Использование физкультурных минуток на уроках в начальных классах.
консультация по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В данной статье рассказывается о видах физкультурных минуток и о том, когда их лучше применять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_fizminutok_na_urokah_v_nachalnyh_klassah.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование физкультурных минуток на уроках

 в начальных классах»

        Урок - основная форма учебного труда учащихся. За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10000 уроков. Естественно, что и психическое, и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки построены.

        Определённая последовательность режимных моментов урока предусматривает динамику изменений функционального состояния организма учащегося и его работоспособности:

        1 период (врабатывания) совпадает с организационным моментом и характеризуется всплеском функциональных изменений, предшествующих началу работы (5-7 минут), несогласованностью действий, отвлечённостью внимания (действия учителя должны способствовать успешной адаптации школьников к предстоящей учебной деятельности);

        2 период (оптимальной работоспособности) включает наиболее трудные фрагменты урока (длительность активного внимания и работоспособности у учащихся 1-4 классов не превышает 15 минут с начала урока);

        3 период (пониженной работоспособности - стадия компенсированного утомления) совпадает с моментом закрепления полученных знаний (после 25 минут урока у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, теряется интерес, отвлечения учащихся становятся более выраженными).

        На сроки наступления и длительности каждого периода влияют различные факторы:

а) возраст учащихся, их общий эмоциональный настрой;

б) время суток и количество уроков в расписании учебного дня;

в) характер и длительность выполняемой работы, чередование различных видов учебной деятельности;

г) уровень трудности учебного материала;

д) статистические и динамичекие компоненты урока.

        Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные "минутки" (1-2 минутки) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они позволяют уменьшить статистическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.

        Проводятся эти формы физкультурно-оздоровительных занятий в классе в период утомления детей на уроках, за исключением контрольных работ и некоторых практических занятий. Время проведения определяется учителем. Они могут проводиться в начале урока - перед объяснением нового материала, после объяснения, перед практической работой, во время практической деятельности для стимулирования эмоционального настроя. Следует открыть форточку, ослабить стесняющую одежду; упражнения выполняются сидя за партой или стоя около неё. Комплекс состоит из 4-6 упражнений, повторяемых 4-6 раз. При длительной работе карандашом, ручкой пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике. приведённые ниже упражнения послужат не только активным отдыхом, но и увеличат их подвижность и силу.

1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.

2. С силой сжимать и разжимать пальцы, пока не устанут.

3. Выпрямить пальцы. Большой палец отвести в сторону и выполнить круговые движения сначала влево, потом вправо.

4.Выпрямить пальцы. Одновременно сжимать и разжиматьпервые две фаланги.

5. Развести прямые пальцы. Начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) сжать все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение.

6. Сжать пальцы в кулак. Разгибать и и сгибать отдельно каждый палец.

        Упражнения выполнять сидя, поставив локти на парту. Каждое упражнение повторить 10-15 раз.

        Все упражнения должны быть простыми, учитывающими характер предшествовавшей работы.

        В процессе учебной деятельности учащимся, на протяжении одного или нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственными им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов. Это поведение физиологически оправданно, т.к. различные движения руками, ногами, туловищем, головой препятствуют чрезмерному напряжению мышц. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивносью, а главное - безразличием к учебному процессу.

        Для учащихся младших классов в целях прфилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз. Это достаточно актуально в связи с тем, что в настоящее время отмечается большой дефицит двигательной активности. Особенно у детей младшего школьного возраста.

        Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультурных минуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, тенцевальные упражнения с музыкальным сопровождением и т.д.)

        Танцевально-ритмические физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию. Для их проведения можно использовать аудио запись с заранее записанным музыкальным произведением и ритмическим стихотворением.

        Физкультурно - оздоровительные минутки представляют собой выполнение упражнений традиционной гиимнастики под счёт, где каждое упражнение рассчитано для определённой группы мышц.

        Двигательно - речевые физкультурные минутки предполагают речевое сопровождение выполнения упражнений. Подготовка двигательно-речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интереса учащихся к изучению того или иного учебного предмета.

        Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов.

        Двигательные действия и задачи. Загадывают загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.

        Сколько звуков в слове. Приседайте столько раз, сколько звуков в слове, названном учителем.

        Комплексы физкультурных минуток подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, т.к. однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.

        На каждом уроке следует проводить по две физминутки примерно на 10-й и 20-й минутах урока. Темп медленный и средний. Дома учащиеся повторяют уже знакомые им комплексы физкультурных минуток во время выполнения ими домашних заданий, во время занятий на компьютере, во время чтения книг или просмотра телепередач. Дети должны понимать значение физкультурных минуток и сознательно выполнять включённые в них упражнения. Педагог проводит с учащимися краткую беседу, разъясняет значение упражнений и порядок проведения физкультурных минуток. В определённый момент, когда учитель сочтёт необходимым провести физминутку, он объявляет :"Физкультурная минутка" По этому сигналу учащиеся готовятся к выполнению упражнений.

        Использование физкультурных минуток на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, а также способствуют переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к дея...

Из опыта работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах

Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей ХХIвека мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности сво...

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах

Современные технологии на уроках в начальных классах...

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.

С оснащением кабинетов компьютерной техникой появилась возможность использовать современные информационные технологии. Я хочу поделиться опытом своей работы по использованию мультимедийных презентаций...

Физкультурные минутки на уроках в начальных классах

Учителя начальных классов используют специальные стишки, произнося которые, дети выполняют упражнения. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило и...

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"...