Физкультурные минутки на уроках в начальных классах
план-конспект по зож на тему

Салахова Лилия Ансаровна

Учителя начальных классов используют специальные стишки, произнося которые, дети выполняют упражнения. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, юмора. Заучивание и разыгрывание таких стихотворений способствует развитию памяти, эмоций, несёт воспитательное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkulturnye_minutki.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурные минутки на уроках в начальной школе

Салахова Лилия Ансаровна учитель начальных классов

Детский возраст от 6 до 11 лет составляет период активного совершенствования мышечной и костной тканей. Кости детей при длительном напряжении и неправильном положении тела легко деформируются, подвергаются искривлению. Неуравновешенность возбудительно - тормозных процессов ЦНС обусловливает её быструю утомляемость, повышенную возбудимость, кратковременность активного внимания. С учетом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления и повышения работоспособности школьников рекомендуют в обязательном порядке проводить на уроке физминутки. Физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями. На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30-ой минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3 физкультминутки на 10-ой, 15-ой, 20-ой минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха. Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх, приседания, наклоны и повороты туловища), каждое из которых повторяется 4-5 раз. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность учеников повышается в несколько раз.

Учителя начальных классов используют специальные стишки, произнося которые, дети выполняют упражнения. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, юмора. Заучивание и разыгрывание таких стихотворений способствует развитию памяти, эмоций, несёт воспитательное значение.

Для расслабления кистей рук и мышц туловища

Комплекс 1

1. Выполняется сидя за столом.

Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)

Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью)

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).

2. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй - с мизинца.

1-2-3-4-5 будем пальчики считать.

Крепкие, дружные. Все такие нужные.

На другой руке опять 1-2-3-4-5.

Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.

3. Выполняется сидя за столом.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Комплекс 2

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

Мимическая гимнастика

Для проведения мимической гимнастики выбираем одно из упражнений.

1. Вытяните губы трубочкой.

Растяните губы как можно шире.

Делайте глаза как можно удивленнее.

Зажмурьте глаза как можно сильнее.

Подвигайте челюстями вправо и влево.

Подвигайте бровями, сморщите лоб.

Сделайте свое лицо добрым и смешливым; удивленным и радостным.

2. Брови свести и развести.

Глаза сильно прищурить и широко открыть.

Губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать их.

Шею максимально вытянуть, а затем опустить.

Плечи максимально свести и развести.

Руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.

«Минутки покоя»

«Цветок»

Дети, представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу, в лесу, в цветнике. Они такие красивые, яркие, разноцветные! Хотите быть красивым цветком на лугу? Каким цветком хочет быть Лена, Наташа, Коля?..

Солнышко еще не взошло, цветочки спят. Глазки у них закрыты, бутончики обхватили лепестками. Дышат глубоко, ровно, спокойно.

Но вот: «Дзынь», — выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке цветочек — Лену, цветочек-Катю... (гладит).

Цветочки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели глазками вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились от яркого солнышка.

Открыли глаза широко и улыбнулись.

Как рады цветочки солнышку!

Зазвенели колокольчики: «Динь-динь-динь».

Им ответили ромашки: «Тик-так, тик-так»... Стали цветочки умываться росой: щечки, глазки, плечики, грудку.

Вот какие чистые и свежие!

Посмотрели друг на друга и все вместе сказали: «Здравствуй, утро! Как хорошо жить!»

«Ежата»

Представьте, что вы в лесу. Я — мама-ежиха, а вы — мои маленькие ежата. Вы спите, согнувшись в клубочек, спрятав носик в лапки.

Вдруг из-за высоких деревьев появился теплый лучик солнышка, пригрел вас. Вы открыли свои черные, как бусинки, глазки. Посмотрели влево, потом вправо на раскрывающую лепестки ромашку, потом вниз на зеленую травку, наконец, вверх на птичку, которая вовсю уже распевала песенку... Вы вынули свой носик из-под лапки и стали принюхиваться и пыхтеть.

Потом развернулись совсем и потянулись.

Умылись росой, попили из маленького зеленого листика.

Какая прохладная, чистая вода! Ежата даже облизнулись.

Посмотрелись в лужицу. Увидели, что их колючки спутались и расчесались.

А вот мама-ежиха с вкусным завтраком. Ежата обрадовались. Подбежали к мамочке, обняли ее.    Как хорошо, что на свете есть мама!

«Березка»

Наконец, после долгой холодной зимы наступила теплая весна.

Белоствольные березки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло.

Улыбнулись березки солнышку.

Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть. Удивились березки, но согласились.

Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.

Но шалун-ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться.

А тут еще дождь закапал, вымокли березки до последней нитки. Повисли ветви, как плети.

Испугался ветер, что березки могут заболеть. Разогнал тучи.

Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.

«Солнце»

Каждый день всходит солнце, чтобы обогреть всю землю. Все рады солнышку! Но пока оно спит. Ночь подходит к концу. Сторож-месяц пошел отдыхать и по пути постучал к солнышку, чтобы оно просыпалось.

А солнышко сладко спит.

Услышало оно, что в дверь постучали. Открыло свои глаза, а на улице темно. Не хочется вставать.

Солнышко зевнуло и снова крепко закрыло свои глазки.

Но время не ждет. Надо будить Землю. Солнышко потянулось и встало с кровати.

Умыло глазки, ротик, щечки.

Взяло расческу и расчесало свои золотые вол осы-лучики.

Лучики распрямились, ярко засияли. Солнышко расправило свое платьице и вышло на небо.

Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем.

«Росинки»

Наступило утро. Солнышко еще дремало. В лесу все спали, только птички проснулись и запели: «Чик-чирик».

На травинках проснулись росинки.

Они покачались, кивнули птичкам, потянулись, захлопали в ладоши и сказали всем радостно: «С добрым утром!»

Вместе со всеми росинки разбудили и злую крапиву. Она выставила свои колючки и обожгла росинки.

Сжались росинки от боли, испугались, притихли.

Но ветерок откатил росинки от крапивы, и они упали в домик-, колокольчик. Удивились росинки, осмотрелись и обрадовались, что рядом нет злюки-крапивы. Голубой колокольчик был очень красивым. Вот таким (руки, пальцы). Колокольчик закачался и зазвенел: «Динь-дон, динь-дон».

Росинки умыли колокольчик, его стебелек, лепестки, листочки.

Попрощались и покатились дальше.

«Из семени в дерево»

Ведущий (садовник) предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает прорастать (поднимаются). У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, всем телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика и физкультурные минутки на уроках.

Мы сегодня рисовали,Наши пальчики устали.Наши пальчики встряхнем,Рисовать опять начнем.- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать. Раз, два, три, четыре, пять,Будем пальчи...

Физкультурные минутки на уроках

Комплекс упражнений для снятия утомления плечевого пояса и рук....

Физкультурные минутки на уроках в 1 классе

Физкультурные минутки  помогают не только снять усталость, но учат правильному и точному выполнению определённых движений, помогают снять эмоциональную напряжённость. Для минуток я использую стих...

Учебно-методическое пособие "Физкультурные минутки на уроках в начальной школе"

Использование физкультминуток в стихах на уроках математики, письма и окружающего мира....

Физкультурные минутки на уроках в начальной школе

Отдых играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии...

Использование физкультурных минуток на уроках в начальных классах.

В данной статье рассказывается о видах физкультурных минуток и о том, когда их лучше применять....

Физкультурные минутки на уроках в начальной школе

Физкультурные минутки на уроках в начальной школе...