многое о нём я знаю.

    Эколог

    Мы природу изучаем.
    Её законы постигаем.
    Чтобы жизнь спасти планете.
    Нужно знать её секреты.

    Фенолог

    Погоды изменения.
    Природные явления,
    Я спешу заметить
    И в дневнике отметить.

    – Итак, мы к походу готовы!

    1 станция Краеведческая

    – Продолжите фразу “А вы знаете, что…” о нашем городе.

    2 станция Здоровье из леса

    – Гулять по лесу, дышать лесным воздухом полезно для здоровья. С ранней весны и до поздней осени в лесах растут лекарства, их надо знать и уметь ими пользоваться. Какие лекарственные растения знаете вы? 

    – А сейчас выполняем следующее задание: внимательно слушаем рассказ и выписываем все названия лекарственных растений и пытаемся рассказать об их целебных свойствах.

    Цветочный переполох

    – Посмотрите! Посмотрите! – закричал Иван - чай. – Птица волочит крыло по земле! Крыло перебито! Что делать?

    – Надо лечить птицу, - сказал Клевер в раздумье и стал расправлять и складывать свои лепесточки. Качать красной головкой. – Но как лечить? Чем?

    – Как лечить? – раздался скрипучий и сухой голос. – Это говорю я, старый поседевший Мох. Как лечить? Перевязку надо сделать. Мои стебельки всасывают и задерживают воду. Они задержат и кровь на ране Глухарки…Перевязку!

    – Перевязка из мха хороша , - подтвердил Подорожник, - но лучше приложите к ране Глухарки мой листок! И рана начнёт заживать. Но не забудьте помыть листок. Он может быть пыльным.

    – Нет! Нет! Настой из моих корешков вылечит Глухарку! – воскликнул Одуванчик. – Только этот настой улучшает аппетит!

    Что за вздор! – закричали цветы. – У птицы перебито крыло. А ты говоришь про аппетит!

    – Сердце! Прежде всего следует лечить сердце! Вот с чего надо начинать! – предложила Валерьяна.- Капли из моих корешков успокоят сердце Глухарки.

    – Так прибавьте же и несколько моих капелек, - послышался лёгкий серебристый голос. – Может быть, и мои капли помогут вылечить сердце Глухарки, - добавил Ландыш.

    –Терпение! Только витамины вылечат больную! - заговорил острым, колючим языком Шиповник. – Мои витамины постепенно будут укреплять здоровье Глухарки.

    Долго ещё продолжался спор, но в конце концов решили все вместе лечить Глухарку, кто как может. (По В.Брагину)

    (Дети выполняют задание)

    3 станция Лесная кухня

    – В походе важно вкусно и разнообразно питаться. Конечно, мы берём с собой продукты, но вдруг случится непредвиденное. Как вы думаете, из чего можно приготовить еду в походе, если вы остались без продуктов? Утолить голод помогут не только ягоды, грибы и лесные орехи, но и нераспустившиеся почки и молодые побеги обычной сосны, березовый сок, корни камыша, муравьиные яйца, напоминающие зернышки риса и даже предварительно вымоченные и прожаренные желуди, из которых получается вполне съедобная мука. Но нужно быть очень внимательными! Ведь и самые безобидные грибы и ягоды могут таить в себе опасность: из растений наиболее опасны белена, белладонна, болиголов, волчье лыко, вороний глаз, дурман, ландыш, паслен сладко-горький, а из грибов — бледная поганка и все виды мухоморов.

    –А теперь задание - перечислите как можно больше растений, из которых в походе можно приготовить крепкий ароматный чай.

    (Дети выполняют задание)

    4 станция SOS

    – Это сигнал бедствия. Представьте себе, что вы заблудились. Самое главное в такой ситуации – не волноваться, не паниковать, не впадать в уныние, нужно сесть, расслабиться и обдумать ситуацию. Есть много простых и верных способов ориентирования на незнакомой местности.

    (Сообщения детей)

    1. Если вы встанете лицом к северу и вытяните руки в стороны, то левая укажет на запад, правая – на восток, а сзади будет юг. Зная положение хотя бы одной стороны горизонта, нетрудно определить и все остальные.
    2. А ещё в лесу можно ориентироваться по коре и лишайникам на деревьях. Лишайники не любят света и развиваются преимущественно на северной стороне дерева. Кора деревьев грубее с северной стороны. На берёзах она с южной стороны светлее, эластичнее и глаже. На южной стороне елей и сосен выступает смола.
    3. Есть много признаков, позволяющих определить, где север и юг, в пасмурную погоду и даже зимой, когда всё покрыто снегом.

    Например,

    • Ветви одиноко стоящих деревьев разрастаются гуще и пышнее с южной стороны
    • На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг, а узкой на север
    • На камнях с северной стороны вырастает мох
    • Зимой снег прилипает к постройкам и деревьям преимущественно с северной стороны, а в оврагах он тает значительно быстрее на склонах и обрывах, обращённых к солнцу, то есть на юг
    1. В поле можно ориентироваться по растениям. Соцветия у подсолнечника и череды всегда повёрнуты к солнцу, поэтому, даже, когда солнце “прячется” за облаками, они всё равно смотрят в его сторону: на восток – семь утра, на юг – 13.00 и на запад –7.00 вечера.
    2. Можно также воспользоваться солнцем и часами. Если часовую стрелку направить на солнце, то биссектриса угла между часовой стрелкой и цифрой 12 укажет нам на юг. До 12 юг будет справа от солнца, после 12 – слева.

    – А некоторые приметы подскажут, какая ожидает нас погода. Уже давно замечено, что некоторые растения и животные могут помогать предсказывать погоду, за что и называют их “живые барометры”. Например, лягушки урчат – на дождь, громко квакают – на хорошую погоду, молчат – перед холодом. А знаете ли вы приметы, по которым можно предсказать погоду, мы сейчас проверим.

    Задание: (в парах) Распределите приметы в два столбика – к плохой погоде и хорошей. Будьте внимательны!

    • Все цветы на лугу сильно пахнут
    • Ласточки летают над самой землёй, кричат кулики
    • Крот нагребает высокие холмики
    • Одуванчик складывает свой пушистый зонтик
    • Поздно вечером сильно трещат кузнечики
    • Соловей поёт всю ночь
    • Раскрыты цветки кувшинки
    • Паук усиленно плетёт свою паутину

    Физкультминутка

    (Слушаем музыку – пение птиц)

    5 станция Экологическая

    –Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым.

    Предлагаю (в группах) нарисовать запрещающие знаки “Охраняй природу!” и придумать “Правила друзей природы”.

    Итак, мы нарисовали знаки и составили правила поведения в природе. Назовём их:

    Не шуми!

    Не сори!

    Не губи!

    1) Мы хотим, чтоб птицы пели.
        Чтоб вокруг леса шумели.
        Чтобы были голубыми небеса.
        Чтобы бабочка резвилась
        И была на ягодах роса.

    2) Мы хотим, чтоб солнце грело.
        И берёзка зеленела,
        И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
        Чтобы белочка скакала,
        Чтобы радуга сверкала.
        Чтобы лил весёлый дождь.

    3) Лесная тень, лесная тишь
        Полным – полна чудес.
        Ты перед сказкою стоишь,
        А сказка эта – лес.
        Ты эту сказку сохрани,
        Люби, жалей и береги.

    6 станция “Песни у костра”

    – Заканчивается наше путешествие, осталась последняя станция. (Поют все вместе “Изгиб гитары жёлтой”)

    Литература

    1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 (электронная универсальная энциклопедия)
    2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – Москва “Владос”, 2002.
    3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия,2007 (современная мультимедиа – энциклопедия)
    4. Курилова В.И. Туризм – Москва “Просвещение”,1988, – 224 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Виртуальный поход"

    Знакомит детей с этапами настоящего похода, воспитывает любовь к природе и родному краю. Использованы инновационные технологии: презентация, интерактивная доска, видеоклипы....

    Внеклассное занятие "Поход на чудо- поляну".

    Увлекательное путешествие по карте с преодолением трудностей....

    Внеклассное занятие "Поход на чудо- поляну".

    Увлекательное путешествие по лесу с преодолением трудностей....

    Внеклассное мероприятие "Поход на чудо-поляну"

    Внеклассное занятие в 1 классе «Поход на чудо-поляну».Цель: развитие интереса к занятиям спортом, воспитание любви к природе, бережное отношение к животным, птицам, зеленым насаждени...

    Внеклассное мероприятие на тему "Певец земли хакасской". Поход в музей, урок провела Янгулова Татьяна Борисовна учитель начальных классов

    Внеклассное мероприятие в музее (в зале «Малая Родина»)Певец земли хакасскойЦели: познакомить с творчеством М.Е. Кильчичакова, пробудить у детей интерес к чтению произведений хакасских поэтов; развива...

    Спортивное мероприятие "Отправляемся в поход"

    Спортивное мероприятие «Отправляемся в поход» (1 – 4 классы)Цель:·         овладеть важными умениями длительной ходьбы с преодолением несложных препятствий;·...

    Внеклассное мероприятие "Поход- активный вид отдыха\'\'

    Цель занятия  вида “обучающие походы” состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся младших классов, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздо...