Роль педагога в здоровье сберегающей педагогике.
статья по зож (1, 2, 3 класс) по теме

Оксана Александровна Никифорова

Роль здорового образа жизни актуальна всегда. Для учителей эта статья станет небольшим конспектом-напоминанием в проведении уроков и мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

                 Роль педагога в здоровье сберегающей педагогике.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью  утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые будут работать в начальных классах с контингентом детей младшего школьного возраста и об отношении учителей к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровье сбережения? Учитель в рассматриваемый период обучения как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни учащихся начальных классов. Он олицетворяет для них всё  новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу.

Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа  жизни и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя   говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.

Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические  результаты. Среди этих качеств можно выделить:

- высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;

- способность к формированию и развитию личностных креативных качеств;

- знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека;

- основ здоровья, здорового образа, жизни (ЗОЖ);

- владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровье сберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;

- умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Что педагог должен уметь:

1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

2) владеть основами здорового образа жизни;

3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;

4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

5) прогнозировать развитие своих учащихся;

6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования  учителем средств, методов и приемов здоровье сберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления.

Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования  учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровье сбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, ученики поверят, и будут принимать педагогику здоровье сбережения должным образом.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

1) изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровье сбережения;

2) изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;

3) изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Данные направления и определяют пути повышения педагогического мастерства учителя через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровье сберегающего педагогического  взаимодействия с учащимися.

Преемственность воспитания и обучения дошкольников и младших школьников

В развитие идей преемственности значительный вклад внесли известные педагоги прошлого.

Преемственность, по мнению Я.А. Коменского, органически связана с принципами постепенности и систематичности в обучении и воспитании детей.

К.Д. Ушинский считал преемственность важной частью педагогической деятельности, направленной на формирование личности человека.

А.С. Макаренко придавал особое значение вопросам преемственности в воспитании и разработал такие ее формы, как создание перспективы завтрашней радости, передача традиций старших младшим

Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей, обращено одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы — 5-м классам.

Содержание обучения младших школьников в значительной степени определяется перспективностью работы воспитателя до школьного учреждения по отношению к начальной школе. Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию и обучению. Очень важно, чтобы воспитатели и учителя стояли на единых позициях в понимании исходных принципов признавали их и придерживались в своей работе. Без этого не может быть ни преемственности, ни перспективности.

Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен знать те требования, которые будут предъявляться к будущему первокласснику в школе. В то же время каждый учитель начальных классов обязан владеть содержанием программы воспитания дошкольного учреждения и не выходить за рамки необходимого как в сторону уменьшения требований, так и в сторону их увеличения. Преемственность требует плавной «стыковки» между дошкольным воспитанием и начальными классами. Необходимо ясное понимание того, что появляется нового на каждом этапе развития ребенка. Воспитатели детских садов должны четко предусматривать, что ожидает их сегодняшних воспитанников через год-два, учителя начальных классов – знать, какие важнейшие изменения происходили в жизни их учеников за прошедшие годы.

Задача преемственности должна решаться одновременно и «снизу» и «сверху», а для этого нужны постоянные и прочные контакты между воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов.

Понимая основные задачи своего звена, воспитатель не должен забегать вперед, стараясь дать детям больше учебного материала, больше знаний, умений и навыков, ссылаясь на то, что его воспитанникам интересно, и они легко усваивают новый материал.

Важно, чтобы дети в детском саду овладели основными понятиями, умениями и навыками. Важно, чтобы они были окрепшими и здоровыми. Это и будет наилучшая подготовка к обучению в школе, наилучший вариант перспективности.

Установлено, что с переходом детей из дошкольного учреждения в школу количество локомоций существенно снижается. При поступлении в школу, ребенка буквально «приковывают» к парте, не учитывая, что в этот период движения приобретают важную роль в жизни детей.

Интересно, что ни один взрослый человек не в состоянии сделать в сутки столько движений, сколько дети шестилетнего возраста, что, в свою очередь, отражается на формировании ребенка.

Формируется скелет ребенка: начинают быстро расти ноги,  изменяется форма позвоночного столба, а вместе с тем и расположение ребер. Детский позвоночник и межпозвоночные хрящи отличаются большой эластичностью, поэтому в этом возрасте очень важно обращать внимание на позу ребенка за партой, не разрешать носить ему тяжести. При нарушении этих правил могут возникнуть боковые искривления позвоночника — сколиозы. При поддержании определенной позы основное напряжение ложится на скелетные мышцы. В связи со статическим напряжением этих мышц уменьшается кровоток и приток питательных веществ, за счет чего в крови накапливаются продукты обмена, отсюда быстрая утомляемость ребенка при статической работе.

Немаловажное значение в этом возрасте имеет образование условных рефлексов, связанных с движением. Ученые доказали (Н.Ю. Бабаев), что они в этот период образуются довольно быстро, и двигательные навыки, если в их основе лежат условные рефлексы, значительно  устойчивее. Биологическое значение движения для растущего и развивающегося организма имеет особое значение, как фактор, способствующий физическому развитию и воспитанию личности в целом. «Без движений невозможно ни познание природы, не тем более переделка ее в процессе труда, ни совершенствование самого человека в процессе воспитания» (К.М. Быков).

Системный характер функциональных отклонений в здоровье младших школьников способствует понижению выносливости, повышению утомляемости детей, а также нарушениям в их физическом и функциональном развитии. Итогом отмеченного обстоятельства является нарушение осанки, сердечнососудистые и нервно психические дисфункции.

Анализируемая проблема резко обостряется на современном этапе НТР в связи с дальнейшей интенсификацией учебного процесса. Попытка введения различных форм организации двигательной активности в учебном процессе младших школьников и увеличение их продолжительности принимались неоднократно, но сложившаяся система школьного обучения, ориентированная в основном на успеваемость школьников, рассматривает двигательную активность в структуре урока, как ограничивающую и отнимающую время, необходимое для умственной работы. Поэтому применение различных форм двигательной активности в начальной школе носит бессистемный, даже спонтанный характер. Характерная черта работы учителей начальных классов – многопредметность.  В классе работает один учитель, который ведет все предметы, и ему хорошо известен весь программный материал начальной школы. В этой ситуации легко определить какие предметы могут временно  дополнять учебный материал друг друга. Эта специфика открывает широкие возможности для осуществления меж предметных связей. Еще Я.А. Коменский говорил: «Все, имеющее связь, преподавать во взаимной связи».

Если в учебном процессе будут использованы формы преемственности и перспективности в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников, а также реализованы меж предметные  связи с необходимым дидактическим обеспечением (дидактические подвижные игры и упражнения на уроках в начальных классах, физкультминутки и физкультурные паузы), то эффективность учебного процесса значительно повысится, так как это будет способствовать повышению качества жизни детей младшего школьного возраста (что особенно важно, поскольку к моменту поступления в школу значительная часть детей уже имеет значительное отставание в своем физическом развитии), а также закреплению знаний по другим предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ БЕЗОПАСНОСТИ

         Статья посвящена актуальной проблеме – профессиональной компетентности педагогов в обеспечении здоровья и безопасности обучающихся, воспитании культуры здоровь...

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями...

Влияние здоровье сберегающих технологий на эффективность образовательного процесса в практике работы педагогов

Термин здоровье сберегающие образовательные технологии можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, как совокупность приемов, методов педагогической работы, ко...

Презентация"Роль педагога в обучении детей с ОВЗ" Статья "Роль педагога в обучении детей с ОВЗ"

В представленной презентации и статье к ней, предложенной  для учителей начальных классов, имеющих в своих классах   детей с ОВЗ,  показаны некоторые виды работ на уроках и во внеу...