Технологическая карта внеурочного занятия "Заведем мотор"
план-конспект урока по зож на тему

Технологическая карта внеурочного занятия по логопедии для постановки звука "Р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  внеурочно занятия.

Ф.И.О.

учителя

Дорохова Татьяна Викторовна

Направление, название внеурочной деятельности

Оздоровительное

«Непослушный язычок»

Класс, форма занятия

1 класс, практическое

Тема занятия

«Заведём мотор»

Тип занятия

«Открытие нового знания»

Используемые технологии

Технология на основе деятельностного подхода.

Здоровьесберегающие технологии.

Информационно-коммуникативные технологии

Технология поэтапного формирования умственных действий

Цель занятия

Формирование у младших  школьников умений необходимых для правильного произношения звука [р]. Развитие фонематического слуха.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:

- знать артикуляционную позу звука [р];

- правильно давать характеристику звука [р].

Способствовать  развитию умений: 

- обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы;

- выделять звук в слове, определять его место;

-  выражать свои мысли грамотно, точно, четко;

- задавать правильную артикуляцию для определённого звука;

- обеспечивать правильность речевого дыхания.

Создать  условия, обеспечивающие  положительный интерес к изучаемой  теме.

Способствовать  созданию условий обеспечивающих:

- формирование у учеников навыков самоконтроля;

- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Планируемые  результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Ученик научится:

Ученик получит возможность формирования:

- анализировать звук [р];

- демонстрировать артикуляционный уклад звука [р];

- определять позицию звука [р] в заданном слове;

- изолированно произносить звук [р].

Познавательные УУД

-  находить  и структурировать информацию;

- сравнивать  группы предметов, объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение первых звуков в слове.

- анализировать объекты, определяя в группу.

Регулятивные УУД

- понимать и принимать учебную задачу;

- выполнять самооценку по критериям.

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД

- строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

- положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

-установки на здоровый образ жизни и реализацию в реальном поведении.

Средства ИКТ,

Оборудование

Информационно образовательная среда

Ноутбук, проектор, веб-камера (для дистанционного обучения)

Базовая презентация «Артикуляционная гимнастика».

Индивидуальные зеркала, настольные игры: «Улей», «Улитка», «Проверь себя»

В.Цвынтарный Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем, Санкт-Петербург, 1999г.

Занимательная логопедия. Издательство «Белый город», М.: 2003г.

http://logorina.rusedu.net/category/2642/7572

http://skyclipart.ru/detsad/demo_mat/47614-ulitka-logopedicheskaya-zvuk-r.html

http://festival.1september.ru/articles/510890/

http://www.logolife.ru/tvorcheskaya-masterskaya-logopeda/kompyuternye-programmy-dlya-logopedicheskix-zanyatij/prezentaciya-artikulyacionnaya-gimnastika.html

Организационная структура внеурочного занятия.

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

 5 минут

стимулирования и мотивации учения, интерактивный

Фронтально

   Учимся и оздоравливаемся.

   Дублирует артикуляционные упражнения, демонстрируемые на экране. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – презентация)

Проговаривают девиз занятий:

Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.

Выполняют

-артикуляционную гимнастику:

«Лошадка»,  «Маляр», «Грибок», «Комарик», «Дятел»

II. Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);

- закреплять полученные знания об артикуляции звука [р].

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

2 мин

наглядно-демонстрационный, словесный

Практические

Фронтальная

1 Показ правильной артикуляции звука [р]:

– Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.

– Посмотрите  внимательно на положение губ, они открыты, раскройте губки так же.

– Зубки тоже открыты, откройте зубки на небольшое расстояние.

– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажите рукой, какой язычок? Что напоминает язычок?

– Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Поработайте нёбом, смыкайте и размыкайте.

– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставьте ладошку, ощути ее.

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

1. Артикулируют, глядя на себя в зеркало, повторяя за педагогом.

Чашечку

III. Этап первичного усвоения новых знаний (постановки звука, выявления места и причины  затруднений)

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения:

- постановка звука [р], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

12 мин

Практические:

устные,

 аналитико-синтетические

наглядно-демонстрационный, репродуктивный

Фронтальная

1.Постановка звука: игра «Заведем мотор»

Используется приём постановки звука от звука Д.

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

2. Игра «Улитка»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2 )

3. Работа в парах:

- Повернулись друг к другу и произнесли звук [р]. Обратите внимание на свою артикуляцию и  артикуляцию соседа. Сравните.

4 Педагог указывает на ошибки и недочёты.

1.Повторяют за педагогом

2. Дети ставят указательные пальцы на начало «завитка улитки» и произносят звук «Р».

3. Произносят звук [р], сравнивают, обращают внимание на ошибки.

IV. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

 Цели УД и  способ  их реализации:

- учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);

-предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить,

-определяют средства для построения НЗ(новых знаний) (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели,).

- усвоение нового способа действия;

- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

- проговаривание   выполнения вслух.

Развитие фонематического слуха.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

дея-ти уч-ся

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

3 мин

Словесный,

фронтальная

Охарактеризовать звук [р].

1. Ещё раз произнесём и попробуем определить какой этот звук?

2. Гласный или согласный?

3. Произнесём звук твёрдо.

- Квадратиком какого цвета это обозначим?

4. Можно ли произнести его мягко?

5. Этот звук звонкий или глухой?

6. Почему?

7. Вспомним артикуляционную позу

1. Дети произносят.

2. Согласный.

3. [р].

- Синего.

4. да

5. Звонкий.

6. При артикуляции его мы пользуемся голосом. Работают голосовые связки.

7 широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам)

4 мин

- Наглядно-демонстрационные: предметные картинки.

Проблемно-поисковый

Парная

Определение места звука в слове.

Игра «Улей»

(ПРИЛОЖЕНИЕ3 )

Играют в парах, определяя позицию звука в слове: в начале, середине, в конце.

V.  Этап Самостоятельная работа

- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

3 минут

- Наглядно-демонстрационные: предметные картинки.

Проблемно-поисковый , практический

индивидуальная

 Игра «Проверь себя»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4 )

Треугольники кладутся предметными картинками вверх. Нужно найти картинки, в названии которых первый звук одинаковый. Если задание будет выполнено верно, то на обратной стороне сложится изображение солдата. Это можно проверить, аккуратно перевернув треугольники.

Работают самостоятельно, осуществляют самоконтроль, самопроверку.

VI. Этап

Рефлексия

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

1 мин

аналитико-

синтетические

Фронтально-индивидуальная

- У всех ли сложился солдатик?

- Поставьте себе значок .

Оценивают свою работу значками:

                 

                                                     Мимическая гимнастика                         

                                                                «3»                    «1»                      «2»                  «4»                  «5»