Программа внеурочной деятельности "Путь к здоровью"
рабочая программа по зож (2 класс) на тему

Галимова Оксана Юрьевна

Программа "Путь к здоровью" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности 1-2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_put_k_zdorovyu.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Воркуты

РАССМОТРЕНА

школьным методическим объединением

учителей начальных классов

Протокол № 1

от «___»  ________ 2014 г.

                    УТВЕРЖДАЮ

                    Директор МОУ «СОШ №14»

                    г. Воркуты

                    ___________ Т.Н.Орехова

                    «____» __________ 2014 г.

Программа внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Путь к здоровью» 

 

основного общего образования

срок реализации программы: 1 год

Программа составлена на основе

 Интернет-ресурсов

Составитель

Галимова Оксана Юрьевна,

учитель начальных классов

Воркута

2014 г.

1. Пояснительная записка

Программа «Путь к здоровью» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах.

Задача формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающегося, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Не случайно задача оздоровления подрастающего поколения определена в качестве приоритетного направления в образовательной и воспитательной деятельности школы, так как «от здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (В.А.Сухомлинский).

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни обучающегося в семье и школе.

Программа «Путь к Здоровью» направлена на:

- создание условий для здоровьсебережения обучающихся;

- получение знаний обучающимися о способах здоровьесбережения и о ценности здоровья для человека;

- получение знаний о зависимости физического здоровья от нравственного и духовного «здоровья»;  

- повышение адаптивных свойств детского организма;

- формирование у обучающихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание волевых и нравственных качеств.

Цель программы:

развитие здоровой личности с устойчивым поведением, способной к духовному, нравственному и физическому саморазвитию.

Задачи:

• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

        • сформировать потребность ребёнка заниматься спортом, ежедневно выполнять физические упражнения;

        

Формы и виды деятельности

  • беседы о физическом здоровье человека;
  • беседы о здоровом питании, о соблюдении режима дня, личной гигиены;

проектирование режима дня;

  • «Школа спортивных рекордов» (знакомство с биографиями чемпионов и их достижениями);
  • спортивные праздники («Папа, мама, я — спортивная семья», «Спортландия»);

 «Весёлые старты»;

  • викторины (например, «Спортсмены и судьбы»);
  • подвижные игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • решение ситуативных задач;
  • интерактивные игры (например, «Азбука здоровья») и т.д.

Чтобы воспитать у учащихся положительные привычки, научить соблюдать правила гигиены необходимо в школе обеспечить соблюдение строгих правил формирования культуры здорового образа жизни и гигиены, а именно:

  • контроль проветривания учебных помещений, помещений отдыха;
  • организацию физкультминуток на учебных занятиях;
  • организацию активных оздоровительных перемен для обучающихся;
  • контроль соблюдения обучающимися санитарно-гигиенических требований;
  • постоянное сотрудничество с медицинской службой школы, города по изучению состояния здоровья контингента обучающихся;
  • постоянное сотрудничество с семьями обучающихся по проблеме преодоления вредных привычек, просвещение родителей.

Программа рассчитана на 17 занятий в год.  Проводятся они в группе 12-14 человек. Периодичность проведения – 1 раз в 2 недели.  Время занятия- 35 минут.

                                                                                

Тематическое планирование по программе кружка

«Путь к здоровью».

1 класс.

№ п/п

Мероприятие

Цель, задачи

Методы, приёмы

Планируемые результаты

1

«Чистота – залог здоровья».

Воспитание осознанной потребности поддерживать чистоту и порядок  в доме, в школе.

Способствовать осознанию: от соблюдения санитарно-гигиенических условий  в помещении зависит здоровье.

Рассматривание иллюстраций; беседа; беседа по сказке

 «Федорино горе».

Знать, что чистота в помещении – важный фактор сохранения здоровья.

Уметь наводить порядок в своей комнате (дома), в кабинете, на парте.

2

Операция «Чистюль-кин»

Освоение практических действий по  наведению и соблюдению порядка на парте, в портфеле, в классной комнате.

Создать условия для приобретения навыков по наведению и соблюдению порядка на рабочем месте дома, в классе, портфеле.

Собирание портфеля, укладывание учебных принадлежностей, уборка в классной комнате.

Знать алгоритм действий по соблюдению, а также наведению порядка на своем рабочем месте, портфеле, в классной комнате.

3

«Два волшебника» (подвижные игры со спортивным инвентарем в спортивном зале)

Освоение упражнений с мячом и гимнастической палкой.

Научить правильно выполнять упражнения с мячом и гимнастической палкой: метание, броски;  ходьба по гимнастической палке, перекаты.

Выполнение упражнений  с мячом, с гимнастической палкой.

Игра «Мяч – соседу»; «Веселые эстафеты с предметами».

Понимать необходимость физических упражнений для поддержания здоровья.

Получить знание о способах использования  для поддержания здоровья предметов-«волшебников»  (мяч, гимнастическая палка)

4

Здоровые зубы – здоровый человек.

Формирование стремления систематически заботиться о своих зубах.

Способствовать осознанию: здоровые зубы – здоровый человек.

Рассматривание иллюстраций; беседа;

Беседа по рассказу  «Что любят и что не любят наши зубы».

Иметь представление о том, как нужно относиться к своим зубам. Знать, что вредно и что полезно для зубов.

5

«Поделись улыбкою своей».

Формирование умения заботиться о своих зубах.

Способствовать пониманию: здоровые зубы – это ещё и красивая улыбка; чтобы красиво улыбаться и оставаться здоровым, надо правильно ухаживать за зубами.

Рассматривание иллюстраций на слайдах; практическое выполнение действий: «как нужно чистить зубы».

Знать правила ухода за зубами, пользования зубной щеткой.

6

Любимые  игры моей семьи (подвижные игры)

Развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции.

Прививать любовь и уважение к старшим.

Демонстрация игр и игры (настольные, интеллектуаль-ные, подвижные) с участием родителей.

Уважительное отношение к семейным традициям. Любовь к родителям.

7

Почему кости крепкие.

(«Кости будут много крепче, если будешь есть изюм, а ещё добавишь в пищу – что?»

Формирование осознанной потребности заботиться о своем здоровье.

Рассматривание иллюстраций (на слайдах) о продуктах питания с указанием ценных веществ в них и значения их для организма человека. Ситуативная задача: какие продукты необходимо добавлять в пищу, чтобы кости были крепкими.

Иметь представление о правильном питании. Знать, что выбирать из набора продуктов, чтобы всегда быть здоровым, сильным, выносливым (творог, молоко, капуста, овсяная каша, морковь).

8

Я здоровье сберегу - сам себе я помогу!

Формирование представления о строении тела человека, его физических возможностях. Развитие двигательной активности детей.

Выполнение упражнений. Спортивные игры.

Уметь выполнять физические упражнения. Уметь договариваться в игре, находить общее решение.

9

Игровая программа «Йога - скоп»

Формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье: зависимость здоровья от гибкости позвоночника.

Выполнение статических упражнений.

Знать о влиянии правильно сформирован-ном позвоночнике на здоровье человека.

10

Одежда тоже красит человека…

Воспитание ценностного отношения к своему внешнему виду

Привить навыки повседневного ухода за одеждой.

Учить детей приемам стирки; познакомить с различными моющими средствами.

Рассматривание иллюстраций; демонстрация одежды, моющих средств; беседа.

Знать о культуре внешнего вида, правила повседневного ухода за одеждой, их применение. Иметь представление о приёмах стирки, о различных моющих средствах.

11

Познавательное занятие «Ох, уж эти микробы!»

Формирование представления о микробах, являющихся и распространителями инфекционных заболеваний, и полезными для людей.

Развивать любознательность. Вызвать интерес к работе с микроскопом.

Просмотр слайдов «Они живут в нас и рядом с нами»; беседа; лабораторная работа.

Иметь представление о микробах, являющихся и распространителями инфекционных заболеваний, и полезными для людей.

12

Познавательная игровая программа «Как мы спасли витаминку»

Формирование представления о  пользе витаминов.

Беседа с доктором.

Знать понятия «полезная и вредная для здоровья пища». Знать о пользе витаминов, наиболее ценных продуктах, насыщенных витаминами.

13

Театрализированное представление «Чистота – залог здоровья».

Развитие готовности самостоятельно соблюдать правила личной гигиены.

Развивать творческие способности в драматизации.

Театрализированное представление.

Уметь применять в жизни правила личной гигиены.

14

Режим дня – основа успешной жизни.

Формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье: рациональная организация режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности. Учить составлять режим дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время.

Встреча со старшеклассниками, беседа; составление режима дня каждым индивидуально, обсуждение.

Иметь представление о значимости режима дня. Уметь самостоятельно составлять свой режим дня, правильно распределять время  на различные виды деятельности.

15

«Сильные, ловкие, смелые»

Способствовать пониманию необходимости  двигательной активности.

Учить самостоятельно составлять комплекс упражнений, доступных спортивных игр для поддержания физического здоровья.

Спортивные игры, придуманные самими обучающимися

Понимать значение двигательной активности для хорошего самочувствия.

16-17

«Весёлые эстафеты» (спроектированы обучающими-ся совместно с родителями)

Формирование потребности у обучающегося заниматься спортом.

Эстафеты составлены обучающимися и их родителями.

Уметь организовывать свой отдых весело и с пользой для здоровья.

Планируемые результаты

- практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки;

- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела,

 -рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания;

- первоначальное умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений (познавательные УУД);

- умение делать выбор наиболее эффективного способа решения, оценивать себя, корректировать свои действия (регулятивные УУД);

- умение договариваться, сотрудничать в совместной деятельности, оказывать помощь; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов (коммуникативные УУД);

- получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия.

Способы проверки планируемых результатов

Оценка эффективности реализации программы:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- качество отношений в коллективе;

- знание правил поведения и умение их использовать;

- чистота и порядок в портфели, дома, на рабочем месте в классе;

- осознанные действия по сохранению здоровья;

- готовность к совместной деятельности;

- готовность к участию в социальных проектах;

Список литературы.

1

Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты. Классные часы и внеклассные       мероприятия. «ВАКО». М. 2006.

2

Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М.: Сфера, 2005.

3

Бобылева Л.Д. Беседа о культуре поведения в природе. /Начальная школа. – 2001, № 7/

4

Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель», 2009.

5

Классные часы по нравственному воспитанию. 1 класс. Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.

6

Ковалько В.И. Подвижные игры. М.: ВАКО, 2008.

7

Персидская И.В., Фонова Г.А. – Классные часы (внеклассная работа в начальной школе) - Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

8

Формирование коммуникативной культуры у младших школьников. «Начальная школа», № 11. 2001. с.23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

Рабочая программа внеурочной деятельности В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ

Рабочая программа внеурочной деятельности  В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ...

Презентация образовательной программы внеурочной деятельности "В здоровом теле-здоровый дух"

Аннотацияк образовательной программе  внеурочной деятельности «В здоровом теле – здоровый дух» АктуальностьВ настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов начального образования относится ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В здоровом теле – здоровый дух»

Цель программы - создание условий для повышения всех уровней здоровья учащихся (физического, психологического, нравственного).Задачи программы:- сохранить и укрепить здоровье учащихся;- создавать межл...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В здоровом теле – здоровый дух»

    АктуальностьВ настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов начального образования относится сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС второго поколения...

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Овощи - это здоровье, сила и красота»

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности  «Школа здоровья»...